Методика расчета и показатели себестоимости пробега и простоя автотранспортных средств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

2.6.1 Общие положения. Определение себестоимости пробега (простоя) автотранспортных средств осуществляют прямым счетом в разрезе переменных и постоянных групп затрат [9].

Величину прямых затрат определяют в расчете на 1 км пробега автомобиля как сумму расходов по следующим статьям: топливо, смазочные и другие эксплуатационные материалы, шины, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава.

Величину постоянных затрат определяют в расчете на 1 час работы автомобиля как сумма расходов по статьям: амортизация (в процентах от стоимости на год), заработная плата водителя и накладные расходы.

2.2 Расчет себестоимости 1 авт. - км пробега

Себестоимость 1 авт-км пробега автомобиля рассчитывают по следующей формуле:

(19)

где: Зтоп - затраты на топливо, руб.;

Зсм - затраты на смазочные материалы, руб.;

Зш - затраты на восстановление износа шин, руб.;

А - амортизационные отчисления, руб.;

Зто - затраты на ремонт и техническое обслуживание автомобиля, руб.;

ЗП - заработная плата водителя, руб.;

НР - величина накладных расходов, % от прямых затрат;

Т - среднегодовое время использования автомобиля, ч;

Kрег - региональный поправочный коэффициент к затратам на пробег автомобиля.

Расчет затрат на топливо

Затраты на топливо определяют по следующей формуле:

Зтоп = QHСтоп, (20)

где: Стоп - стоимость 1 литра горючего, руб.;

QH - нормативный расход топлива, л/км или м3/км:

для легковых автомобилей и автобусов

QH = 0,01∙HSk, (21)

где: HS - базовая норма расхода топлива на пробег или простой автомобиля (по данным НИИА), л/100 км или м3/100 км;

k - поправочный коэффициент, учитывающий надбавку к расходу топлива в зимний период времени:

(22)

где: kзим - количество зимних месяцев в году;

N - размер установленной надбавки (по данным НИИАТ), %.

для бортовых грузовых автомобилей, тягачей самосвалов и фургонов

QH = 0,01∙(HS + HтопGk1k2)∙k, (23)

где: HS - базовая норма расхода топлива на пробег или простой автомобиля, л/100 км или м3/100 км;

Нтоп - норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 км или м3/100 км;

G - грузоподъемность транспортного средства, т;

k1 - коэффициент использования грузоподъемности;

k2 - коэффициент использования пробега автомобиля (с грузом).

Расчет затрат на смазочные материалы

Затраты на смазочные материалы определяют по следующей формуле:

Зсм = 0,01∙QH∙(QMCM + QTCT + QCCC + QПCП), (24)

где QH - нормативный расход топлива на пробег или простой автомобиля, л/км или м3/км;

QM - норма расхода моторного масла на 100 л общего расхода топлива, л;

СМ - стоимость 1 л моторного масла, руб.;

QT - норма расхода трансмиссионного масла на 100 л общего расхода топлива, л;

СТ - стоимость 1 л трансмиссионного масла, руб.;

QC - норма расхода специального масла на 100 л общего расхода топлива, л;

СС - стоимость 1 л специального масла, руб.;

QП - норма расхода пластичных смазок на 100 л общего расхода топлива, кг;

СП - стоимость 1 кг пластичных смазок, руб.

Расчет затрат на восстановление износа шин

Зш = 0,001∙НшСшК, (25)

где: Нш - норма на восстановление износа и ремонт шин на 1000 км пробега, доли единиц;

Сш - стоимость 1 комплекта покрышки, камеры, ободной ленты, руб.;

К - количество ходовых шин на автомобиле, шт.

Расчет амортизационных отчислений

А = 1000∙(НА АМСА + НАПСП)/100, (26)

где: НА АМ - норма амортизационных отчислений на полное восстановление автомобиля, %;

СА - стоимость автомобиля (тягача), тыс. руб.;

НАП - норма амортизационных отчислений на полное восстановление прицепа, %;

СП - стоимость прицепа, тыс. руб.

Расчет затрат на техническое обслуживание автомобиля

ЗТО = 0,001∙р∙(γАСА + γПСП)/100, (27)

где: γА и γП - норма затрат на проведение технического обслуживания соответственно автомобиля и прицепа, установленная на 1000 км пробега, %;

р - коэффициент к норме затрат, учитывающий дорожные условия: для дорог I категории - 0,84; для дорог II категории - 0,92; для дорог III категории - 1,0; для дорог IV категории - 1,17; для дорог V категории - 1,25;

СА - стоимость автомобиля (тягача), тыс. руб.;

СП - стоимость прицепа, тыс. руб.

Расчет заработной платы водителя

ЗП = ТчКтар, (28)

где: Тч - часовая тарифная ставка водителя (по данным «Отраслевого тарифного соглашения по автомобильному транспорту на 2002 - 2004 гг.»), руб.;

Ктар - коэффициент к тарифной ставке водителя.

2.3 Расчет себестоимости 1 авт-ч работы автомобиля

Себестоимость 1 авт-ч работы автомобиля рассчитывают по следующей формуле:

(29)

2.4 Расчет себестоимости 1 авт.-ч простоя автомобиля

Себестоимость 1 авт.-ч простоя автомобиля с включенным двигателем рассчитывают по следующей формуле:

(30)

Формирование нормативной базы расчета удельных показателей потерь от увеличения себестоимости перевозок грузов и пассажиров в ценах 2010 г. выполнено путем перерасчета базовых показателей основных видов переменных и постоянных затрат на перевозки по маркам автомобилей, разработанных на кафедре экономики дорожного хозяйства МАДИ (ГТУ) для условий ценообразования в 2002 г.

Рассчитанные значения показателей переменных и постоянных затрат по маркам легковых автомобилей, автобусов и грузовых автомобилей приведены в Приложении А.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 238.