2.6.1 Общие положения. Определение себестоимости пробега (простоя) автотранспортных средств осуществляют прямым счетом в разрезе переменных и постоянных групп затрат [9].
Величину прямых затрат определяют в расчете на 1 км пробега автомобиля как сумму расходов по следующим статьям: топливо, смазочные и другие эксплуатационные материалы, шины, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава.
Величину постоянных затрат определяют в расчете на 1 час работы автомобиля как сумма расходов по статьям: амортизация (в процентах от стоимости на год), заработная плата водителя и накладные расходы.
2.2 Расчет себестоимости 1 авт. - км пробега
Себестоимость 1 авт-км пробега автомобиля рассчитывают по следующей формуле:
(19) |
где: Зтоп - затраты на топливо, руб.;
Зсм - затраты на смазочные материалы, руб.;
Зш - затраты на восстановление износа шин, руб.;
А - амортизационные отчисления, руб.;
Зто - затраты на ремонт и техническое обслуживание автомобиля, руб.;
ЗП - заработная плата водителя, руб.;
НР - величина накладных расходов, % от прямых затрат;
Т - среднегодовое время использования автомобиля, ч;
Kрег - региональный поправочный коэффициент к затратам на пробег автомобиля.
Расчет затрат на топливо
Затраты на топливо определяют по следующей формуле:
Зтоп = QH∙Стоп, | (20) |
где: Стоп - стоимость 1 литра горючего, руб.;
QH - нормативный расход топлива, л/км или м3/км:
для легковых автомобилей и автобусов
QH = 0,01∙HS∙k, | (21) |
где: HS - базовая норма расхода топлива на пробег или простой автомобиля (по данным НИИА), л/100 км или м3/100 км;
k - поправочный коэффициент, учитывающий надбавку к расходу топлива в зимний период времени:
(22) |
где: kзим - количество зимних месяцев в году;
N - размер установленной надбавки (по данным НИИАТ), %.
для бортовых грузовых автомобилей, тягачей самосвалов и фургонов
QH = 0,01∙(HS + Hтоп∙G∙k1∙k2)∙k, | (23) |
где: HS - базовая норма расхода топлива на пробег или простой автомобиля, л/100 км или м3/100 км;
Нтоп - норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 км или м3/100 км;
G - грузоподъемность транспортного средства, т;
k1 - коэффициент использования грузоподъемности;
k2 - коэффициент использования пробега автомобиля (с грузом).
Расчет затрат на смазочные материалы
Затраты на смазочные материалы определяют по следующей формуле:
Зсм = 0,01∙QH∙(QM∙CM + QT∙CT + QC∙CC + QП∙CП), | (24) |
где QH - нормативный расход топлива на пробег или простой автомобиля, л/км или м3/км;
QM - норма расхода моторного масла на 100 л общего расхода топлива, л;
СМ - стоимость 1 л моторного масла, руб.;
QT - норма расхода трансмиссионного масла на 100 л общего расхода топлива, л;
СТ - стоимость 1 л трансмиссионного масла, руб.;
QC - норма расхода специального масла на 100 л общего расхода топлива, л;
СС - стоимость 1 л специального масла, руб.;
QП - норма расхода пластичных смазок на 100 л общего расхода топлива, кг;
СП - стоимость 1 кг пластичных смазок, руб.
Расчет затрат на восстановление износа шин
Зш = 0,001∙Нш∙Сш∙К, | (25) |
где: Нш - норма на восстановление износа и ремонт шин на 1000 км пробега, доли единиц;
Сш - стоимость 1 комплекта покрышки, камеры, ободной ленты, руб.;
К - количество ходовых шин на автомобиле, шт.
Расчет амортизационных отчислений
А = 1000∙(НА АМ∙СА + НАП∙СП)/100, | (26) |
где: НА АМ - норма амортизационных отчислений на полное восстановление автомобиля, %;
СА - стоимость автомобиля (тягача), тыс. руб.;
НАП - норма амортизационных отчислений на полное восстановление прицепа, %;
СП - стоимость прицепа, тыс. руб.
Расчет затрат на техническое обслуживание автомобиля
ЗТО = 0,001∙р∙(γА∙СА + γП∙СП)/100, | (27) |
где: γА и γП - норма затрат на проведение технического обслуживания соответственно автомобиля и прицепа, установленная на 1000 км пробега, %;
р - коэффициент к норме затрат, учитывающий дорожные условия: для дорог I категории - 0,84; для дорог II категории - 0,92; для дорог III категории - 1,0; для дорог IV категории - 1,17; для дорог V категории - 1,25;
СА - стоимость автомобиля (тягача), тыс. руб.;
СП - стоимость прицепа, тыс. руб.
Расчет заработной платы водителя
ЗП = Тч∙Ктар, | (28) |
где: Тч - часовая тарифная ставка водителя (по данным «Отраслевого тарифного соглашения по автомобильному транспорту на 2002 - 2004 гг.»), руб.;
Ктар - коэффициент к тарифной ставке водителя.
2.3 Расчет себестоимости 1 авт-ч работы автомобиля
Себестоимость 1 авт-ч работы автомобиля рассчитывают по следующей формуле:
(29) |
2.4 Расчет себестоимости 1 авт.-ч простоя автомобиля
Себестоимость 1 авт.-ч простоя автомобиля с включенным двигателем рассчитывают по следующей формуле:
(30) |
Формирование нормативной базы расчета удельных показателей потерь от увеличения себестоимости перевозок грузов и пассажиров в ценах 2010 г. выполнено путем перерасчета базовых показателей основных видов переменных и постоянных затрат на перевозки по маркам автомобилей, разработанных на кафедре экономики дорожного хозяйства МАДИ (ГТУ) для условий ценообразования в 2002 г.
Рассчитанные значения показателей переменных и постоянных затрат по маркам легковых автомобилей, автобусов и грузовых автомобилей приведены в Приложении А.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 238.