Ø требует высокого уровня развития аксиоматизированной содержательной теории. Луи де Бройль обращал внимание на то, что "аксиоматический метод может быть хорошим методом классификации или преподавания, но он не является методом открытия,
Ø эффективное применение аксиоматико-дедуктивного метода возможно только для достаточно развитого научного знания, в состав которого входят достаточно развитые модели, а также используются гипотезы о разного рода универсальных научных законах.
3. Гипотетико-дедуктивный метод — метод научного познания, сущность которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических фактах. Тем самым этот метод основан на выведении (дедукции) заключений из гипотез и других посылок, истинностное значение которых неизвестно. А это значит, что заключение, полученное на основе данного метода, неизбежно будет иметь вероятностный характер.
Специфика гипотетико-дедуктивного метода: метод преимущественно экстенсивный, позволяющий не столько организовывать имеющееся множество истин, сколько расширять его за счет добавления новых истин. Гипотетико-дедуктивный метод есть единство индукции и дедукции, хотя и с преобладанием индуктивной составляющей.
Общая структура гипотетико-дедуктивного метода:
а) ознакомление с фактическим материалом, требующим теоретического объяснения и попытка такового с помощью уже существующих теорий и законов. Если нет, то:
б) выдвижение догадки (гипотезы, предположения) о причинах и закономерностях данных явлений с помощью разнообразных логических приемов;
в) оценка основательности и серьезности предположений и отбор из множества из них наиболее вероятного;
г) выведение из гипотезы (обычно дедуктивным путем) следствий с уточнением ее содержания;
д) экспериментальная проверка выведенных из гипотезы следствий. Тут гипотеза или получает экспериментальное подтверждение, или опровергается. Однако подтверждение отдельных следствий не гарантирует ее истинности (или ложности) в целом. Лучшая по результатам проверки гипотеза переходит в теорию.
Достоинство гипотетико-дедуктивного метода: возможность расширения имеющегося знания.
Недостаток (ограниченность) этого метода: отсутствие задач организации имеющегося знания.
Разновидностью гипотетико-дедуктивного метода является математическая гипотеза, где в качестве гипотез выступают некоторые уравнения, предоставляющие модификацию ранее известных и проверенных состояний.
4. Восхождение от абстрактного к конкретному - метод теоретического исследования и изложения, состоящий в движении научной мысли от исходной абстракции ("начало" - одностороннее, неполное знание) через последовательные этапы углубления и расширения познания к результату - целостному воспроизведению в теории исследуемого предмета. В качестве своей предпосылки данный метод включает в себя восхождение от чувственно-конкретного к абстрактному, к выделению в мышлении отдельных сторон предмета и их "закреплению" в соответствующих абстрактных определениях. Движение познания от чувственно-конкретного к абстрактному - это и есть движение от единичного к общему, здесь преобладают такие логические приемы, как анализ и индукция.
3) Третий уровень: частнонаучные методы — совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук. Они используются в рамках конкретных наук.
4) Четвертый уровень: дисциплинарные методы — система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфической предмет и свои своеобразные методы исследования. Дисциплинарный метод "нарезает" окружающий мир на отдельные объектные и предметные области. Обозначив эти области как объект и предмет собственного исследования, дисциплинарный метод позволяет провести это исследование. Каждая дисциплина сильна прежде всего своим дисциплинарным образом объекта и предмета исследования. Поэтому ученые стремятся сохранить этот образ, а также дисциплинарную методологию его исследования, поскольку это обеспечивает накопление дисциплинарных знаний. Но с другой стороны, метод устанавливает естественное ограничение полноты познания окружающего мира. Стремление к сохранению дисциплинарного образа объекта и дисциплинарной методологии зачастую превращает конкретную науку в своего рода "дисциплинарную коробку", которая не позволяет исследователю выйти за ее пределы, а значит, не позволяет объяснить аномальные факты и, более того, обнаружить новые существенные признаки.
5) Пятый уровень: методы междисциплинарного исследования -совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. Междисциплинарный метод допускает прямой перенос методов исследования из одной научной дисциплины в другую, что обусловлено обнаружением сходств исследуемых предметных областей.
Например: кровеносная система организма напоминает систему трубопроводов технического объекта. Данное обстоятельство позволяет биологу исследовать кровеносную систему организма методом, применяемым в физике для описания движения жидкости по трубам. В результате появляется "междисциплинарная дисциплина" – биофизика, использующая междисциплинарный метод.
В междисциплинарных исследованиях всегда присутствуют "ведущая" и "ведомая" дисциплины и все результаты интерпретируются с позиции дисциплинарного образа "ведущей" дисциплины. Поэтому междисциплинарный метод предназначен прежде всего для решения дисциплинарных проблем, в разрешении которых конкретная дисциплина испытывает концептуальные методологические трудности. Широкое применение междисциплинарные методы нашли в реализации комплексных научных программ. Примером можно считать синергетический, кибернетический, эволюционный методы (подходы).
Резюме: метод – это необходимый элемент науки и научного познания. Считается, что именно с развития методологии в XVII веке, с появления и распространения индукции, дедукции, эксперимента возникла наука в собственном смысле слова. Метод позволяет организовать, регулировать процесс познания, воспроизвести, подтвердить и передать знание другим. Система методов и рефлексия над этой системой составляет суть методологии. Ее роль в определении качественного своеобразия метода и сферы его применения в конкретной области научного знания. Методология, как и сама наука, является развивающейся, подвижной системой знания о методах. Существует множество видов классификации методов познания. Устоявшейся и признанной (но не единственной) считается многоуровневая методология. В нее включаются философские, общенаучные (общелогические, эмпирические и теоретические), частнонаучные, дисциплинарные и междисциплинарные методы науки. Преимущество многоуровневой системы методов заключается в том, что в наши дни исследователь, как правило, сталкивается с исключительно сложными познавательными конструкциями и ситуациями. Поэтому ученому, чтобы ближе подобраться к своему объекту и всесторонне его изучить, требуется плавно переходить от внутрифилософской к собственно профессиональной методологии.
Вопросы для самопроверки и обсуждения.
1. Что такое научный метод, какие функции он выполняет?
2. Почему метод является абсолютно необходимым условием научного познания?
3. Что такое методология, какую роль она играет в системе научного познания?
4. Как связана методология с философией?
5. Какие проблемы современной методологии представляют наибольшую важность?
6. Какие существуют виды классификации методов, и какая из них является наиболее полной?
7. Что объединяет общелогические методы познания?
8. Какую роль играют философские методы познания, особенно диалектический метод в современной науке?
9. Какие ограничения имеет индукция как метод познания?
10. Что объединяет эмпирические методы познания? Какой метод эмпирического познания наиболее распространен в науке и почему?
11. Какую роль играют теоретические методы познания и чем они принципиально отличаются от эмпирических методов?
12. В чем принципиальное различие аксиоматического и гипотетико-дедуктивного методов познания?
13. Приведите пример частнонаучного метода познания? Почему он называется частным?
14. Какую роль играют дисциплинарные методы познания в современной науке?
15. Какую важность стали представлять междисциплинарные методы познания в современной постнеклассической науке?
16. Каково будущее методологии как науке о методах?
Дата: 2019-03-05, просмотров: 506.