Идеалы и нормы научного исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные понятия: идеалы и нормы науки, познавательные установки, социальные нормативы.

Идеалы и нормы научного познания - совокупность определенных концептуальных, ценностных, методологических и иных установок, свойственных науке на каждом конкретно-историческом этапе ее развития. Их основная функция:

1) организация и регуляция процесса научного исследования,

2) ориентация на более эффективные пути, способы и формы достижения истинных результатов.

При переходе на новый этап научного исследования (например, от классической к неклассической науке) кардинально меняются его идеалы и нормы. Их характер определяется в первую очередь предметом познания, спецификой изучаемых объектов, а их содержание всегда формируется в конкретном социокультурном контексте.

Виды идеалов и норм:

1. Собственно познавательные установки, которые регулируют процесс воспроизведения объекта в различных формах научного знания:

  • идеалы и нормы объяснения и описания;
  • идеалы и нормы доказательности и обоснованности знаний.

Например:

Ø идеал Древней Греции - принцип доказуемости с опорой на дедукцию.

Ø идеал Нового времени - научный эксперимент, опора на индукцию, интуицию, выдвижение гипотез и теорий и их проверка экспериментальным путем,

Ø идеал постнеклассической научности - принцип взаимодействия, взаимопревращения, эволюции и самоорганизации разнообразных систем и структур;

o идеалы и нормы построения и организации знаний (являются общеобязательными для всего научного познания):

Ø принцип простоты, позволяющий выявить общие глубокие предпосылки научного знания;

Ø принцип точности, минимального числа допущений;

Ø принцип преемственности в организации и развитии научного знания, и др.

2.Социальные нормативы, которые фиксируют роль науки и ее ценность для общественной жизни на определенном этапе исторического развития, управляют процессом коммуникации исследователей, отношениями научных сообществ и учреждений друг с другом и с обществом в целом и т.д.

Система установок и представлений о нормах объяснений, описания, доказательности, организации знаний и т.д. выражает стиль мышления этой эпохи.

В нормативных структурах науки выражены основные характеристики метода, а метод должен соответствовать объекту. Поэтому специфика исследуемых объектов непременно сказывается на характере идеалов и норм научного познания и каждый новый тип системной организации объектов, вовлекаемый в орбиту исследовательской деятельности, как правило, требует трансформации идеалов и норм научной дисциплины.

Идеалы науки в разных философских учениях:
1) Э. Мах: идеал - чистое описание фактов чувственного восприятия;
2) Б. Рассел: идеал - логический атомизм, принцип, согласно которому подлинными объектами познания считаются лишь «полные комплексы сосуществования», связка «объект – имя – факт»;
3) К. Поппер: идеал научности – принцип фальсифицируемости (возможности научного знания быть опровергнутым). Далекие от идеала научности, ненаучные концепции по своей сути неопровержимы;
4) М. Полани: идеал науки - мотивы личного опыта, переживания, внутренняя вера в науке, ее ценность, заинтересованность ученого, личная ответственность. Исключение человеческого фактора из знания ведет к бессмыслице;
5) П. Фейерабенд: идеал - пролиферация (размножение) теорий, принцип «всё дозволено», согласно которому ученые должны разрабатывать теории, несовместимые с принятыми, даже если последние достаточно подтверждены и общепризнаны.

Резюме: первый блок оснований науки составляют идеалы и нормы исследования. Они образуют целостную систему с достаточно сложной организацией. Эту систему, если воспользоваться аналогией А. Эддингтона, можно рассмотреть как своего рода “сетку метода”, которую наука “забрасывает в мир” с тем, чтобы “выудить из него определенные типы объектов”. “Сетка метода” детерминирована, с одной стороны, социокультурными факторами, определенными мировоззренческими презумпциями, доминирующими в культуре той или иной исторической эпохи, с другой - характером исследуемых объектов. Это означает, что с трансформацией идеалов и норм меняется “сетка метода”, и, следовательно, открывается возможность познания новых типов объектов.






Научная картина мира.

Основные понятия: научная картина мира, теоретическое ядро, фундаментальные допущения, частные теоретические модели.

 

Второй блок оснований науки составляет научная картина мира. С научной картиной мира связывают широкую панораму знаний о природе, включающую в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты.

Научная картина мира - яд­ро научного мировоззрения, некая обобщенная схема, образ предмета исследования, посредством которого фиксируются основные системные характеристики изучаемой реальности.

Научная картина мира (НКМ) — особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Научная картина мира не является совокупностью всех знаний человека об объективном мире, она представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах, сферах, уровнях и закономерностях реальной действительности. Это важнейший (теоретический) элемент мировоззрения как системного взгляда на мир в целом. Научная картина мира носит парадигмальный характер, так как задает систему установок и принципов освоения универсума.

Научная картина мира появляется на зрелом этапе развития науки. Ее главная задача – обобщить и упростить панораму действительности за счет выделения сущностных, фундаментальных связей и отношений. Таким образом НКМ – это квинтэссенция науки того или иного периода.

Структура научной картины мира:

1. Центральное те­оретическое ядро: совокупность конкретно-научных и онтологических констант, сохраняющихся без изменения во всех научных теориях.  

Например: принцип сохранения энергии, принцип постоянного роста энтропии, фундаментальные физические константы, характеризующие основные свойства универсума: пространство, время, вещество, поле.

2. Фундаментальные допущения: набор теоретических постулатов, представлений о способах взаимодействия и организации в систему, о генезисе и закономерностях развития универсума. Условно принимаются за неопровержимые.

3. Частные теоретические модели: служат для сохранности центрального теоретического ядра и фундаментальных допущений в случае появления аномалий и контрпримеров. Постепенно достраиваются.

Функции научной картины мира:

  1. Описывает мироздание (описательная).
  2. Систематизирует все знания на данном этапе развития науки (систематизируюшая).
  3. Задает систему установок и принципов освоения универсума.
  4. Формирует социокультурные нормы научного исследования (нормативная функция).
  5. Способствует вхождению науки в культуру, культуры в науку.
  6. Функционирует в качестве исследовательской программы, которая целенаправляет постановку задач как эмпирического, так и теоретического поиска и выбор средств их решения.
  7. Накапливает знания (кумулятивная функция).

Научная картина мира связана со «специальными картинами мира», например, физической, химической, геологической, но в то же время она есть обобщение всех отдельных специальных картин мира.

Уровни научной картины мира:

1). Общенаучный: обобщение наиболее важных достижений различных наук.

2). Частнонаучный (специальные картины мира – математическая, физическая, социальная, техническая и т.д.). Картины мира отдельных наук, в свою очередь, включают в себя соответствующие многочисленные концепции — определенные способы понимания и трактовки каких-либо предметов, явлений и процессов объективного мира, существующие в каждой отдельной науке.

Исторические формы научной картины мира:

1. Классическая картина мира: основана на достижениях Галилея и Ньютона, господствовала на протяжении достаточно продолжительного периода, от времен Галилея до конца XIX в.

Черты классической картины мира:

  • Претендовала на привилегированное обладание истинным знанием.
  • Графическая модель - прогрессивно направленное линейное развитие с жестко однозначной детерминацией, где прошлое определяет настоящее так же изначально, как и настоящее определяет будущее.
  • Описание объектов, как если бы они существовали сами по себе в строго заданной системе координат.
  • Требование элиминации всего того, что относилось либо к субъекту познания, либо к возмущающим факторам и помехам.
  • Строго однозначная причинно-следственная зависимость возводилась в ранг объяснительного эталона.

2. Неклассическая картина мира. Родилась под влиянием первых теорий термодинамики, оспаривающих универсальность законов классической механики, теории относительности и др. научных революцией рубежа XIX—XX вв.

Черты неклассической картины мира:

  • Новая форма детерминации - «статистическая закономерность». Это более гибкая схема детерминации, нежели в линейном процессе,
  • Учитывается новый фактор — роль случая.
  • Изменения осуществляются, подчиняясь теории вероятности и законам больших чисел.
  • Принцип объективности, присущий классической научной картине мира, дополняется принципами наблюдаемости, неопределенности, дополнительности.

3. Постнеклассическая картина мира: построена с учетом принципов синергетики.

Черты постнеклассической картины мира:

o Признание фундаментальной роли случайности, неопределенности в развитии мира.

o Развитие живых, открытых систем нелинейно и не предопределено жесткими законами.

o Прошлое никак не определяет настоящее, а настоящее не распространяет свое влияние на будущее.

o Соотнесенность характеристик получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ее ценностно-целевыми структурами. Включенность ценностно-целевых структур - новый императив постнеклассики.

Резюме: научная картина мира – второе важнейшее основание науки. Она задает систему установок и принципов освоения универсума, дает широкую панораму видения мира, не являясь при этом механической суммой всех знаний. Накладывая определенные ограничения на характер допущений «разумных» новых гипотез, научная картина мира тем самым направляет движение мысли. Содержание научной картины мира обусловливает способ видения мира, поскольку влияет на формирование социокультурных, этических, методологических и логических норм научного исследования. Научные картины мира – исторически изменчивые образования.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 241.