Методы научного познания и их классификация
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные понятия: метод, методология, диалектический метод, метафизический метод, общелогические методы, анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, аналогия, наблюдение, измерение, описание, эксперимент, формализация, моделирование, метод математической гипотезы, гипотетико-дедуктивный метод, аксиоматико-дедуктивный метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному, частнонаучные методы, дисциплинарные методы, междисциплинарные методы.

Существуют различные виды классификации научных методов познания:

1) Формальные/содержательные;

2) Эмпирические/теоретические;

3) Фундаментальные/прикладные;

4) Методы исследования/методы изложения;

5) Методы естествознания/социально-гуманитарных/ технических наук;

6) Качественные/количественные методы;

7) Методы непосредственного и опосредованного познания и пр.

В современной науке достаточно успешно «работает» много­ уровневая концепция методологического знания:

1) Первый уровень: ф илософские методы: система «мягких» принципов, операций и приемов, носящих всеобщий, универсальный и абстрактный характер. Философские методы задают лишь самые общие направления исследования, его генеральную стратегию, но не заменяют специальные методы и не обусловливают окончательный результат познания прямо и непосредственно.

Основные философские методы:

Ø Диалектический метод метод рассмотрения процессов, явлений, вещей в их единстве и развитии. Данный метод предполагает всестороннее системное познание различных аспектов бытия. Он активно используется в современной науке.

Ø Метафизический метод метод рассмотрения первоначальной природы реальности, бытия и мира как такового. Данный метод предполагает сущностное познание бытия.

Существуют и другие философские методы: феноменологический, герменевтический и др.

2) Второй уровень: общенаучные подходы и методы исследования: выступают в качестве своеобразной «промежуточной методологии» между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. Общенаучные методы делятся на 3 группы: общелогические, эмпирические и теоретические методы.

Общелогические методыметоды, применяемые одновременно на теоретическом и эмпирическом уровне. Они задают общие принципы и приемы логического познания.

Виды общелогических методов:

Ø Анализ процедура мысленного расчленения объекта на составные элементы в це­лях выявления системных свойств. Каждая из выделенных частей анализируется раздельно в пределах единого целого. Например, анализ производительности труда рабочих производится по каждому цеху и по предприятию в целом.

Ø Синтезоперация соединения элемен­тов в единое целое. В процессе научных исследований синтез связан с анализом, поскольку он позволяет соединить части предмета, расчлененного в процессе анализа, установить их связь и познать предмет как единое целое (например, производительность труда по производственному объединению в целом).

Ø Индукцияметод получения знания, при котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок. Индуктивный подход базируется на беспристрастном сборе данных или на проведении опытов, с помощью которых можно проверить полученные результаты и сделанные на их основе выводы.

На практике подобный метод работает следующим образом.

- Происходит сбор данных и по возможности исключаются незначимые факторы.

- На основании полученных данных делаются выводы, ведущие к построению гипотезы.

- Предпринимаются опыты для проверки гипотезы, в процессе которых выясняется, может ли она правильно предсказать результаты этих опытов.

- В случае необходимости гипотеза корректируется с учетом результатов проведенных экспериментов.

- На основании гипотезы и экспериментальных данных строится общая теория.

- Эта теория используется для прогнозов, которыми ее можно подтвердить или опровергнуть.

Ø Дедукцияметод движения знания от общего к частному. Дедукция также может выступать как достоверный вывод (как раздел логики).

Ø Аналогияприем познания, при котором наличие сходства, совпадение признаков нетождественных объектов позволяет пред­положить их сходство и в других признаках.

Ø Абстрагирование прием мышления, заключающийся в отвле­чении от несущественных, незначимых свойств исследуемого объекта с одновременным вы­делением тех его свойств, которые представляются важными. Главным процессом образования абстракции в этом случае является элиминация бесконечно многих свойств реального объекта, – вот почему этот вид абстрагирования можно называть «элиминативным». Как правило, выделяются общие свойства для некоторого класса объектов, так что абстрагирование здесь совпадает с выделением общего, или обобщением.

Специфика абстрагирования:

1) Абстракция есть преимущественно результат обеднения реального объекта, а не представляет из себя новый объект.

2) Сами по себе абстракции существуют только в нашем сознании.

Ø Метод моделирования - процесс разработки, построения и исследования моделей. Модель – это аналог определенного фрагмента реальности, который служит для хранения и расширения знания об оригинале, конструирования оригинала, преобразования или управления им. В XX в. моделирование как универсальный метод научного исследования охватывает широкий круг научных знаний: техническое конструирование, строительство и архитектуру, астрономию, физику, химию, биологию и, наконец, общественные науки.

Специфика метода моделирования:

1.Процесс моделирования чаще всего складывается из построения абстракций и умозаключений по аналогии и конструирования научных гипотез.

2. Модель представляет материальный объект, который в процессе исследования замещает объект-оригинал таким образом, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале.

3. Главная особенность моделирования состоит в том, что это метод опосредованного познания посредством объектов-заместителей. Модель служит инструментом познания, который исследователь ставит между собой и объектом и с помощью которого изучает интересующий его объект.

Именно эта особенность метода моделирования определяет его специфические черты: использование абстракций, аналогий, гипотез, других категорий и методов познания.

Процесс моделирования включает:

• субъект исследования – исследователь;

• объект исследования – интересующий объект-оригинал;

• предмет исследования – модель.

2. Необходимость использования метода моделирования определяется тем обстоятельством, что многие объекты (или проблемы, относящиеся к этим объектам) непосредственно исследовать затруднительно или вовсе невозможно.

В силу многозначности понятия «модель» в науке и технике не существует единой классификации видов моделирования: классификацию можно проводить по характеру моделей, по характеру моделируемых объектов, по сферам приложения моделирования (в технике, физических науках, кибернетике и т. д.). Например, можно выделить следующие виды моделирования: информационное, компьютерное, математическое, логическое, педагогическое, психологическое, статистическое, физическое, экономико-математическое моделирование, имитационное и пр.

Эмпирические методы:

В эмпирическом познании преобладает чувственное познание. Основные методы эмпирического уровня научного познания – наблюдение, измерение и эксперимент.

1) Наблюдениецеленаправленное, организованное, систематическое изучение предметов и явлений внешнего мира, отличительной чертой которого является сохранение объекта в естественных условиях. Наблюдение – это простейший вид научного познания, опирающийся на данные органов чувств.

Специфика наблюдения:

1) основывается на органах чувств;

2) предполагает минимальное влияние на активность объекта и максимальную опору на естественные органы чувств субъекта;

3) результаты наблюдения составляют основу фактов, а факты - это основа науки;

4) имеет научный характер, если оказывается принципиально воспроизводимым.

Виды наблюдений:

Ø Непосредственные: те или иные свойства, стороны объекта отражаются, воспринимаются органами чувств человека.

Ø Опосредованные: проводится с использованием тех или иных технических средств, приборов,

Ø Косвенные: когда непосредственно наблюдается не сам предмет или процесс, а его результат. Опосредованное (косвенное) наблюдение может вестись также через полномочных лиц, работающих по программе и заданию исследователя, например, нельзя непосредственно изучить мышление человека, но можно видеть результат деятельности мышления человека при решении каких-то задач или заданий.

Также наблюдения можно классифицировать как:

Ø вооруженное (использующее приборы, например, микроскоп, телескоп) / невооруженное (приборы не используются),

Ø полевое (наблюдение в естественной среде существования объекта) / лабораторное (в искусственной среде).

2) Измерение – процедура отнесения объекта к тому или иному элементу шкалы (специальной математической структуры с множеством элементов, операций и отношений на этих элементах). Обычно выделяют 4 основных вида шкал: шкалы номинальные, порядковые, интервальные и шкалы отношений. В гуманитарных науках более приняты порядковые и интервальные шкалы, а шкалы отношений больше используются в естественнонаучных дисциплинах.

3) Экс­перимент – активный целенаправленный метод изучение явлений в точно фиксируемых условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем. Эксперимент – это наиболее сложный метод эмпирического познания, во многом определяемый принятой научной теорией.

Специфика эксперимента:

1) субъект познания не ограничивается ролью простого регистратора происходящих событий, но пытается активно воздействовать на объект познания;

2) предполагает создание более-менее специфических условий существования объекта, вплоть до выделения его из естественной среды и размещения в некоторой искусственной среде;

3) роль приборов и приборных установок первостепенна;

4) воспроизводимость.

Виды эксперимента:

Ø прямой - эксперимент, при котором осуществляется воздействие непосредственно на объект исследования;

Ø модельный - эксперимент, при котором объект заменяется в эксперименте модель;

Ø полевой - эксперимент проводится в естественных для объекта условиях;

Ø лабораторный - объект исследуется в искусственно-созданной обстановке);

Ø поисковый - когда исследуется влияние какого-то фактора на объект исследования);

Ø измерительный - осуществляется сложное измерение объекта;

Ø проверочный – эксперимент, при котором идет проверка и отбор гипотез.

4) Сравнение – познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов (или ступеней развития объекта), т.е. их тождества и различия, но имеет смысл только в совокупности однородных предметов, образующих класс.

5) Описание познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов опыта (наблюдения или эксперимента) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке (схем, таблиц, рисунков и пр.)

Теоретические методы:

1. Формали­зация – отображение содержательного знания в знаковой системе (формализованном языке). При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами), которые позволяют избежать неоднозначности в понимании. Главное в процессе формализации состоит в том, что над формулами искусственных языков можно производить операции, получать из них новые формулы и соотношения. Тем самым операции с мыслями о предметах заменяются действиями со знаками и символами. Формализация, таким образом, есть обобщение форм различных по содержанию процессов, абстрагирование этих форм от их содержания.

2. Аксиоматический (аксиоматико-дедуктивный) метод - способ построения научной тео­рии, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения — аксиомы (постулаты), из которых все осталь­ные утверждения этой теории выводятся из них чисто логи­ческим путем, посредством доказательства.

Специфика аксиоматико-дедуктивного метода научного познания: это по преимуществу метод интенсивный, не столько расширяющий, сколько организующий имеющееся знание.

Достоинства аксиоматического метода:

Ø позволяет дедуктивно организовать знание, унифицированно представить множество истин как множество теорем некоторой системы аксиом,

Ø повысить строгость и точность рассуждений на основе использования более-менее формализованного языка,

Ø позволяет установить зависимость-независимость различных фрагментов знания.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 293.