Основные понятия: метод, методология, диалектический метод, метафизический метод, общелогические методы, анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, аналогия, наблюдение, измерение, описание, эксперимент, формализация, моделирование, метод математической гипотезы, гипотетико-дедуктивный метод, аксиоматико-дедуктивный метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному, частнонаучные методы, дисциплинарные методы, междисциплинарные методы.
Существуют различные виды классификации научных методов познания:
1) Формальные/содержательные;
2) Эмпирические/теоретические;
3) Фундаментальные/прикладные;
4) Методы исследования/методы изложения;
5) Методы естествознания/социально-гуманитарных/ технических наук;
6) Качественные/количественные методы;
7) Методы непосредственного и опосредованного познания и пр.
В современной науке достаточно успешно «работает» много уровневая концепция методологического знания:
1) Первый уровень: ф илософские методы: система «мягких» принципов, операций и приемов, носящих всеобщий, универсальный и абстрактный характер. Философские методы задают лишь самые общие направления исследования, его генеральную стратегию, но не заменяют специальные методы и не обусловливают окончательный результат познания прямо и непосредственно.
Основные философские методы:
Ø Диалектический метод – метод рассмотрения процессов, явлений, вещей в их единстве и развитии. Данный метод предполагает всестороннее системное познание различных аспектов бытия. Он активно используется в современной науке.
Ø Метафизический метод – метод рассмотрения первоначальной природы реальности, бытия и мира как такового. Данный метод предполагает сущностное познание бытия.
Существуют и другие философские методы: феноменологический, герменевтический и др.
2) Второй уровень: общенаучные подходы и методы исследования: выступают в качестве своеобразной «промежуточной методологии» между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. Общенаучные методы делятся на 3 группы: общелогические, эмпирические и теоретические методы.
Общелогические методы – методы, применяемые одновременно на теоретическом и эмпирическом уровне. Они задают общие принципы и приемы логического познания.
Виды общелогических методов:
Ø Анализ – процедура мысленного расчленения объекта на составные элементы в целях выявления системных свойств. Каждая из выделенных частей анализируется раздельно в пределах единого целого. Например, анализ производительности труда рабочих производится по каждому цеху и по предприятию в целом.
Ø Синтез — операция соединения элементов в единое целое. В процессе научных исследований синтез связан с анализом, поскольку он позволяет соединить части предмета, расчлененного в процессе анализа, установить их связь и познать предмет как единое целое (например, производительность труда по производственному объединению в целом).
Ø Индукция — метод получения знания, при котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок. Индуктивный подход базируется на беспристрастном сборе данных или на проведении опытов, с помощью которых можно проверить полученные результаты и сделанные на их основе выводы.
На практике подобный метод работает следующим образом.
- Происходит сбор данных и по возможности исключаются незначимые факторы.
- На основании полученных данных делаются выводы, ведущие к построению гипотезы.
- Предпринимаются опыты для проверки гипотезы, в процессе которых выясняется, может ли она правильно предсказать результаты этих опытов.
- В случае необходимости гипотеза корректируется с учетом результатов проведенных экспериментов.
- На основании гипотезы и экспериментальных данных строится общая теория.
- Эта теория используется для прогнозов, которыми ее можно подтвердить или опровергнуть.
Ø Дедукция — метод движения знания от общего к частному. Дедукция также может выступать как достоверный вывод (как раздел логики).
Ø Аналогия — прием познания, при котором наличие сходства, совпадение признаков нетождественных объектов позволяет предположить их сходство и в других признаках.
Ø Абстрагирование — прием мышления, заключающийся в отвлечении от несущественных, незначимых свойств исследуемого объекта с одновременным выделением тех его свойств, которые представляются важными. Главным процессом образования абстракции в этом случае является элиминация бесконечно многих свойств реального объекта, – вот почему этот вид абстрагирования можно называть «элиминативным». Как правило, выделяются общие свойства для некоторого класса объектов, так что абстрагирование здесь совпадает с выделением общего, или обобщением.
Специфика абстрагирования:
1) Абстракция есть преимущественно результат обеднения реального объекта, а не представляет из себя новый объект.
2) Сами по себе абстракции существуют только в нашем сознании.
Ø Метод моделирования - процесс разработки, построения и исследования моделей. Модель – это аналог определенного фрагмента реальности, который служит для хранения и расширения знания об оригинале, конструирования оригинала, преобразования или управления им. В XX в. моделирование как универсальный метод научного исследования охватывает широкий круг научных знаний: техническое конструирование, строительство и архитектуру, астрономию, физику, химию, биологию и, наконец, общественные науки.
Специфика метода моделирования:
1.Процесс моделирования чаще всего складывается из построения абстракций и умозаключений по аналогии и конструирования научных гипотез.
2. Модель представляет материальный объект, который в процессе исследования замещает объект-оригинал таким образом, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале.
3. Главная особенность моделирования состоит в том, что это метод опосредованного познания посредством объектов-заместителей. Модель служит инструментом познания, который исследователь ставит между собой и объектом и с помощью которого изучает интересующий его объект.
Именно эта особенность метода моделирования определяет его специфические черты: использование абстракций, аналогий, гипотез, других категорий и методов познания.
Процесс моделирования включает:
• субъект исследования – исследователь;
• объект исследования – интересующий объект-оригинал;
• предмет исследования – модель.
2. Необходимость использования метода моделирования определяется тем обстоятельством, что многие объекты (или проблемы, относящиеся к этим объектам) непосредственно исследовать затруднительно или вовсе невозможно.
В силу многозначности понятия «модель» в науке и технике не существует единой классификации видов моделирования: классификацию можно проводить по характеру моделей, по характеру моделируемых объектов, по сферам приложения моделирования (в технике, физических науках, кибернетике и т. д.). Например, можно выделить следующие виды моделирования: информационное, компьютерное, математическое, логическое, педагогическое, психологическое, статистическое, физическое, экономико-математическое моделирование, имитационное и пр.
Эмпирические методы:
В эмпирическом познании преобладает чувственное познание. Основные методы эмпирического уровня научного познания – наблюдение, измерение и эксперимент.
1) Наблюдение – целенаправленное, организованное, систематическое изучение предметов и явлений внешнего мира, отличительной чертой которого является сохранение объекта в естественных условиях. Наблюдение – это простейший вид научного познания, опирающийся на данные органов чувств.
Специфика наблюдения:
1) основывается на органах чувств;
2) предполагает минимальное влияние на активность объекта и максимальную опору на естественные органы чувств субъекта;
3) результаты наблюдения составляют основу фактов, а факты - это основа науки;
4) имеет научный характер, если оказывается принципиально воспроизводимым.
Виды наблюдений:
Ø Непосредственные: те или иные свойства, стороны объекта отражаются, воспринимаются органами чувств человека.
Ø Опосредованные: проводится с использованием тех или иных технических средств, приборов,
Ø Косвенные: когда непосредственно наблюдается не сам предмет или процесс, а его результат. Опосредованное (косвенное) наблюдение может вестись также через полномочных лиц, работающих по программе и заданию исследователя, например, нельзя непосредственно изучить мышление человека, но можно видеть результат деятельности мышления человека при решении каких-то задач или заданий.
Также наблюдения можно классифицировать как:
Ø вооруженное (использующее приборы, например, микроскоп, телескоп) / невооруженное (приборы не используются),
Ø полевое (наблюдение в естественной среде существования объекта) / лабораторное (в искусственной среде).
2) Измерение – процедура отнесения объекта к тому или иному элементу шкалы (специальной математической структуры с множеством элементов, операций и отношений на этих элементах). Обычно выделяют 4 основных вида шкал: шкалы номинальные, порядковые, интервальные и шкалы отношений. В гуманитарных науках более приняты порядковые и интервальные шкалы, а шкалы отношений больше используются в естественнонаучных дисциплинах.
3) Эксперимент – активный целенаправленный метод изучение явлений в точно фиксируемых условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем. Эксперимент – это наиболее сложный метод эмпирического познания, во многом определяемый принятой научной теорией.
Специфика эксперимента:
1) субъект познания не ограничивается ролью простого регистратора происходящих событий, но пытается активно воздействовать на объект познания;
2) предполагает создание более-менее специфических условий существования объекта, вплоть до выделения его из естественной среды и размещения в некоторой искусственной среде;
3) роль приборов и приборных установок первостепенна;
4) воспроизводимость.
Виды эксперимента:
Ø прямой - эксперимент, при котором осуществляется воздействие непосредственно на объект исследования;
Ø модельный - эксперимент, при котором объект заменяется в эксперименте модель;
Ø полевой - эксперимент проводится в естественных для объекта условиях;
Ø лабораторный - объект исследуется в искусственно-созданной обстановке);
Ø поисковый - когда исследуется влияние какого-то фактора на объект исследования);
Ø измерительный - осуществляется сложное измерение объекта;
Ø проверочный – эксперимент, при котором идет проверка и отбор гипотез.
4) Сравнение – познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов (или ступеней развития объекта), т.е. их тождества и различия, но имеет смысл только в совокупности однородных предметов, образующих класс.
5) Описание – познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов опыта (наблюдения или эксперимента) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке (схем, таблиц, рисунков и пр.)
Теоретические методы:
1. Формализация – отображение содержательного знания в знаковой системе (формализованном языке). При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами), которые позволяют избежать неоднозначности в понимании. Главное в процессе формализации состоит в том, что над формулами искусственных языков можно производить операции, получать из них новые формулы и соотношения. Тем самым операции с мыслями о предметах заменяются действиями со знаками и символами. Формализация, таким образом, есть обобщение форм различных по содержанию процессов, абстрагирование этих форм от их содержания.
2. Аксиоматический (аксиоматико-дедуктивный) метод - способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения — аксиомы (постулаты), из которых все остальные утверждения этой теории выводятся из них чисто логическим путем, посредством доказательства.
Специфика аксиоматико-дедуктивного метода научного познания: это по преимуществу метод интенсивный, не столько расширяющий, сколько организующий имеющееся знание.
Достоинства аксиоматического метода:
Ø позволяет дедуктивно организовать знание, унифицированно представить множество истин как множество теорем некоторой системы аксиом,
Ø повысить строгость и точность рассуждений на основе использования более-менее формализованного языка,
Ø позволяет установить зависимость-независимость различных фрагментов знания.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 293.