Ø ускорение развития производительных сил общества;
Ø сокращение сроков перехода от одной ступени научного познания к другой, от научного открытия к его практическому применению;
Ø развитие средств сообщения, облегчившее обмен идеями.
8. Свобода критики, недопустимость монополизма и догматизма.
Закономерностью развития науки является и возрастание критичности в научной среде, открытость, антидогматический характер проведения научных исследований.
Критика - способ духовной деятельности, основная задача которого — целостная оценка явления с выявлением его противоречий, сильных и слабых сторон и т. д.
Формы критики:
а) негативная, разрушительная — беспощадное и полное («голое») отрицание всего и вся;
б) конструктивная, созидательная, предлагающая конкретные пути решения проблем, реальные методы разрешения противоречий, эффективные способы преодоления заблуждений. Это важнейшее условие для реализации принципа объективности научного познания.
Для науки должен быть характерен конструктивно-критический подход, который исходит не из той реальности, которую желательно видеть, а из той, которая есть со всеми ее плюсами и минусами, достоинствами и недостатками. Наука должна избегать догматизма, закрытости от критики.
Догматизм — форма метафизического мышления, характеризующаяся застылостью, косностью, окостенелостью, «мертвостью» и неподвижностью, стремлением к авторитарности. Догматизм представляет собой специфическое отношение субъекта к некоторому содержанию познания, в котором данное содержание конституируется в качестве абсолютно абсолютного. Фактическое "замещение" действительности абсолютным конструктом неизбежно приводит к заблуждениям в познании.
Резюме: наука – это живая, открытая изменениям система знаний, которая постоянно подвергается достройке, перестройке, она постоянно усложняется, становится более теоретичной, математизируется, но в то же время она стремится видеть мир целостно, диалектично. Она дорожит накопленным багажом знаний, но в то же время она не боится к качественным изменениям, прыжкам в новое видение мира и миров (к новым онтологиям). Все это позволяет ей активно развиваться, преодолевать проблемы, с которыми сталкивается человечество (природные и рукотворные, техногенные катастрофы). Закономерностями ее развития являются дифференциация и интеграция, математизация, диалектизация, стремление к междисциплинарности методов, свободе критике и недопустимости догматизма.
Вопросы для самопроверки и обсуждения.
1. Какое место занимает проблема роста научного знания в философии науки?
2. Какие существуют позиции в отношении вопроса о динамике научного знания?
3. Что общего у эволюционной эпистемологии и постпозитивизма в вопросе о росте научного знания?
4. В чем сильные и слабые стороны модели роста научного знания экстерналистов?
5. В чем сильные и слабые стороны модели роста научного знания интерналистов?
6. В чем сильные и слабые стороны модели роста научного знания К. Поппера?
7. Приведите пример из истории науки, который свидетельствует об антикумулитявистской направленности науки.
8. Какую роль играют проблемы и проблемные ситуации в развитии науки?
9. Почему постановка проблемы в диссертационном исследовании является обязательным условием?
10. Существует ли противоречие между такими процессами развития науки, как дифференциация и интеграция?
11. Почему современная наука должна непременно стремиться к антидогматизму и свободе критики?
12. Почему современная наука стремится к своей максимальной математизации? С чем это связано?
13. Почему постнеклассическая наука стремится к своей междисциплинарности и использует междисциплинарные методы познания?
Дата: 2019-03-05, просмотров: 304.