Основные понятия: философские основания науки, СЛЕНТ концепция, адаптация научной картины мира, онтологические основания науки.
Философские основания науки – третий блок оснований науки, связующее звено между философским и научным знанием. Философские основания науки образуют идеи и принципы, обосновывающие идеалы и нормы науки, а также содержательное представление научной картины мира. Благодаря философским принципам, идеям, методам осуществляется включение научного знания в культуру.
Например: обоснование Фарадеем материального статуса электрических и магнитных полей ссылками на принцип единства материи и силы.
Точки зрения на значение философии в отношении науки:
1) Позитивисты: влияние философии на процесс научного познания является чисто внешним, философские основания нельзя включать в структуру научного знания, иначе науке грозит рецидив натурфилософствования, подчинение различным «философским спекуляциям», от которых наука с таким трудом избавилась к началу XX в.
2) Натурфилософы и сторонники метафизики: философские основания науки должны быть включены в структуру науки, поскольку служат обоснованию ее теоретических конструкций, расширяют ее когнитивные ресурсы и познавательный горизонт.
3) Промежуточная точка зрения Э.М. Чудинова под названием концепция СЛЕНТ (философия как строительные леса научной теории): в моменты научных революций, в период становления новых фундаментальных теорий философские основания науки входят в структуру научного знания. Однако после того как научная теория достигла необходимой степени зрелости, философские основания науки удаляются из ее структуры.
Философские принципы осуществляют перестройку нормативных структур науки и картин реальности, а затем применяются для обоснования полученных результатов - новых онтологий и новых представлений о методе.
По В.С. Степину, известному отечественному философу науки, роль философских оснований науки определяется:
1. Эвристикой поиска: философия видит новые проблемы, которые затем становятся предметом изучения конкретных наук.
2. Стыковкой (адаптацией) научной картины мира и идеалов и норм исследования с господствующим мировоззрением той или иной исторической эпохи, с категориями ее культуры.
3. Рефлексией над наукой, ее основаниями и всей культурой.
4. Выработкой категориальных структур, которые могут быть использованы в науке.
5. Прогностической функцией, т.е. предвидением сценариев будущего в силу постоянной рефлексии над мировоззренческими основаниями культуры с последующей теоретической экспликацией и обоснованием обнаруживаемых в этом процессе категориальных смыслов.
Примеры связи философских оснований науки с естествознанием:
1. Идеи атомистики, развитые вначале в философии Древней Греции, лишь в XVII-XVIII вв. превратились в естественнонаучный факт.
2. Развитый в философии Лейбница категориальный аппарат был избыточен для механистического естествознания XVII в. и ретроспективно может быть оценен как предвосхищение некоторых наиболее общих особенностей саморегулирующихся систем.
3. В разработанном Гегелем категориальном аппарате были отражены многие наиболее общие сущностные характеристики сложных, саморазвивающихся систем; теоретическое изучение объектов, принадлежащих к этому типу систем, в естествознании началось лишь в середине XIX в. Примером может послужить учение Ч. Дарвина о происхождении видов как первое теоретическое исследование, направленное на выявление закономерности исторически развивающегося объекта.
Резюме: философия работает на двух взаимосвязанных полюсах – на полюсе рационального осмысления наличных мировоззренческих структур культуры и на полюсе проектирования возможных новых способов понимания человеком окружающего мира (новых мировоззренческих ориентаций). Она не только объясняет и идеологически обосновывает те или иные наличные способы мировосприятия и мироосмысления, уже сложившиеся в культуре, но и готовит своеобразные “проекты”, предельно обобщенные теоретические схемы потенциально возможных мировоззренческих структур, а значит, и возможных оснований культуры будущего. Переход от одного типа философских оснований науки к другому всегда обусловлен не только внутренними потребностями науки, но и той социокультурной средой, в которой развиваются и взаимодействуют философия и наука. Двойная функция философских оснований науки - быть эвристикой научного поиска и средством адаптации научных знаний к господствующим в культуре мировоззренческим установкам.
Вопросы для самопроверки и обсуждения.
1. В чём проявляется теоретическая нагруженность эмпирических данных?
2. Каковы функции фактов в научном познании?
3. Как соотносятся современные общенаучные методы – системно-структурный, синергетический, компьютерно-вычислительный с классическими общенаучными методами – индуктивно-эмпирическим, аксиоматико-дедуктивным, гипотетико-аналитическим? В каком смысле следует понимать высказывания некоторых методологов об «эзотеричности» и «эмпирической невесомости» современного естествознания?
4. В чём проявляется ограниченность гипотетико-дедуктивного метода?
5. Какую роль играет научная картина мира как структурный элемент основания науки?
6. Допустимы ли в науке гипотезы ad hoc?
7. Существуют ли какие априорные (доопытные) структуры в науке, или всё научное знание, в конечном счёте, носит апостериорный (опытный) характер? Как можно разграничит мировоззренческие, общенаучные и частнонаучные принципы?
Дата: 2019-03-05, просмотров: 282.