1. Проблема – форма теоретического знания, содержанием которого является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать (знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа). Проблема не есть застывшая форма знания, предполагает постановку и решение какого-то вопроса. Научная проблема выражается в наличии противоречивой ситуации (выступающей в виде противоположных позиций), которая требует соответствующего разрешения. Научные проблемы следует отличать от ненаучных (псевдопроблем) - например, проблема создания вечного двигателя.
2. Гипотеза - форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотеза может существовать лишь до тех пор, пока не противоречит достоверным фактам опыта, в противном случае она становится просто фикцией. Она проверяется (верифицируется) соответствующими опытными фактами (в особенности экспериментом), получая характер истины. Гипотеза является плодотворной, если может привести к новым знаниям и новым методам познания, к объяснению широкого круга явлений.
Типология гипотез:
а) гипотезы, возникающие непосредственно для объяснения опыта;
б) гипотезы, в формировании которых опыт играет определенную, но не исключительную роль;
в) гипотезы, которые возникают на основе обобщения только предшествующих концептуальных построений.
Гипотеза понимается как:
1) Форма теоретического знания, характеризующаяся проблематичностью и недостоверностью. Развитие научной гипотезы может происходить в трех основных направлениях:
· уточнение, конкретизация гипотезы в ее собственных рамках.
· самоотрицание гипотезы, выдвижение и обоснование новой гипотезы. В этом случае происходит не усовершенствование старой системы знаний, а ее качественное изменение.
· превращение гипотезы как системы вероятного знания — подтвержденной опытом — в достоверную систему знания, т. е. в научную теорию.
2) Как метод развития научного знания: выдвижение предполагаемого знания, которое проходит эмпирическую проверку.
3. Теория – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.
Критерии теории (по Эйнштейну):
1) Должна не противоречить данным опыта, фактам.
2) Должна быть проверяемой на имеющемся опытном материале.
3) Должна отличаться «естественностью», т.е. логической простотой предпосылок (основных понятий и основных соотношений между ними).
4) Должна содержать наиболее определенные утверждения.
5) Не должна быть произвольно выбранной среди равносильных теорий.
6) Должна отличаться изяществом и красотой, гармоничностью.
7) Должна характеризоваться многообразием предметов, которые она связывает в ценностную систему абстракции.
8) Должна иметь широкую область своего применения.
9) Должна указывать путь создания новой, более общей теории, в рамках которой она остается частным случаем.
Требования к теории (по Попперу):
1) Требование непротиворечивости (не нарушать законы формальной логики и фальсифицируемости).
2) Требование опытной экспериментальной проверяемости.
Структура научной теории:
1) Исходные основания – фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т.д.
2) Идеализированные объекты – абстрактные модели существенных свойств и связей изучаемых предметов (идеальный газ и пр.)
3) Логика теории – совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры знания.
4) Философские установки и ценностные факторы.
5) Совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений данной теории.
По мнению В. С. Степина, основанием научной теории является особая организация абстрактных объектов - фундаментальная теоретическая схема, связанная с соответствующим ей математическим формализмом.
Функции научной теории:
1) Открытие законов изучаемой действительности.
2) Синтетическая функция – объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему.
3) Объяснительная функция – выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, существенных характеристик его происхождения и развития.
4) Методологическая функция – на базе теории формулируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности.
5) Предсказательная функция – предвидение, на основании теоретических представлений о «наличном» состоянии известных явлений делаются выводы о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или их свойств, связей между явлениями и т.д.
6) Практическая функция: конечная цель теории – воплощение в практику.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 226.