Структурные компоненты теоретического познания:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Проблема – форма теоретического знания, содержанием которого является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать (знание о незнании, вопрос, возник­ший в ходе познания и требующий ответа). Проблема не есть за­стывшая форма знания, предполагает постановку и решение какого-то вопроса. Научная проблема выражается в наличии проти­воречивой ситуации (выступающей в виде противоположных по­зиций), которая требует соответствующего разрешения. Научные проблемы следует отличать от ненаучных (псевдо­проблем) - например, проблема создания вечного двигателя.

2. Гипотеза - форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотеза может существовать лишь до тех пор, пока не противоречит достоверным фактам опыта, в против­ном случае она становится просто фикцией. Она проверяется (ве­рифицируется) соответствующими опытными фактами (в особен­ности экспериментом), получая характер истины. Гипотеза явля­ется плодотворной, если может привести к новым знаниям и но­вым методам познания, к объяснению широкого круга явлений.

Типология гипотез:

а) гипотезы, возникающие непосредственно для объяс­нения опыта;

б) гипотезы, в формировании которых опыт играет определенную, но не исключительную роль;

в) гипотезы, кото­рые возникают на основе обобщения только предшествующих кон­цептуальных построений.

Гипотеза понимается как:

1) Форма теоретического знания, характеризующаяся проблематичностью и недостоверностью. Развитие научной гипотезы может происходить в трех основных направлениях:

· уточнение, конкретизация гипотезы в ее собственных рамках.

· самоотрицание гипотезы, выдвижение и обоснование новой гипотезы. В этом случае происходит не усовершенствование старой системы знаний, а ее качественное изменение.

· превращение гипотезы как системы вероятного знания — подтвержденной опытом — в достоверную систему знания, т. е. в научную теорию.

2) Как метод развития научного знания: выдвижение предполагаемого знания, которое проходит эмпирическую проверку.

3. Теория – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

Критерии теории (по Эйнштейну):

1) Должна не противоречить данным опыта, фактам.

2) Должна быть проверяемой на имеющемся опытном материале.

3) Должна отличаться «естественностью», т.е. логической простотой предпосылок (основных понятий и основных соотношений между ними).

4) Должна содержать наиболее определенные утверждения.

5) Не должна быть произвольно выбранной среди равносильных теорий.

6) Должна отличаться изяществом и красотой, гармоничностью.

7) Должна характеризоваться многообразием предметов, которые она связывает в ценностную систему абстракции.

8) Должна иметь широкую область своего применения.

9) Должна указывать путь создания новой, более общей теории, в рамках которой она остается частным случаем.

Требования к теории (по Попперу):

1) Требование непротиворечивости (не нарушать законы формальной логики и фальсифицируемости).

2) Требование опытной экспериментальной проверяемости.

Структура научной теории:

1) Исходные основания – фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т.д.

2) Идеализированные объекты – абстрактные модели существенных свойств и связей изучаемых предметов (идеальный газ и пр.)

3) Логика теории – совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры знания.

4) Философские установки и ценностные факторы.

5) Совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений данной теории.

По мнению В. С. Степина, основанием научной теории является особая организация абстрактных объектов - фундаментальная теоретическая схема, связанная с соответствующим ей математическим формализмом.

Функции научной теории:

1) Открытие законов изучаемой действительности.

2) Синтетическая функция – объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему.

3) Объяснительная функция – выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, существенных характеристик его происхождения и развития.

4) Методологическая функция – на базе теории формулируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности.

5) Предсказательная функция – предвидение, на основании теоретических представлений о «наличном» состоянии известных явлений делаются выводы о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или их свойств, связей между явлениями и т.д.

6) Практическая функция: конечная цель теории – воплощение в практику.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 226.