Программно-целевое управление (далее – ПЦУ) - совокупность организационно-экономических методов планирования и контроля достижения социально-экономических целей посредством реализации систем мероприятий или программ, которые, собственно, объединяют эти мероприятия. ПЦУ – это одна из важных составляющих в методах ресурсной оптимизации, в его основе лежит логическая цепочка - цели, задачи, пути (мероприятия) и средства (ресурсы). Это четыре базовых, связанных между собой элемента, которые всегда и везде сосуществуют. ПЦУ подвержено изменениям внешней среды, поэтому каждый год необходимо перезапускать цикл планирования и корректировать мероприятия и распределение ресурсов.
ПЦУ используется в условиях наличия проблемных ситуаций, которые не поддаются решению обычными методами в инерционном режиме работы управляющей системы или когда проблемная ситуация нуждается в кардинальных решениях, которые возможно реализовать только программным путем, придав ускорение некоторых инерционным процессам или инициировав новые.
Однако ПЦУ используется еще и потому, что в данном случае обеспечивается рациональное распределение ограниченных ресурсов.
Проблемы для решения их программным путем отбираются, исходя из таких факторов:
- значимость проблемы для экономики страны, региона, территории,
- невозможность решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующих экономических механизмов,
- наличие потенциальной возможности широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических, инновационных достижений и повышения на этой основе эффективности общественного производства,
- необходимость координации действия сопряженных регионов, отраслей, производств, органов управления для решения проблемы,
- сочетание социальных и экономических аспектов проблемы.[36]
Программа – это план упорядоченных действий, преследующих достижение определенных целей в установленные сроки и обеспеченные необходимыми ресурсами. Целевым социально-экономическим программам присущи следующие признаки:
- планомерность согласованных программных действий,
- целеориентированность программных мер,
- комплексность мероприятий,
- ресурсообеспеченность программных действий,
- результативность (эффективность) программных мероприятий по сравнению с непрограммными способами[37]
Основным в ПЦУ является качество целеполагания, разделение цели на подцели и задачи. Если цели и задачи сформулированы по отношению к решаемой комплексной проблеме не адекватно, то вся последующая деятельность будет выполняться уже ошибочно.
В укрупненном виде структуру программы можно представить в следующем виде:
1) целевой блок,
2) исполнительный блок (система мероприятий),
3) ресурсный блок (ресурсы и их источники),
4) организационно-управленческий блок (организация разработки и выполнения программы, мониторинг, оценка состояния, контроль).
Программа обычно содержит такие разделы:
1) Анализ программной проблемы, обоснование необходимости ее решения.
2) Цели и задачи программы.
3) Функциональная структура программы, подпрограммы и проекты.
4) Исполнительная структура программы, состав и содержание мероприятий подпрограмм, инвестиционных проектов, с указанием их содержания, сроков исполнения, намечаемых исполнителей.
5) Потребности программы в разных видах ресурсов, источники и способы получения необходимых ресурсов. Финансирование программы.
6) Организационные формы управления разработкой и осуществлением программы контроля за ходом реализации. План-график (сетевой график) выполнения программы.
7) Оценка эффективности программы в целом, отдельных подпрограмм и мероприятий.
8) Сводные показатели программы.
9) Паспорт программы.
Примерная документальная структура целевой программы представлена на рис.8.1.
Исходя из теоретических основ ПЦУ выделяют основные стадии разработки программы:
1) уяснение сути и содержания проблемы, нуждающейся в решении программным путем,
2) формирование целевой установки программы, углубляющей представление о ее целях и задачах, определение ожидаемых результатов и оценка целевых эффектов,
3) разработка и обоснование путей и способов осуществления программы (проектно-научная разработка программы), ее нормативно-правового, административною обеспечения;
4) структурная разработка (разделение на подпрограммы и проекты, построение функциональной и исполнительной структуры программы, установление состава программных мероприятий по подпрограммам и проектам);
5) ресурсная разработка (определение структуры, объемов и источников удовлетворения потребностей программы в материальных, финансовых, трудовых, валютных информационных ресурсах);
6) разработка системы управления реализацией программы;
7) обоснование эффективности;
8) придание программе правового статуса.
Рис. 8.1. Примерная документальная структура целевой программы[38]
Укрупненная структурная схема разработки целевой программы федерального и регионального уровней изображена на рис. 8.2.
Разработка любой целевой программы представляет собой итеративный, циклический процесс последовательных приближений, состоящий из прямых и возвратных циклов, в ходе которых могут происходить корректировка первоначально намеченных целей и задач программы, уточнение представлений о требуемых ресурсах и сроках реализации программы.
Организация разработки и управления реализацией государственных, региональных, ведомственных, муниципальных целевых программ социально-экономической направленности предусматривает:
Рис. 8.2. Принципиальная схема разработки целевой программы[39]
1) инициирование разработки и осуществления программы заинтересованными или уполномоченными организациями, лицами;
2) наличие государственного (муниципального) заказчика и ответственного исполнителя программы в лице органа, уполномоченного принимать решение о разработке программы, наделенного полномочиями распределения бюджетных и иных средств, выделяемых на программу, и формирования задания на разработку программы;
3) назначение разработчиков программы из числа проектных, исследовательских организаций, привлекаемых заказчиком для подготовки проекта программы;
4) формирование заказчиком дирекции целевой программы для оперативного управления и координации действий участников программы;
5) принятие решений о разработке и утверждении проекта программы уполномоченными органами государственной исполнительной и местной власти.
РАЗДЕЛ 4. ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Вариант 1.
1.Понятие проекта.
2. Окружающая среда и участники проекта.
3. Управленческие системы на Древнем Востоке.
4. Понятие и сущность программно-целевого метода.
5. Программно-целевой метод управления и его использование в ГМУ.
6. Оценка эффективности инвестиционных проектов.
Вариант 2.
1. Методология программно-целевого планирования.
2. Понятие «управление проектом».
3. Проектное управление за рубежом : основные этапы.
4. Предпроектные исследования и документы.
5. Различия между механистическими и органистическими организационными структурами.
6. Показатели оценки эффективности инвестиционных проектов.
Вариант 3.
1. Проекционная схема управления проектом.
2. Итоги экспертизы.
3. Базовые элементы управления проектом.
4. Экспертиза: понятие, предмет, цель и задачи, функции.
5. Преимущества и недостатки функциональной организационной структуры.
6. Понятие и назначение государственных программ.
Вариант 4.
1. Жизненный цикл проекта и его фазы.
2. Понятие целевой комплексной программы, ее применение в государственном управлении.
3. Классификация типов проектов.
4. Этапы социального проектирования.
5. Преимущества и недостатки матричных организационных структур (слабые, сбалансированные, сильные).
6. Основные нормативно-правовые акты по проектному управлению в сфере государственного и муниципального управления в России.
Вариант 5.
1. Типы организационных структур в зависимости от взаимоотношений участников проекта.
2. Окружающая среда и участники проекта.
3. Подсистемы управления проектом.
4. Модели экспертизы.
5. Различия между проектным управлением и функциональным менеджментом.
6. Использование программно-целевого метода управления для решения социально-экономических задач.
Вариант 6.
1. Что представляют собой границы проекта?
2. Команда проекта, ее характеристики.
3. Понятие риска проекта. Измерение рисков.
4. Планирование в рамках разработки и реализации проекта.
5. Структурирование проекта.
6. Назначение и виды проектного анализа.
Вариант 7.
1. Оценка эффективности проекта.
2. Использование торгов в управлении проектом.
3. Уровни планирования.
4. Сетевые модели планирования.
5. Определение стоимости проекта и бюджетирование.
6. Офис проекта: понятие, его проектирование и определение состава.
Вариант 8.
1. Назначение матрицы ответственности.
2. Этап реализации проекта.
3. Метод критического пути.
4. Взаимосвязь объемов, продолжительности и стоимости работ.
5. Ресурсы проекта: понятие и виды.
6. Содержание прединвестиционной фазы проекта.
Вариант 9.
1. Анализ проектных рисков.
2. Формирование команды проекта.
3. Виды контроля в управлении проектом.
4. Управление ресурсами проекта.
5. Источники и формы финансирования проектов.
6. Управление работами по проекту: содержание и методы.
Вариант 10.
1. Методы снижения рисков проекта.
2. Методы контроля стоимости проекта.
3. Типы совместной деятельности команды проекта.
4. Заинтересованные стороны (стейкхолдеры) в проекте.
5. Управление коммуникациями проекта.
6. Измерение прогресса выполнения работ и анализ результатов каждого члена команды.
РАЗДЕЛ 5. ЗАДАНИЯ И ЗАДАЧИ ПО КУРСУ
Ситуации для анализа
Дата: 2019-03-05, просмотров: 324.