Тема 8. Программно-целевое управление
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Программно-целевое управление (далее – ПЦУ) - совокупность организационно-экономических методов планирования и контроля достижения социально-экономических целей посредством реализации систем мероприятий или программ, которые, собственно, объединяют эти мероприятия. ПЦУ – это одна из важных составляющих в методах ресурсной оптимизации, в его основе лежит логическая цепочка - цели, задачи, пути (мероприятия) и средства (ресурсы). Это четыре базовых, связанных между собой элемента, которые всегда и везде сосуществуют. ПЦУ подвержено изменениям внешней среды, поэтому каждый год необходимо перезапускать цикл планирования и корректировать мероприятия и распределение ресурсов.

ПЦУ используется в условиях наличия проблемных ситуаций, которые не поддаются решению обычными методами в инерционном режиме работы управляющей системы или когда проблемная ситуация нуждается в кардинальных решениях, которые возможно реализовать только программным путем, придав ускорение некоторых инерционным процессам или инициировав новые.

Однако ПЦУ используется еще и потому, что в данном случае обеспечивается рациональное распределение ограниченных ресурсов.

Проблемы для решения их программным путем отбираются, исходя из таких факторов:

- значимость проблемы для экономики страны, региона, территории,

- невозможность решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующих экономических механизмов,

- наличие потенциальной возможности широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических, инновационных достижений и повышения на этой основе эффективности общественного производства,

- необходимость координации действия сопряженных регионов, отраслей, производств, органов управления для решения проблемы,

- сочетание социальных и экономических аспектов проблемы.[36]

Программа – это план упорядоченных действий, преследующих достижение определенных целей в установленные сроки и обеспеченные необходимыми ресурсами. Целевым социально-экономическим программам присущи следующие признаки:

- планомерность согласованных программных действий,

- целеориентированность программных мер,

- комплексность мероприятий,

- ресурсообеспеченность программных действий,

- результативность (эффективность) программных мероприятий по сравнению с непрограммными способами[37]

Основным в ПЦУ является качество целеполагания, разделение цели на подцели и задачи. Если цели и задачи сформулированы по отношению к решаемой комплексной проблеме не адекватно, то вся последующая деятельность будет выполняться уже ошибочно.

В укрупненном виде структуру программы можно представить в следующем виде:

1) целевой блок,

2) исполнительный блок (система мероприятий),

3) ресурсный блок (ресурсы и их источники),

4) организационно-управленческий блок (организация разработки и выполнения программы, мониторинг, оценка состояния, контроль).

Программа обычно содержит такие разделы:

1) Анализ программной проблемы, обоснование необходимости ее решения.

2) Цели и задачи программы.

3) Функциональная структура программы, подпрограммы и проекты.

4) Исполнительная структура программы, состав и содержание мероприятий подпрограмм, инвестиционных проектов, с указанием их содержания, сроков исполнения, намечаемых исполнителей.

5) Потребности программы в разных видах ресурсов, источники и способы получения необходимых ресурсов. Финансирование программы.

6) Организационные формы управления разработкой и осуществлением программы контроля за ходом реализации. План-график (сетевой график) выполнения программы.

7) Оценка эффективности программы в целом, отдельных подпрограмм и мероприятий.

8) Сводные показатели программы.

9) Паспорт программы.

Примерная документальная структура целевой программы представлена на рис.8.1.

Исходя из теоретических основ ПЦУ выделяют основные стадии разработки программы:

1) уяснение сути и содержания проблемы, нуждающейся в решении программным путем,

2) формирование целевой установки программы, углубляющей представление о ее целях и задачах, определение ожидаемых результатов и оценка целевых эффектов,

3) разработка и обоснование путей и способов осуществления программы (проектно-научная разработка программы), ее нормативно-правового, административною обеспечения;

4) структурная разработка (разделение на подпрограммы и проекты, построение функциональной и исполнительной структуры программы, установление состава программных мероприятий по подпрограммам и проектам);

5) ресурсная разработка (определение структуры, объемов и источников удовлетворения потребностей программы в материальных, финансовых, трудовых, валютных информационных ресурсах);

6) разработка системы управления реализацией программы;

7) обоснование эффективности;

8) придание программе правового статуса.

 

Рис. 8.1. Примерная документальная структура целевой программы[38]

 

Укрупненная структурная схема разработки целевой программы федерального и регионального уровней изображена на рис. 8.2.

Разработка любой целевой программы представляет собой итеративный, циклический процесс последовательных приближений, состоящий из прямых и возвратных циклов, в ходе которых могут происходить корректировка первоначально намеченных целей и задач программы, уточнение представлений о требуемых ресурсах и сроках реализации программы.

Организация разработки и управления реализацией государственных, региональных, ведомственных, муниципальных целевых программ социально-экономической направленности предусматривает:

Рис. 8.2. Принципиальная схема разработки целевой программы[39]

1) инициирование разработки и осуществления программы заинтересованными или уполномоченными организациями, лицами;

2) наличие государственного (муниципального) заказчика и ответственного исполнителя программы в лице органа, уполно­моченного принимать решение о разработке программы, наде­ленного полномочиями распределения бюджетных и иных средств, выделяемых на программу, и формирования задания на разработку программы;

3) назначение разработчиков программы из числа проектных, исследовательских организаций, привлекаемых заказчиком для подготовки проекта программы;

4) формирование заказчиком дирекции целевой программы для оперативного управления и координации действий участников программы;

5) принятие решений о разработке и утверждении проекта программы уполномоченными органами государственной исполнительной и местной власти.

 



РАЗДЕЛ 4. ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

Вариант 1.

1.Понятие проекта.

2. Окружающая среда и участники проекта.

3. Управленческие системы на Древнем Востоке.

4. Понятие и сущность программно-целевого метода.

5. Программно-целевой метод управления и его использование в ГМУ.

6. Оценка эффективности инвестиционных проектов.

Вариант 2.

1. Методология программно-целевого планирования.

2. Понятие «управление проектом».

3. Проектное управление за рубежом : основные этапы.

4. Предпроектные исследования и документы.

5. Различия между механистическими и органистическими организационными структурами.

6. Показатели оценки эффективности инвестиционных проектов.

Вариант 3.

1. Проекционная схема управления проектом.

2. Итоги экспертизы.

3. Базовые элементы управления проектом.

4. Экспертиза: понятие, предмет, цель и задачи, функции.

5. Преимущества и недостатки функциональной организационной структуры.

6. Понятие и назначение государственных программ.

Вариант 4.

1. Жизненный цикл проекта и его фазы.

2. Понятие целевой комплексной программы, ее применение в государственном управлении.

3. Классификация типов проектов.

4. Этапы социального проектирования.

5. Преимущества и недостатки матричных организационных структур (слабые, сбалансированные, сильные).

6. Основные нормативно-правовые акты по проектному управлению в сфере государственного и муниципального управления в России.

Вариант 5.

1. Типы организационных структур в зависимости от взаимоотношений участников проекта.

2. Окружающая среда и участники проекта.

3. Подсистемы управления проектом.

4. Модели экспертизы.

5. Различия между проектным управлением и функциональным менеджментом.

6. Использование программно-целевого метода управления для решения социально-экономических задач.

Вариант 6.

1. Что представляют собой границы проекта?

2. Команда проекта, ее характеристики.

3. Понятие риска проекта. Измерение рисков.

4. Планирование в рамках разработки и реализации проекта.

5. Структурирование проекта.

6. Назначение и виды проектного анализа.

Вариант 7.

1. Оценка эффективности проекта.

2. Использование торгов в управлении проектом.

3. Уровни планирования.

4. Сетевые модели планирования.

5. Определение стоимости проекта и бюджетирование.

6. Офис проекта: понятие, его проектирование и определение состава.

Вариант 8.

1. Назначение матрицы ответственности.

2. Этап реализации проекта.

3. Метод критического пути.

4. Взаимосвязь объемов, продолжительности и стоимости работ.

5. Ресурсы проекта: понятие и виды.

6. Содержание прединвестиционной фазы проекта.

Вариант 9.

1. Анализ проектных рисков.

2. Формирование команды проекта.

3. Виды контроля в управлении проектом.

4. Управление ресурсами проекта.

5. Источники и формы финансирования проектов.

6. Управление работами по проекту: содержание и методы.

Вариант 10.

1. Методы снижения рисков проекта.

2. Методы контроля стоимости проекта.

3. Типы совместной деятельности команды проекта.

4. Заинтересованные стороны (стейкхолдеры) в проекте.

5. Управление коммуникациями проекта.

6. Измерение прогресса выполнения работ и анализ результатов каждого члена команды.



РАЗДЕЛ 5. ЗАДАНИЯ И ЗАДАЧИ ПО КУРСУ

Ситуации для анализа

Дата: 2019-03-05, просмотров: 280.