Количество стигм                Уровень стигматизации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

а) 8-10 стигм                                1) низкий уровень

б) 16 и более стигм                     2) норма

в) до 5 стигм                                3) умеренная стигматизация

г) 11 – 15 стигм                           4) выраженная стигматизация

д) до 7 стигм                                5) высокий уровень стигматизации

 

3. Дайте определение «вскармливание»

 

4. Виды вскармливания:

а)                           б)                           в)


Тема 9. Социально-средовые факторы, определяющие здоровье человека. Микросоциальное окружение. Роль семьи в формировании здоровья.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАНЯТИЯ (ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ):

 

В ходе занятия студент должен

знать: определение семьи, ее значение в формировании здоровья человека, параметры социально-средового анамнеза.

уметь: оценивать социально-средовой анамнез.

Содержание.

Значительное место в формировании здоровья человека принадлежит влиянию социальной среды в процессе воспитания. Именно поэтому первый жизненный опыт ребенок получает в микросоциальной среде семьи. Семья становится не только образцом для всего последующего поведения ребенка и подростка. Семейный климат, внутрисемейные отношения, семейное положение во многом формируют состояние здоровья.

Семья — это малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, члены семьи связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Различают первичную (родительскую) и вторичную (супружескую) семью.

Важным фактором эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка выступает стабильность семейной среды. По данным Г.С. Никифорова, большое значение имеет «качество» семьи, её воспитательная способность, которая проявляется в осознанном выборе стиля воспитания и учете индивидуальных и возрастных особенностей своего ребенка. Поэтому проблема влияния семейного воспитания на формирование внутренней картины здоровья и становление личности является столь актуальной.

Важным условием формирования личности ребенка выступает состав семьи. По этому критерию выделяют полные и неполные семьи. К первой группе причисляются семьи, в которых есть муж, жена и ребенок (дети), ко второй – семьи, состоящие из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.

Значительную роль в формировании здоровья детей играет материальное положение семьи, которое оказывает опосредованное воздействие. Хотя высокие доходы не являются автоматически залогом хорошего здоровья, но они позволяют обеспечить определенный набор материальных благ, способствующих сохранению и укреплению потенциала здоровья. Низкий уровень доходов обусловливает невысокую покупательную способность семьи, что сказывается на качестве питания детей, возможностях приобретения для них лекарств и витаминов, оздоровления в санаторно-курортных условиях и т. д. Если бόльшая часть дохода используется только на приобретение минимально необходимого набора продуктов и самые неотложные платежи, то семья не в состоянии удовлетворить другие свои потребности (социальные, медицинские, образовательные, культурные, рекреационные).

Для оценки материального положения семьи определяют среднедушевой доход семьи. Порядок исчисления среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) устанавливается федеральным законом 44-ФЗ от 05.04.2003 г.

Семья (или одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки. Условия и порядок предоставления социальной поддержки малоимущим семьям (гражданам) устанавливаются в соответствии с законодательством субъектов РФ.

Статьей 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме" предусмотрено, что величина прожиточного минимума в целом по РФ определяется Правительством РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Например, в 4-м квартале 2013 г. величина прожиточного минимума в целом по РФ на душу населения составляла: 7326 руб., для трудоспособного населения - 7896 руб., для пенсионеров - 6023 руб., для детей - 7021 руб.

Кроме того, большое значение в формировании здоровья детей имеют жилищные условия. Нормы площади жилья в РФ определяются по Федеральному стандарту. В настоящее время действуют следующие нормы обеспеченности населения жильем: 18 кв. м общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. м - на семью из двух человек, 33 кв. м - на одиноко проживающих граждан. Данный стандарт ежегодно пересматривается. Региональный стандарт должен быть не ниже федерального стандарта социальной нормы площади жилья.

Важным фактором, влияющим на формирование здоровья ребенка, является образование родителей.

Этому есть два объяснения:

1. Хороший уровень образования определяет более ответственное отношение людей к здоровью своему и своих детей.

2. Образованные родители более грамотны в вопросах профилактики и лечения заболеваний детей, их воспитания, формирования у них определенных поведенческих и ценностных установок, что положительно сказывается на становлении всей системы способностей, знаний, реакций ребенка.

Ранняя выявляемость заболеваний у детей во многом зависит от своевременного обращения к врачам-специалистам.

Крайне негативное воздействие на здоровье ребенка оказывают вредные привычки родителей и других членов семьи (курение, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков). Никотин замедляет выработку гормона пролактина, стимулирующего выделение грудного молока. Под действием табачного дыма в молоке уменьшается количество гормонов, витаминов и антител. Концентрация никотина в молоке почти в три раза выше, чем в крови матери. Для ребенка один час в накуренной комнате равен выкуриванию десяти сигарет. Ребенок вдыхает больше табачного дыма, чем взрослый, поскольку совершает в два раза больше дыхательных движений в минуту. Табачный дым надо разбавить чистым воздухом в 384000 раз, чтобы он стал безопасным для дыхания ребенка. Курение родителей повышает у детей риск внезапной смерти, развития бронхиальной астмы, аллергических и онкологических заболеваний.

Злоупотребление алкоголем родителями влечет за собой напряженность и конфликты в семье, безнадзорность детей, снижение материальной обеспеченности семьи и т.д. Отсутствие внимания и заботы о детях при живых родителях

Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок. Задача родителей - донести значение ежедневной заботы о своем здоровье до сознания своего ребенка, обучить искусству укрепления здоровья.
Искусство это осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Родителям необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по поэтому пути своим примером. Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья.

Здоровый образ жизни должен целенаправленно и постоянно формироваться в течение жизни человека, а не зависеть от обстоятельств и жизненных ситуаций. В этом случае он будет являться рычагом первичной профилактики, укрепления и формирования здоровья, будет совершенствовать резервные возможности организма, обеспечивать успешное выполнение социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.

Таким образом, параметры социальной среды необходимо учитывать при оценке здоровья ребенка и социально-средового анамнеза.


Социально-средовой анамнез

Основными параметрами социально-средового анамнеза являются (табл. 1):

· полнота семьи;

· возраст родителей;

· образование и профессия родителей;

· психологический микроклимат в семье,

· отношение к ребенку;

· наличие или отсутствие в семье вредных привычек и асоциальных форм поведения;

· жилищно-бытовые условия;

· материальная обеспеченность семьи;

· санитарно-гигиенические условия воспитания ребенка;

· экологические условия проживания семьи.

При оценке биологического анамнеза участковый педиатр использует пять основных параметров (табл.).

Таблица 1. Параметры социального анамнеза и их краткая характеристика.

Параметры Благополучный анамнез Неблагополучный анамнез
1. Характеристика семьи   Семья полная Семья неполная, (ребенок живет с одним из родителей)
2. Образовательный уровень членов семьи   Высшее или среднеспециальное   Нет специального образования  
3. Психологический микроклимат семьи: отношение к ребенку, вредные привычки. Отношения между членами семьи дружные, нет вредных привычек (алкоголизм и др.) Отношения грубые, в семье имеются вредные привычки  
4. Жилищно-бытовые условия Отдельная благоустроенная квартира, площадь жилья соответствует нормативам). Нет благоустроенных условий.
5.Материальная обеспеченность.   Заработок на 1 члена семьи больше прожиточного минимума. Заработок на 1 члена семьи менее прожиточного минимума.

Оценка результатов: каждый благоприятный параметр социального анамнеза оценивается в 1 балл. Любой неблагоприятный параметр оценивается в 0 баллов. При общей оценке в 5 баллов - социальный анамнез считается благополучным. При общей оценке в 4 балла - социальный анамнез с факторами риска. При общей оценке в 3 балла и менее -социальный анамнез считается неблагоприятным и ребенок относится к «группе риска» по социальному анамнезу.

Все результаты вносятся в медицинскую документацию – историю развития ребенка форму 112/у, медицинскую карту ребенка для образовательных учреждений 026/у-2000.

 

Формы контроля и самоконтроля

Задание:

Мальчик, 2 года.

Мальчик живет с одной мамой, мама работает медицинской сестрой, курит, обстановка в семье доброжелательная, проживают в 2-х комнатной благоустроенной квартире, заработок на 1 члена семьи 10000 руб. в мес.

Оцените социально-средовой анамнез.

 

Контрольные вопросы заключительного уровня:

1. Дайте определение «семьи». На какие группы по составу можно разделить семьи?

2. Назовите параметры социально-средового анамнеза

3. .Перечислите основные параметры благополучного социально-средового анамнеза

4. Перечислите основные параметры неблагополучного социально-средового анамнеза

 

Самостоятельная работа студентов

Темы рефератов:

1. Роль семьи в формировании здорового образа жизни.

2. Психологический микроклимат в семье.

3. Благополучная семья как залог процветания государства.

Рекомендуемая литература по теме занятия:

а) Основная литература:

Электронный учебно-методический комплекс для студентов 3 курса лечебного факультета.

б) Дополнительная литература:

1. Лисицын Ю.П., Улумбекова Г.Э. Общественное здоровье и здравоохранения М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013 400 с.

2. Никифоров Г.С. Психология здоровья СПб, 2013 620 с



Дата: 2019-03-05, просмотров: 253.