ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ. ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Диспансеризация населения. Совершенствование действующей организационной модели оказания медицинской помощи на уровне первичного звена предполагает ориентацию на доступные, более экономичные и эффективные виды амбулаторной медицинской помощи. В этой связи важно внедрение современных экономически обоснованных технологий организации и оказания медицинской помощи, в том числе профилактической.

Удовлетворение потребностей населения в доступной и качественной медицинской помощи наиболее полно обеспечивается формой работы по модели врача общей практики (семейного врача), а в действующей системе здравоохранения — участкового врача. Диспансеризация прикреплённого населения и декретированных контингентов традиционно представляет собой одну из функций деятельности таких врачей.

Участковый терапевт (в случае диспансеризации в учреждении не по месту жительства гражданина — врач, ответственный за проведение диспансеризации) с учётом заключений врачей-специалистов и результатов лабораторных и функциональных исследований определяет состояние здоровья граждан, прошедших диспансеризацию, и с целью планирования дальнейших мероприятий распределяет пациентов по перечисленным ниже группам.

■ I группа — практически здоровые граждане, не нуждающиеся в диспансерном наблюдении; с ними проводят профилактическую беседу о здоровом образе жизни.

■ II группа — граждане с риском развития заболевания, нуждающиеся в проведении профилактических мероприятий. Для них составляют индивидуальную программу профилактических мероприятий, осуществляемых в амбулаторно-поликлиническом учреждении по месту жительства.

■ III группа — граждане, нуждающиеся в дополнительном обследовании для уточнения (установления) диагноза (впервые установленное хроническое заболевание) или лечении в амбулаторных условиях (острые респираторные заболевания, грипп и другие острые заболевания, после лечения которых наступает выздоровление).

■ IV группа — граждане, нуждающиеся в дополнительном обследовании и лечении в стационарных условиях, состоящие на диспансерном учёте по хроническому заболеванию.

■ V группа — граждане с впервые выявленными заболеваниями или наблюдающиеся по хроническому заболеванию и имеющие показания для оказания высокотехнологичной (дорогостоящей) медицинской помощи.

 

Основной раздел первичной профилактики и повседневной практики врача-педиатра представляет диспансеризация здорового ребенка. Главная цель этой работы - обеспечить нормальное развитие ребенка с момента зачатия до выхода во взрослую жизнь, а также добиться того, чтобы каждый ребенок достиг потенциально возможного уровня физического, интеллектуального и психического развития. Условно выделяют несколько периодов диспансеризации, отличающихся задачами и методами работы педиатра:

I период - антенатальная или пренатальная охрана плода;

II период - диспансеризация новорожденного;

III период - диспансеризация детей первого года жизни;

IV период - диспансерное наблюдение за детьми от 1 года до 6 лет;

V период - диспансеризация школьников.

Многие аспекты первичной плановой педиатрической профилактической работы предполагают и вторичные профилактические мероприятия. Учет факторов, указывающих на предрасположенность к какому-либо заболеванию, лечение острых заболеваний у детей содержат элементы вторичной профилактики (скрининг-программа по выявлению туберкулеза, профилактика осложнений при ряде инфекционных заболеваний и т.д.). В то же время вторичные профилактические мероприятия имеют и особые точки приложения.

1. Скрининг новорожденных на пять наследственных болезней:фенилкетонурия, галактоземия, адреногенитальный синдром, гипотиреоз,муковисцидоз. При выявлении наследственной патологии проводятся мероприятия, предупреждающие клинические проявления болезни и инвалидизацию ребенка. Кроме того, новорожденным проводят аудиоскрининг для выявления нарушений слуха.

2. Пренатальная диагностика наследственных заболеваний и прогноз тяжести заболевания при рекомендуемых родах. Примером эффективности этих мер служит пренатальная диагностика гомозиготной β-талассемии и предупреждение рождения детей с неблагоприятным прогнозом жизни в странах Средиземноморья.

3. Медико-генетическое консультирование в семьях возможного риска. В идеале каждая супружеская пара должна иметь возможность посоветоваться с врачом перед планируемым зачатием и рождением ребенка.

4. Контроль за мутагенной и токсигенной опасностью вредных (химических, радиационных, биологических и др.) факторов окружающей среды и предупреждение неблагоприятных воздействий (нитриты, нитраты, соли тяжелых металлов, радионуклиды и т.д.) на организм ребенка.

 

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 239.