Тема 8: Биологические факторы риска. Грудное вскармливание
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАНЯТИЯ (цель занятия):

В ходе занятия студент должен

знать: определения «биологический анамнез», «аномалии развития», «вскармливание», «естественное вскармливание»; преимущества естественного вскармливания перед смешанным и искусственным; преимущества женского молока перед коровьим, принципы успешного грудного вскармливания

понимать: особенности формирования здоровья в различные периоды онтогенеза

В ходе самостоятельной работы студент должен

овладеть навыками (уметь): оценивать биологический анамнез, уровень стигматизации ребенка.

 

МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

Вопросы для самоподготовки:

1. Дайте определения «биологический анамнез», «факторы риска биологического анамнеза», «малые аномалии развития», «уровень стигматизации», «вскармливание», «Естественное вскармливание»

2. Перечислите периоды онтогенеза.

3. Укажите факторы риска в каждом из периодов онтогенеза.

4. Приведите примеры малых аномалий развития различных систем и органов.

5. Назовите преимущества естественного вскармливания перед смешанным или искусственным.

6. Перечислите преимущества женского молока перед коровьим.

7. Назовите принципы успешного грудного вскармливания по Совместной Декларации ВОЗ/ЮНИСЕФ.

Самостоятельная работа: Оценить биологический анамнез по предложенной истории развития ребенка и дать заключение.

Содержание:

Биологический анамнез включает сведения о состоянии развития ребенка в различные периоды онтогенеза. Для полной оценки биологического анамнеза выделяют 6 периодов:

· • антенатальный (I и II половина беременности),

· • интранатальный,

· • ранний неонатальный,

· • поздний неонатальный,

· • постнатальный ранний,

· • постнатальный поздний.

1) антенатальный (раздельно о течение 1-ой и 11-ой половины беременности):

• токсикозы I и II половины беременности;

• угроза выкидыша;

• экстрагенитальные заболевания у матери (соматические заболевания);

• профессиональные вредности у родителей;

• отрицательная резус-принадлежность матери с нарастанием титра антител;

• хирургические вмешательства;

• вирусные заболевания во время беременности;

• посещение женщиной школы матерей по психопрофилактике родов.

Выделено более 400 тератогенных агентов, вызывающих нарушения внутриутробного развития плода.

2) интранатальный и 3) ранний неонатальный периоды (первая неделя жизни):

• характер течения родов (длительный безводный период, стремительные роды);

• пособие в родах;

• оперативное родоразрешение (кесарево сечение и др.);

• оценка по шкале Апгар;

• крик ребенка;

• диагноз при рождении и выписке из родильного дома;

• срок прикладывания к груди и характер лактации у матери;

• срок вакцинации БЦЖ;

• время отпадения пуповины;

• состояние ребенка при выписке из родильного дома;

• состояние матери при выписке из родильного дома

4) поздний неонатальный:

• родовая травма;

• асфиксия;

• недоношенность;

• гемолитическая болезнь новорожденного;

• острые инфекционные и неинфекционные заболевания;

• ранний перевод на искусственное вскармливание;

• пограничные состояния и их длительность

5) постнатальныйранний и 6) постнатальный поздний период развития ребенка:

• повторные острые инфекционные заболевания;

• наличие рахита;

• наличие анемии;

• расстройства трофики тканей в виде дистрофии типа гипотрофии или паратрофии;

• наличие диатезов.

Результаты получают из выписок родильного дома и других медицинских учреждений, бесед с родителями.

Оценка результата: при наличии одного и более факторов риска в каждом из 5-6 перечисленных периодов онтогенеза следует говорить о высокой отягощенности биологического анамнеза (группа риска по биологическому анамнезу диспансерная), в трех - четырех периодах - о выраженной отягощенности (группа высокого риска по биологическому анамнезу), в двух периодах - об умеренной отягощенности (группа риска по биологическому анамнезу), в одном периоде - о низкой отягощенности (группа внимания по биологическому анамнезу).

Если факторы риска отсутствуют во всех периодах развития ребенка, то биологический анамнез считается неотягощенным (табл.1).

 

Таблица 1. Оценка биологического анамнеза:

Наличие факторов риска Отягощенность по биологическому анамнезу Группа риска по биологическому анамнезу
В 5-6-ти периодах онтогенеза   Высокая отягощенность   Диспансерные  
В 3-4-х периодах онтогенеза Выраженная отягощенность Группа высокого риска
В двух периодах онтогенеза   Умеренная отягощенность   Группа риска  
В одном периоде онтогенеза   Низкая отягощенность   Группа внимания  

 

О степени неблагополучия в период внутриутробного развития ребенка можно косвенно судить по уровню его стигматизации. Выделено более 400 тератогенных агентов, вызывающих нарушения внутриутробного развития плода. В зависимости от силы повреждающих факторов дизэмбриогенез может выражаться в грубых пороках развития или в стигмах дизэмбриогенеза (малых аномалиях развития - MAP), не приводящих к органическим или функциональным нарушениям определенного органа. В норме количество стигм, отражающих индивидуальные особенности организма, составляет 5-7. Превышение порога стигматизации может рассматриваться фактора риска еще не проявившейся патологии.

 

Таблица 2. Сводный тератогенный календарь.

 

Пороки развития Сроки беременности в неделях
Мозг   2-14  
Глаза   3-7  
Сердце   3-7  
Конечности   2-8  
Зубы   6-10  
Уши   6-11  
Губы   5-6  
Зев   10-11  
Пищеварительные органы   11-12  
Половые органы   14-15  

 

Таблица 3. Список малых аномалий развития.

Голова и лицо:

микроцефалия; дол ихоцефалия; башенный череп; плагиоцефалия (косоголовие); скафоцефалия (ладьевидный череп); низкий лоб; узкий лоб;

плоский профиль лица; вдавленная переносица;

поперечная складка на лбу, низкое стояние век,

резко выраженные надбровные дуги, широкая переносица, плоская переносица, искривленная носовая перегородка, искривленная спинка носа, раздвоенный подбородок, микростомия, микрогнатия, макрогнатия,

прогнатизм, прогения, скошенный подбородок,

клиновидный подбородок, синофриз (сросшиеся брови),

удвоение бровей, гипертелоризм.

Глаза: микрофтальм; колобома радужки; макрокорнеа; микрокорнеа; гетерохромия радужки; косой разрез глаз; эпикантус.  
Уши: расположенные высоко, расположенные низко, расположенные асимметрично, аномальной формы, микротия, макротия, добавочные, плоские, мясистые ушные раковины, "уши сатира", прирощенные мочки, отсутствие мочек.    

Рот и язык:

борозда на альвеолярном отростке;

губы с бороздами; небо короткое; небо узкое;

готическое небо; сводчатое небо; протрузия языка;

раздвоенный кончик языка; укороченная уздечка языка;

складчатый язык; макроглоссия; микроглоссия.

 

Позвоночный столб:

дополнительные ребра, сколиоз, сакрализация V поясничного позвонка, люмбализация i крестцового позвонка, сращение позвонков, расщепление остистых отростков.

Шея:

короткая, отсутствие, крыловидные складки.

Кожа и волосы: гемангиомы, полимастия, родимые пятна, обесцвеченная кожа, шагреневая кожа, рост волос низкий, рост волос высокий, очаговая депигментация, гипертрихоз.

Туловище:

короткое, длинное, короткие ключицы, воронкообразная грудная клетка, куриная грудная клетка, короткая грудина, множественные соски, асимметрично расположенные соски.

Рука: арахнодактилия, клинодактилия, короткие широкие кисти, укороченные пальцы, изогнутые концевые фаланги пальцев, камптодактилия, синдактилия, полидактилия, олигодактилия, брахидактилия, поперечная ладонная борозда.

Нога:

синдактилия, симфалангия, камптодактилия, деформация пальцев, захождение пальцев, плоскостопие, поперечная борозда подошвы, клинодактилия, сандалевидная щель.

Таблица 4. Оценка уровня стигматизации.

Количество стигм Уровень стигматизации
До 7 стигм   Низкий уровень  
До 5 стигм   Считается нормой  
8-10 стигм   Умеренная стигматизация  
11-15 стигм   Выраженная стигматизация  
16 и более стигм   Высокий уровень стигматизации  

 

ПРОБЛЕМЫ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ. ГРУДНОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ КАК БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ.

На первых этапах постнатального онтогенеза большую роль играет характер вскармливания. Питание детей является актуальнейшей проблемой современности, т.к. оно определяет уровень развития и здоровья ребенка.

 

Правильное питание является существен ным моментом в жизни ребенка и вместе с тем одним из важнейших и наиболее эф фективных факторов в системе общественных и индивидуальных профилактических мероприятий, сохраняющих здоровье и жизнь детей (А.Ф.Тур).

"Всякие отступления от естественного питания тот час же отзываются на ребенке в виде целого ряда расстройств: по тери веса, поносов и других заболеваний. Отказ матери от кормления грудью можно объяснить только их невежеством. Вредные последствия такого легкомыслия сказываются на повышении заболеваемости и смертности детей. Мать дол жна кормить грудью даже при самых трудных обстоятель ствах и только тяжелые заболевания освобождают ее от этой обязанности" ( Г.Н.Сперанский, 1941).

Материнское молоко - идеальный продукт питания для детей первого года жизни. Тем не менее, распространенность грудного вскармливания в России находится на достаточно низком уровне. Поданным разных исследований, только 30-47% детей в возрасте 4 месяцев находятся на грудном вскармливании, т.е. более половины детей отлучаются от материнской груди до 3-х месячного возраста. Анализ основной причины раннего отлучения ребенка от груди матери показал недостаточное количество грудного молока. В результате, более 70% детей в возрасте 3-4 месяцев жизни, находятся на смешанном или искусственном вскармливании. Раннее искусственное вскармливание, как известно, является фактором риска развития алиментарно-зависимых состояний у детей раннего возраста, таких как рахит, железодефицитной анемии, гиповитаминозов; более поздних заболеваний - ожирения, сахарного диабета 2 типа у подростков, атеросклероза.

Таким образом, подготовка женщины во время беременности к лактации, благоприятное течение родов, правильное питание женщины в период лактации, психологический комфорт - все это поможет сохранить способность к лактации и защитить организм будущего ребенка от заболеваний.

Вскармливание – это контролируемое и корригируемое питание детей до 1 года, по характеру различающееся на 3 вида: естественное, смешанное и искусственное.

Естественное вскармливание – это вскармливание ребенка грудным молоком матери со своевременным физиологически обоснованным введением прикорма. Грудное вскармливание – вскармливание ребенка грудным молоком до введения прикорма

Необходимо сразу подчеркнуть, что грудное молоко не имеет альтернативы в проблеме вскармливания и его замена любыми самыми адаптированными смесями подобна экологической катастрофе, ибо донорское молоко лучше любой адаптированной смеси. Рекламирование заменителей грудного молока по альтернативному принципу аморально.

Под смешанным вскармливанием понимают вскармливание грудным молоком с вынужденным (нефизиологическим) введением докорма в виде коровьего молока (молока животных и растений) или его разведений (смесей) в объеме от 1/5 до 4/5 суточной потребностей.

Искусственным вскармливанием называют вскармливание ребенка заменителями материнского молока при дефиците последнего 4/5 и более от суточной потребности.

Необходимо отметить, что принципиально ребенку важна каждая капля материнского молока и необходимо воспитывать в кормящих матерях, теряющих лактацию, что даже 50-100 мл в одно кормление на ночь благоприятнее для ребенка, нежели его отсутствие.

Преимущества грудного вскармливания:

● Грудное молоко - свежий, оптимальной температуры, готовый к употреблению продукт для младенца.

● Оптимальный состав грудного молока наилучшим образом удовлетворяет потребности растущего организма в белках, жирах, углеводах, витаминах, микроэлементах, в связи с чем, ребенок не нуждается в введении дополнительных продуктов питания (прикорма) до 4-6 месяцев жизни.

● Благодаря сбалансированному составу, наличию в грудном молоке специальных ферментов, участвующих в процессе переваривания и всасывания, питание им не сопровождается какими-либо пищеварительными расстройствами.

● Грудное молоко способствует заселению кишечника ребенка «полезными» микроогранизмами, препятствуя размножению патогенных бактерий, обеспечивая профилактику дисбактериоза кишечника.

● Грудное вскармливание снижает риск развития аллергических заболеваний, хронических заболеваний органов пищеварения.

● Известно, что дети, вскармливаемые грудным молоком, реже болеют кишечными и острыми респираторными инфекциями, в связи с тем, что в молоке содержаться защитные факторы - материнские антитела, макрофаги, лимфоциты.

● Женское молоко содержит факторы, которые защищают ребенка от злокачественных опухолей, сердечно-сосудистых заболеваний, снижают риск развития синдрома "внезапной смерти". Известно, что дети, длительно находящиеся на грудном вскармливании, впоследствии реже подвержены гипертонической болезни, атеросклерозу, сахарному диабету.

● Женское молоко богато таурином (аминокислотой), ненасыщенными жирными кислотами, обеспечивающими развитие тканей мозга и формирование нормального интеллекта ребенка.

● Замечено, что дети, находившиеся на естественном вскармливании, более доброжелательны, приветливы, общительны, имеют более тесный контакте матерью.

● Грудное вскармливание положительно сказывается и на здоровье матери, снижается риск развития мастита, рака молочной железы и яичников.

● Эволюционно закрепленная форма питания и ее нарушение подобно экологической катастрофе, снижающей уровень здоровья.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 221.