ВЛИЯНИЕ ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ЗДОРОВЬЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Образ жизни имеет максимальный удельный вес в структуре факторов, обуславливающих здоровье человека.

Здоровый образ жизни - категория понятия "образ жизни", включающая благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры и гигиенических навыков, которые позволяют сохранять и укреплять здоровье, предупреждать развитие его нарушений и поддерживать оптимальное качество жизни.

Для того чтобы сформировать систему здорового образа жизни, необходимо знать факторы, которые положительно влияют на здоровье и учитывать факторы, отрицательно влияющие на здоровье.

Здоровый образ жизни включает элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, отказ от вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личная гигиена, закаливание, рациональное питание, сексуальное воспитание, грамотное экологическое поведение, безопасное поведение в социуме, психогигиена и т.д.

Для сохранения и укрепления своего здоровья каждый человек должен создать свой образ жизни, свою индивидуальную систему поведения, которая наилучшим образом обеспечит ему достижение физического, духовного и социального благополучия.

С образом жизни иногда связывают понятия "уровень жизни", "уклад жизни", "качество жизни", "стиль жизни".

Уровень жизни характеризует в первую очередь денежные доходы населения, структуру его потребительских расходов, показатели социального обеспечения и жилищные условия населения. Например, для этого используются показатели: среднедушевые денежные доходы населения в месяц, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работника в месяц, величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в месяц, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (в процентах от общей численности населения) и т.д.

Под укладом жизни обычно понимают порядок, регламент общественной жизни, труда, быта, отдыха, в рамках которого проходит жизнедеятельность людей.

Понятие "стиль жизни", как правило, относят к индивидуальным особенностям поведения. Сюда причисляют и индивидуальные особенности образа мыслей.

"Качество жизни": интегральная характеристика физического, психологического, социального и эмоционального состояния пациента, оцениваемая исходя из его субъективного восприятия.

Формирование здорового образа жизни имеет два направления: создание, развитие, усиление, активизация позитивных для здоровья условий, факторов, обстоятельств (по существу формирование потенциала общественного здоровья); преодоление, уменьшение факторов риска здоровью.

 

САМОСОХРАНИТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - получило свое развитие на Западе в начале 1970-х годов в русле политики «Health Promotion» (обеспечение здоровья). Потребность в такой политике возникла в связи с изменением структуры заболеваний в сторону увеличения доли хронических неинфекционных, что требовало выработки определенных стереотипов поведения у больных - реальных и потенциальных. Тогда в ряде западных стран и был осуществлен радикальный концептуальный переход в политике охраны здоровья от рассмотрения граждан как пассивных потребителей медицинских услуг к осознанию ими собственной активной роли в создании условий, способствующих сохранению и приумножению здоровья. Последнее направление разрабатывается и в Институте социологии РАН с 1985 г.

Самосохранительное поведение (синонимы: витальное, здоровьесохранительное) определяется как система действий и отношений, опосредующих здоровье и продолжительность жизни индивида. В основе изучения самосохранительного поведения лежит исследование ценностно-мотивационной структуры личности и ценности здоровья в этой структуре. Значение поведения в структуре факторов, формирующих здоровье населения, в последние десятилетия резко возросло в связи с обусловленностью наиболее распространенных заболеваний (сердечно-сосудистых, органов дыхания, отравлений, травм и т.п.), особенностями образа жизни и, следовательно, поведением человека.

Ключом улучшения общественного здоровья являются стимулирование самосохранительного поведения и здоровый образ жизни.

Самосохранительное поведение включает регулярность питания, занятия физкультурой и спортом, отказ от вредных привычек, соблюдение гигиенических норм, санитарную грамотность, гигиенические привычки, своевременность обращения в медицинские учреждения, в том числе в профилактических целях, строгое выполнение медицинских рекомендаций, соблюдение правил техники безопасности на работе, в быту и т.д.

Самосохранительное поведение определяется вниманием к собственному здоровью и своевременной профилактикой заболеваний, сознательной ориентацией на здоровый образ жизни.

Ничто не в состоянии способствовать укреплению здоровья больше, чем знание людьми основных факторов, вызывающих болезни или способствующих их возникновению, и принятие мер по ослаблению негативного воздействия этих факторов на здоровье.

Медико-социологические исследования влияния факторов риска на уровень общественного здоровья имеют принципиальное значение, так как позволяют выработать общую тактику борьбы (профилактики) с наиболее распространенными неэпидемическими, хроническими заболеваниями, составляющими основу современной патологии экономически развитых стран. Они лишний раз указывают на роль факторов риска как ведущих в развитии патологии и пути снижения риска заболеваний, роль здорового образа жизни и возможности первичной профилактики. Первичная профилактика и формирование здорового образа жизни должны являться основными направлениями социальной политики в области охраны здоровья.

 

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ

Тесты и контрольные вопросы заключительного уровня:

 

1. Назовите три группы факторов, обусловливающих здоровье человека:

А)

Б)

В)

 

2.Являются ли факторы риска обязательными для развития заболевания:

А) да

Б) нет

 

3.Какие факторы, влияющие на здоровье человека, относятся к факторам риска его снижения:

А) рациональное питание

Б) положительное отношение к своему здоровью,

В) способность противостоять стрессу,

Г) эмоциональная неустойчивость,

Д) сниженная двигательная активность

Е) стрессы

Ж) полная семья

З) незаконченное среднее образование,

И) неблагоприятная экологическая обстановка

К)благоустроенная квартира

 

4. Какие составляющие входят в понятие « Здоровый образ жизни»? Укажите правильный ответ.

А)Режим дня.

Б) Питание.

В) Активный отдых.

Г)Двигательная активность.

Д) Вредные привычки.

 Е)Наследственность.

Ж) Трудовая деятельность.

 

5.К вредным привычкам относится? Укажите правильный ответ.

А) алкоголизм.

Б) наркомания.

В) табакокурение.

Г) гиподинамия.

Д) ожирение.

 

6.В каком % соотношении по данным экспертов ВОЗ на здоровье влияет наследственность:

А) 50-55%

Б) 20-25%

В)10-15%

Г)15-20%

 

7.В каком % соотношении по данным экспертов ВОЗ на здоровье влияет состояние здравоохранения:

А) 50-55%

Б) 20-25%

В)10-15%

Г)15-20%

 

8.В каком % соотношении по данным экспертов ВОЗ на здоровье влияет экономическая обеспеченность и образ жизни человека:

А) 50-55%

Б) 20-25%

В)10-15%

Г)15-20%

 

9.В каком % соотношении по данным экспертов ВОЗ на здоровье влияет внешняя среда:

А) 50-55%

Б) 20-25%

В)10-15%

Г)15-20%

 

10. В каком % соотношении по данным Лисицина Ю.П.,1987, на здоровье влияют:

А) образ жизни

Б) состояние внешней среды

В) наследственность

Г) здравоохранение

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Содержание:

1. Подготовка реферативных сообщений по теме занятия.

2. Работа студентов в фокус - группах по критическому обсуждению выбранного фактора, обуславливающего здоровье. 

Задание к самостоятельной работе.

Темы рефератов:

1. Основные факторы, определяющие здоровье население.

2. Современная характеристика здоровья школьников и факторы, его определяющие.

3. Социально-экономические факторы, определяющие здоровье населения.

Самостоятельная работа студентов на практическом занятии: по презентации «Индивидуальное и общественное здоровье».

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ:

а). Основная литература:

Электронный учебно-методический комплекс для студентов 3 курса лечебного факультета.

б). Дополнительная литература:

1. Виноградов, А.Ф. Основы формирования здоровья детей [Текст]: учебное пособие/ А.Ф. Виноградов. - Тверь: РИЦ ТГМА, 2004.- 122 с.

2. Виноградов, А.Ф. Основы формирования здоровья детей [Электронный носитель]: учебное пособие/А.Ф. Виноградов. – 2004.- 450 Мб.

3. Галиуллин, А.Н. Общественное здоровье и здравоохранение: учебное пособие/ А.Н. Галиуллин. - М.: Академкнига.- 2008 – 499 с.

4. Назарова, Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие: учебное пособие/ Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов.- М.: Академия, 2007.- 256 с.

в). Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] – Режим доступа: свободный.- // http://www.gks.ru/          



Дата: 2019-03-05, просмотров: 252.