План.
1. Порядок образования и состав конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации.
2. Структура и организация деятельности конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации. Общие правила производства.
3. Полномочия конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации.
1. Порядок образования и состав конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации
Конституционный (уставной) суд субъекта Российской Федерации – судебный орган конституционного контроля, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Становление конституционного правосудия в субъектах РФ было тесно связано с первым опытом создания отечественных институтов конституционного надзора в духе идей и принципов Закона СССР «О конституционном надзоре в
СССР»43 и Закона РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР»44. В период с 1990 по 1996 годы в отдельных регионах России было инициировано принятие соответствующих законов и учреждены первые региональные конституционные суды (Карелия, Саха (Якутия), Дагестан и др.).
В 1996 году Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»45 предусмотрел возможность (по усмотрению субъекта РФ) создания конституционного (уставного) суда для рассмотрения
вопросов о соответствии нормативных правовых актов субъекта РФ и
43 Закон СССР от 23 декабря 1989 г. «О конституционном надзоре в СССР» // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1989. №29. Ст. 572.
44 Закон РСФСР от 12 июля 1991 г. №1599-1 «О Конституционном Суде РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 25 июля 1991 г. №30. Ст. 1017.
45 Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 №1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 06 июля 1997 г. №1. Ст. 1.
муниципальных правовых актов конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации. Порядок рассмотрения соответствующих вопросов был прямо отнесен к компетенции регионального законодателя.
Большинство субъектов РФ закрепили в своих конституциях и уставах создание конституционного (уставного) суда, однако не во всех из них они на практике были учреждены. В отдельных регионах деятельность судов приостанавливалась или прекращалась, а соответствующие законы отменялись или признавались утратившими силу. В настоящее время конституционные (уставные) суды действуют в 16-ти субъектах РФ (республики Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карелия, Коми, Марий Эл, Саха (Якутия), Северная Осетия – Алания, Татарстан, Тыва, Чеченская республика, Калининградская и Свердловская области, город федерального значения Санкт-Петербург).
В целях обеспечения деятельности конституционных (уставных) судов в субъектах РФ приняты также законы и иные нормативные акты, регулирующие доступ граждан к информации о деятельности этих судов, проведение конкурса по отбору кандидатов на должность судьи, материальное и социальное обеспечение судей и оплату их труда. В регламентах конституционных (уставных) судов устанавливаются порядок определения очередности рассмотрения дел в заседаниях, правила процедуры
и этикета, принципы организации работы судей и распределения работы между ними, порядок делопроизводства, требования к работникам аппарата, правила внутреннего распорядка.
Состав, порядок формирования и срок полномочий конституционного (уставного) суда субъекта РФ определяется законом соответствующего региона. В состав суда входят от трех до семи судей, назначаемых, как правило, законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ по представлению высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). Правом представления кандидатур в отдельных регионах наделяется также группа депутатов (Санкт-Петербург, Калининградская область), председатель законодательного органа (Республика Татарстан).
Дата: 2019-03-05, просмотров: 209.