Говоря о становлении конституционного судебного контроля в современной России, нельзя не отметить, что она восприняла основные черты европейской модели конституционного контроля, хотя и с большой спецификой, связанной с трудностями переходного процесса от тоталитаризма к демократическому правовому государству.
Становление института конституционного контроля в России16:
1)зарождение идей о конституционном контроле в России (XIX — начало XX вв.);
2)осуществление конституционного контроля ЦИК СССР (Президиумом ЦИК СССР) с использованием вспомогательной роли Верховного Суда СССР (конец 1920-х — начало 1930-х гг. XX вв. ).
3)осуществление конституционного контроля Президиумом Верховного Совета СССР (конец 1930-х — начало 1980-х гг. XХ вв.).
4)осуществление конституционного контроля высшими органами государственной власти: Съездом народных депутатов СССР, Верховным
16 См. подробнее: Штрихи к истории Конституционного Суда России: из дневников, блокнотов, интервью, стенограмм и иных документов и материалов 1989-1996 годов. - М.: Юрлитинформ, 2014. - 632 с.; Митюков М.А., Барнашов А.М. Очерки конституционного правосудия (сравнительно-правовое исследование законодательства и судебной практики). - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. 405 с.; Шульженко Ю.Л. Конституционный контроль в России. - М.: Изд-во ИгиП РАН, 1995. - 175 с.; Митюков М.А. Предтеча конституционного правосудия: взгляды, проекты и институциональные предпосылки (30
— начало 90-х гг. XX в.). - М.: Формула права, 2006. - 179 с. Он же: Судебный
конституционный надзор 1924-1933 гг.: вопросы истории, теории и практики. - М.: Формула права, 2005. - 208 с.
Советом СССР и сформированным Комитетом конституционного надзора СССР (1988-1991 г.г.);
5)обеспечение верховенства Конституции и ее правовой защиты самостоятельным и независимым органом судебного конституционного контроля — Конституционным Судом РФ (с 1991 г.).
Практическое осуществление конституционного контроля начинается в первые годы советской власти. В это время конституционный контроль осуществлялся Всероссийским съездом Советов и Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом (ВЦИК), который был вправе отменить практически любой акт в случае его противоречия Конституции РСФСР. На практике право отмены конституционных актов осуществлялось
Президиумом ВЦИК. Свои предварительные заключения о конституционности того или иного правового акта давал Отдел законодательных предположений.
В связи с образованием в 1922 г. Союза ССР и необходимостью обеспечить соответствие республиканского законодательства общесоюзным нормам
функции по осуществлению конституционного контроля переходят к Центральному Исполнительному Комитету СССР, а в период между его сессиями — Президиуму ЦИК СССР. Вспомогательную роль в осуществлении конституционного контроля стал выполнять образованный в 1923 г. Верховный Суд при ЦИК Союза ССР.
К середине 1930-х гг., когда в Советском Союзе уже полностью
сформировалась и стабилизировалась командно-административная система, возможное несоответствие как актов союзных республик, так и
ведомственных нормативных правовых актов общесоюзному законодательству могло быть только технической ошибкой, а не проявлением политической воли. А в случае появления подобной юридической ошибки ее моментально можно было устранить без формального привлечения государственных органов через систему партийной иерархии. В связи с этим принятая в 1936 г. Конституция СССР, не указывала на необходимость
создания специализированных органов конституционного контроля. Предусматривалось, что функции конституционного контроля будут выполнять постоянно действующий высший орган государственной власти — Президиум ВС СССР и Прокуратура СССР.
Во второй половине 1980-х гг. начинается масштабный кризис всей системы государственной власти в нашей стране. Осознание необходимости перемен в обществе приводит к внесению значительных изменений в Конституцию
СССР, конституции союзных и автономных республик. Существенным изменениям подверглась ст. 6 Конституции, целям демократизации общественной жизни были направлены изменения ст. 104 Конституции
СССР, которые привели к усовершенствованию высших органов государственной власти — образованию Съезда народных депутатов СССР и реформированию Верховного Совета СССР17.
Данные органы государственной власти осуществляли законодательную деятельность, обеспечивали единство законодательного регулирования на всей территории СССР, осуществляли толкование законов Союза ССР. В декабре 1989 г. принимается Закон СССР «О конституционном надзоре в
СССР»18. С мая 1990 г. к работе приступил Комитет конституционного надзора СССР, Члены Комитета конституционного надзора избирались Съездом народных депутатов СССР сроком на 10 лет из числа специалистов в области политики и права в составе председателя (им стал известный ученый-юрист, член-корреспондент АН СССР С.С. Алексеев), его заместителя и 25 членов комитета, в том числе по одному из каждой союзной республики. Закон установил ряд важных гарантий независимости членов Комитета, прежде всего — их подчинение при выполнении ими своих обязанностей только Конституции СССР.
17 См.: Закон СССР от 1 декабря 1988 г. N 9853-XI «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР» // Ведомости ВС СССР. 1988. № 49. Ст. 727.
18 См.: Закон СССР от 23 декабря 1989 г. № 973-I «О конституционном надзоре в
СССР» // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1989. № 29. Ст. 572-573.
Впервые осуществление конституционного контроля специализированным судебным органом начинается в 1991 г., когда Законом РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР» 1991 г.19 был образован судебный орган конституционного контроля — Конституционный Суд Российской Федерации. Конституционным Судом РФ на основе Закона РСФСР от 12 июля 1991 г. «О Конституционном Суде РСФСР» в 1992-1993 гг. было рассмотрено 27 дел, из них 19 — по обращениям о проверке конституционности законов и иных нормативных правовых актов, 8 — по индивидуальным жалобам граждан. Им было рассмотрено также более 30 тысяч обращений граждан, государственных органов, общественных объединений, на которые даны ответы.
Обострение политического кризиса в стране и его трагическая развязка 3-4 октября 1993 г. в Москве привели к фактическому роспуску парламента и приостановлению реального осуществления Конституционным Судом РФ функций конституционного судебного контроля до принятия новой Конституции России и нового закона о конституционном правосудии в РФ.
Конституция РФ 1993 г. сохранив специализированный орган конституционного судебного контроля, урегулировала важнейшие вопросы, связанные с организацией и деятельностью Конституционного Суда РФ, внесла существенные изменения в правовой статус данного органа, но все положительное, что было накоплено в ходе становления этого государственно-правового института в России, нашло затем отражение в принятом 21 июля 1994 г. Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации». После завершения формирования полного состава Конституционного Суда РФ в феврале 1995 г. начался новый этап его деятельности.
Дополнительная литература:
19 См.: Закон РСФСР от 12 июля 1991 г. N 1599-1 (ред. от 25.02.1993 г.) «О
Конституционном Суде РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР .1991. N 30. Ст. 1017.
1. Ганичева Е.С. Пределы осуществления права законодательной инициативы высшими органами судебной власти // Журнал российского права. 2014. № 11. С. 131 - 139.
2. Зорькин В.Д. Конституционный Суд России в историческом контексте.
URL: http://www.ksrf.ru/News/Speech/Pages/ViewItem.aspx?Paramld=47.
3. Информация Конституционного Суда Российской Федерации об исполнении решений Конституционного Суда Российской Федерации. Утверждена Решением Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2009 г. //Журнал конституционного правосудия. 2009. № 4(10). С. 1 - 14.
4. Комарова В.В. Конституционный контроль: опыт сравнительного анализа (Россия, субъекты федерации, страны-участницы СНГ и страны Балтии) // Конституционное и муниципальное право. - М.: Юрист, 1998, № 1. - С. 48-54
5. Комарова В.В. История становления института конституционного контроля в России // История государства и права. - М.: Юрист, 1999,
№ 4. - С. 30-37
6. Митюков М.А. Методология исследования проблемы послания Конституционного Суда Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 12. С. 27 - 33.
7. Нарутто С.В. Конституционный Суд Российской Федерации: изменения в статусе и процедурах (2009 и 2010 годы) // Хозяйство и право. 2011.
№ 9. С.12.
8. Нарутто С.В. Конституционный судебный процесс: Понятие, признаки, особенности // Право и политика. М., 2013. № 5 (161). С. 708-713.
9. Осавелюк А.М., Липинский в.в. Исполнительная и судебная власть российских и зарубежных субъектов федерации // Асимметричная
федерация: взгляд из центра, республик и областей. М., 1998. С. 124 – 139.
10. Осавелюк А.М. Роль Конституционного Суда в определении места международных договоров правовой системе в Российской Федерации
// Материалы VII Междунар. научно-практич. конференции «Судебная реформа в России: прошлое, настоящее, будущее (Кутафинские чтен.). Секция конституционного и муниципальн. права / под ред. В.В. Комаровой, Г.Д. Садовниковой, С.С. Заикина. – М.: Изд. центр Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), 2015. С. 51 – 59.
11. Пантелеев В.Ю. Актуальные вопросы модернизации и повышения эффективности работы конституционного правосудия в субъектах Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 3. С. 46.
12. Страшун Б.А. Эволюция института конституционного контроля в России: от надзора к правосудию. Часть 1 // Сравнительное конституционное обозрение. 2016. N 1. С. 106 - 120.
13. Татаринов С.А. К вопросу о расширении полномочий Конституционного Суда Российской Федерации по рассмотрению и разрешению дел в связи с жалобами граждан // Конституционное и
муниципальное право. 2011. № 6. С. 46.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 583.