Конституционный судебный контроль — это деятельность специально на то уполномоченных государственных органов, осуществляющих судебную власть, направленную на обеспечение верховенства конституции, предупреждения издания неконституционных нормативных актов, установление неконституционных законов, иных нормативных актов или действий, а также, в случае необходимости, осуществления толкования конституции и законов
Конституционный судебный контроль является важным атрибутом современного демократического конституционного устройства. Без него немыслимо поддержание конституционной законности, а значит, и законности в целом. Без эффективного конституционного контроля Основной Закон страны обречен оставаться не более чем общей декларацией принципов
и намерений.
В юридической литературе имеются неодинаковые подходы к классификации сложившихся моделей конституционного судебного контроля в различных странах. В большинстве своем исследователи выделяют такие модели конституционного судебного контроля, как: американская,
14 Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 г. № 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016 г.) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. №
9. Ст. 1011.
европейская. Дополнительно выделяют латиноамериканскую модель конституционного контроля15.
Американская модель конституционного судебного контроля (США, Мексика, Канада, Бразилия) — конституционный контроль осуществляют суды общей юрисдикции всех уровней. В США, в первую очередь, органом конституционного контроля выступает Верховный суд, который в течение более двух веков обеспечивает неприкосновенность Конституции США и ее конструктивное развитие.
Европейская модель конституционного судебного контроля (Австрия, Италия, Бельгия, Германия, Турция) — конституционный контроль осуществляется специально созданным судебным органом, организационно выделенным из судебной системы, не рассматривающий ни уголовные, ни гражданские дела, а разрешающий споры о конституционности актов.
Латиноамериканская система конституционного судебного контроля —
конституционный контроль осуществляется как специализированными органами конституционной юстиции, так и в иных судебных органах путем защиты нарушенных прав любого лица от нормативных правовых актов любого органа публичной власти, который тем самым нарушает конституцию государства.
В механизме правовой защиты Конституции классификация видов конституционного контроля может быть проведена по следующим основаниям.
По времени проведения:
-предварительный контроль (характерно осуществления контроля до вступления нормативного акта в силу; предполагает проверку конституционности законов на стадии рассмотрения их в парламенте или перед подписанием и промульгацией президентом; законопроект, признанный неконституционным, не подлежит принятию и опубликованию);
15 См. подробнее: Несмеянова С.Э. Конституционный судебный процесс в России: Учеб. пособие. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2013. - С. 9-24; Конституционный контроль в зарубежных странах: учеб. пособие / Отв. Ред. В.В. Маклаков. М., 2007. С. 48 и др.
- последующий контроль (распространяется на принятые и вступившие в силу нормативные акты);
По форме(способу)проведения:
-абстрактный контроль (применяется при рассмотрении конституционности нормативного правового акта вне связи с его конкретным применением. Допускается в Италии, Турции, Мексике, Австрии, Германии);
- конкретный контроль (осуществляется в большинстве стран, возникает в связи с применением рассматриваемого нормативного акта к конкретным обстоятельствам);
По содержанию:
- формальный (проверка осуществляется только в отношении правильности процедуры принятия и издания соответствующего правового акта, то есть отсутствует проверка содержания закона);
- материальный (заключается в соотнесении рассматриваемого акта с конституцией);
По обязательности:
- обязательный (нормативный правовой акт подлежит проверке с точки зрения его конституционности и независимо от чьей-либо воли);
- факультативный (рассмотрение вопроса в органе конституционного контроля связано с волей заинтересованного государственного органа,
должностного или частного лица, то есть с инициативной субъекта, обладающего правом обращаться в орган конституционного контроля; По правовым последствиям:
- постановляющий (в случае обнаружения при проверке конституционности нормативного акта, противоречащего конституции, орган конституционной юстиции признает акт недействительным, утрачивающим юридическую силу);
- консультативный (запрашивается мнение органа конституционного контроля в процессе подготовки законопроекта);
В зависимости от органов, проверяющих конституционность нормативных актов:
- централизованный (конституционный контроль осуществляется специальным либо только высшим судом);
- децентрализованный (конституционный контроль осуществляется всеми судами общей юрисдикции).
Дата: 2019-03-05, просмотров: 257.