Компетенция Конституционного Суда РФ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Компетенция Конституционного Суда РФ закреплена в ст. 125 Конституции и ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционному Суду подведомственны дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

 

1) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

 

2) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ;

 

В Постановлении от 21 марта 2007 г. № 3-П Конституционный Суд РФ отметил, что объектом его проверки являются все законы, принимаемые


Федеральным Собранием – парламентом, включая федеральные конституционные законы. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. № 13-П и ряде других решений изложена правовая позиция о том, что Конституция РФ не допускает проверку судами общей юрисдикции конституций и уставов субъектов Российской Федерации.

 

Вместе с тем Конституционный Суд РФ признал за судами общей юрисдикции правомочие подтверждать недействительность положений конституций, уставов, законов субъектов РФ, если они содержат такие же нормы, какие ранее были признаны Конституционным Судом противоречащими Конституции РФ.

 

3) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

 

4) не вступивших в силу международных договоров РФ.

 

Частью 4 ст. 15 Конституции установлен приоритет международного

 

договора РФ по отношению к законам. Однако международный договор РФ

 

не должен противоречить Конституции РФ. Конституционный Суд может признать не вступивший в силу международный договор РФ не соответствующим Конституции РФ, что означает невозможность его применения в России. Если международный договор содержит правила,

 

требующие изменения отдельных положений Конституции РФ, решение о

 

согласии на его обязательность для России возможно в форме федерального

 

закона только после внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ

 

или пересмотра ее  положений в установленном порядке. Следовательно,

 

международные договоры РФ обладают приоритетом только в отношении

 

федеральных законов и не могут доминировать над Конституцией РФ.

 

 

В практике Конституционного Суда РФ проверка конституционности

 

международных договоров РФ осуществляется нечасто. Так, Конституционный Суд РФ проверял конституционность не вступившего в силу международного договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым


и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов. Отмечая, что он не оценивает политическую целесообразность заключения международного договора РФ, Суд установил, что подписание Договора не может вызывать сомнения с точки зрения установленного Конституцией РФ разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, и по содержанию норм также соответствует Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 19 марта 2014 г. № 6-П).

 

 

Подлежащие конституционной проверке вышеуказанные акты рассматриваются Конституционным Судом вне связи с применением оспоренного акта в конкретном деле. Конституционный Суд осуществляет

 

проверку правовых актов, вступивших в силу. Единственным исключением из

 

этого правила являются международные договоры РФ, конституционность

 

которых Конституционный Суд оценивает до их ратификации.

 

Инициатором конституционного судопроизводства по данной категории

 

дел могут быть следующие субъекты: Президент РФ, Совет Федерации,

 

Государственная Дума, 1/5 членов Совета Федерации или депутатов

 

Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, органы

 

законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 

По собственной инициативе или по инициативе иных органов, должностных

 

лиц, не перечисленных в ч. 2 ст. 125 Конституции РФ, Конституционный Суд

 

не рассматривает дела.

 

Конституционный Суд РФ является единственным органом, который

 

дает официальное и общеобязательное толкование Конституции Российской

 

Федерации, означающее познание, уяснение и разъяснение действительного

 

смысла положений Конституции РФ в целях их практической реализации всеми органами власти, организациями и гражданами. Толкование представляет собой результат научного поиска, характеризуется использованием различных научных методов, авторитетных концепций, доктрин, изложенных в учебниках, монографиях и других научных трудах,

либо предстает как оригинальная новая научная теория, по-иному характеризующая то или иное государственно-правовое явление.

 

Конституционный Суд при исследовании правового содержания

 

положений Конституции РФ применяет различные способы толкования:

 

логический;         грамматический;         систематический;          исторический;

 

телеологический (целевой).

 

Например, логический способ толкования, предполагающий применение законов формальной логики (тождества, непротиворечия, исключенного третьего и др.), был применен Конституционным Судом РФ при толковании ст. 136 Конституции РФ. Суд сделал вывод о том, что процедура принятия поправок к гл. 3-8 Конституции РФ существенно отличается от процедуры принятия федерального конституционного закона. Положения этой статьи могут быть реализованы только в форме специального правового акта о конституционной поправке, имеющего особый статус и отличающегося и от федерального закона, и от федерального конституционного закона (Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 12-П).

 

При осуществлении толкования ч. 4 ст. 111 Конституции РФ о согласовании Президентом с Государственной Думой кандидатуры

 

Председателя Правительства Конституционный Суд отметил: «Действительный смысл положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации может быть выявлен на основе использования в единстве различных приемов толкования - телеологического, историко-

 

политического, систематического, грамматического, логического» (Постановление Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 г. № 28-П).

 

Конституционный Суд РФ применяет различные виды толкования

 

(адекватное (буквальное), ограничительное, расширительное). Используя тот

 

или иной вид толкования, Конституционный Суд выявляет точное либо

 

более узкое или широкое понимание конституционной нормы по сравнению

 

с ее языковым выражением.


Всего Конституционным Судом РФ принято 14 постановлений, в которых дано толкование более 20 статей Конституции РФ.

 

Например, Конституционный Суд толковал ч. 1 ст. 96 и ч. 1, 2, 4 ст. 99 Конституции РФ по запросу Совета Федерации о допустимости переноса в конституционно значимых целях даты очередных выборов депутатов Государственной Думы, сопряженного с незначительным в месячном выражении уменьшением пятилетнего срока полномочий, на который согласно Конституции, избиралась Государственная Дума текущего созыва (Постановление Конституционного Суда РФ от 1 июля 2015 г. №18-П).

 

Конституционный Суд правомочен разрешать споры о компетенции:

 

 

1) между федеральными органами государственной власти;

 

2) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;

 

3) между высшими государственными органами субъектов РФ.

 

 

Такие споры могут возникать в связи со следующими нарушениями: 1)

 

вмешательством одного органа в компетенцию другого; 2) присвоением

 

властных полномочий другого органа; 3) уклонением органа от

 

осуществления собственной компетенции; 4) воспрепятствованием законному осуществлению полномочий. Конституционный Суд РФ рассматривает споры о компетенции с точки зрения установленных Конституцией Российской Федерации разделения властей и разграничения

 

компетенции между федеральными органами государственной власти, а

 

также с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между

 

органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов,

 

установленного ст. 71 – 73 Конституции Российской Федерации, и между

 

высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

 

Например, в 1998 году Конституционный Суд РФ разрешал спор между Советом Федерации и Президентом РФ, между Государственной Думой и


Президентом РФ об обязанности Президента подписать принятый Федеральный закон «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации». Президент РФ отказался подписать закон, посчитав, что при повторном его рассмотрении в палатах Федерального Собрания была нарушена конституционная процедура одобрения федерального закона. Конституционный Суд указал, что Президент РФ обязан подписать и обнародовать закон, что не препятствует ему обратиться в Конституционный Суд с запросом о проверке соответствия Конституции РФ закона, в том числе по порядку принятия (Постановление Конституционного Суда РФ от 6 апреля 1998 г. № 11-П).

 

 

Особая категория дел, рассматриваемых Конституционным Судом РФ,

 

связана с  проверкой конституционности закона, примененного или

 

подлежащего применению в конкретном деле по жалобам на нарушение

 

конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов. Жалобы

 

граждан занимают более 99 % всех обращений в Конституционный Суд.

 

Правом на обращение в Конституционный Суд РФ с индивидуальной или

 

коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод

 

обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным

 

в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, например, муниципальные образования, государственные и муниципальные учреждения и предприятия, а также Генеральный прокурор РФ и Уполномоченный по правам человека в РФ.

 

Жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима при наличии двух условий: 1) закон затрагивает конституционные права и свободы граждан; 2) закон применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде, при этом жалоба должна быть

 

подана в срок не позднее одного года после рассмотрения дела в суде.

 

Поэтому к жалобе обязательно прилагается копия официального документа,

 

подтверждающего применение обжалуемого закона.


По  жалобам  граждан Конституционный  Суд   РФ  проверяет

 

конституционность федеральных конституционных законов и федеральных

 

законов, конституций республик и уставов иных субъектов РФ, законов

 

субъектов РФ. Сложившаяся судебная практика существенно расширила

 

предмет  конституционной жалобы,  отнеся  к нему  постановления

 

Государственной Думы об амнистии, постановления Правительства РФ,

 

принятые во исполнение полномочия, возложенного на Правительство

 

непосредственно федеральным законом, и иные подзаконные нормативные правовые акты при условии отсутствия необходимого закона, регулирующего соответствующие отношения.

 

Конституционный Суд рассматривает жалобы граждан только в

 

отношении нарушения их конституционных прав и свобод, перечень которых

 

установлен во второй главе Конституции РФ. Однако этот перечень не

 

является исчерпывающим, так как согласно ч. 1 ст. 55 Конституции,

 

перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод

 

не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных

 

прав и свобод человека и гражданина.

 

В литературе высказываются мнения о необходимости расширения компетенции Конституционного Суда РФ. Предлагается закрепить возможность граждан оспаривать акты Центральной избирательной комиссии РФ, а также наделить Конституционный Суд полномочием проверять на соответствие Конституции РФ постановления Пленума Верховного Суда РФ, ущемляющие права и свободы и имеющие общеобязательное юридическое значение для правоприменительной деятельности нижестоящих судов общей и арбитражной юрисдикции. Высказано также предложение о необходимости законодательного предоставления гражданам права обжаловать в Конституционный Суд судебные решения37. На наш взгляд, осуществление нормоконтроля в отношении актов ЦИК России вполне достаточно в рамках полномочий

 

37 Татаринов С.А. К вопросу о расширении полномочий Конституционного Суда Российской Федерации по рассмотрению и разрешению дел в связи с жалобами граждан // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 6. С. 46.


Верховного Суда РФ. Что касается специального закрепления полномочия Конституционного Суда РФ по проверке конституционности постановлений Пленума Верховного Суда РФ, а также всех судебных решений, то оно представляется нецелесообразным, т.к. в настоящее время ничто не мешает Конституционному Суду РФ, не вторгаясь непосредственно в компетенцию Верховного Суда РФ, корректировать судебную практику.

 

В соответствии с изменениями, внесенными в Закон о Конституционном Суде РФ 14 декабря 2015 года, к компетенции Конституционного Суда РФ отнесена новая категория дел - рассмотрение дел о возможности исполнения решений межгосударственного органа по защите прав и свобод человека (п. 3.2 ч. 1 ст. 3). Это касается, в частности, возможности исполнения решения Европейского Суда по правам человека, вынесенного по жалобе, поданной против России, на основании международного договора РФ. Исполнение таких решений может быть признано невозможным, если оно противоречит Конституции РФ. Решения не должны также противоречить истолкованию Конституции, которое дано Конституционным Судом РФ.

 

Закреплено два способа разрешения Конституционным Судом РФ такого рода дел:

 

1) федеральный орган исполнительной власти, наделенный компетенцией по защите интересов России (Министерство юстиции РФ),

 

может направить в Конституционный Суд запрос о проверке конституционности законодательных норм, в которых международный суд обнаружил изъяны. При этом указанный орган должен дать заключение о невозможности исполнить решение вследствие его расхождения с Конституцией РФ. Такие дела могут рассматриваться без проведения слушания, если вопрос может быть разрешен на основании ранее принятых Конституционным Судом РФ постановлений;

 

2) Президент РФ или Правительство РФ вправе обратиться с запросом о

 

рассмотрениивыявившегосяпротиворечиямеждуположениями


международного договора РФ в истолковании, данном межгосударственным органом, и положениями Конституции РФ применительно к возможности исполнения решения соответствующего межгосударственного органа. Если Конституционный Суд примет постановление о невозможности исполнения решения межгосударственного органа, какие-либо действия (акты), направленные на исполнение этого решения, не могут осуществляться (приниматься).

 

Конституционный Суд РФ по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Указанное обвинение может стать основанием для отрешения Президента РФ от должности в соответствии со ст. 93 Конституции РФ.

 

Инициатором выдвижения обвинения может быть Государственная Дума, принявшая такое решение двумя третями голосов от общего числа по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы. Кроме того Верховный Суд РФ должен дать заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков соответствующего преступления.

 

Конституционный Суд обязан исследовать фактические обстоятельства, связанные с выдвижением обвинения Президента РФ, принятием Верховным Судом РФ заключения о наличии в действиях Президента РФ признаков соответствующего преступления. При этом он не проверяет содержание выдвинутого обвинения, состав совершенного Президентом преступления.

 

Конституционный Суд РФ выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения. На практике «вопросы своего ведения» рассматриваются Конституционным Судом в узком смысле слова, как вопросы, связанные с обеспечением его собственной деятельности. В таком подходе проявляется принцип «никто не может быть судьей в собственном


деле»; в противном случае Конституционному Суду пришлось бы вступать в политическую полемику с другими участниками законодательного процесса

 

и в дальнейшем проверять конституционность закона, принятого по его инициативе.

 

Ученые отмечают, что Конституционный Суд РФ демонстрирует сдержанную и даже осторожную позицию в выборе поводов для реализации права законодательной инициативы, что можно рассматривать в качестве одного из практических проявлений принципа разделения властей, соблюдение которого способствует поддержанию авторитета судебной власти38.

 

 

Конституционный Суд принимает заключение о соответствии Конституции РФ инициативы о проведении референдума Российской Федерации по предложенному вопросу.

 

В соответствии со ст. 17 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» решение ЦИК России, которым утверждено ее заключение о несоответствии вопроса (вопросов)

 

референдума требованиям, предусмотренным статьей6 Закона, может быть обжаловано в Верховный Суд РФ. Если из заключения ЦИК России, утвержденного ее решением, следует, что данное решение принято в связи с несоответствием вопроса (вопросов) референдума Конституции РФ, Верховный Суд РФ направляет запрос в Конституционный Суд РФ. В случае принятия Конституционным Судом РФ решения о признании вопроса (вопросов) референдума не соответствующим (не соответствующими) Конституции Российской Федерации процедуры по реализации инициативы проведения референдума прекращаются. Таким образом, Конституционный

 

38 Ганичева Е.С. Пределы осуществления права законодательной инициативы высшими органами судебной власти // Журнал российского права. 2014. № 11. С. 131 - 139.


Суд РФ по запросу Верховного Суда РФ проверяет конституционность вопроса, выносимый на всероссийский референдум.

 

Кроме того, Конституционный Суд РФ участвует в процедуре назначения референдума, проверяя по запросу Президента РФ соответствие Конституции РФ инициативы проведения референдума. На основании ст. 23 Закона о референдуме РФ не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, Президент РФ направляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума. Конституционный Суд РФ рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет это решение Президенту РФ. Если Конституционный Суд РФ признал инициативу проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума соответствующей Конституции РФ, Президент РФ не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда РФ назначает референдум. В случае, если указанная инициатива признана не соответствующей Конституции РФ, процедуры по ее реализации прекращаются с момента вступления в силу решения Конституционного Суда РФ.

 

В заседании Конституционного Суда может быть принято решение о направлении органам государственной власти послания Конституционного Суда РФ. Первое и на сегодняшний день единственное Послание «О состоянии конституционной законности в Российской Федерации» было направлено Конституционным Судом РФ 5 марта 1993 г.

 

В ст. 46 действовавшего ранее Регламента Конституционного Суда РФ предусматривалось, что Конституционный Суд не реже одного раза в год обращается к Федеральному Собранию с посланием о состоянии конституционной законности в Российской Федерации, основываясь на результатах своей деятельности. Кроме того, в случае необходимости


Конституционный Суд обращается к Федеральному Собранию с посланием и по другим проблемам, определяемым установленными Законом о Конституционном Суде целями деятельности Конституционного Суда (защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и

 

гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции

 

Российской Федерации на всей территории Российской Федерации).

 

Предложение о направлении послания может быть внесено любым судьей

 

Конституционного Суда. В действующем регламенте Конституционного

 

Суда РФ подобные нормы отсутствуют.

 

К сожалению, в настоящее время институт посланий Конституционного Суда РФ является мало востребованным. «Помпезная» идея ежегодного послания Конституционного Суда выродилась в

 

квазиподобие в виде информации об исполнении решений Конституционного Суда РФ39, либо фрагмента в не предусмотренных Конституцией ежегодных докладах того же Совета Федерации "О состоянии законодательства Российской Федерации"40, либо всякого рода писем. По существу, аппаратный и «суррогатный» эпистолярный подход стал альтернативой конституционному пониманию послания Конституционного Суда»41.

 

39 Информация Конституционного Суда Российской Федерации об исполнении решений Конституционного Суда Российской Федерации. Утверждена Решением Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2009 г. //Журнал конституционного правосудия. 2009. № 4(10). С. 1 - 14.

 

40 Основные направления деятельности Конституционного Суда Российской Федерации по обеспечению реализации прав и свобод человека и гражданина в 2007 году //Журнал конституционного правосудия. 2008. N 2. С. 2 - 12; Реализация решений Конституционного Суда Российской Федерации как индикатор и инструмент повышения качества государственного управления (из Доклада Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2009 г. «О состоянии законодательства в Российской Федерации») //Журнал конституционного правосудия. 2010. № 3(15). С. 10 - 22.

 

41 Митюков М.А. Методология исследования проблемы послания Конституционного Суда Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 12. С. 27 - 33.


 

Конституционный Суд осуществляет и иные полномочия. Так, по вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации. В компетенции Конституционного Суда находится принятие решения о представлении судей Конституционного Суда к награждению государственной наградой Российской Федерации, а также об обращении к Президенту РФ с ходатайством о даче им согласия на принятие судьей награды или иного знака отличия иностранного государства. Конституционный Суд принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда РФ.

 

Перечень полномочий Конституционного Суда является открытым. Закон о Конституционном Суде РФ допускает осуществление им иных полномочий, предоставляемых Конституцией РФ, федеративным договором

 

и федеральными конституционными законами. Суд может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

 

Осуществляя свои полномочия, Конституционный Суд не вправе подменять законодателя и восполнять пробелы в законах и Конституции РФ, не может ни по каким параметрам проверять конституционность самой Конституции РФ, а также проверять соответствие нормативных правовых актов отраслевому законодательству.

 

Конституционный Суд при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию


других судов или иных органов. Конституционный Суд РФ не является кассационной, апелляционной или надзорной инстанцией по отношению к судам общей, административной и арбитражной юрисдикции; не проверяет обоснованность и законность судебных решений и приговоров.

 

 













Дата: 2019-03-05, просмотров: 201.