Конституционных (уставных) судов
Правовой регламентации структуры и организации деятельности Конституционного Суда посвящен ФКЗ о Конституционном Суде РФ 1994 г. Он внес принципиальные изменения в структуру и организацию деятельности Суда, которые были установлены Законом 1991 г. Изменения привели к повышению эффективности и оперативности его работы. Структурные изменения коснулись разделения состава Суда на две палаты и сохранения пленарных заседаний Конституционного Суда в составе всех судей. Это привело к возможности осуществления конституционного правосудия в составе трех коллегий: пленарных заседаний и заседаний двух палат. Ранее Суд действовал только в составе всех судей.
Закон установил, что на пленарном заседании может быть рассмотрен любой вопрос, входящий в компетенцию Конституционного Суда (ч. 1 ст. 21). Наряду с этим Закон установил перечень вопросов, которые могут быть рассмотрены исключительно на пленарных заседаниях. Они определены в ч. 2 и 3 ст. 21, а также в ст. 15, ч. 2 и 4 ст. 17, ч. 3 и 5 ст. 18, ст. 23, п. 3 и 4 ч. 1 ст. 24, ст. 26, 42, 47, ч. 3 ст. 111 ФКЗ о Конституционном Суде.
Практика показывает, что основной объем работы Конституционного
33 Авакьян С.А. Указ. раб. С. 842 – 843.
Суда приходился на его палаты, что долгое время было единственным средством оперативности рассмотрения обращений.
В ФКЗ О Конституционном Суде имеется специальная глава III о структуре и организации его деятельности, состоящая из 7 статей. Более подробно эти вопросы на основе Конституции РФ и указанного Закона устанавливаются в Регламенте Конституционного Суда РФ. Регламент закрепляет порядок определения очередности рассмотрения дел в заседаниях, правила процедуры и этикета в заседаниях, особенности делопроизводства в Конституционном Суде РФ и иные вопросы его внутренней деятельности.
Федеральным конституционным законом от 03 ноября 2010 г. № 7-ФКЗ
в ст. 20 были внесены изменения, касающиеся упразднения палат34. В настоящее время Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела
в заседаниях Конституционного Суда с проведением слушаний, а в случаях и порядке, установленных статьей 47.1 указанного Федерального конституционного закона, также без проведения слушаний.
Точки зрения
«В связи с изменениями Закона о Конституционном Суде, принятыми в 2010 г. И вступившими в силу с февраля 2011 г., было отменено правило, согласно которому Суд (соответственно пленум или палата) не мог начинать нового дела, пока не оглашено решение по начатому. Это ускорило рассмотрение дел Судом, а потому необходимость в палатах как форме работы отпала и такая организационная форма конституционного судопроизводства была исключена из Закона о Конституционном Суде. Кроме того, такой подход в большей мере соответствует ч. 1 ст. 125 Конституции, в которой указана численность судей КС РФ – 19, при том что
в отношении других высших судов такого указания нет, а с учетом того, что все решения будут приниматься одним составом, это резко снижает возможность возникновения коллизий между решениями»35.
По сложившейся практике рассмотрение дела без слушания применяется не только в случае признания аналогичной или той же нормы неконституционной, но и тогда, когда она была признана конституционной с выявлением ее конституционно-правового смысла.
34 СЗ РФ. 2010. № 45. Ст. 5742.
35 Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина. 3-е изд., доп. и перераб. – М., 2013. С. 944.
Особенности разрешения дел без слушаний указаны в Законе о Конституционном Суде РФ и конкретизированы в Регламенте КС РФ, который в начале 2011 г. Был принят в новой редакции. При этом и органам, принявшим оспариваемый акт, и самим заявителям предоставлено право возражать против этой организационной формы и настаивать на слушании дела. Разрешение дел без проведения слушаний, безусловно, увеличило «пропускную способность» Суда. При этом с учетом специфики конституционного правосудия – того, что КС РФ не исследует факты, а исследует нормы – реальная состязательность сторон при рассмотрении дела без слушания не страдает, тем более что Закон о Конституционном Суде РФ
и Регламент КС РФ предусматривают существенные гарантии выражения сторонами позиции и контраргументов на позицию другой стороны36.
Заседания Конституционного Суда – организационно-правовая форма
конституционного судопроизводства, связанная с разрешением любого
вопроса, входящего в компетенцию Суда. ФКЗ о Конституционном Суде РФ
перечисляет вопросы, которые могут рассматриваться в заседаниях: вопросы,
установленные ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 указанного Закона.
Кроме того он принимает послания Конституционного Суда РФ;
принимает Регламент Конституционного Суда РФ и вносит в него изменения
и дополнения; принимает решения о представлении судьи Конституционного Суда РФ к награждению государственной наградой РФ, в том числе присвоению ему почетного звания РФ, а также об обращении к Президенту РФ с ходатайством о даче им согласия на принятие судьей Конституционного Суда РФ награды или иного знака отличия иностранного государства;
принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи
Конституционного Суда РФ, а также о наличии оснований для досрочного
прекращения Советом Федерации по представлению Президента РФ
полномочий Председателя или заместителей Председателя
Конституционного Суда РФ; осуществляет иные полномочия, предусмотренные указанным Законом (ст. 21).
36 Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина. 3-е изд.,
доп. и перераб. – М., 2013. С. 945.
В отличие от практики деятельности Конституционного Суда РФ в период
с 1991 по 1993 год, Суд не может рассматривать дела по собственной инициативе.
Руководит работой Суда Председатель, который имеет двух заместителей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда РФ. Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда РФ по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок.
Председатель Конституционного Суда РФ руководит подготовкой заседаний Конституционного Суда РФ, созывает их и председательствует на них; вносит на обсуждение Суда вопросы, подлежащие рассмотрению в его заседаниях; представляет Конституционный Суд РФ в отношениях с
государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Суда он выступает с заявлениями от его имени; осуществляет общее руководство аппаратом Суда, представляет на утверждение Суда кандидатуры руководителей аппарата и Секретариата Конституционного Суда РФ, а также Положение о Секретариате Суда и структуру аппарата; осуществляет другие полномочия в соответствии с указанным Законом и Регламентом Конституционного Суда РФ.
Председатель Конституционного Суда РФ издает приказы и распоряжения.
Во всех случаях, когда Председатель Конституционного Суда РФ не в состоянии исполнять свои обязанности, их временно исполняет один из заместителей Председателя по уполномочию Председателя.
В случае невозможности исполнения обязанностей Председателя одним из заместителей Председателя временное исполнение этих обязанностей переходит последовательно к судье, имеющему наибольший стаж работы в
должности судьи Конституционного Суда РФ, а при равном стаже – к старейшему по возрасту судье Конституционного Суда РФ.
Заместители Председателя Конституционного Суда РФ осуществляют по уполномочию Председателя его отдельные полномочия, а также выполняют иные обязанности, возложенные на них Председателем Суда.
Численный состав судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ составляет, как правило, три – пять человек. Их структура, как правило, устанавливается законами о конституционных (уставных) судах субъектов РФ и регламентами указанных судов. Их положения предусматривают, что указанные суды рассматривают и разрешают дела на своих заседаниях, в которых участвуют все судьи. Кворум, как правило, составляет две трети состава суда. Судьи, председатели, заместители председателей судов назначаются законодательными органами субъектов Федерации по представлению глав субъектов РФ. Председатель, заместитель председателя
и секретарь суда по истечении срока их полномочий могут быть избраны на новый срок.
Председатель, заместитель председателя и секретарь конституционного (уставного) суда могут по личному письменному заявлению сложить с себя эти полномочия. Сложение полномочий оформляется решением соответствующего суда.
Председатель руководит подготовкой заседаний конституционного (уставного) суда, созывает их и председательствует на них; вносит на обсуждение суда вопросы, подлежащие его рассмотрению; представляет суд
в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами, по уполномочию суда выступает с заявлениями от его имени; осуществляет общее руководство аппаратом суда; пользуется правом приема и увольнения служащих аппарата суда; осуществляет другие полномочия в соответствии с законом и регламентом конституционного (уставного) суда.
Председатель конституционного (уставного) суда издает приказы и распоряжения.
Заместитель председателя суда осуществляет по уполномочию председателя отдельные его функции и замещает председателя в случае его отсутствия или невозможности осуществления им своих обязанностей, выполняет обязанности, возложенные на него судом.
Секретарь конституционного (уставного) суда, там где он предусмотрен, осуществляет непосредственное руководство работой аппарата суда; организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний суда; доводит до сведения соответствующих органов государственной власти, организаций и лиц решения, принятые конституционным (уставным) судом, и информирует суд об их исполнении; организует информационное обеспечение судей; осуществляет другие полномочия в соответствии с законом и регламентом конституционного (уставного) суда.
В регламенте, как правило, устанавливаются: порядок определения очередности рассмотрения дел в заседаниях; некоторые правила процедуры и этикета в заседаниях; особенности делопроизводства; требования к служащим аппарата суда; иные вопросы внутренней деятельности суда.
Дополнительная литература:
Артемова С.Т. Роль решений конституционных (уставных) судов
в деятельности исполнительных органов государственной власти / С.Т. Артемова // Государственная власть и местное самоуправление. М. 2014. № 4. С. 20–23.
Агапов Т.С. Конституционно-правовое регулирование разграничения полномочий конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции по применению конституций (уставов) субъектов Российской Федерации / Т.С. Агапов // Право и государство. Королев. 2015. № 3 (123). С. 52–56.
Безруков А.В. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации в механизме разделения властей / А.В. Безруков, С.А. Пунтус // Российское право. Образование. Практика. Наука. 2014. № 2. С. 84–89.
Воробьева О.А. Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации: правовой анализ / О.А. Воробьева // Вектор науки Тольяттинского
государственного университета. Серия: Юридические науки. 2015. № 1(20).
С. 8–11.
Кайнов В.И. Общее и особенное в порядке формирования конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации / В.И. Кайнов // Мир юридической науки. СПб. 2013. № 10 – 11. С. 29–32.
Лобанов И.В. Формы взаимодействия Конституционного Суда Российской Федерации с конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации / И.В. Лобанов // Актуальные проблемы российского права. М. 2014. № 6 (43). С. 1115–1120.
§ 3. Компетенция, порядок формирования и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации
План
1. Компетенция Конституционного Суда РФ
2. Состав и порядок формирования Конституционного Суда РФ
3. Организация деятельности Конституционного Суда РФ и его рабочих (вспомогательных) органов.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 238.