Чичерина, Н.А. Бердяева и др.
Так, Г.Шершеневич отмечает следующие пути формирования и основные параметры правового государства: 1) для устранения произвола необходимо установление норм объективного права, которые определяют пределы свободы каждого и отграничивают одни интересы от других, в том числе и государственной организации, - отсюда идея господства права вуправлении; 2) если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраною субъективных прав; 3) чтобы новый
порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной властизаконодательную, утвердив самостоятельность судебной власти и допустив к участию в законодательстве выборные общественные элементы6.
Важно отметить, что самостоятельность и независимость судебной власти от других ветвей государственной власти является характерным признаком правового государства, в котором суд, разрешая юридические конфликты, обеспечивает господство права.
В правовом государстве судебная власть призвана выполнять важные социальные функции: осуществлять защиту прав и свобод личности;
обеспечивать реализацию принципа разделения властей, предотвращая сосредоточение абсолютной власти в руках какого-либо одного государственного органа; гарантировать принцип конституционной законности; исключать применение силы при политических конфликтах; обеспечивать принятие правовых законов, их реализацию; способствовать обществу в осуществлении контроля над государственным аппаратом7.
6 Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 1911. С. 248.
7 См.: подробнее: Аулов В.К., Казаков В.Н., Петухов Н.А., Туганов Ю.Н. Судебная власть в системе политико-правовых ценностей современного российского государства. Монография. - М.: «Граница», 2015. С. 67-88.
Советская государственно-правовая наука не воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной, противоположной классовой концепции государства. Это во многом послужило основой для серьезных социально-экономических, культурно-духовных и национальных конфликтов в жизни общества.
Начиная с 1990-х гг. прошлого века, с учетом происходящих социально-экономических и политических реформ и преобразований, стали четко обозначаться новые подходы к оценке государства и права, их роли в политической системе общества. Концептуальные положения и пути формирования правового государства с учетом конкретных условий развития страны излагаются в трудах С.С Алексеева, О.Е. Кутафина, В.Д. Зорькина, В.Н. Хропанюка, В.С. Нерсесянца, Ю.А. Тихомирова и др.
Предусмотренная в ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации 1993 г.8 характеристика нашей страны как правового государства прежде всего представляет собой обобщенную оценочную категорию, суть которой в полную силу может раскрываться лишь при учете наличия всех основных составляющих его частей. При отсутствии этих основных составных частей, характерных лишь для правового государства, никакое государство не может называться правовым. В связи с этим необходимо четко определить существенные признаки правового государства, характер функционирующих
в нем институтов, специфику взаимоотношений такого государства с
личностью, гражданским обществом, особенности реализации государственной власти.
Признаками правового государства являются:
1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Основной закон правового государства — Конституция. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить конституции. Приоритет конституции —
8 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
неотъемлемая черта правового государства. Поэтому правовое государство — это конституционное государство.
Качество верховенства Конституции является важнейшим признаком соответствия идеям конституционализма в обществе.
В содержании верховенства можно выделить составные части:
1) строгое и точное соблюдение норм конституции всеми органами и должностными лицами государства, общественными организациями и гражданами;
2) связанность действий и актов государства, гражданского общества положениями конституции; следование идеям и положениям конституции органами государства, институтами гражданского общества, гражданами.
Следование (соразмерность) выражает творческую направленность действий по воплощению потенциала конституции как верховного документа государства, общества и личности.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 198.