Определение авторской пунктуации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Во-первых, «авторство» пунктуационного оформления текста не всегда можно установить без трудностей, - подготовки книги к изданию – редакторов, корректоров, текстологов. Объем и характер издательской правки зависит от владения автора литературным языком, его чуткости к живой речи, его отношения к словарным и грамматическим нормам, от языковой культуры редактора и корректора и др. Пунктуация рукописи и изданного материала может значительно различаться. Стоит сказать, что редакторская правка поэтического текста существенно отличается от правки прозаического, так как поэтический текст признан особой и специфической формой проявления языкового творчества личности, а потому описание пунктуации поэтического текста обусловлено его законами.

Во-вторых, не каждое нововведение в пунктуацию следует расценивать как авторскую пунктуацию, поскольку она не должна нарушать общих системных свойств пунктуационных знаков. Используемая пунктуация должна учитывать интересы не только автора, но и читателя, не приводя к коммуникативным конфликтам.

В-третьих, пунктуация выступает как объект нормализаторской деятельности, и потому выполнения обязательного минимума правил является обязательным. Следует различать авторскую пунктуацию и пунктуационные ошибки.

В-четвертых, когда нерегламентированное использование пунктуационно-графических средств обусловлено свойствами конкретного текста и принятой социокультурной практикой его оформления, то речь следует вести об индивидуализированной пунктуации.


Итак, существуют два определения термина авторская пунктуация.

- Н.Л. Шубина утверждает, что авторская пунктуация существует наравне с нормативной и в понятие нерегламентированной пунктуации не входит, так как в первую очередь является стилистическим средством.

- Н. С. Валгина называет именно авторскими такие знаки, которые всецело связаны с авторской позицией, определяют индивидуальный стиль писателя. Ученый включает авторскую пунктуацию в состав нерегламентированной.

 

Н.С. Валгина выделяет следующие примеры авторской пунктуации в тексте:

1) появление знака препинания в таких условиях, где он не регламентирован;

2) усиление знаковой позиции, то есть замена знака на более сильный по расчленяющей функции, например, запятая заменяется на тире;

3) авторские знаки могут подчиняться ритмике текста, передавать его мелодику, убыстренный или замедленный темп;

4) одним из видов авторской пунктуации является полное отсутствие знаков препинания, что можно назвать особым литературным приемом, который часто встречается в русской поэзии со второй половины ХХ века.

 

 

Как отмечает Н. С. Валгина, отсутствие пунктуации возможно лишь при полносоставности структуры текста, когда все необходимые смыслы лексически выявлены. Такое оформление не может быть применено к прерывистой или алогичной речи, не может имитировать процесс размышления и разговорность интонаций, не отражает эллипсы и пропуски в тексте.

 

Индивидуальность в применении знаков препинания может проявиться и в расширении границ их употребления, и в усилении их функциональных свойств. Комбинация знаков или нарочитое повторение одного из них тоже могут быть авторскими индивидуальными приемами.

 

Индивидуальность в применении знаков препинания заключается не в пренебрежении пунктуационными правилами, не в нарушении пунктуационной системы, а в усилении их значимости как стилистического приема, дополнительных средств передачи мыслей и чувств в печатном тексте. Авторская пунктуация зачастую несет в себе заряд экспрессии. Включаясь в систему поэтических приемов, она может помочь автору достичь желаемой эмоциональности и выразительности.

Многофункциональность авторской пунктуации проявляется не в нарушении пунктуационной системы, а в увеличении эстетической значимости знаков препинания, расширения границ их использования.

 

Итак, отклонения от правил, вылившиеся в определенные тенденции – свидетельство движения русской пунктуации к смысловой и функциональной значимости, что возможно лишь при достаточной степени развитости самой пунктуационной системы. Современная пунктуация вариативна и способна повышать выразительность письменной речи.

 

Исследователь Е.В. Дзякович в статье «О выразительных средствах пунктуации» отмечает, что пунктуация зачастую считается лишь «набором» определенных правил, между тем, с ее помощью можно сделать литературный текст ярче и выразительнее. Экспрессивные возможности пунктуации весьма значительны, сама ее система создает основу для возникновения своеобразных «пунктуационных тропов».

 

Б. В. Дзякович пишет, что употребление знака в нехарактерной для него позиции создает в тексте эмоциональное напряжение.

 

Современные поэты все чаще отказываются от нормативного употребления пунктуации.

- С одной стороны, это объясняется желанием избежать автоматизма восприятия, потому что все, что не развивается, отмирает.

- С другой стороны, это может быть реакцией на избыточность современной пунктуации. «Эксперименты» в этой области могут быть разнообразными: кто-то считает избыточным комплексом точку в конце предложения и заглавную букву в начале следующего, кто-то – запятую перед придаточным и пр.

 

Еще одна причина такого «упрощения» состоит в том, что стихотворение – малая форма, зачастую умещающаяся на одной страницы, поэтому, когда читатель держит в поле зрения начало и конец произведения, ему не так трудно соотнести содержание с формой, отсутствие знаков не смутит его отклонением от нормы и не затруднит восприятие текста.

 

Таким образом, можно констатировать увеличение масштаба различных экспериментов в области графики поэтического текста, в последнее время они становятся все распространеннее по сравнению с более ранними периодами развития русской поэзии.

 


Дата: 2019-03-05, просмотров: 192.