Показатели
| Индикаторы
|
Мотивы вступления в брак
| Любовь
Духовная близость (сходство жизненных позиций, ценностных ориентаций, интересов)
Переезд на другое место жительства, в другой город, страну
Избавление от родительской опеки
Избавление от чувства одиночества;
Стремление продемонстрировать свою социальную значимость, успешность
Желание иметь постоянного сексуального партнера
|
Качества будущего(-ей) мужа/жены
| Честность
Доброта
Верность
Заботливость
Ответственность
Наличие лидерских качеств
Ум
|
Этапы добрачного поведения
| Знакомство
Первое свидание
Ухаживание
Сватовство
Помолвка
Брак
|
Функции добрачного поведения
| Накопление совместного жизненного опыта
Уточнение и проверка принятого решения
Проектирование совместной жизни, моделирование будущей семьи
Возможность состоять в интимных отношениях
|
Факторы выбора брачного партнёра
| Принцип эндогамии
Гомогамия
Социологический фактор Родительское влияние
Внешняя привлекательность
|
Ценностные установки
| Переход от добрачных отношений к семейно-брачной форме отношений
Создание семьи, близкой к подобию традиционной семьи
|
Агенты социализации
| Семья
Друзья
СМИ
Интернет
Образовательное учреждение
Трудовая организация
|
Пол
| Мужской
Женский
|
Возраст
| 18-20 лет
21-25 лет
26-30 лет
|
Род занятий
| Учащийся/студент
Работник
Совмещение учебной и трудовой деятельности
Безработный/временно неработающий
|
Гипотезы-следствия исследования. Одним из основных факторов выбора брачного партнёра является гомогамность, то есть схожесть со своим потенциальным спутником жизни. Молодёжь стремится подбирать себе партнёра с максимально похожими социально-психологическими чертами и потребностями.
Несмотря на то, что в современное время у молодёжи отмечается достаточно высокая степень толерантности к незарегистрированному браку, в большинстве своём она стремится в дальнейшем узаконить свой союз, таким образом, перейти от добрачных отношений к семейно-брачной форме отношений, а также создать семью, близкую к подобию традиционной семьи.
Методическая стратегия исследования. Эмпирические методы – анализ научной литературы и анкетирование.
Для обработки данных, обобщения и анализа результатов измерения применялась программа Microsoft Excel.
Измерительная модель исследования
Вопросы анкеты
Состоите ли вы в отношениях?
| Вопрос о личности респондента (прямой, закрытый, основной)
|
да, состою;
нет, не состою (переходите к вопросу №4)
|
Порядковая шкала
|
Как долго они длятся?
| Вопрос о личности респондента (прямой, закрытый, основной)
|
менее одного месяца;
от двух месяцев до полугода;
более полугода;
год-два;
более трёх лет
|
Интервальная шкала
|
Готовы ли Вы к семейным отношениям с нынешним партнёром?
| Вопрос о фактах сознания респондента (прямой, закрытый, основной)
|
да, готов(-а);
нет, не готов(-а);
не задумывался(-лась) над этим
|
Порядковая шкала
|
Считаете ли Вы себя готовым к семейно-брачным отношениям?
| Вопрос о фактах сознания (прямой, закрытый, основной)
|
да, я считаю себя готовым(-ой) к семейно-брачным отношениям;
нет, я не считаю себя готовым(-ой) к семейно-брачным отношениям;
не задумывался(-лась) над этим
|
Порядковая шкала
|
Какие факторы выбора брачного партнёра являются для Вас определяющими? (не более 2 вариантов ответа)
| Вопрос о фактах сознания респондента (прямой, полузакрытый, основной)
|
наличие схожих социально-психологических и культурных характеристик;
возраст;
национальность;
уровень образования;
внешняя привлекательность;
родительское влияние;
другое: _________________
|
Номинальная шкала
|
Кто и/или что является наиболее значимыми в процессе выбора партнёра лично для Вас? (не более 2 вариантов ответа)
| Вопрос о фактах сознания респондента (прямой, закрытый, основной)
|
семья;
друзья;
СМИ;
интернет;
образовательное учреждение;
трудовая организация;
ничего из вышеперечисленных;
другое: _________________
|
Номинальная шкала
|
Считаете ли Вы, что современная молодёжь достаточно быстро принимает решение о заключении брака и создании семьи?
| Вопрос о фактах сознания респондента (прямой, закрытый, основной)
|
да;
нет;
затрудняюсь ответить
|
Порядковая шкала
|
Что является наиболее важным в добрачных отношениях лично для Вас?
| Вопрос о фактах сознания респондента (прямой, полузакрытый, основной)
|
накопление совместного жизненного опыта;
уточнение и проверка принятого решения;
проектирование совместной жизни, моделирование будущей семьи;
возможность состоять в интимных отношениях;
другое: _________________
|
Номинальная шкала
|
Считаете ли Вы, что продолжительность добрачного ухаживания каким-либо образом влияет на брак партнёров?
| Вопрос о фактах сознания респондента (прямой, закрытый, основной)
|
да, это играет определяющую роль;
нет, это не имеет никакого значения;
затрудняюсь ответить
|
Порядковая шкала
|
Является ли для Вас важной официальная регистрация отношений?
| Вопрос о фактах сознания респондента (прямой, закрытый, основной)
|
да, юридическое закрепление является обязательным условием взаимоотношений между мужчиной и женщиной;
да, является, при этом, этап официальной регистрации должен сопровождаться венчанием;
нет, не является;
затрудняюсь ответить
|
Порядковая шкала
|
Какие из перечисленных ниже мотивов вступления в брак являются основными для Вас? (не более 2 вариантов ответа)
| Вопрос о фактах сознания респондента (прямой, полузакрытый, основной)
|
любовь;
духовная близость (сходство жизненных позиций, ценностных ориентаций, интересов);
переезд на другое место жительства, в другой город, страну;
избавление от родительской опеки;
избавление от чувства одиночества;
стремление продемонстрировать свою социальную значимость, успешность;
желание иметь постоянного сексуального партнера;
другое: _________________
|
Номинальная шкала
|
Как вы считаете, в каком возрасте лучше вступать в брак?
| Вопрос о фактах сознания респондента (прямой, закрытый, основной)
|
до 18;
18-21;
21-25;
26-30;
От 30
|
Интервальная шкала
|
Какие из перечисленных качеств вы хотели бы видеть в своём будущем(-ей) муже/жене? (не более 3 вариантов ответа)
| Вопрос о фактах сознания респондента (прямой, полузакрытый, основной)
|
честность;
доброта;
верность;
заботливость;
ответственность;
наличие лидерских качеств;
ум;
другое: _________________
|
Номинальная шкала
|
Насколько семья является для Вас ценностью?
| Вопрос о фактах сознания респондента (прямой, закрытый, основной)
|
семья – это самая главная ценность;
семья – это одна из главных ценностей, но не такая, как учёба, работа и собственное здоровье;
мои личные интересы выше интересов семьи;
семья не представляет для меня никакой ценности
|
Номинальная шкала
|
Хотели бы Вы строить Вашу семью по образу и подобию Ваших родителей?
| Вопрос о фактах сознания респондента (прямой, закрытый, основной)
|
да;
скорее да, чем нет;
скорее нет, чем да;
нет;
не задумывался(-лась) над этим
|
Порядковая шкала
|
Какое желаемое количество детей в семье Вы хотели бы иметь?
| Вопрос о фактах сознания респондента (прямой, закрытый, основной)
|
не собираюсь иметь детей;
одного;
двух;
трёх;
более трёх;
не задумывался(-лась) над этим
|
Порядковая шкала
|
Паспортичка (вопросы о личности респондента)
|
Укажите Ваш пол:
|
мужской;
женский
|
Интервальная шкала
|
Укажите Ваш возраст:
|
18-20 лет
21-25 лет
26-30 лет
|
Интервальная шкала
|
Укажите Ваш род занятий:
|
учащийся/студент
работник/служащий
совмещение учебной и трудовой деятельности
безработный/временно неработающий
|
Номинальная шкала
|