Понятие семейно-брачных отношений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Социология семьи, как одна из отраслей науки, изучает семью в двух аспектах: во-первых, как социальный институт, где семья выполняет определённые функции, во-вторых, как общность, члены которой связаны кровными, родственными или брачными отношениями. Также она изучает личность как исполнителя семейной социальной роли. С понятием «семья» тесно связано понятие семейно-брачных отношений. Для более полного понимания данного явления, необходимо рассмотреть понятия «семья» и «брак» по отдельности. Семья представляет собой систему супружеских, родительских или родственных взаимоотношений, где члены связаны общностью быта, хозяйственной и материальной ответственностью. Семья является одной из важнейших составляющих функционирования общества и его различных сфер. В свою очередь, брак регулирует только супружеские отношения и выступает средством формирования семьи. Брак – это союз, который порождает юридические права и обязанности между супругами. Иными словами, брак – это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за ней, одно из орудий, путей, способов самосохранения и развития общества.

В настоящее время социологи и демографы уделяют достаточно пристальное внимание вопросам, касающихся семьи и брака. Л.А. Хачтрян отмечает, что большую роль в определении сущности понятий «семья» и «брак» сыграли социологи. Выявив социальную сущность семьи и брака, они пришли к выводу, что брак следует рассматривать как отношение, а семью – как социальную организацию, поскольку для семьи характерны более сложные и многогранные отношения [23; стр. 89]. Е.А. Антонова отмечает то, что семья и брак являются неотъемлемой частью любого общества. С юридической точки зрения, семейно-брачные отношения представляют собой один из важнейших элементов гражданского законодательства [1; стр. 17]. Кроме того, примечателен тот факт, что семейно-брачные отношения определяются и нормируются не только на основе юридических законов, но и при помощи религии, морали и общественного мнения [1; стр. 20]. В целом, семейно-брачные отношения направлены на соблюдение стабильности и сохранения целостности общества.

В настоящее время наблюдается трансформация института семейно-брачных отношений. Во-первых, произошел перевес личных выгод индивида и экономической деятельности как таковой над ценностями родства, отделение родства от социально-экономической деятельности. Во-вторых, современная модель семьи демонстрирует разделение дома и работы, при этом отмечается изменение роли мужчины и женщины в семье. В-третьих, современной семье свойственна социальная и географическая мобильность, связанная с самостоятельным и независимым профессиональным и личностным самоопределением детей без наследования социального статуса и профессиональной специализации родителей. Кроме того, система семейного уклада с ориентацией на материальные блага, ценностями долга, семейной ответственности, рождения и воспитания детей, заботы о старости родителей, доминированием авторитета родителей и родственников уступает место системе «эгоцентризма» с ценностями индивидуализма, независимости, личных достижений, усилением ощущений сильного «Я». Также в современное время отмечается, что развод по инициативе мужа (прежде всего в связи с бездетностью брака) вытесняется разводом, вызванным межличностной несовместимостью супругов («не сошлись характерами», «отсутствие взаимопонимания», «испытали разочарование друг в друге»). Происходит переход от «закрытой» к «открытой» системе выбора супруга на основе межличностной избирательности молодыми людьми друг друга [10; стр. 5–6]. Обобщая данные характеристики, можно получить следующую модель современной семьи: это независимая от социально-экономической деятельности общность, члены которой обладают равными правами и обязанностями. Помимо этого, современная семья характеризуется самостоятельностью и автономностью от мнения родительской семьи. Ещё одной немаловажной тенденцией является то, что молодые люди предпочитают выбирать будущего брачного партнёра основываясь на собственных желаниях и предпочтениях.

А.М. Стельмах отмечает ряд характерных институциональных особенностей современных брачно-семейных отношений. Среди них можно выделить приемлемость как брачных, так и внебрачных отношений, снижение моральной ценности сохранения целомудрия до брака, эгалитарный характер принятия решения семейных вопросов, а также свободное расторжение брачных отношений [18; стр. 129]. На основании этого можно сделать вывод, что современная молодёжь придерживается принципа равенства полов в процессе принятия решений, кроме того, отмечается достаточно высокая степень свободы личности каждого из партнёров.

Р.В. Сергеев, изучая семейно-брачные ценности российской студенческой молодёжи, отмечает, что идеальной моделью семейной жизни становится сочетание обоюдной ответственности мужа и жены за домашний очаг, интимности и доверительности супружеских и семейных отношений с определенной личностной независимостью, автономностью членов семьи. Для современного студента значима не только удачно сложившаяся семейная, частная жизнь, но и возможность реализовать себя в профессиональном, социальном плане, ощущать свою личностную значимость [17; стр. 6]. Таким образом, несмотря на то, что в семейно-брачных отношениях молодёжь в основном придерживается таких принципов, как доверие, взаимопонимание, совместное решение возникающих проблем, у неё отмечается также стремление к личностному социально-профессиональному росту и желание занять в обществе определённую нишу.

В настоящее время отмечается достаточно высокая степень исследовательского интереса к такой форме семейно-брачных отношений, как сожительство. Отмечается рост подобных союзов, что связывается, в первую очередь, с трансформацией института семьи. Ю.Г. Миронова и Н.А. Тырнова отмечают ряд факторов, в наибольшей степени повлиявших на рост официально незарегистрированных браков. Во-первых, одним из таких факторов является изменение социального положения женщин, обретение ими экономической самостоятельности [12; стр. 59]. Существование данного фактора можно обосновать тем, что официально зарегистрированные отношения являются своего рода гарантом материальной стабильности, что особенно актуально для представительниц женского пола. Поэтому, обретая экономическую независимость, женщина будет считать сожительство приемлемой формой отношений, в полной мере способной заменить официально зарегистрированные отношения. Во-вторых, распространению сожительств может способствовать существующая система социальной защиты льгот и пособий, направленная на поддержание матерей-одиночек. В-третьих, важной причиной распространения сожительств также является постепенное снижение негативизма в общественном отношении населения к сожительству [12; стр. 59]. Таким образом, авторами отмечается достаточно высокая степень толерантности к сожительству, как форме семейно-брачных отношений.

О.М. Папа, анализируя проблему сожительства, как формы семейно-брачных отношений, отмечает, что сожительство постепенно становится нормой в российском обществе как одной из форм семейных отношений, наряду с семьями, основанными на браке. Это явление, достаточно распространено среди разных категорий населения, становится общепринятым, воспринимается как норма поведения, особенно в своем добрачном варианте, например, среди молодежи в будущем, для формирования своей собственной семьи, то здесь сожительство занимает важное место и рассматривается как возможность выбора наиболее приемлемого в дальнейшем возможно брачного партнера, по степени функциональности приближается к семьям, основанным на браке [15; стр. 8]. При этом, В.М. Медков выделяет следующие причины сожительства: молодые люди, в основном, студенческая категория, которые захвачены своими эмоциями, «emotionally involved», но ещё не готовы к заключению брака; занимающие промежуточное положение в отношениях, сожительство – «гражданский брак» – официальный брак; живущие вместе по экономическим причинам, например, студенты, которые живут на «одну» стипендию; категория людей, которые выбирают сожительства как постоянную альтернативу браку. Эти люди не вступают в брак, из принципа [11; стр. 289].

Таким образом, выявляя характеристику современных семейно-брачных отношений, можно сделать вывод о том, что в настоящее время доминирует модель семьи, представляющей собой независимую от социально-экономической деятельности общность, члены которой обладают равными правами и обязанностями. Помимо этого, современная семья характеризуется самостоятельностью и автономностью от мнения родительской семьи. Ещё одной немаловажной тенденцией является то, что молодые люди предпочитают выбирать будущего брачного партнёра, основываясь на собственных желаниях и предпочтениях. В семейно-брачных отношениях молодёжь в основном придерживается таких принципов, как доверие, взаимопонимание, совместное решение возникающих проблем, но наряду с этим у неё отмечается также стремление к личностному социально-профессиональному росту и желание занять в обществе значимое положение. Кроме того, в настоящее время прослеживается толерантное отношение к сожительству, как одной из форм семейно-брачных отношений.

                                     

 

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 246.