ИРКУТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт экономики, управления и права
Кафедра социологии и психологии
Допускаю к защите
Руководитель
____________ Н.И. Гаврилова
Тема: Особенности добрачного поведения современной российской молодёжи
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к курсовой работе по дисциплине
«Социология семьи»
Выполнил студент группы СЦБ-15-1 Н.А. Куликова
Нормоконтроль Н.И. Гаврилова
Курсовая работа защищена с оценкой _______________
Иркутск 2018 г.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
ИРКУТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЗАДАНИЕ
НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
По курсу «Социология семьи»
Студенту группы СЦБ-15-1 Куликовой Н.А.
Тема курсовой работы «Особенности добрачного поведения современной российской молодёжи»
Исходные данные: монографии, научные статьи, учебные пособия.
Рекомендуемая литература
1. Антонова Е.А. Международные стандарты в системе брачно-семейных отношений / Е.А. Антонова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2006. – № 1. – С. 16–20.
2. Гидденс Э. Трансформация интимности: сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах / Э. Гидденс. – СПб. : Питер, 2004. – 208 с.
3. Харчев А.Г. Современная семья и ее проблемы (Социально-демографическое исследование) / Харчев А.Г., Мацковский М.С. – М. : Статистика, 2008. – 189 с.
Дата выдачи задания 8 февраля 2018 г.
Задание получил Н.А. Куликова
Дата представления курсовой работы руководителю 22 мая 2018 г.
Руководитель курсовой работы Н.И. Гаврилова
Содержание
1 Теоретико-методологические основы изучения добрачного поведения. 8
1.1 Понятие семейно-брачных отношений. 8
1.2 Добрачное поведение в системе семейно-брачных отношений. 13
2 Анализ проблемы особенностей добрачного поведения современной российской молодёжи. 19
2.1 Особенности добрачного поведения современной российской молодёжи: вторичный анализ. 19
2.2 Особенности добрачного поведения молодёжи г. Иркутска: результаты социологического исследования. 25
Заключение. 37
Список использованных источников. 41
Приложение. 44
Приложение А Программа социологического исследования. 46
Приложение Б Инструментарий социологического исследования. 69
Приложение В Таблицы по результатам социологического исследования. 74
Введение
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что феномен добрачного поведения является своего рода фундаментом для семейно-брачных отношений. Это объясняется, в первую очередь, тем, что в процессе добрачного поведения партнёры имеют возможность узнать социально-психологические особенности друг друга, проверить свой выбор и в целом сформировать своё отношение к семейно-брачным ценностям. Добрачное поведение включает в себя ряд определённых этапов, являющихся чрезвычайно важными составляющими благополучия молодой семьи.
Проблематика данного исследования состоит в том, что в настоящее время отмечается сокращение («сжатие») основных этапов добрачного поведения. Молодые люди достаточно быстро переходят к стадии совместного проживания, сокращая стадию ухаживания. Данная стадия является одной из самых главных, так как в процессе ухаживания молодёжь не только накапливает совместные эмоции и переживания, но и более подробно узнаёт своего партнёра: его привычки, характер и особенности поведения. Сокращение данного этапа в дальнейшем может повлечь за собой трудности во взаимоотношениях партнёров, а также распад семейно-брачных отношений. Кроме того, именно в процессе добрачных отношений закладываются основные ценности, касающиеся семьи и брака.
Таким образом, добрачные отношения и возникающее на их основе добрачное поведение, являются одними из главных аспектов семейно-брачных отношений. В целом, добрачное поведение представляет собой стратегию выбора брачного партнёра, кроме этого, оно имеет направленность на накопление эмоционального и социально-психологического опыта и формирование у молодых людей отношения к семейно-брачным ценностям. Сокращение этапов добрачного поведения может привести к прекращению отношений между партнёрами, а полное их похождение не только поможет проверить свой выбор, но и в целом укрепить союз молодых людей.
Степень изученности проблемы. При изучении темы и проблематики исследования был привлечён ряд источников. В многочисленной литературе рассматривались различные взгляды, касающиеся особенностей добрачного поведения современной молодёжи.
Добрачное поведение является одним из аспектов, который достаточно освещен в современной литературе. Некоторые аспекты добрачного поведения молодежи были исследованы отечественными авторами. Социологи А.Г. Харчев и А.С. Мацковский утверждают, что характер будущего супружества обусловливает то, что представляет собой каждый из субъектов складывающегося брачного отношения [22].
Согласно мнению Н.Г. Лагойды, вопрос добрачного поведения и подготовки молодежи к браку является актуальным, так как на сегодняшний день отсутствует целостная, многоаспектная, многофункциональная система подготовки молодежи к семейной жизни. Недостаточно изучена область, где рассматриваются различные аспекты добрачного поведения молодежи. Добрачное поведение и выбор партнера являются важной сферой человеческой жизни, в которой закладываются истоки будущей семьи, ее образа жизни, отношения супругов и стабильность института семьи в целом. Неподготовленность молодежи к браку также ведет ко многим отрицательным социальным последствиям [9; стр. 83]. Кроме того, исследователь отмечает значительную роль в добрачном поведении молодежи играют средства массовой информации, где открыто пропагандируется секс, что не ведет к повышению уровня культуры среди молодежи и правильному пониманию всех аспектов добрачного поведения [9; стр. 83]. Таким образом, оказывается деструктивное влияние на семейно-брачные ценности молодёжи.
Н.И. Бабушкина также отмечает важность изучения добрачного поведения молодёжи. Автор считает, что в настоящее время существует ряд кризисных ситуаций, связанных с добрачным поведением. Среди таких она называет депопуляцию населения, низкую рождаемость, рост уровня разводов, внебрачной рождаемости и социального сиротства. Все эти проблемы неизменно и с нарастающей силой влияют на институт семьи [2; стр. 8–9]. Что касается особенностей добрачного поведения современной молодёжи, Н.И. Бабушкина отмечает, что молодые люди сегодня свободны в своём поведении. На первый план выходят любовь, интимно-
личностные, эмоциональные отношения, сексуальные контакты,
степень переживаемой общности жизни, значимости присутствия
рядом другого. Всё это выступает как ценность сама по себе и далеко не всегда предполагает заключение официального брака: главным становится ощущение себя парой [2; стр. 9].
Согласно мнению Е.Н. Касаркиной, Д.А. Бистяйкиной и Т.В Соловьевой, изучение добрачных установок молодежи представляет определенный интерес с точки зрения прогнозирования тенденций рождаемости и стабильности воспроизводства института семьи в будущем. Ценностные ориентации добрачного поведения личности, представления о браке и семье складываются не спонтанно, а в течение определенного времени и под влиянием различных факторов [7; стр. 5]. Кроме того, исследователя отмечают активную позицию молодёжи в системе добрачных отношений. Выступая носителем инновационного потенциала развития социума, молодежь располагает особыми (как внутренними, так и внешними) возможностями для реализации своих установок и потребностей в сфере добрачного поведения. Являясь прогрессивной и наиболее активной частью общества, именно молодежь через свое отношение к брачно-семейным ценностям способствуют изменению самого социального института семьи [7; стр. 5–6].
Обобщая информацию, полученную в ходе анализа различных работ современных исследователей, можно сделать вывод, что, несмотря на достаточное количество подходов и концепций добрачного поведения, на данный момент не существует единого определения добрачного поведения. Проведено достаточное количество научных исследований, которые дают основания полагать, что добрачные отношения и возникающее на их основе добрачное поведение, являются своего рода фундаментом для построения семейно-брачных отношений. Кроме того, большинство исследователей сходится во мнении, что добрачное поведение и выбор партнёра в целом закладывает основу для будущей семьи.
Объектом курсовой работы является добрачное поведение.
Предметом курсовой работы являются особенности добрачного поведения современной российской молодёжи.
Целью курсовой работы является выявление особенностей добрачного поведения современной российской молодёжи.
Задачи:
1. выявить характеристику семейно-брачных отношений;
2. рассмотреть добрачное поведение в системе семейно-брачных отношений;
3. выявить особенности добрачного поведения современной российской молодёжи;
4. выявить особенности добрачного поведения молодёжи г. Иркутска.
Теоретическую базу курсовой работы составила теория «чистых отношений» Э. Гидденса.
Гипотеза курсовой работы состоит в предположении о том, что современная молодёжь достаточна свободна в своём добрачном поведении. Влияние родительской семьи и прочих агентов социализации отходит на второй план.
Методы исследования курсовой работы. В данной курсовой работе были использованы такие методы исследования, как анализ, синтез, обобщение, сравнение, а также один из опросных методов – анкетирование.
Эмпирическую базу курсовой работы составили результаты социологических исследований, статистические данные, результаты исследования, проведённого автором, а также статьи учёных-социологов, связанные с тематикой изучения особенностей добрачного поведения современной российской молодёжи.
Практическая значимость данной курсовой работы заключается в том, что её материалы могут послужить базой для более масштабного социологического исследования. Также материалы курсовой работы могут быть использованы на семинарских занятиях по таким предметам, как «Социология семьи», «Социология молодёжи».
Структура данной курсовой работы состоит из введения, двух глав, списка использованных источников и приложений. Общий объём курсовой работы 86 страниц.
Заключение
В данной курсовой работе были рассмотрены особенности добрачного поведения современной российской молодёжи. Выбранная тема является актуальной, так как добрачное поведение выступает своего рода фундаментом для семейно-брачных отношений. Это объясняется, в первую очередь, тем, что в процессе добрачного поведения партнёры имеют возможность узнать социально-психологические особенности друг друга, проверить свой выбор и в целом сформировать своё отношение к семейно-брачным ценностям.
В первой главе были рассмотрены теоретико-методологические основы изучения добрачного поведения. В первом параграфе было рассмотрено понятие семейно-брачных отношений, во втором – добрачное поведение в системе семейно-брачных отношений. Было выявлено, что семейно-брачные отношения направлены на соблюдение стабильности и сохранения целостности общества. Кроме того, установлено, что в настоящее время семья представляется как независимая от социально-экономической деятельности общность, члены которой обладают равными правами и обязанностями. Помимо этого, современная семья характеризуется самостоятельностью и автономностью от мнения родительской семьи. В свою очередь, добрачное поведение детерминирует будущие семейно-брачные отношения между партнёрами, кроме того, что оно способствует складыванию у молодых людей представлений о семье и браке в системе человеческих ценностей.
На основе представленной теоретической базы во второй главе курсовой работы был проведён вторичный анализ социологических исследований, посвящённый изучению особенностей добрачного поведения современной молодёжи, а также проведено социологическое исследование на тему «Особенности добрачного поведения молодёжи г. Иркутска». Анализ исследований, посвящённых изучению особенностей добрачного поведения молодёжи, показал, что в целом российская молодёжь XXI века определяет семейно-брачные отношения, как одну из самых главных ценностей. Помимо этого, исследователи выделяют такую особенность, как сокращение периода добрачного ухаживания и связывают это, в первую очередь, с тем, что усвоение семейно-брачных ценностей молодёжь проходит самостоятельно. В.Р. Тлемешок и Н.Ф. Дианова отмечают, что основными мотивами вступления в брак являются любовь и взаимопонимание, материальные же мотивы отходят на последний план. Что касается черт характера, которые молодые люди и девушки хотели бы видеть в своём брачном партнёре, то наибольшую популярность приобрели такие черты, как верность, честность и доброта. Р.В. Сергеев также отмечает, что основными семейно-брачными ценностями выступают, в первую очередь, любовь и взаимопонимание. Кроме того, среди молодёжи не утрачивает популярность патриархальная модель семейных отношений, где главную позицию в семье занимает мужчина.
Второй параграф представляет собой социологическое исследование на тему «Особенности добрачного поведения молодёжи г. Иркутска», в котором приняли участие жители города Иркутска, в возрастной категории от 18 до 30 лет. Данное исследование показало, что у молодёжи г. Иркутска довольно неоднозначная степень готовности к семейно-брачным отношениям. Несмотря на это, семья занимает одно из значимых мест в системе ценностных ориентаций молодёжи г. Иркутска, что особо прослеживается у представителей и мужского, и женского пола в возрасте от 21 до 25 лет.
Также отмечается снижение влияния родительской семьи. Молодёжь предпочитает самостоятельно выбирать своего партнёра, основываясь на критериях духовной близости и внешней привлекательности.
Одной из особенностей добрачного поведения молодёжь выделяет достаточно быстрый переход от добрачных к семейно-брачным отношениям. В качестве же основных мотивов вступления в брак она отмечает чувство любви к своему партнёру и ощущение духовной близости с ним. Кроме того, молодёжь хочет видеть рядом с собой верного и честного партнёра.
Было выявлено, что большую роль в процессе добрачных отношений для молодёжи играет проектирование и моделирование своей будущей семьи, что особо наблюдается у девушек, находящихся в возрасте от 21 до 25 лет.
В целом, молодёжь не отрицает своего желания вступить в будущем в брачные отношения, но при этом не считает брак обязательным условием взаимоотношений между партнёрами. Также отмечается то, что молодёжь стремится заключать браки в возрасте от 21 до 25 и от 26 до 30 лет. Что касается желаемого количества детей, то в целом количество варьируется от одного до трёх, причём лишь малая часть респондентов говорит о том, что не собирается в будущем заводить детей.
Наиболее популярной моделью семьи явилась паритетная модель, основанная на равномерном разделении обязанностей между членами семьи. Кроме того, присутствуют сторонники патриархальной модели, в большей степени ими являются представители мужского пола, также находящиеся в более старших возрастных когортах.
Кроме того, выделенные модели наглядно показывают, что молодёжь, находящаяся в различных возрастных когортах, имеет схожие ценностные ориентации, касающиеся семейно-брачных отношений и добрачного поведения. Основное различие состоит в том, что с увеличением возраста молодёжь в большей степени начинает осознавать готовность вступить в семейно-брачные отношения.
Стоит отметить, что задачи, поставленные в данной курсовой работе, выполнены. В теоретической части была выявлена характеристика семейно-брачных отношений, рассмотрено добрачное поведение в системе семейно-брачных отношений, а также проведён вторичный анализ исследований, посвященных изучению добрачного поведения современной российской молодёжи. В практической части была выявлена степень готовности молодёжи г. Иркутска к семейно-брачным отношениям, рассмотрены основные мотивы вступления в брачные отношения с точки зрения молодёжи г. Иркутска, выявлены наиболее значимые факторы выбора брачного партнёра с точки зрения молодёжи г. Иркутска, изучены основные ценностные установки добрачного поведения молодёжи г. Иркутска. Гипотеза, поставленная в теоретической части курсовой работы, также была подтверждена в ходе исследования. Действительно, современная молодёжь достаточна свободна в своём добрачном поведении. Влияние родительской семьи и прочих агентов социализации отходит на второй план. Гипотезы, поставленные в практической части курсовой работы, также были подтверждены. Действительно, в настоящее время молодёжь самостоятельно выбирает стратегии добрачного поведения, ориентируясь, в первую очередь, на свои личные предпочтения. Также подтвердились предположения о том, что одним из основных факторов выбора брачного партнёра является гомогамность, то есть схожесть со своим потенциальным спутником жизни. Молодёжь стремится подбирать себе партнёра с максимально похожими социально-психологическими чертами и потребностями. Также было доказано предположение о том, что несмотря на то, что в современное время у молодёжи отмечается достаточно высокая степень толерантности к незарегистрированному браку, в большинстве своём она стремится в дальнейшем узаконить свой союз, таким образом, перейти от добрачных отношений к семейно-брачной форме отношений, а также создать семью, близкую к подобию традиционной семьи.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение А
ИРКУТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра социологии и психологии
Программа социологического исследования
Тема:
«Особенности добрачного поведения молодёжи г. Иркутска»
Выполнил студент группы СЦБ-15-1
Н.А. Куликова
Проверил
Н.И. Гаврилова
Иркутск, 2018
Приложение А
Вопросы анкеты
Паспортичка (вопросы о личности респондента)
Укажите Ваш пол:
Укажите Ваш возраст:
Укажите Ваш род занятий:
Приложение Б
Как долго они длятся?
менее одного месяца;
от двух месяцев до полугода;
более полугода;
год-два;
более трёх лет
ПАСПОРТИЧКА
Укажите Ваш пол:
мужской;
женский
Укажите Ваш возраст:
18-20 лет;
21-25 лет;
26-30 лет
Укажите Ваш род занятий:
учащийся/студент;
работник/служащий;
совмещение учебной и трудовой деятельности;
безработный/временно неработающий
Приложение В
Таблица В.1 – Состоите ли вы в отношениях?
Варианты ответа | Мужчины (человек / в % от генеральной совокупности) | Женщины (человек / в % от генеральной совокупности) | ||||
18-20 лет | 21-25 лет | 26-30 лет | 18-20 лет | 21-25 лет | 26-30 лет | |
Да, состою | 2/2% | 11/11% | 4/4% | 6/6% | 15/15% | 15/15% |
Нет, не состою | 0/0% | 11/11% | 11/11% | 9/9% | 6/6% | 10/10% |
Всего: | 2/2% | 22/22% | 15/15% | 15/15% | 21/21% | 25/25% |
Таблица В.2 – Как долго они длятся?
Варианты ответа | Мужчины (человек / в % от генеральной совокупности) | Женщины (человек / в % от генеральной совокупности) | ||||
18-20 лет | 21-25 лет | 26-30 лет | 18-20 лет | 21-25 лет | 26-30 лет | |
Менее одного месяца | 0/0% | 1/1% | 0/0% | 1/1% | 1/1% | 4/4% |
От двух месяцев до полугода | 0/0% | 2/2% | 0/0% | 1/1% | 4/4% | 3/3% |
Более полугода | 1/1% | 2/2% | 1/1% | 1/1% | 3/3% | 4/4% |
Год-два | 1/1% | 4/4% | 2/2% | 1/1% | 8/8% | 3/3% |
Более трёх лет | 0/0% | 2/2% | 1/1% | 3/3% | 3/3% | 2/2% |
Всего: | 2/2% | 11/11% | 4/4% | 7/7% | 19/19% | 16/16% |
Таблица В.3 – Готовы ли Вы к семейным отношениям с нынешним партнёром?
Варианты ответа | Мужчины (человек / в % от генеральной совокупности) | Женщины (человек / в % от генеральной совокупности) | ||||
18-20 лет | 21-25 лет | 26-30 лет | 18-20 лет | 21-25 лет | 26-30 лет | |
Да, готов(-а) | 1/1% | 6/6% | 3/3% | 3/3% | 15/15% | 15/15% |
Нет, не готов(-а) | 1/1% | 3/3% | 2/2% | 9/9% | 10/10% | 8/8% |
Не задумывался(-лась) над этим | 0/0% | 2/2% | 0/0% | 0/0% | 0/0% | 3/3% |
Всего: | 2/2% | 11/11% | 5/5% | 12/12% | 25/25% | 26/26% |
Таблица В.4 – Считаете ли Вы себя готовым (-ой) к семейно-брачным отношениям?
Варианты ответа | Мужчины (человек / в % от генеральной совокупности) | Женщины (человек / в % от генеральной совокупности) | ||||
18-20 лет | 21-25 лет | 26-30 лет | 18-20 лет | 21-25 лет | 26-30 лет | |
Да, я считаю себя готовым(-ой) к семейно-брачным отношениям | 0/0% | 8/36,4% | 5/33,3% | 5/33,3% | 12/57,1% | 13/52% |
Нет, я не считаю себя готовым(-ой) к семейно-брачным отношениям | 2/100% | 13/59,1% | 7/46,7% | 7/46,7% | 9/42,9% | 10/40% |
Не задумывался(-лась) над этим | 0/0% | 1/4,5% | 3/20% | 3/20% | 0/0% | 2/8% |
Всего: | 2/100% | 22/100% | 15/100% | 15/100% | 21/100% | 25/100% |
Таблица В.5 – Какие факторы выбора брачного партнёра являются для Вас определяющими?
Варианты ответа | Мужчины (человек / в % от генеральной совокупности) | Женщины (человек / в % от генеральной совокупности) | ||||
18-20 лет | 21-25 лет | 26-30 лет | 18-20 лет | 21-25 лет | 26-30 лет | |
Наличие схожих социально-психологических и культурных характеристик | 2/2% | 18/18% | 11/11% | 13/13% | 18/18% | 19/19% |
Возраст | 1/1% | 2/2% | 4/4% | 4/4% | 5/5% | 14/14% |
Национальность | 1/1% | 0/0% | 1/1% | 0/0% | 2/2% | 2/2% |
Уровень образования | 0/0% | 6/6% | 4/4% | 4/4% | 5/5% | 3/3% |
Внешняя привлекательность | 0/0% | 14/14% | 9/9% | 2/2% | 5/5% | 11/11% |
Родительское влияние | 0/0% | 1/1% | 0/0% | 0/0% | 1/1% | 0/0% |
Другое | 0/0% | 1/1% | 1/1% | 2/2% | 2/2% | 0/0% |
Всего: | 4/4% | 42/42% | 30/30% | 25/25% | 38/38% | 49/49% |
Таблица В.6 – Кто и/или что является наиболее значимыми в процессе выбора партнёра лично для Вас? (не более 2 вариантов о0твета)
Варианты ответа | Мужчины (человек / в % от генеральной совокупности) | Женщины (человек / в % от генеральной совокупности) | ||||
18-20 лет | 21-25 лет | 26-30 лет | 18-20 лет | 21-25 лет | 26-30 лет | |
Семья | 1/1% | 7/7% | 5/5% | 9/9% | 10/10% | 8/8% |
Друзья | 0/0% | 6/6% | 4/4% | 4/4% | 10/10% | 10/10% |
СМИ | 0/0% | 0/0% | 0/0% | 0/0% | 0/0% | 0/0% |
Интернет | 0/0% | 0/0% | 2/2% | 0/0% | 1/1% | 1/1% |
Образовательное учреждение | 1/1% | 3/3% | 1/1% | 0/0% | 2/2% | 0/0% |
Трудовая организация | 0/0% | 0/0% | 0/0% | 0/0% | 0/0% | 0/0% |
Ничего из вышеперечисленных | 1/1% | 11/11% | 7/7% | 6/6% | 8/8% | 12/12% |
Другое | 0/0% | 1/1% | 1/1% | 0/0% | 0/0% | 3/3% |
Всего: | 3/3% | 28/28% | 20/20% | 19/19% | 31/31% | 34/34% |
Таблица В.7 – Считаете ли Вы, что современная молодёжь достаточно быстро принимает решение о заключении брака и создании семьи?
Варианты ответа | Мужчины (человек / в % от генеральной совокупности) | Женщины (человек / в % от генеральной совокупности) | ||||
18-20 лет | 21-25 лет | 26-30 лет | 18-20 лет | 21-25 лет | 26-30 лет | |
Да | 2/2% | 8/8% | 7/7% | 7/7% | 11/11% | 9/9% |
Нет | 0/0% | 9/9% | 8/8% | 3/3% | 4/4% | 12/12% |
Затрудняюсь ответить | 0/0% | 5/5% | 0/0% | 5/5% | 6/6% | 4/4% |
Всего: | 2/2% | 22/22% | 15/15% | 15/15% | 21/21% | 25/25% |
Таблица В.8 – Что является наиболее важным в добрачных отношениях лично для Вас?
Варианты ответа | Мужчины (человек / в % от генеральной совокупности) | Женщины (человек / в % от генеральной совокупности) | ||||
18-20 лет | 21-25 лет | 26-30 лет | 18-20 лет | 21-25 лет | 26-30 лет | |
Накопление совместного жизненного опыта | 0/0% | 6/27% | 2/13,3% | 7/46,7% | 9/42,9% | 10/40% |
Уточнение и проверка принятого решения | 0/0% | 5/22,7% | 10/66,7% | 2/13,3% | 3/14,3% | 9/36% |
Проектирование совместной жизни, моделирование будущей семьи | 2/100% | 8/36,4% | 3/20% | 6/40% | 9/42,9% | 6/24% |
Возможность состоять в интимных отношениях | 0/0% | 1/4,5% | 0/0% | 0/0% | 0/0% | 0/0% |
Другое | 0/0% | 2/9% | 0/0% | 0/0% | 0/0% | 0/0% |
Всего: | 2/100% | 22/100% | 15/100% | 15/100% | 21/100% | 25/100% |
Таблица В.9 – Считаете ли Вы, что продолжительность добрачного ухаживания каким-либо образом влияет на брак партнёров?
Варианты ответа | Мужчины (человек / в % от генеральной совокупности) | Женщины (человек / в % от генеральной совокупности) | ||||
18-20 лет | 21-25 лет | 26-30 лет | 18-20 лет | 21-25 лет | 26-30 лет | |
Да, это играет определяющую роль | 1/1% | 8/8% | 5/5% | 7/7% | 11/11% | 10/10% |
Нет, это не имеет никакого значения | 0/0% | 10/10% | 9/9% | 4/4% | 6/6% | 13/13% |
Затрудняюсь ответить | 1/1% | 4/4% | 1/1% | 4/4% | 4/4% | 2/2% |
Всего: | 2/2% | 22/22% | 15/15% | 15/15% | 21/21% | 25/25% |
Таблица В.10 – Является ли для Вас важной официальная регистрация отношений?
Варианты ответа | Мужчины (человек / в % от генеральной совокупности) | Женщины (человек / в % от генеральной совокупности) | |||||
18-20 лет | 21-25 лет | 26-30 лет | 18-20 лет | 21-25 лет | 26-30 лет | ||
Да, юридическое закрепление является обязательным условием взаимоотношений между мужчиной и женщиной | 0/0% | 5/22,8% | 3/20% | 6/40% | 8/38% | 7/28% | |
Да, является, при этом, этап официальной регистрации должен сопровождаться венчанием | 1/50% | 1/4,5% | 0/0% | 2/13,3% | 4/19% | 1/4% | |
Нет, не является | 1/50% | 14/6,7% | 12/80% | 5/33,3% | 5/23,8% | 17/68% | |
Затрудняюсь ответить | 0/0% | 2/9% | 0/0% | 2/13,3% | 4/19% | 0/0% | |
Всего: | 2/100% | 22/100% | 15/100% | 15/100% | 21/100% | 25/100% |
Таблица В.11 – Какие из перечисленных ниже мотивов вступления в брак являются основными для Вас?
Варианты ответа | Мужчины (человек / в % от генеральной совокупности) | Женщины (человек / в % от генеральной совокупности) | |||||
18-20 лет | 21-25 лет | 26-30 лет | 18-20 лет | 21-25 лет | 26-30 лет | ||
Любовь | 2/2% | 17/17% | 12/12% | 13/13% | 18/18% | 21/21% | |
Духовная близость (сходство жизненных позиций, ценностных ориентаций, интересов) | 2/2% | 13/13% | 10/10% | 11/11% | 19/19% | 16/16% | |
Переезд на другое место жительства, в другой город, страну | 0/0% | 0/0% | 1/1% | 0/0% | 0/0% | 0/0% | |
Избавление от родительской опеки | 0/0% | 0/0% | 2/2% | 0/0% | 0/0% | 0/0% | |
Избавление от чувства одиночества | 0/0% | 4/4% | 4/4% | 0/0% | 2/2% | 8/8% | |
Стремление продемонстрировать свою социальную значимость, успешность | 0/0% | 3/3% | 1/1% | 0/0% | 0/0% | 2/2% | |
Желание иметь постоянного сексуального партнера | 0/0% | 0/0% | 1/1% | 0/0% | 1/1% | 2/2% | |
Другое | 0/0% | 1/1% | 0/0% | 0/0% | 0/0% | 0/0% | |
Всего: | 4/4% | 38/38% | 30/30% | 24/24% | 40/40% | 49/49% |
Таблица В.12 – Как вы считаете, в каком возрасте лучше вступать в брак?
Варианты ответа | Мужчины (человек / в % от генеральной совокупности) | Женщины (человек / в % от генеральной совокупности) | ||||
18-20 лет | 21-25 лет | 26-30 лет | 18-20 лет | 21-25 лет | 26-30 лет | |
До 18 | 0/0% | 0/0% | 0/0% | 0/0% | 0/0% | 0/0% |
18-21 | 0/0% | 0/0% | 0/0% | 1/6,7% | 1/4,8% | 0/0% |
21-25 | 1/50% | 7/31,9% | 5/33,3% | 11/73,3% | 15/71,4% | 9/36% |
26-30 | 1/50% | 13/59% | 7/46,7% | 2/13,3% | 5/23,8% | 13/52% |
От 30 | 0/0% | 2/9% | 3/20% | 1/6,7% | 0/0% | 3/12% |
Всего: | 2/100% | 22/100% | 15/100% | 15/100% | 21/100% | 25/100% |
Таблица В.13 – Какие из перечисленных качеств вы хотели бы видеть в своём будущем(-ей) муже/жене?
Варианты ответа | Мужчины (человек / в % от генеральной совокупности) | Женщины (человек / в % от генеральной совокупности) | |||||
18-20 лет | 21-25 лет | 26-30 лет | 18-20 лет | 21-25 лет | 26-30 лет | ||
Честность | 0/0% | 12/12% | 11/11% | 10/10% | 15/15% | 20/20% | |
Доброта | 0/0% | 7/7% | 8/8% | 3/3% | 5/5% | 6/6% | |
Верность | 2/2% | 18/18% | 8/8% | 12/12% | 15/15% | 16/16% | |
Заботливость | 1/1% | 11/11% | 8/8% | 7/7% | 12/12% | 13/13% | |
Ответственность | 2/2% | 3/3% | 2/2% | 7/7% | 9/9% | 12/12% | |
Наличие лидерских качеств | 0/0% | 0/0% | 1/1% | 2/2% | 1/1% | 2/2% | |
Ум | 1/1% | 7/7% | 2/2% | 1/1% | 2/2% | 1/1% | |
Другое | 0/0% | 2/2% | 0/0% | 1/1% | 1/1% | 1/1% | |
Всего: | 6/6% | 60/60% | 40/40% | 43/43% | 60/60% | 71/71% |
Таблица В.14 – Насколько семья является для Вас ценностью?
Варианты ответа | Мужчины (человек / в % от генеральной совокупности) | Женщины (человек / в % от генеральной совокупности) | ||||
18-20 лет | 21-25 лет | 26-30 лет | 18-20 лет | 21-25 лет | 26-30 лет | |
Семья – это самая главная ценность | 2/100% | 17/77,3% | 8/53,3% | 10/66,6% | 17/85% | 16/61,5% |
Семья – это одна из главных ценностей, но не такая, как учёба, работа и собственное здоровье | 0/0% | 3/13,7% | 6/40% | 4/26,6% | 2/10% | 9/34,6% |
Мои личные интересы выше интересов семьи | 0/0% | 2/9% | 1/6,6% | 1/6,6% | 1/5% | 1/3,8% |
Семья не представляет для меня никакой ценности | 0/0% | 0/0% | 0/0% | 0/0% | 0/0% | 0/0% |
Всего: | 2/100% | 22/100% | 15/100% | 15/100% | 20/100% | 26/100% |
Таблица В.15 – Как, по Вашему мнению, должны распределяться обязанности в семье?
Варианты ответа | Мужчины (человек / в % от генеральной совокупности) | Женщины (человек / в % от генеральной совокупности) | |||||
18-20 лет | 21-25 лет | 26-30 лет | 18-20 лет | 21-25 лет | 26-30 лет | ||
Мужчина – добытчик, кормилец семьи; на женщину возлагаются обязанности, связанные с ведением домашнего хозяйства | 0/0% | 6/27,3% | 5/33,3% | 5/33,3% | 1/4,8% | 3/12% | |
Женщина ведёт активную деловую жизнь, зарабатывает деньги; мужчина ведёт домашнее хозяйство и растит детей (при их наличии) | 0/0% | 0/0% | 0/0% | 0/0% | 0/0% | 0/0% | |
Обязанности распределяются равномерно между двумя супругами: оба супруга работают, вносят равную долю доходов в семейный бюджет, совместно занимаются вопросами, которые касаются домашнего хозяйства, досуга семьи и т.д. | 2/100% | 15/68,1% | 10/66,7% | 9/60% | 20/95,8% | 22/88% | |
Другое: | 0/0% | 1/4,5% | 0/0% | 1/6,7% | 0/0% | 0/0% | |
Всего: | 2/100% | 22/100% | 15/100% | 15/100% | 21/100% | 25/100% |
Таблица В.16 – Хотели бы Вы строить Вашу семью по образу и подобию Ваших родителей?
Варианты ответа | Мужчины (человек / в % от генеральной совокупности) | Женщины (человек / в % от генеральной совокупности) | |||||
18-20 лет | 21-25 лет | 26-30 лет | 18-20 лет | 21-25 лет | 26-30 лет | ||
Да | 1/50% | 3/13,7% | 0/0% | 0/0% | 3/14,3% | 8/32% | |
Скорее да, чем нет | 0/0% | 10/45,4% | 3/20% | 5/33,3% | 4/19% | 8/32% | |
Скорее нет, чем да | 0/0% | 1/4,5% | 6/40% | 4/26,7% | 9/42,9% | 7/28% | |
Нет | 1/50% | 7/31,8% | 4/26,7% | 5/33,3% | 2/9,5% | 1/4% | |
Не задумывался(-лась) над этим | 0/0% | 1/4,5% | 2/13,3% | 1/6,7% | 3/14,3% | 1/4% | |
Всего: | 2/100% | 22/100% | 15/100% | 15/100% | 21/100% | 25/100% |
Таблица В.17 – Какое желаемое количество детей в семье Вы хотели бы иметь?
Варианты ответа | Мужчины (человек / в % от генеральной совокупности) | Женщины (человек / в % от генеральной совокупности) | |||||
18-20 лет | 21-25 лет | 26-30 лет | 18-20 лет | 21-25 лет | 26-30 лет | ||
Не собираюсь иметь детей | 1/1% | 2/2% | 0/0% | 2/2% | 2/2% | 0/0% | |
Одного | 0/0% | 2/2% | 2/2% | 2/2% | 2/2% | 1/1% | |
Двух | 0/0% | 9/9% | 9/9% | 8/8% | 13/13% | 19/19% | |
Трёх | 1/1% | 6/6% | 1/1% | 2/2% | 2/2% | 1/1% | |
Более трёх | 0/0% | 1/1% | 0/0% | 0/0% | 2/2% | 0/0% | |
Не задумывался(-лась) над этим | 0/0% | 2/2% | 3/3% | 1/1% | 0/0% | 4/4% | |
Всего: | 2/2% | 22/22% | 15/15% | 15/15% | 21/21% | 25/25% |
Таблица В.17 – Ваш род занятий
Варианты ответа | Мужчины (человек / в % от генеральной совокупности) | Женщины (человек / в % от генеральной совокупности) | ||||
18-20 лет | 21-25 лет | 26-30 лет | 18-20 лет | 21-25 лет | 26-30 лет | |
Учащийся/студент | 2/2% | 16/16% | 1/1% | 13/13% | 13/13% | 0/0% |
Работник/служащий | 0/0% | 2/2% | 12/12% | 0/0% | 2/2% | 20/20% |
Совмещение учебной и трудовой деятельности | 0/0% | 4/4% | 2/2% | 2/2% | 5/5% | 0/0% |
Безработный/временно неработающий | 0/0% | 0/0% | 0/0% | 0/0% | 1/1% | 5/5% |
Всего: | 2/2% | 22/22% | 15/15% | 15/15% | 21/21% | 25/25% |
ИРКУТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт экономики, управления и права
Кафедра социологии и психологии
Допускаю к защите
Руководитель
____________ Н.И. Гаврилова
Тема: Особенности добрачного поведения современной российской молодёжи
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к курсовой работе по дисциплине
«Социология семьи»
Выполнил студент группы СЦБ-15-1 Н.А. Куликова
Нормоконтроль Н.И. Гаврилова
Курсовая работа защищена с оценкой _______________
Иркутск 2018 г.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
ИРКУТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЗАДАНИЕ
НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
По курсу «Социология семьи»
Студенту группы СЦБ-15-1 Куликовой Н.А.
Тема курсовой работы «Особенности добрачного поведения современной российской молодёжи»
Исходные данные: монографии, научные статьи, учебные пособия.
Рекомендуемая литература
1. Антонова Е.А. Международные стандарты в системе брачно-семейных отношений / Е.А. Антонова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2006. – № 1. – С. 16–20.
2. Гидденс Э. Трансформация интимности: сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах / Э. Гидденс. – СПб. : Питер, 2004. – 208 с.
3. Харчев А.Г. Современная семья и ее проблемы (Социально-демографическое исследование) / Харчев А.Г., Мацковский М.С. – М. : Статистика, 2008. – 189 с.
Дата выдачи задания 8 февраля 2018 г.
Задание получил Н.А. Куликова
Дата представления курсовой работы руководителю 22 мая 2018 г.
Руководитель курсовой работы Н.И. Гаврилова
Содержание
1 Теоретико-методологические основы изучения добрачного поведения. 8
1.1 Понятие семейно-брачных отношений. 8
1.2 Добрачное поведение в системе семейно-брачных отношений. 13
2 Анализ проблемы особенностей добрачного поведения современной российской молодёжи. 19
2.1 Особенности добрачного поведения современной российской молодёжи: вторичный анализ. 19
2.2 Особенности добрачного поведения молодёжи г. Иркутска: результаты социологического исследования. 25
Заключение. 37
Список использованных источников. 41
Приложение. 44
Приложение А Программа социологического исследования. 46
Приложение Б Инструментарий социологического исследования. 69
Приложение В Таблицы по результатам социологического исследования. 74
Введение
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что феномен добрачного поведения является своего рода фундаментом для семейно-брачных отношений. Это объясняется, в первую очередь, тем, что в процессе добрачного поведения партнёры имеют возможность узнать социально-психологические особенности друг друга, проверить свой выбор и в целом сформировать своё отношение к семейно-брачным ценностям. Добрачное поведение включает в себя ряд определённых этапов, являющихся чрезвычайно важными составляющими благополучия молодой семьи.
Проблематика данного исследования состоит в том, что в настоящее время отмечается сокращение («сжатие») основных этапов добрачного поведения. Молодые люди достаточно быстро переходят к стадии совместного проживания, сокращая стадию ухаживания. Данная стадия является одной из самых главных, так как в процессе ухаживания молодёжь не только накапливает совместные эмоции и переживания, но и более подробно узнаёт своего партнёра: его привычки, характер и особенности поведения. Сокращение данного этапа в дальнейшем может повлечь за собой трудности во взаимоотношениях партнёров, а также распад семейно-брачных отношений. Кроме того, именно в процессе добрачных отношений закладываются основные ценности, касающиеся семьи и брака.
Таким образом, добрачные отношения и возникающее на их основе добрачное поведение, являются одними из главных аспектов семейно-брачных отношений. В целом, добрачное поведение представляет собой стратегию выбора брачного партнёра, кроме этого, оно имеет направленность на накопление эмоционального и социально-психологического опыта и формирование у молодых людей отношения к семейно-брачным ценностям. Сокращение этапов добрачного поведения может привести к прекращению отношений между партнёрами, а полное их похождение не только поможет проверить свой выбор, но и в целом укрепить союз молодых людей.
Степень изученности проблемы. При изучении темы и проблематики исследования был привлечён ряд источников. В многочисленной литературе рассматривались различные взгляды, касающиеся особенностей добрачного поведения современной молодёжи.
Добрачное поведение является одним из аспектов, который достаточно освещен в современной литературе. Некоторые аспекты добрачного поведения молодежи были исследованы отечественными авторами. Социологи А.Г. Харчев и А.С. Мацковский утверждают, что характер будущего супружества обусловливает то, что представляет собой каждый из субъектов складывающегося брачного отношения [22].
Согласно мнению Н.Г. Лагойды, вопрос добрачного поведения и подготовки молодежи к браку является актуальным, так как на сегодняшний день отсутствует целостная, многоаспектная, многофункциональная система подготовки молодежи к семейной жизни. Недостаточно изучена область, где рассматриваются различные аспекты добрачного поведения молодежи. Добрачное поведение и выбор партнера являются важной сферой человеческой жизни, в которой закладываются истоки будущей семьи, ее образа жизни, отношения супругов и стабильность института семьи в целом. Неподготовленность молодежи к браку также ведет ко многим отрицательным социальным последствиям [9; стр. 83]. Кроме того, исследователь отмечает значительную роль в добрачном поведении молодежи играют средства массовой информации, где открыто пропагандируется секс, что не ведет к повышению уровня культуры среди молодежи и правильному пониманию всех аспектов добрачного поведения [9; стр. 83]. Таким образом, оказывается деструктивное влияние на семейно-брачные ценности молодёжи.
Н.И. Бабушкина также отмечает важность изучения добрачного поведения молодёжи. Автор считает, что в настоящее время существует ряд кризисных ситуаций, связанных с добрачным поведением. Среди таких она называет депопуляцию населения, низкую рождаемость, рост уровня разводов, внебрачной рождаемости и социального сиротства. Все эти проблемы неизменно и с нарастающей силой влияют на институт семьи [2; стр. 8–9]. Что касается особенностей добрачного поведения современной молодёжи, Н.И. Бабушкина отмечает, что молодые люди сегодня свободны в своём поведении. На первый план выходят любовь, интимно-
личностные, эмоциональные отношения, сексуальные контакты,
степень переживаемой общности жизни, значимости присутствия
рядом другого. Всё это выступает как ценность сама по себе и далеко не всегда предполагает заключение официального брака: главным становится ощущение себя парой [2; стр. 9].
Согласно мнению Е.Н. Касаркиной, Д.А. Бистяйкиной и Т.В Соловьевой, изучение добрачных установок молодежи представляет определенный интерес с точки зрения прогнозирования тенденций рождаемости и стабильности воспроизводства института семьи в будущем. Ценностные ориентации добрачного поведения личности, представления о браке и семье складываются не спонтанно, а в течение определенного времени и под влиянием различных факторов [7; стр. 5]. Кроме того, исследователя отмечают активную позицию молодёжи в системе добрачных отношений. Выступая носителем инновационного потенциала развития социума, молодежь располагает особыми (как внутренними, так и внешними) возможностями для реализации своих установок и потребностей в сфере добрачного поведения. Являясь прогрессивной и наиболее активной частью общества, именно молодежь через свое отношение к брачно-семейным ценностям способствуют изменению самого социального института семьи [7; стр. 5–6].
Обобщая информацию, полученную в ходе анализа различных работ современных исследователей, можно сделать вывод, что, несмотря на достаточное количество подходов и концепций добрачного поведения, на данный момент не существует единого определения добрачного поведения. Проведено достаточное количество научных исследований, которые дают основания полагать, что добрачные отношения и возникающее на их основе добрачное поведение, являются своего рода фундаментом для построения семейно-брачных отношений. Кроме того, большинство исследователей сходится во мнении, что добрачное поведение и выбор партнёра в целом закладывает основу для будущей семьи.
Объектом курсовой работы является добрачное поведение.
Предметом курсовой работы являются особенности добрачного поведения современной российской молодёжи.
Целью курсовой работы является выявление особенностей добрачного поведения современной российской молодёжи.
Задачи:
1. выявить характеристику семейно-брачных отношений;
2. рассмотреть добрачное поведение в системе семейно-брачных отношений;
3. выявить особенности добрачного поведения современной российской молодёжи;
4. выявить особенности добрачного поведения молодёжи г. Иркутска.
Теоретическую базу курсовой работы составила теория «чистых отношений» Э. Гидденса.
Гипотеза курсовой работы состоит в предположении о том, что современная молодёжь достаточна свободна в своём добрачном поведении. Влияние родительской семьи и прочих агентов социализации отходит на второй план.
Методы исследования курсовой работы. В данной курсовой работе были использованы такие методы исследования, как анализ, синтез, обобщение, сравнение, а также один из опросных методов – анкетирование.
Эмпирическую базу курсовой работы составили результаты социологических исследований, статистические данные, результаты исследования, проведённого автором, а также статьи учёных-социологов, связанные с тематикой изучения особенностей добрачного поведения современной российской молодёжи.
Практическая значимость данной курсовой работы заключается в том, что её материалы могут послужить базой для более масштабного социологического исследования. Также материалы курсовой работы могут быть использованы на семинарских занятиях по таким предметам, как «Социология семьи», «Социология молодёжи».
Структура данной курсовой работы состоит из введения, двух глав, списка использованных источников и приложений. Общий объём курсовой работы 86 страниц.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 630.