Добрачное поведение в системе семейно-брачных отношений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Добрачные отношения и возникающее на их основе добрачное поведение являются своего рода основой семейно-брачных отношений. В целом, добрачное поведение представляет собой определённую стратегию поведения индивида, направленную на поиск брачного партнёра, а также на формирование отношения к семейно-брачным ценностям. Именно в добрачный период происходит накопление совместных переживаний и впечатлений, уточнение и проверка принятого решения: проверяется функционально-ролевое соответствие партнеров, а также проектирование совместной жизни, моделирование будущей семьи.

В течение долгого времени социальный институт добрачного поведения постоянно изменялся, он и сейчас эволюционирует совместно с изменениями, происходящими в обществе [3; стр. 70]. Стоит отметить, что молодёжь, являющаяся одной из самой динамичных частей общества, играет в данном процессе активную роль. Это объясняется тем, что в настоящее время в добрачном поведении молодых людей присутствуют различные тенденции, которые напрямую влияют на трансформацию института семьи и брака. Таковыми являются рост количества детей, рождённых вне брака, рост уровня разводов и низкая рождаемость. Именно поэтому стоит уделять пристальное внимание трансформационным процессам семейно-брачных отношений молодёжи.

Трансформация добрачных отношений между мужчиной и женщиной была зафиксирована ещё в XX в. Э. Гидденсом в его работе «Трансформация интимности: сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах» [6]. В ней он выделяет категорию «чистые отношения», суть которых заключается в том, что данные отношения поддерживаются только ради приносимого ими удовлетворения. Иными словами, это «отношения ради отношений». Такие отношения лишены институциональной основы и базируются лишь на эмоциональной удовлетворённости и вовлечённости партнёров. Стоит отметить, что данная характеристика вполне применима к взаимоотношениям современной молодёжи, так как в большинстве своём юноши и девушки сохраняют свои отношения до тех пор, пока получают достаточную степень удовлетворения.

Перед тем, как перейти к подробному анализу добрачного поведения в системе семейно-брачных отношений, необходимо рассмотреть, как трактуют добрачное поведение современные исследователи. Согласно мнению Е.Н. Новиковой, добрачное поведение определяется биологическими, психологическими, социокультурными, социально-демографическими характеристиками индивида, направленное на выбор брачного партнера и удовлетворение потребности в браке, семье, итогом которого в зависимости от конкретной ситуации могут быть: вступление в брак и создание семьи; создание семьи вне брака; отказ от вступления в брак и от создания семьи [13; стр. 12].

Е.Н. Касаркина, анализируя институт добрачного поведения в современное время, отмечает то, что «добрачное поведение – это сфера человеческих взаимоотношений, осуществляемых посредством взаимосогласованной системы ценностей, установок, образцов, функций и стандартов, определяемых биологическими, психологическими, социальными характеристиками его участников, зависящих от социокультурных и территориальных условий проживания, национальных традиций и направленных на выбор брачного партнера и определенный характер будущего супружества» [78; стр. 80]. Таким образом, добрачное поведение в целом детерминирует будущие семейно-брачные отношения между партнёрами. Помимо этого, добрачное поведение занимает немаловажное место в системе семейно-брачных отношений. Это объясняется тем, что именно добрачное поведение способствует складыванию у молодых людей представлений о семье и браке в системе человеческих ценностей.

Весь добрачный период включает в себя ряд этапов, которые должны быть пройдены партнёрами. Н.И. Бабушкина выделяет три таких этапа: для первого этапа (начало отношений) характерна взаимовыраженная симпатия, которая проявляется в близком эмоциональном контакте, большом количестве совместно проведённого времени, совместимости системы ценностей, интересов. На протяжении этого периода происходит накопление совместных наиболее значимых переживаний и впечатлений. Стоит отметить, что для данного этапа свойственно чувство влюблённости, увлечённости партнером. На данном этапе не так много ограничений, накладываемых партнерами друг на друга, более того, ограничения принимаются без сопротивления в силу сильной эмоциональной увлечённости друг другом. Первый этап достаточно часто заканчивается разрывом отношений в том случае, если партнеры поймут, что не подходят друг другу; второй этап предполагает уже выраженное чувство любви, которое четко идентифицируется. На данном уровне возникает феномен взаимных претензий, появляется заявление о «праве собственности на своего партнера». Время, проведённое вместе, увеличивается, а время, проведённое с друзьями, уменьшается. Партнеры «официально» объявляют себя парой. Проверяются чувства – свои и партнера, оценивается взаимная совместимость; третьему этапу соответствуют устойчивые отношения, вариантами которых могут быть следующие формы: незарегистрированный брак или внебрачное сожительство, где отношения не регулируются законом, а являются лишь делом совести самих партнеров; гражданский или зарегистрированный брак – официальный брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти; религиозный брак – форма супружеских отношений, освящённых церковью [2; стр. 10–11]. Таким образом, добрачное поведение включает в себя ряд этапов, где партнёры постепенно подготавливают себя к семейной жизни. Данная подготовка проходит через накопление совместных эмоциональных переживаний, стремление узнать характер и привычки друг друга, а также проверку собственного выбора.

М.А. Абалакина, в свою очередь, считает, что выбор брачного партнера имеет три стадии: фаза, где происходит формирование первых впечатлений друг о друге; устойчивая фаза отношений, когда и окружающие начинают воспринимать молодых людей как достаточно стабильную пару; третья фаза наступает после решения вступить в брак.  В промежутках между стадиями происходит сравнение мотивационно-потребностной, ценностной и ролевой сфер личности партнера [19].

Совокупность добрачных факторов, побудивших создать семью, влияет на успешность адаптации супругов в первые годы совместной жизни и прочность брака в дальнейшем. Такими добрачными факторами являются: место и ситуация знакомства молодых людей; первое впечатление друг о друге (положительное, отрицательное, амбивалентное, индифферентное); социально-демографические характеристики вступающих в брак; продолжительность периода ухаживания; инициатор брачного предложения (девушка, юноша, родители, другие); время обдумывания предложения; ситуация оформления брака; возраст будущей пары; родители и их отношение к браку своих детей; динамические и характерологические особенности супругов; отношения в семье с братьями, сестрами. Рассматривая предпосылки будущего супружеского согласия, необходимо выделить следующие особенности, которые выявляются на добрачной стадии: наличие во взаимоотношениях мужчины и женщины первичного влечения и биологической совместимости, которая невозможна без определенной культуры интимных отношений; психологическая совместимость подразумевает душевный комфорт будущих супругов; им спокойно и удобно вместе; духовная совместимость предполагает общность ценностных ориентации: основные взгляды на жизнь, на ее главные ценности у будущих супругов должны более или менее совпадать; бытовая совместимость – способность одинаково понимать свои семейные обязанности и роли [19]. Также отмечается, что если совпадают три из перечисленных особенностей совместимости, то брак будет прочным.

На добрачное поведение молодого поколения влияет особым образом атмосфера родительского дома, стиль родительских отношений, культура общества, личностные характеристики и ценностные ориентации человека [3; стр. 71]. Кроме того, в настоящее время значительную роль в добрачном поведении молодежи играют средства массовой информации, где открыто пропагандируется секс, что не ведет к повышению уровня культуры среди молодежи и правильному пониманию всех аспектов добрачного поведения [8; стр. 83].

Помимо этого, для молодёжи наиболее актуален этап добрачного общения, когда приобретается опыт межличностного взаимодействия и происходит выбор брачного партнера. Выбор супруга чаще всего осуществляется с учетом мнения значимого окружения [16; стр. 125].

Также отмечается, что особым фактором, влияющим на добрачное поведение студенческой молодёжи, является вузовская студенческая субкультура. Под воздействием данного фактора у студенческой молодёжи формируются прогрессивные тенденции гендерной специфики в социальном институте добрачного поведения. Е. Н. Новикова среди таких показателей прогрессивной тенденции выделяет широко распространяющееся равноправие между юношами и девушками в студенческой среде; толерантное отношение к мужским и женским качествам и свойствам; проявление социальной активности в общении с противоположным полом, четко выраженная самостоятельная позиция по вопросу о создании семьи и заключению брака [14; стр. 168].

В настоящее время добрачное поведение аккумулирует приоритет личности над интересами общества и семьи, что выражается, в первую очередь, в факторах и мотивах брачного выбора, когда основой являются, главным образом, эмоционально-психологическая привязанность, личные качества человека. Нередко чувства и эмоции являются основополагающими, а не материальное положение и социальные характеристики, как было в прошлом [5; стр. 271]. Таким образом, в настоящее время отмечается расширение границ добрачного поведения. Объясняется это, в первую очередь, тем, что добрачные взаимоотношения современной молодёжи не всегда имеют направленность на заключение брака и создание семьи.

Е.Н. Новикова, анализируя семейно-брачные установки современной молодёжи, также отмечает, что сегодня брак не является обязательным условием существования человека. Изменился сам процесс выбора брачного партнёра, долгое время доминировавшие экономические мотивы в большинстве своем уходят на второй план. Совершенствуется молодёжное добрачное общение, усиливается его открытость, проявляющаяся в разнообразном составе участников, не ограниченном пространственными рамками [14; стр. 168].

Трансформация института семьи и брака порождает различные формы добрачных отношений молодёжи. Д.В. Белинская среди таких выделяет спид дейтинг, появившийся относительно недавно, прежде всего, в крупных городах. Спид дейтинг можно перевести как «быстрое свидание». Сегодня спид дейтинг рассматривается как вечеринка мини-свиданий, в ходе которой у молодого человека или девушки есть возможность сразу пообщаться с несколькими людьми. Классический вариант спид дейтинга предполагает 10-15 встреч за одну вечеринку. Девушки сидят за столиками и к ним поочередно на определенное время подсаживаются юноши. Как правило, мини-свидание длится 3–7 мин., участники за это время могут узнать то, чего им хочется – интересы, увлечения, род занятий и т. д. Свои впечатления юноши и девушки отмечают в так называемой «карте симпатий» (далее организаторы сравнивают «карты симпатий», и, в случае совпадения «+», рассылают контакты участникам), либо могут напрямую обменяться контактами, если тот или иной участник вечеринки им понравился [4; стр. 103]. Данный вариант является удобным для молодёжи с недостаточным количеством свободного времени для того, чтобы заводить знакомства с противоположным полом в каких-либо классических местах (кафе, кинотеатры, парки, и т.д.). Спид дейтинг позволяет молодёжи за достаточно короткие сроки подобрать партнёра со схожими увлечениями и интересами.

Таким образом, анализ добрачного поведения в системе семейно-брачных отношений позволил выявить, что добрачное поведение представляет собой определённую стратегию поведения индивида, направленную на поиск брачного партнёра, а также на формирование отношения к семейно-брачным ценностям. Добрачное поведение в целом детерминирует будущие семейно-брачные отношения между партнёрами, кроме того, что оно способствует складыванию у молодых людей представлений о семье и браке в системе человеческих ценностей. Добрачное поведение включает в себя ряд этапов, являющихся чрезвычайно важными для развития гармоничных отношений между молодыми людьми. Проходя через эти этапы, партнёры постепенно подготавливают себя к семейной жизни. Данная подготовка проходит через накопление совместных эмоциональных переживаний, стремление узнать характер и привычки друг друга, а также проверку собственного выбора. Кроме того, трансформация института семьи и брака порождает новые формы добрачных отношений, одной из которых является спид дейтинг или «быстрое свидание». Спид дейтинг учитывает условия, в которых приходится жить современной молодёжи и предоставляет ей возможность в достаточно короткие сроки подобрать партнёра со схожими увлечениями и интересами.

 

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 310.