Особенности добрачного поведения молодёжи г. Иркутска: результаты социологического исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Добрачное поведение молодёжи является одной из основных составляющих семейно-брачных отношений, выступает некой отправной точкой для появления новой социальной общности, члены которой связаны кровными, родственными или брачными отношениями. Специфика добрачного поведения заключается в том, что оно включает в себя ряд определённых этапов, подготавливающих партнёров к будущей семейной жизни: от накопления совместного опыта и усвоения основных семейно-брачных ценностей до проектирования модели своей семьи. Также немаловажным аспектом является выбор брачного партнёра, представленный рядом различных факторов.

Добрачное поведение современной российской молодёжи представляет собой определённую поведенческую стратегию индивида, направленную, в первую очередь, на поиск брачного партнёра, а также на формирование отношения к семейно-брачным ценностям. В процессе добрачного поведения у молодёжи складывается система представлений о семейно-брачных отношениях в системе человеческих ценностей, кроме того, оно детерминирует характер будущих семейно-брачные отношений между партнёрами. Добрачное поведение включает в себя ряд этапов, являющихся чрезвычайно важными для развития гармоничных отношений между молодыми людьми. Проходя через эти этапы, партнёры постепенно подготавливают себя к семейной жизни. Данная подготовка проходит через накопление совместных эмоциональных переживаний, стремление узнать характер и привычки друг друга, а также проверку собственного выбора.

Анализ концепций, касающихся добрачных, а также семейно-брачных отношений, наглядно показывает наличие различных факторов, влияющих на выбор брачного партнёра. С одной стороны, индивиды стремятся подбирать себе партнёра с максимально похожими социально-психологическими чертами и потребностями, с другой стороны, отмечается факт, что они сознательно подбирают себе партнёров с потребностями, отличающимися от их собственных. Кроме того, первичное влечение основывается на таких факторах, как взаимная симпатия и общие интересы, а дальнейшие отношения складываются на основании изучения взглядов и ценностей друг друга.

С целью систематизации и обобщения теоретических и эмпирических данных по выбранной теме, было проведено исследование, касающееся изучения особенностей добрачного поведения молодёжи г. Иркутска. Был поставлен ряд задач, которые заключаются в выявлении степени готовности молодёжи г. Иркутска к семейно-брачным отношениям, рассмотрении основных мотивов вступления в брачные отношения с точки зрения молодёжи г. Иркутска, выявлении наиболее значимых факторов выбора брачного партнёра с точки зрения молодёжи г. Иркутска, изучении основных ценностных установок добрачного поведения молодёжи г. Иркутска.

В ходе исследования необходимо было подтвердить ряд гипотез. Суть гипотезы-основания исследования заключается в том, что в настоящее время молодёжь самостоятельно выбирает стратегии добрачного поведения, ориентируясь, в первую очередь, на свои личные предпочтения. Кроме того, молодые люди достаточно быстро принимают решение о заключении брачных отношений, что связано, в первую очередь, с ранней или внезапной беременностью. В гипотезах-следствия исследования выдвигаются предположения о том, что одним из основных факторов выбора брачного партнёра является гомогамность, то есть схожесть со своим потенциальным спутником жизни, таким образом, молодёжь стремится подбирать себе партнёра с максимально похожими социально-психологическими чертами и потребностями. Также несмотря на то, что в современное время у молодёжи отмечается достаточно высокая степень толерантности к незарегистрированному браку, в большинстве своём она стремится в дальнейшем узаконить свой союз, таким образом, перейти от добрачных отношений к семейно-брачной форме отношений, а также создать семью, близкую к подобию традиционной семьи.

Исследование было проведено в апреле 2018 года в г. Иркутске. Всего было опрошено 100 человек в возрасте от 18 до 30 лет, из которых 39 респондентов (39%) мужского пола и 61 респондент (61%) женского пола. В возрасте от 18 до 20 лет было опрошено 17 человек (17%), из которых 2 молодых человека и 15 девушек; в возрасте от 21 до 25 лет было опрошено наибольшее количество респондентов, а именно 43 человека (43%), из которых 22 молодых человека и 21 девушка; 40 респондентов (40%) в возрасте от 26 до 30 лет, среди которых 15 молодых людей и 25 девушек.

В целом, результаты настоящего исследования показали, что у молодёжи достаточно противоречивая степень готовности к семейно-брачным отношениям. Больше половины опрошенных, а именно 52% человека в настоящий момент состоят в отношениях. Респондентам, находящимся в отношениях, был задан отдельный вопрос о том, готовы ли к вступлению в семейно-брачные отношения со своим нынешним партнёром. Большая часть респондентов, а именно 31% респондентов, ответили, что готовы к семейно-брачным отношениям со своим партнёром. 18% человек заявили о неготовности к семейно-брачным отношениям со своим партнёром, а 5% человек не задумывались об этом.

Далее респондентам был задан вопрос о готовности вступить в семейно-брачные отношения. 33,3% респондентов женского пола в возрасте от 18 до 20 лет, 36,4% юношей и 57,1% девушек в возрасте от 21 до 25 лет и 33,3% юношей и 52% девушек, в возрасте от 26 до 30 лет заявляют о готовности вступить в семейно-брачные отношения. О своей неготовности заявили 100% юношей и 46,7% девушек в возрасте от 18 до 20 лет, 59,1% юношей и 42,9% девушек в возрасте от 21 до 25 лет и 46,7% юношей и 40% девушек в возрасте от 26 до 30 лет. Затруднились с ответом 4% юноши и 5% девушек. Таким образом, молодёжь не до конца осознаёт свою готовность к вступлению в семейно-брачные отношения, при этом согласна вступить в них со своим нынешним партнёром. При этом, о своей готовности в большей степени заявляют девушки в возрасте от 21 до 25 лет. Молодые люди же в меньшей мере осознают готовность к семейно-брачным отношениям, но среди тех, кто признаёт свою готовность, преобладают юноши, находящиеся в возрастной группе от 21 до 25 лет. Таким образом, молодёжь обоих полов, находящаяся в данном возрастном промежутке в наибольшей степени осознаёт, что готова вступить в семейно-брачные отношения.

Также респондентам был задан вопрос об определяющих факторах выбора брачного партнёра. Наибольшую популярность получили такие факторы, как наличие схожих социально-психологических и культурных характеристик (данный вариант ответа выбрал 81% респондентов, среди которых 31% и 50% девушек, а также внешняя привлекательность, которую выбрали 41% респондентов, среди которых 23% молодых человека и 18% девушек. Второе место заняли такие факторы, как возраст, преобладающий у 30% опрошенных, среди которых 7% молодых людей и 23% девушек, а также уровень образования, получивший популярность у 22% респондентов, среди которых 10% молодых людей и 12% девушек. Кроме того, были выбраны такие факторы, как национальность (6% респондентов), родительское влияние (3% респондентов), а также взаимоотношения, судьба, ответственность, образ мышления, материальный достаток (по 1% респонденту соответственно). Таким образом, полученные данные наглядно показывают, что современная молодёжь самостоятельно выбирает брачного партнёра, ориентируясь, в первую очередь на личные предпочтения, которые основываются на наличии гомогамных черт, а также на критерий личной симпатии, при этом первому фактору наибольшее предпочтение отдают девушки, а второму – молодые люди. Кроме того, отмечается снижение влияния родительской семьи на выбор брачного партнёра. В подтверждение данного результата применима теория сексуальной привлекательности и любви Р. Сентера, согласно которой индивиды стремятся подбирать своего партнёра, исходя из таких критериев, как схожесть потребностей и взглядов на жизнь.

Ещё одной немаловажной тенденцией является то, что молодые люди предпочитают выбирать будущего брачного партнёра, основываясь на собственных желаниях и предпочтениях. С целью подтверждения данной тенденции, респондентам был задан вопрос «Кто и/или что является наиболее значимыми в процессе выбора партнёра лично для Вас?» 45% человек, среди которых 19% молодых людей и 26% девушек, утверждают, что агенты социализации не оказывают на них абсолютно никакого влияния. Несмотря на это, оставшаяся часть респондентов отмечает влияние таких агентов, как семья (40% респондентов) и друзья (30% респондентов). Кроме того, были выбраны такие агенты, как образовательная организация (7% респондентов) и интернет (4% респондентов). Необходимо отметить, что такие агенты социализации, как трудовая организация и СМИ не были выбраны респондентами. Таким образом, полученные данные позволяют сделать вывод о том, что молодёжь самостоятельна в выборе брачного партнёра, но при этом отмечается значимая роль таких социальных групп, как семья и друзья. Это противоречит полученным данным в предыдущем вопросе и может быть объяснено тем, что молодёжь не отрицает влияния агентов социализации, но решающий выбор делает самостоятельно, опираясь на своё личное мнение. Юноши и девушки неким образом проявляют юношеский максимализм, свойственный большей части молодёжи.

Далее необходимо было узнать мнение респондентов о предположении, что современная молодёжь достаточно быстро принимает решение о заключении брака и создании семьи. Большая часть опрошенных, а именно 44% человека, среди которых 17% молодых людей и 27% девушек, выразили согласие с данным предположением, 36% человек, среди которых 17% молодых людей и 19% девушек, выразили своё несогласие, а 20% человек затруднились с ответом. Таким образом, молодёжь в достаточной степени осознаёт тот факт, что в настоящее время наблюдается тенденция к быстрому переходу от добрачных к семейно-брачным отношениям.

Мотивы вступления в брак являются немаловажным аспектом в добрачном поведении молодёжи. В связи с этим необходимо было выявить основные мотивы вступления в брак с точки зрения молодёжи г. Иркутска. Таким образом, 83% респондентов, среди которых 31% молодых людей и 52% девушек, в качестве главного мотива вступления в брак выбрали любовь, 71% респондентов, среди которых 25% молодых людей и 46% девушек, отмечают важность духовной близости, включающей в себя сходство жизненных позиций, ценностных ориентаций и интересов. Также были названы такие мотивы, как избавление от одиночества (18% человек), стремление продемонстрировать свою социальную значимость, успешность (6% человек), желание иметь постоянного сексуального партнёра (4% человека) избавление от родительской опеки (2% человека) и переезд на другое место жительства (1% человек). Полученные данные наглядно показывают то, что основными мотивами для заключения брака являются чувства к своему партнёру и ощущение близости с ним. Кроме того, полученные данные подтверждают результаты исследования В.Р. Тлемешок и Н.Ф. Диановой, представленного во вторичном анализе. В данном исследовании одними из основных мотивов вступления в брак также большинством были выделены такие мотивы, как любовь и взаимопонимание.

Помимо этого, необходимо было выявить мнение респондентов о влиянии продолжительности добрачного ухаживания на брак партнёров. 42 человека (42%) утверждают то, что продолжительность добрачного ухаживания прямым образом влияет на будущий брак. Ровно такое же количество респондентов высказались о том, что длительность добрачного ухаживания абсолютно не влияет на брак партнёров. 16 человек (16%) затруднились с ответом. Таким образом, современная молодёжь пока ещё не в полной мере осознаёт влияние продолжительности этапов добрачных отношений на брак.

В добрачные отношения входит не только определённая стратегия выбора брачного партнёра, но также и ряд аспектов, составляющих основу добрачного поведения. Следовательно, необходимо было выяснить, что является наиболее важным в добрачных отношениях лично для респондентов. Накопление жизненного опыта, которое выделили 46,7% респондентов женского пола в возрасте от 18 до 20 лет, 69,9% респондентов в возрасте от 21 до 25 лет (27% юношей и 42,9% девушек) и 53,3% человек в возрасте от 26 до 30 лет (13,3% юноши и 40% девушек) и моделирование будущей семьи, которое выбрали 100% респондентов мужского пола в возрасте от 18 до 20 лет, 79,3% человек в возрасте от 21 до 25 лет (36,4% юношей и 42,9% девушек) и 44% человек в возрасте от 26 до 30 лет (20% юноши и 24% девушек), оказались наиболее популярными вариантами ответа. Уточнение принятого решения в качестве главной составляющей добрачного поведения выбрали 89,4% человек, среди которых 22,7% юношей и 66,7% девушек. Возможность состоять в интимных отношениях выбрал всего один респондент мужского пола в возрасте от 21 до 25 лет. Таким образом, полученные данные наглядно показывают, что молодёжь в процессе добрачных отношений стремится не только к накоплению совместного жизненного опыта, но и к проектированию и моделированию своей будущей семьи, при этом оба варианта приобрели наибольшую популярность у девушек, находящихся в возрасте от 21 до 25 лет.

Далее необходимо было узнать мнение молодёжи о важности заключения официального брака. Большее количество респондентов, а именно 50% юношей и 33,3% девушек в возрасте от 18 до 20 лет, 6,7% юношей и 23,8% девушек в возрасте от 21 до 25 лет и 80% юношей и 68% девушек в возрасте от 26 до 30 лет, отметили то, что официальная регистрация отношений не является для них важной. Официальную регистрацию отношений, как обязательное условие взаимоотношений между мужчиной и женщиной отметили 40% девушек в возрасте от 18 до 20 лет, 22,8% юношей и 38% девушек в возрасте от 21 до 25 лет и 20% юношей и 28% девушек от 26 до 30 лет. Кроме того, некоторые респонденты отметили то, что заключение брака должно сопровождаться венчанием, так считают 54,5% респондентов мужского пола и 36,3% респондентов женского пола. Таким образом, в настоящее время молодёжь не считает официальное заключение брака обязательным условием отношений между мужчиной и женщиной, что особо прослеживается у респондентов обоих полов, находящихся в более старшей возрастной категории, а именно от 21 до 25 и от 26 до 30 лет. Среди тех, кто отмечает важность официального заключения брака, преобладают респонденты женского пола, таким образом, для девушек заключение брака является более важным, в отличие от молодых людей. Необходимость венчания в большей мере отмечают также респонденты женского пола.

Кроме того, респондентам был задан вопрос о наиболее подходящем возрасте вступления в брак. Наибольшую популярность приобрёл возраст от 21 до 25 лет, что отмечают 50% юношей и 73,3% девушек в возрасте от 18 до 20 лет, 31,9% юношей и 71,4% девушек в возрасте от 21 до 25 лет и 33,3% юношей и 36% девушек в возрасте от 26 до 30 лет. Возраст от 26 до 30 считают приемлемым 50% юношей и 13,3% девушек в возрасте от 18 до 20 лет, 59% юношей и 23,8% девушек в возрасте от 21 до 25 лет и 46,7% юношей и 52% девушек в возрасте от 26 до 30 лет. Возрасту от 30 лет своё предпочтение отдали 29% молодых людей и 18,7% девушек, а возрасту от 18 до 21 – 11,5% респондентов женского пола. Стоит отметить, что возраст до 18 лет не выбрал ни один из респондентов. Таким образом, у респондентов отмечается отсутствие тенденции к заключению ранних браков. Молодёжь стремится заключать браки в возрасте, в котором большинством приобретается материальная независимость и психологическая готовность к заключению брачных отношений.

Кроме того, необходимо было выявить основные качества, которые респонденты хотели бы видеть в своём будущем(-ей) муже или жене. Была выявлена следующая иерархия: «верность», «честность», «заботливость», «ответственность», «доброта», «ум», «наличие лидерских качеств». Варианту ответа «верность» отдали предпочтение 71% респондентов, среди которых 28% молодых людей и 43% девушки, «честность», которая приобрела популярность у 23% молодых людей и 45% девушек, «заботливость», которую выбрали 20% молодых людей и 32% девушек, «ответственность», которую выбрали 7% молодых людей и 28% девушек, «доброта», которой отдали предпочтение 15% молодых людей и 14% девушек, «ум», получивший популярность у 10% молодых людей и 4% девушек, а также «наличие лидерских качеств», которое отметили 1 молодой человек и 5% девушек. Таким образом, современная молодёжь хочет видеть рядом с собой, в первую очередь, верного и честного партнёра, что особо прослеживается у респондентов женского пола. Молодые люди, помимо двух вышеперечисленных качеств, в достаточной степени выделяют также такие качества, как доброта и ум. Данные результаты также выявляют тенденцию к тому, что молодёжь выстраивает в сознании романтический образ своего партнёра, так как в качестве главных черт выбирает не материальный достаток, а те черты, которые составляют эмоциональную основу отношений. К полученным результатам применима теория «чистых отношений» Э. Гидденса, согласно которой основу отношений составляет эмоциональное удовлетворение и взаимная вовлечённость партнёров.

Необходимо было выяснить, насколько семья является ценностью для молодёжи. Набольшее количество опрошенных, а именно 100% юношей и 66,6% девушек в возрасте от 18 до 20 лет, 77,3% юношей и 85% девушек в возрасте от 21 до 25 лет и 53,3% юношей и 61,5% девушек в возрасте от 26 до 30 лет, отмечают, что семья является для них главной ценностью. 53,7% юношей и 71,2% девушек утверждают то, что семья – это одна из главных ценностей, но не такая, как учёба, работа и собственное здоровье. Личные интересы выше интересов семьи ставят 15,6% молодых человека и 15,4% девушек. Таким образом, семья занимает одно из значимых мест в системе ценностных ориентаций молодёжи г. Иркутска, что особо прослеживается у представителей и мужского, и женского пола в возрасте от 21 до 25 лет.

В настоящее время модель семьи характеризуется тем, что она представляет собой обособленную от социально-экономической деятельности общность, члены которой обладают равными правами и обязанностями. С целью выявления данной тенденции, респондентам был задан вопрос о распределении обязанностей в семье. Наибольшую популярность приобрела модель семьи, где обязанности распределяются равномерно между супругами, так считают 100% юношей и 60% девушек в возрасте от 18 до 20 лет, 68,1% юношей и 95,8% девушек в возрасте от 21 до 25 лет и 66,7% юношей и 88% девушек в возрасте от 26 до 30 лет. Патриархальную модель семьи, где мужчина выступает в роли добытчика и кормильца, а женщина является хранительницей очага, выбрали 27,3% молодых людей из которых в возрасте от 21 до 25 лет и 33,3% в возрасте от 26 до 30 лет, и 33,3% девушек в возрасте от 18 до 20 лет, 4,8% в возрасте от 21 до 25 и 12% в возрасте от 26 до 30 лет. Стоит отметить, что матриархальную модель не выбрал ни один из опрошенных. Таким образом, молодёжь г. Иркутска, в особой степени та, которая находится в более старших возрастных когортах, стремится строить семейно-брачные отношения, основываясь на паритетной модели, где оба супруга работают и вносят одинаковый вклад в семейный бюджет. Кроме того, присутствуют сторонники патриархальной модели, в большей степени ими являются представители мужского пола, также находящиеся в более старших возрастных когортах. В данном случае необходимо обратиться к результатам исследования, проведённым Р.В. Сергеевым. Результаты данного исследования также показали то, большее количество опрошенных отдают своё предпочтение демократической форме семейной власти, где господствует равенство всех ее членов, однако студенты-мужчины предпочтение отдали патриархальной семье, где главенствует «сильный пол».

Современная семья характеризуется автономностью от мнения родительской семьи. Помимо этого, молодёжь предпочитает самостоятельно строить взаимоотношения в своей семье, выстраивая собственные модели поведения. Исходя из этого, респондентам был задан вопрос «Хотели бы Вы строить Вашу семью по образу и подобию Ваших родителей?» Были получены достаточно противоречивые результаты. Ответ «да» выбрали 50% юношей в возрасте от 18 до 20 лет, 13,7% юношей и 14,3% девушек в возрасте от 21 до 25 лет и 32% девушек в возрасте от 26 до 30 лет, «скорее да, чем нет» 65,4% юношей и 84,3% девушек, «скорее нет, чем да» 44,5% юношей и 97,6% девушек. Ответ «нет» выбрали 50% юношей и 33,3% девушек в возрасте от 18 до 20 лет, 31,8% юношей и 9,5% девушек в возрасте от 21 до 25 лет и 26,7% юношей и 4% девушек в возрасте от 26 до 30 лет. Затруднились с выбором ответа 17,8% юношей и 25% девушек. В целом, респонденты ещё не в полной мере осознают, хотят ли они строить семью, подобную родительской. Стоит отметить, что о своём желании строить семью по образу и подобию родителей в большей мере заявляют женщины, находящиеся в старшей возрастной когорте.

Также респондентам был задан вопрос о желаемом количестве детей в семье. Большая часть респондентов, а именно 18% юношей и 40% девушек, желают завести двоих детей, троих детей хотят завести 8% юношей и 5% девушек, более трёх – 1 молодой человек (1%) и 2 девушки (2%), одного ребёнка – 4% юношей и 5% девушек, не собираются иметь детей 3% юношей и 4% девушки, затруднились с ответом 5% юношей и 5% девушек. В целом, молодёжь задумывается о детях, при этом желаемое их количество варьируется от одного до троих детей. Набольшее предпочтение молодёжь отдаёт семье с двумя детьми, что может быть связано наличием классического стереотипа о количестве детей в семье современного типа.

Таким образом, результаты данного исследования показали, что у молодёжи г. Иркутска довольно неоднозначная степень готовности к семейно-брачным отношениям. При этом, семья занимает одно из значимых мест в системе ценностных ориентаций молодёжи г. Иркутска, что особо прослеживается у представителей и мужского, и женского пола в возрасте от 21 до 25 лет. Что касается факторов выбор брачного партнёра, то современная молодёжь самостоятельно выбирает брачного партнёра, ориентируясь, в первую очередь на личные предпочтения, которые основываются на наличии гомогамных черт, а также на критерий личной симпатии, при этом первому фактору наибольшее предпочтение отдают девушки, а второму – молодые люди. Кроме того, отмечается снижение влияния родительской семьи на выбор брачного партнёра.

Что касается агентов социализации, оказывающих влияние на выбор брачного партнёра, то здесь выделяются такие агенты, как семья и друзья. При этом отмечается наличие самостоятельности добрачного поведения молодёжи. Это можно объяснить тем, что агенты социализации играют значимую, но далеко не детерминирующую роль в данном процессе.

Молодёжь г. Иркутска в достаточной степени осознаёт тот факт, что в настоящее время наблюдается тенденция к быстрому переходу от добрачных к семейно-брачным отношениям. В качестве же основных мотивов вступления в брак она выделяет чувство любви к своему партнёру и ощущение духовной близости с ним. Кроме того, молодёжь хочет видеть рядом с собой верного и честного партнёра.

Молодёжь г. Иркутска не в полной мере осознаёт влияние продолжительности этапов добрачных отношений на брак. Также было выявлено, что молодёжь в процессе добрачных отношений стремится не только к накоплению совместного жизненного опыта, но и к проектированию и моделированию своей будущей семьи, что особо наблюдается у девушек, находящихся в возрасте от 21 до 25 лет.

В настоящее время для молодёжи г. Иркутска официальное заключение брака не является обязательным условием взаимоотношений между мужчиной и женщиной, при этом не отрицается то, что молодёжь хочет вступить официальные брачные отношения. Также отмечается то, что молодёжь стремится заключать браки в возрасте, в котором большинством приобретается материальная независимость и психологическая готовность к заключению брачных отношений, то есть в период от 21 до 25 и от 26 до 30 лет. Что касается желаемого количества детей, то в целом количество варьируется от одного до трёх, причём лишь малая часть респондентов говорит о том, что не собирается в будущем заводить детей. Помимо этого, отмечается то, что молодёжь не в полной мере осознаёт, хочет ли она строить семейно-брачные отношения, которые будут подобны родительской семье.

Молодёжь г. Иркутска, в особой степени та, которая находится в более старших возрастных когортах, стремится строить семейно-брачные отношения, основывающиеся на равномерном распределении обязанностей. Кроме того, присутствуют сторонники патриархальной модели, в большей степени ими являются представители мужского пола, также находящиеся в более старших возрастных когортах.

Таким образом, на основании полученных данных, можно выделить модели семьи, в основе которых лежат возрастные различия. Так, для молодёжи в возрасте от 18 до 20 лет характерна достаточно слабая степень готовности к семейно-брачным отношениям. В процессе выбор партнёра предпочтение отдаётся схожести социально-психологических и культурных характеристик, а также внешней привлекательности. Наиболее важным в добрачных отношениях молодёжь данного возраста считает накопление совместного жизненного опыта. Кроме того, основными мотивами вступления в брак она считает любовь и взаимопонимание. Важными качествами, которые молодёжь хочет видеть в своём партнёре, являются такие качества, как верность, честность, доброта и заботливость. Молодые люди и девушки, находящиеся в данной возрастной когорте, наибольшее предпочтение отдают паритетной модели семейно-брачных отношений. При этом, они в меньшей степени, по сравнению с остальными когортами, хотят строить свою семью по подобию родительской семьи. Взгляды молодёжи, находящейся в возрасте от 21 до 25 лет, не имеют кардинальных различий со взглядами молодёжи, находящейся в самой младшей возрастной группе. Основные различия состоят в том, что молодёжь в данном возрастном промежутке выражает более осознанную готовность к вступлению в семейно-брачные отношения, а также то, что наиболее важным в добрачных отношениях для них является проектирование совместной жизни и моделирование будущей семьи. Молодёжь, находящаяся в возрастной группе от 26 до 30 лет, также в большей степени выражает свою готовность к вступлению в семейно-брачные отношения. При этом, наиболее важным в добрачных отношениях она считает уточнение и проверку принятого решения. Кроме того, среди вышеперечисленных факторов выбора брачного партнёра, которые отметили более младшие возрастные когорты, группа молодёжи от 26 до 30 лет отмечает важность такого фактора, как возраст. Таким образом, полученные модели наглядно показывают, что молодёжь, находящаяся в различных возрастных когортах, имеет схожие ценностные ориентации, касающиеся семейно-брачных отношений и добрачного поведения.



Заключение

 

В данной курсовой работе были рассмотрены особенности добрачного поведения современной российской молодёжи. Выбранная тема является актуальной, так как добрачное поведение выступает своего рода фундаментом для семейно-брачных отношений. Это объясняется, в первую очередь, тем, что в процессе добрачного поведения партнёры имеют возможность узнать социально-психологические особенности друг друга, проверить свой выбор и в целом сформировать своё отношение к семейно-брачным ценностям.

В первой главе были рассмотрены теоретико-методологические основы изучения добрачного поведения. В первом параграфе было рассмотрено понятие семейно-брачных отношений, во втором – добрачное поведение в системе семейно-брачных отношений. Было выявлено, что семейно-брачные отношения направлены на соблюдение стабильности и сохранения целостности общества. Кроме того, установлено, что в настоящее время семья представляется как независимая от социально-экономической деятельности общность, члены которой обладают равными правами и обязанностями. Помимо этого, современная семья характеризуется самостоятельностью и автономностью от мнения родительской семьи. В свою очередь, добрачное поведение детерминирует будущие семейно-брачные отношения между партнёрами, кроме того, что оно способствует складыванию у молодых людей представлений о семье и браке в системе человеческих ценностей.

На основе представленной теоретической базы во второй главе курсовой работы был проведён вторичный анализ социологических исследований, посвящённый изучению особенностей добрачного поведения современной молодёжи, а также проведено социологическое исследование на тему «Особенности добрачного поведения молодёжи г. Иркутска». Анализ исследований, посвящённых изучению особенностей добрачного поведения молодёжи, показал, что в целом российская молодёжь XXI века определяет семейно-брачные отношения, как одну из самых главных ценностей. Помимо этого, исследователи выделяют такую особенность, как сокращение периода добрачного ухаживания и связывают это, в первую очередь, с тем, что усвоение семейно-брачных ценностей молодёжь проходит самостоятельно. В.Р. Тлемешок и Н.Ф. Дианова отмечают, что основными мотивами вступления в брак являются любовь и взаимопонимание, материальные же мотивы отходят на последний план. Что касается черт характера, которые молодые люди и девушки хотели бы видеть в своём брачном партнёре, то наибольшую популярность приобрели такие черты, как верность, честность и доброта. Р.В. Сергеев также отмечает, что основными семейно-брачными ценностями выступают, в первую очередь, любовь и взаимопонимание. Кроме того, среди молодёжи не утрачивает популярность патриархальная модель семейных отношений, где главную позицию в семье занимает мужчина.

Второй параграф представляет собой социологическое исследование на тему «Особенности добрачного поведения молодёжи г. Иркутска», в котором приняли участие жители города Иркутска, в возрастной категории от 18 до 30 лет. Данное исследование показало, что у молодёжи г. Иркутска довольно неоднозначная степень готовности к семейно-брачным отношениям. Несмотря на это, семья занимает одно из значимых мест в системе ценностных ориентаций молодёжи г. Иркутска, что особо прослеживается у представителей и мужского, и женского пола в возрасте от 21 до 25 лет.

Также отмечается снижение влияния родительской семьи. Молодёжь предпочитает самостоятельно выбирать своего партнёра, основываясь на критериях духовной близости и внешней привлекательности.

Одной из особенностей добрачного поведения молодёжь выделяет достаточно быстрый переход от добрачных к семейно-брачным отношениям. В качестве же основных мотивов вступления в брак она отмечает чувство любви к своему партнёру и ощущение духовной близости с ним. Кроме того, молодёжь хочет видеть рядом с собой верного и честного партнёра.

Было выявлено, что большую роль в процессе добрачных отношений для молодёжи играет проектирование и моделирование своей будущей семьи, что особо наблюдается у девушек, находящихся в возрасте от 21 до 25 лет.

В целом, молодёжь не отрицает своего желания вступить в будущем в брачные отношения, но при этом не считает брак обязательным условием взаимоотношений между партнёрами. Также отмечается то, что молодёжь стремится заключать браки в возрасте от 21 до 25 и от 26 до 30 лет. Что касается желаемого количества детей, то в целом количество варьируется от одного до трёх, причём лишь малая часть респондентов говорит о том, что не собирается в будущем заводить детей.

Наиболее популярной моделью семьи явилась паритетная модель, основанная на равномерном разделении обязанностей между членами семьи. Кроме того, присутствуют сторонники патриархальной модели, в большей степени ими являются представители мужского пола, также находящиеся в более старших возрастных когортах.

Кроме того, выделенные модели наглядно показывают, что молодёжь, находящаяся в различных возрастных когортах, имеет схожие ценностные ориентации, касающиеся семейно-брачных отношений и добрачного поведения. Основное различие состоит в том, что с увеличением возраста молодёжь в большей степени начинает осознавать готовность вступить в семейно-брачные отношения.

Стоит отметить, что задачи, поставленные в данной курсовой работе, выполнены. В теоретической части была выявлена характеристика семейно-брачных отношений, рассмотрено добрачное поведение в системе семейно-брачных отношений, а также проведён вторичный анализ исследований, посвященных изучению добрачного поведения современной российской молодёжи. В практической части была выявлена степень готовности молодёжи г. Иркутска к семейно-брачным отношениям, рассмотрены основные мотивы вступления в брачные отношения с точки зрения молодёжи г. Иркутска, выявлены наиболее значимые факторы выбора брачного партнёра с точки зрения молодёжи г. Иркутска, изучены основные ценностные установки добрачного поведения молодёжи г. Иркутска. Гипотеза, поставленная в теоретической части курсовой работы, также была подтверждена в ходе исследования. Действительно, современная молодёжь достаточна свободна в своём добрачном поведении. Влияние родительской семьи и прочих агентов социализации отходит на второй план. Гипотезы, поставленные в практической части курсовой работы, также были подтверждены. Действительно, в настоящее время молодёжь самостоятельно выбирает стратегии добрачного поведения, ориентируясь, в первую очередь, на свои личные предпочтения. Также подтвердились предположения о том, что одним из основных факторов выбора брачного партнёра является гомогамность, то есть схожесть со своим потенциальным спутником жизни. Молодёжь стремится подбирать себе партнёра с максимально похожими социально-психологическими чертами и потребностями. Также было доказано предположение о том, что несмотря на то, что в современное время у молодёжи отмечается достаточно высокая степень толерантности к незарегистрированному браку, в большинстве своём она стремится в дальнейшем узаконить свой союз, таким образом, перейти от добрачных отношений к семейно-брачной форме отношений, а также создать семью, близкую к подобию традиционной семьи.

 

 



Дата: 2019-03-05, просмотров: 201.