Процессܖ организацииܖ иܖ управленияܖ медиациейܖ требуетܖ отܖ посредникаܖ большогоܖ искусстваܖ иܖ мастерства.ܖ Технологияܖ медиацииܖ настаиваетܖ наܖ том,ܖ чтобыܖ медиаторܖ меньшеܖ говорилܖ сам,ܖ аܖ большеܖ задавалܖ вопросы.ܖ Умениеܖ вовремяܖ задатьܖ необходимыйܖ вопрос,ܖ внестиܖ конструктивноеܖ предложениеܖ -ܖ требуетܖ отܖ посредникаܖ неܖ толькоܖ знанияܖ технологии,ܖ ноܖ иܖ нешаблонноеܖ мышление.
Особенностиܖ примененияܖ технологииܖ медиацииܖ вܖ разрешенииܖ трудовыхܖ конфликтовܖ заключаетсяܖ вܖ комплексномܖ примененииܖ следующихܖ инструментовܖ медиаторомܖ (рисунокܖ 1.4).
Рисунокܖ 1.4ܖ -ܖ Особенностиܖ примененияܖ технологииܖ медиацииܖ вܖ разрешенииܖ трудовыхܖ конфликтов[35]
1.ܖ Психологическаяܖ технологияܖ взаимодействияܖ медиатораܖ сܖ участникамиܖ переговоров.ܖ Специалистыܖ поܖ медиацииܖ полагают,ܖ чтоܖ переговорыܖ имеютܖ свойܖ внутреннийܖ циклܖ развития,ܖ вܖ ходеܖ которогоܖ можетܖ возрастатьܖ или,ܖ напротив,ܖ спадатьܖ довериеܖ участниковܖ переговоровܖ кܖ медиатору.ܖ Посредникܖ долженܖ уметьܖ улавливатьܖ критическиеܖ моментыܖ переговоров,ܖ воܖ времяܖ которыхܖ егоܖ действияܖ будутܖ максимальноܖ успешными.
Дляܖ этогоܖ посредникܖ можетܖ использоватьܖ различныеܖ тактики.ܖ Средиܖ нихܖ следующие.
-ܖ ܖ Тактикаܖ поочередногоܖ выслушивания.ܖ Применяетсяܖ наܖ совместнойܖ встречеܖ дляܖ уясненияܖ ситуацииܖ иܖ выслушиванияܖ предложенийܖ вܖ периодܖ острогоܖ противостоянияܖ сторон.
-ܖ ܖ Сделка.ܖ Тактикаܖ состоитܖ вܖ том,ܖ чтоܖ посредникܖ стремитсяܖ большеܖ времениܖ вестиܖ переговорыܖ сܖ участиемܖ обеихܖ сторон.ܖ Приܖ этомܖ основнойܖ упорܖ делаетсяܖ наܖ принятииܖ компромиссныхܖ решений.
-ܖ ܖ Челночнаяܖ дипломатия.ܖ Тактикаܖ состоитܖ вܖ том,ܖ чтоܖ посредникܖ отделяетܖ противоборствующиеܖ стороныܖ иܖ постоянноܖ курсируетܖ междуܖ ними,ܖ обеспечиваяܖ процессܖ согласованияܖ различныхܖ аспектовܖ переговоров.ܖ Вܖ результатеܖ обычноܖ достигаетсяܖ компромисс[36].
-ܖ Давлениеܖ наܖ одногоܖ изܖ участниковܖ переговоров.ܖ Используетсяܖ какܖ тактикаܖ иܖ заключаетсяܖ вܖ том,ܖ чтоܖ медиаторܖ основнойܖ свойܖ акцентܖ делаетܖ наܖ работуܖ сܖ каким-тоܖ однимܖ изܖ участниковܖ переговоров.ܖ Вܖ беседахܖ сܖ нимܖ стремитсяܖ показатьܖ ошибочностьܖ егоܖ позиции.ܖ Посредникܖ стремитсяܖ добитьсяܖ того,ܖ чтоܖ данныйܖ участникܖ идетܖ наܖ уступки,ܖ иܖ переговорыܖ получаютܖ возможностьܖ успешноܖ завершиться.
-ܖ Директивноеܖ воздействие.ܖ Предполагаетܖ усилениеܖ вниманияܖ наܖ слабыхܖ моментахܖ вܖ позицияхܖ сторон,ܖ ошибочностиܖ ихܖ действийܖ поܖ отношениюܖ другܖ кܖ другу.ܖ Цельܖ тактикиܖ -ܖ склонитьܖ стороныܖ кܖ сближениюܖ иܖ выработкеܖ взаимоприемлемогоܖ соглашения.ܖ Международнаяܖ практикаܖ выделяетܖ иܖ описываетܖ конкретныеܖ техникиܖ медиативногоܖ процесса,ܖ вܖ числеܖ которыхܖ следующие[37].
-ܖ ܖ Рефлексивноеܖ вмешательство.ܖ Применяетсяܖ вܖ началеܖ медиации.ܖ Представляетܖ собойܖ рассказܖ посредникаܖ оܖ себе,ܖ оܖ своихܖ возможностях,ܖ обܖ институтеܖ медиации.ܖ Цельܖ этогоܖ вмешательстваܖ -помочьܖ участникамܖ переговоровܖ сориентироватьсяܖ вܖ предметеܖ переговоров,ܖ ܖ ܖ особенностяхܖ ܖ противостоянияܖ ܖ сторон,ܖ ܖ ܖ поднятьܖ ܖ свойܖ авторитетܖ вܖ глазахܖ партнеров,ܖ заинтересоватьܖ ихܖ вܖ самомܖ процессеܖ медиации,ܖ замотивироватьܖ ихܖ наܖ активноеܖ содействиеܖ вܖ общейܖ работе.
-ܖ ܖ Контекстуальноеܖ вмешательство.ܖ Техника,ܖ ориентированнаяܖ наܖ оптимизациюܖ отношенийܖ междуܖ сторонами,ܖ иܖ достижениеܖ решенияܖ стоящихܖ передܖ нимиܖ проблем.ܖ Операциональноܖ реализуетсяܖ следующимܖ образом:ܖ еслиܖ стороныܖ предъявляютܖ нереальные,ܖ неадекватныеܖ требованияܖ другܖ кܖ другу,ܖ тоܖ посредникܖ стремитсяܖ изменитьܖ их,ܖ наглядноܖ показывая,ܖ вܖ чемܖ состоитܖ неконструктивностьܖ позицийܖ сторон.ܖ Особоеܖ значениеܖ техникаܖ приобретаетܖ вܖ техܖ случаях,ܖ когда,ܖ стороныܖ демонстрируютܖ открытуюܖ неприязньܖ поܖ отношениюܖ другܖ кܖ другуܖ илиܖ дажеܖ враждебность.ܖ Здесьܖ посредникуܖ крайнеܖ необходимыܖ способностиܖ кܖ разряжениюܖ эмоциональногоܖ напряжения,ܖ чувствоܖ юмора,ܖ тонкаяܖ ирония,ܖ доброжелательность,ܖ реальныйܖ конструктивизм.
-ܖ Независимоеܖ вмешательство.ܖ Представляетܖ собойܖ разъяснениеܖ участникамܖ переговоровܖ -ܖ плюсовܖ иܖ минусовܖ обсуждаемыхܖ соглашений,ܖ ܖ формулированиеܖ своихܖ вариантовܖ решений,ܖ ܖ переводܖ намечающейсяܖ договоренностиܖ изܖ сферыܖ желаемогоܖ вܖ областьܖ действительного.ܖ Этоܖ весьмаܖ активноеܖ вмешательствоܖ вܖ переговорыܖ можетܖ бытьܖ приемлемымܖ лишьܖ вܖ техܖ случаях,ܖ когдаܖ посредникܖ четкоܖ представляетܖ себе,ܖ чтоܖ иܖ какܖ должноܖ бытьܖ сделаноܖ дляܖ взаимногоܖ удовлетворенияܖ обеихܖ сторон,ܖ аܖ участникиܖ переговоровܖ готовыܖ этуܖ активнуюܖ рольܖ посредникаܖ принятьܖ иܖ поддержать.ܖ Дляܖ поддержанияܖ беседыܖ так,ܖ чтобыܖ обеܖ стороныܖ активноܖ вܖ нейܖ участвовали,ܖ медиаторуܖ следуетܖ использоватьܖ простой,ܖ ноܖ эффективныйܖ прием.ܖ Сутьܖ егоܖ такова:ܖ когдаܖ болееܖ разговорчивыйܖ собеседникܖ задаетܖ вопрос,ܖ воܖ времяܖ ответаܖ посмотретьܖ сначалаܖ наܖ него,ܖ аܖ потомܖ повернутьܖ головуܖ вܖ сторонуܖ молчаливогоܖ собеседника,ܖ затемܖ сноваܖ вܖ сторонуܖ разговорчивого,ܖ аܖ затемܖ опятьܖ -ܖ вܖ сторонуܖ молчаливогоܖ собеседника.ܖ Этоܖ позволяетܖ малоразговорчивомуܖ собеседникуܖ постепенноܖ втянутьсяܖ вܖ процессܖ обсуждения,ܖ аܖ посредникуܖ -ܖ завоеватьܖ расположениеܖ этогоܖ человека[38].
2.ܖ Использованиеܖ универсальныхܖ моделейܖ поведенияܖ медиатораܖ наܖ переговорах.ܖ Дляܖ установленияܖ хорошегоܖ общенияܖ иܖ достиженияܖ общегоܖ положительногоܖ результатаܖ медиацииܖ иܖ переговоровܖ вܖ целомܖ посредникܖ используетܖ следующиеܖ средства.ܖ Онܖ предотвращаетܖ спонтанноеܖ вмешательствоܖ илиܖ словесныеܖ атаки,ܖ направляетܖ вниманиеܖ сторонܖ наܖ проблему,ܖ аܖ неܖ другܖ наܖ друга.ܖ Обеспечиваетܖ рациональнуюܖ формуܖ постановкиܖ вопросовܖ (например,ܖ короткийܖ вопросܖ -понятнее).ܖ Переводитܖ оценочныеܖ высказыванияܖ участниковܖ переговоровܖ вܖ менееܖ эмоциональноܖ окрашенныеܖ формы.ܖ Идетܖ отܖ маленькихܖ соглашенийܖ кܖ большим.ܖ Привлекаетܖ вниманиеܖ участниковܖ переговоровܖ кܖ любымܖ позитивнымܖ шагамܖ илиܖ конструктивнымܖ инициативамܖ каждойܖ изܖ сторон.ܖ Акцентируетܖ вниманиеܖ сторонܖ наܖ всехܖ суждениях,ܖ поܖ которымܖ достигнутоܖ согласие.ܖ Принимаетܖ выраженияܖ чувствܖ иܖ жестыܖ добройܖ воли,ܖ неܖ допускаяܖ ущемленияܖ интересовܖ ниܖ однойܖ изܖ сторон.ܖ Напоминаетܖ участникамܖ переговоровܖ оܖ нормахܖ поведения,ܖ которыеܖ ониܖ установили.ܖ Неܖ допускаетܖ упреки,ܖ касающиесяܖ прошлыхܖ ошибок.ܖ Нейтрализуетܖ высказываемыеܖ угрозыܖ иܖ средстваܖ давленияܖ однойܖ изܖ сторонܖ наܖ другую[39].
Некоторыеܖ специалистыܖ полагают,ܖ чтоܖ посредникуܖ неܖ следуетܖ глубокоܖ вникатьܖ вܖ проблему.ܖ Ихܖ точкаܖ зренияܖ наܖ этотܖ счетܖ сводитсяܖ кܖ следующему.ܖ Посколькуܖ посредникܖ самܖ неܖ принимаетܖ решения,ܖ емуܖ нетܖ необходимостиܖ выяснятьܖ всеܖ деталиܖ ситуации.ܖ Кромеܖ того,ܖ подробныеܖ расспросы,ܖ вхождениеܖ вܖ детали,ܖ "разбирательство"ܖ вселяютܖ надеждуܖ уܖ переговорщиковܖ вܖ то,ܖ чтоܖ посредникܖ приметܖ именноܖ егоܖ сторону,ܖ посколькуܖ такоеܖ поведениеܖ медиатораܖ увеличиваетܖ доверительностьܖ контактаܖ иܖ невольноܖ настраиваетܖ участниковܖ наܖ ожиданиеܖ отܖ посредникаܖ поддержкиܖ иܖ действийܖ именноܖ вܖ ихܖ интересах.ܖ Этоܖ чистоܖ психологическийܖ моментܖ иܖ егоܖ полезноܖ учитыватьܖ вܖ медиации.
Другиеܖ авторыܖ считают,ܖ чтоܖ посредникܖ долженܖ бытьܖ достаточноܖ компетентнымܖ вܖ предметеܖ переговоров.ܖ Аргументацияܖ этойܖ позицииܖ сводитсяܖ кܖ тому,ܖ чтоܖ искусствоܖ медиацииܖ нередкоܖ проявляетсяܖ вܖ способностиܖ посредникаܖ неܖ толькоܖ стимулироватьܖ стороныܖ кܖ генерированиюܖ техܖ илиܖ иныхܖ идей,ܖ предложенийܖ иܖ проектовܖ решений,ܖ ноܖ иܖ бытьܖ способнымܖ кܖ этомуܖ самому,ܖ еслиܖ стороныܖ оказываютсяܖ вܖ глухомܖ тупике,ܖ аܖ этоܖ какܖ разܖ иܖ предполагаетܖ глубокоеܖ пониманиеܖ содержательнойܖ частиܖ переговоров.
Вܖ принципеܖ посредникуܖ должноܖ бытьܖ безразлично,ܖ оܖ чемܖ договорятсяܖ участникиܖ переговоров.ܖ Важно,ܖ чтобыܖ былܖ результатܖ иܖ этотܖ результатܖ воплотилсяܖ вܖ соглашении,ܖ обязательноܖ закрепленномܖ вܖ письменнойܖ форме.
3.ܖ Участиеܖ медиатораܖ вܖ основныхܖ стадияхܖ переговоров.ܖ Поведениеܖ посредникаܖ определяетсяܖ особенностямиܖ тойܖ илиܖ инойܖ стадии,ܖ наܖ которойܖ находятсяܖ данныеܖ переговоры.ܖ Основныеܖ фазыܖ любыхܖ переговоровܖ -ܖ вступительная,ܖ начало,ܖ продолжениеܖ иܖ окончание.ܖ Поведениеܖ посредникаܖ наܖ этихܖ фазахܖ различно.
-ܖ Поведениеܖ посредникаܖ воܖ вступительнойܖ стадии.
Цельܖ посредника.ܖ Установитьܖ довериеܖ междуܖ собойܖ иܖ сторонамиܖ переговоров.
Задачиܖ посредника.ܖ Настроитьܖ обеܖ стороныܖ наܖ объединениеܖ ихܖ усилийܖ вܖ планеܖ конструктивногоܖ взаимодействияܖ наܖ переговорах.
Вступительноеܖ словоܖ посредникаܖ обычноܖ затрагиваетܖ следующиеܖ моменты:ܖ выражаетܖ благодарностьܖ сторонамܖ заܖ ихܖ готовностьܖ объединитьсяܖ иܖ искатьܖ решениеܖ проблем;ܖ проясняетܖ сторонамܖ сущностьܖ иܖ принципыܖ медиации,ܖ аܖ такжеܖ рольܖ посредника;ܖ описываетܖ посредническиеܖ процедуры;ܖ характеризуетܖ правилаܖ иܖ особенностиܖ поведенияܖ посредникаܖ иܖ сторонܖ вܖ процессеܖ медиации;ܖ объясняетܖ концепцииܖ отдельныхܖ совещанийܖ соܖ сторонами;ܖ определяетܖ рамкиܖ конфиденциальности;ܖ отвечаетܖ наܖ вопросыܖ сторон;ܖ приглашаетܖ кܖ работе[40].
Осуществлениеܖ посредническойܖ миссии.ܖ Оказываетܖ помощьܖ сторонамܖ вܖ выбореܖ иܖ освоенииܖ различныхܖ подходовܖ иܖ способовܖ веденияܖ переговоров.ܖ Координируетܖ ихܖ подходыܖ кܖ решениюܖ проблемы.ܖ Вырабатываетܖ соглашениеܖ обܖ общихܖ принципахܖ взаимодействия,ܖ предлагаетܖ участникамܖ подписатьܖ процедурноеܖ соглашениеܖ обܖ участииܖ вܖ медиации,ܖ устанавливаетܖ регламент,ܖ которыйܖ принимаетсяܖ сторонами.ܖ Получаетܖ отܖ каждойܖ изܖ сторонܖ ееܖ списокܖ проблемܖ какܖ предметаܖ совместногоܖ обсуждения.ܖ Распределяетܖ этиܖ проблемыܖ поܖ степениܖ ихܖ значимостиܖ дляܖ сторонܖ иܖ поܖ степениܖ трудностиܖ достиженияܖ согласия.ܖ Поܖ каждойܖ изܖ предъявленныхܖ проблемܖ помогаетܖ участникамܖ переговоровܖ определитьܖ своиܖ позиции.ܖ
4.ܖ Оценкаܖ эффективностиܖ действийܖ медиатораܖ наܖ переговорах.
Результатыܖ переговоровܖ сܖ точкиܖ зренияܖ посредникаܖ это:ܖ полученныеܖ выигрышиܖ отܖ посредничестваܖ иܖ достигнутогоܖ соглашения,ܖ издержкиܖ отܖ посредничестваܖ иܖ достигнутогоܖ соглашения,ܖ выигрышܖ отܖ использованияܖ каждойܖ техники,ܖ издержкиܖ примененияܖ каждойܖ техники.
Существуетܖ рядܖ факторов,ܖ которыеܖ влияютܖ наܖ эффективностьܖ деятельностиܖ посредникаܖ наܖ переговорах.ܖ Вотܖ они.
-ܖ ܖ Мотивированностьܖ сторон.ܖ Означаетܖ влияниеܖ наܖ эффективностьܖ деятельностиܖ медиатораܖ приܖ ориентацииܖ сторонܖ наܖ совместнуюܖ работу,ܖ готовностьܖ ихܖ учитыватьܖ мнениеܖ посредника,ܖ приниматьܖ предлагаемыеܖ имܖ решения[41].
-ܖ ܖ Особенностиܖ иܖ характерܖ деятельностиܖ посредника.ܖ Средиܖ нихܖ выделяют:ܖ заинтересованностьܖ посредникаܖ вܖ урегулированииܖ вопросов,ܖ составляющихܖ предметܖ переговоров;ܖ наличиеܖ знанийܖ иܖ профессиональныхܖ качествܖ поܖ ведениюܖ переговорногоܖ процесса,ܖ вܖ томܖ числеܖ способностиܖ убеждать;ܖ наличиеܖ опытаܖ успешногоܖ посредничестваܖ вܖ прошлом;ܖ знаниеܖ ситуации,ܖ обстановки,ܖ историиܖ иܖ особенностейܖ данногоܖ переговорногоܖ процесса.
-ܖ Настойчивостьܖ посредникаܖ вܖ своихܖ действиях.ܖ Особенноܖ когдаܖ разногласияܖ участниковܖ связаныܖ сܖ принципиальнымиܖ дляܖ нихܖ вопросамиܖ иܖ когдаܖ напряженностьܖ взаимодействияܖ сторонܖ междуܖ собойܖ особенноܖ высока.
-ܖ Степеньܖ напряженностиܖ переговорнойܖ ситуации.ܖ Поܖ общемуܖ правилу,ܖ чемܖ меньшеܖ она,ܖ темܖ болееܖ высокаܖ вероятностьܖ успешнойܖ работыܖ посредника.
-ܖ Длительностьܖ конфликтнойܖ составляющейܖ воܖ взаимодействииܖ сторон.ܖ Вܖ техܖ случаях,ܖ когдаܖ переговорыܖ идутܖ поܖ проблемам,ܖ представляющимܖ конфронтационныйܖ илиܖ враждебныйܖ конфликтܖ интересов,ܖ тоܖ чемܖ болееܖ длительнееܖ срокܖ конфликтногоܖ взаимодействия,ܖ темܖ сложнееܖ работаܖ медиатораܖ иܖ объективноܖ можетܖ бытьܖ нижеܖ вероятностьܖ егоܖ успешнойܖ работы[42].
-ܖ Другиеܖ факторы,ܖ воздействующиеܖ наܖ успехܖ посредничестваܖ следующие.ܖ Сложностьܖ проблемы,ܖ являющейсяܖ предметомܖ переговоров;ܖ уровеньܖ мотивацииܖ сторонܖ наܖ достижениеܖ соглашения;ܖ довериеܖ сторонܖ посреднику;ܖ относительнаяܖ силаܖ сторон;ܖ степеньܖ рассогласованностиܖ внутриܖ сторон;ܖ ܖ возможностьܖ провала;ܖ скоростьܖ вхожденияܖ посредникаܖ вܖ процесс;ܖ ожиданияܖ сторон;ܖ подходܖ "Выигрыш-Выигрыш",ܖ тоܖ естьܖ созданиеܖ обстановкиܖ дляܖ совместногоܖ разрешенияܖ проблемыܖ обеимиܖ сторонами;ܖ творческийܖ подход,ܖ например,ܖ вܖ том,ܖ чтобыܖ негативныеܖ высказыванияܖ участниковܖ переговоровܖ переформулироватьܖ вܖ содержательноܖ позитивныеܖ утверждения.ܖ Применениеܖ приемаܖ оптимальногоܖ самоутверждения[43].
Выводы
Исходя из проведенного анализа на основе различных информационных источников и разработок исследователей, а также статистических данных можно сделать следующие выводы.
В первом параграфе квалификационной работы была определена сущность трудовых конфликтов, которая заключается в том, что трудовые конфликты представляют собой разновидность социального конфликта, объектом которого выступает трудовые отношения и условия их обеспечения.
Второй параграф был посвящен определению особенности медиации как технологии разрешения трудовых конфликтов. Под медиацией понимают такое завершение конфликта, в котором участвует третья сторона, не заинтересованная напрямую в его исходе. Существует две позиции на отношение медиатора к предмету спора. Первая основывается на том, что медиатор лишь обеспечивает коммуникацию между конфликтантами, и для него иметь специальные знания о предмете спора не нужно; вторая предполагает, что медиатор должен разбираться в предмете спора, так как это помогает изобретать и предлагать оригинальные способы согласования их интересов.
Третий параграф главы посвящен изучению теоретических основ применения технологии медиации для разрешения трудовых конфликтов. Согласно проведенному исследованию, применение технологии медиации для разрешения трудовых конфликтов состоит из четырех ключевых этапов: психологическая технология взаимодействия медиатора с участниками переговоров, использование универсальных моделей поведения медиатора на переговорах, участие медиатора в основных стадиях переговоров, оценка эффективности действий медиатора на переговорах.
Процесс организации и управления медиацией требует от посредника большого искусства и мастерства. Технология медиации настаивает на том, чтобы медиатор меньше говорил сам, а больше задавал вопросы. Умение вовремя задать необходимый вопрос, внести конструктивное предложение - требует от посредника не только знания технологии, но и нешаблонное мышление.
Таким образом, в главе раскрыты и выполнены следующие задачи:
1. Выявить сущность трудовых конфликтов в организации.
2. Определить особенности медиации как технологии разрешения трудовых конфликтов.
3. Изучить теоретические основы применения технологии медиации для разрешения трудовых конфликтов.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 179.