Конфликты рассматривают как одну из наиболее часто встречаемых форм взаимодействия в рамках организации, включая и рамки трудового коллектива. Подсчитано, что на конфликты и их переживания уходит около 15% рабочего времени персонала. Еще больше времени тратят на урегулирование конфликтов и управление ими руководители – в некоторых организациях до половины рабочего времени[9]. В основе конфликта лежат противоречия: объективные, существующие до их осознания людьми, и субъективные, связанные либо с осознанием объективных противоречий, либо собственно с сознанием, психологией людей.
По мнению современных исследователей и специалистов, под трудовыми конфликтами следует понимать «разновидность социального конфликта, объектом которого выступает трудовые отношения и условия их обеспечения. Формами трудовых конфликтов являются: собрания, митинги, демонстрации, забастовки и др.». Другие ученые не выделяют трудовые конфликты в особую категорию, например, Александров Ф.О., Постепенко И.Г. и Панина Е.С. в одной из своих статей говорят о том, что понятие «трудовые конфликты» приравниваются «к более общему понятию конфликта или социального конфликта, что приводит к утрате специфики собственно трудовых конфликтов по отношению к другим конфликтам, в том числе с участием трудовых коллективов»[10],[11]. Также в своей статье Козина И.М. говорит о том, что «обострение противоречии в трудовой сфере, обусловленное противоположностью пли существенным различием интересов субъектов трудовых отношешш и предполагающее активные действия обеих сторон в свою защиту»[12].
Трудовые конфликты на различных предприятиях и в организации рассматриваются как прямой вызов внутреннему порядку и стабильности трудового коллектива, позволяющий выявить интересы, разногласия, взаимные претензии и проблемы. Также трудовые конфликты являются способ регулирования взаимоотношений, налаживания оптимального порядка в организации производства и трудовых отношениях. Многие специалисты указывают на то, что трудовые конфликты, наряду с другими социальными конфликтами, которые происходят с определенной цикличностью в трудовых коллективах, являются одним из факторов развития не только персонала, но и организации или предприятия в целом.
Трудовые конфликты имеют место быть на различных уровнях (рисунок 1.1)[13].
Рисунок 1.1 – Уровни трудовых конфликтов в организации
Другое мнение на существование уровней трудовых конфликтов высказывает И.М. Козина. Она в теоретико-прикладном словаре «Социология труда» выделяет в коллективных конфликтах три уровня:
— конфликт между работниками и работодателями предприятия;
— конфликт между профсоюзами наемных работников и объединениями работодателей;
—ܖ ܖ конфликтܖ вܖ общенациональномܖ масштабеܖ междуܖ профсоюзамиܖ иܖ ассоциациямиܖ работодателейܖ однойܖ илиܖ несколькихܖ отраслей[14].
Говоряܖ оܖ причинахܖ трудовыхܖ конфликтов,ܖ можноܖ проиллюстрироватьܖ ихܖ классификацию,ܖ предложеннуюܖ Р.ܖ Дарендорфомܖ (таблицаܖ 1.1).ܖ Триܖ последниеܖ причиныܖ характеризуютܖ главнымܖ образомܖ межорганизационныеܖ конфликты.ܖ Вܖ реальнойܖ жизниܖ конфликтыܖ частоܖ порождаютсяܖ неܖ одной,ܖ аܖ несколькимиܖ причинами,ܖ каждаяܖ изܖ которыхܖ вܖ своюܖ очередьܖ видоизменяетсяܖ вܖ зависимостиܖ отܖ конкретнойܖ ситуации.ܖ Однакоܖ этоܖ неܖ снимаетܖ необходимостиܖ знатьܖ причиныܖ иܖ источникиܖ конфликтовܖ дляܖ конструктивногоܖ использованияܖ иܖ управленияܖ ими. Указанныеܖ вܖ таблицеܖ 1.1ܖ причиныܖ могутܖ вызыватьܖ происхождениеܖ иܖ эскалациюܖ трудовыхܖ конфликтов.ܖ А.В.ܖ Доронинܖ кܖ негативнымܖ последствиям,ܖ которыеܖ такжеܖ выступаютܖ признакамиܖ конфликтнойܖ ситуацииܖ относит[15]:
—ܖ усилениеܖ настроенийܖ враждебности;
—ܖ падениеܖ мотивацииܖ уܖ труду:
—ܖ свертываниеܖ деловыхܖ контактов;
—ܖ ухудшениеܖ взаимопонимания;
—ܖ умышленноеܖ иܖ целенаправленноеܖ деструктивноеܖ поведение;
—ܖ разрушениеܖ положительнойܖ социальнойܖ идентичности;
—ܖ фактическиеܖ потернܖ времени,ܖ отвлечениеܖ отܖ работы;
—ܖ запутываниеܖ каких-тоܖ проблем.ܖ
Кܖ позитивнымܖ функциям,ܖ поܖ мнениюܖ Доронинаܖ относятся[16]:
—ܖ информационнаяܖ —ܖ информацияܖ становитсяܖ открытойܖ дляܖ многих:
—ܖ социализацияܖ —ܖ индивидыܖ получаютܖ социальныйܖ опыт,ܖ знания,ܖ которыеܖ недоступныܖ вܖ обычныхܖ условиях;
—ܖ нормализацияܖ моральногоܖ состоянияܖ —ܖ разрешаютсяܖ накопленныеܖ негативныеܖ настроения,ܖ происходитܖ очищениеܖ моральныхܖ ориентации:
—ܖ инновационнаяܖ —ܖ конфликтܖ вынуждает,ܖ стимулируетܖ наܖ изменения,ܖ признаетсяܖ какая-тоܖ проблема.
Таблицаܖ 1.1ܖ –ܖ Причиныܖ трудовыхܖ конфликтов[17]
№ܖ п/п | Причина | Характеристика |
1. | Персональныеܖ причиныܖ («личностныеܖ трения») | Включаютܖ индивидуальныеܖ черты,ܖ симпатииܖ иܖ антипатии,ܖ психологическуюܖ иܖ мировоззренческуюܖ несовместимость,ܖ различияܖ вܖ образованииܖ иܖ жизненномܖ опытеܖ иܖ т.п. |
2. | Структурныеܖ причины | Проявляютсяܖ вܖ несовершенствеܖ коммуникационнойܖ структуры:ܖ отсутствие,ܖ искаженностьܖ илиܖ противоречивостьܖ информации,ܖ слабостьܖ контактовܖ руководстваܖ иܖ рядовыхܖ сотрудников,ܖ недовериеܖ иܖ несогласованностьܖ действийܖ междуܖ нимиܖ из-заܖ несовершенстваܖ илиܖ расстройстваܖ коммуникацийܖ иܖ т.п. |
3. | Изменениеܖ организацииܖ (вкл.ܖ техническоеܖ развитие) | Организационныеܖ переменыܖ приводятܖ кܖ изменениюܖ ролевыхܖ структур,ܖ руководящегоܖ составаܖ иܖ другихܖ работников,ܖ чтоܖ вызываетܖ недовольствоܖ иܖ конфликты. |
4. | Условияܖ иܖ характерܖ труда | Вредныеܖ дляܖ здоровьяܖ илиܖ опасныеܖ условияܖ работы,ܖ нездороваяܖ экологическаяܖ среда,ܖ плохиеܖ отношенияܖ вܖ коллективеܖ иܖ сܖ руководством,ܖ неудовлетворенностьܖ содержаниемܖ трудаܖ иܖ т.п.ܖ |
5. | Распределительныеܖ отношения | Оплатаܖ трудаܖ вܖ формеܖ заработнойܖ платы,ܖ премий,ܖ вознаграждений,ܖ социальныхܖ привилегийܖ иܖ т.п. |
6. | Различияܖ вܖ идентификации | Проявляютсяܖ вܖ склонностиܖ работниковܖ идентифицироватьܖ себяܖ главнымܖ образомܖ соܖ своейܖ группойܖ (подразделением)ܖ иܖ преувеличиватьܖ своюܖ значимостьܖ иܖ заслуги,ܖ недооцениваяܖ приܖ этомܖ значимостьܖ другихܖ иܖ забываяܖ обܖ общихܖ целяхܖ организации |
7. | Стремлениеܖ организацииܖ кܖ расширениюܖ иܖ повышениюܖ своейܖ значимости | Вܖ основеܖ тенденцииܖ кܖ расширениюܖ лежитܖ заинтересованностьܖ каждогоܖ подразделения,ܖ иܖ преждеܖ всегоܖ реальныхܖ иܖ потенциальныхܖ руководителей,ܖ вܖ полученииܖ новых,ܖ вܖ томܖ числеܖ болееܖ высокихܖ иܖ престижныхܖ должностей,ܖ ресурсов,ܖ власти,ܖ авторитета. |
8. | Различиеܖ исходныхܖ позиций | Этоܖ можетܖ бытьܖ иܖ различныйܖ уровеньܖ образования,ܖ квалификацииܖ иܖ ценностейܖ персонала,ܖ иܖ неодинаковыеܖ условияܖ трудаܖ иܖ материально-техническогоܖ оснащенияܖ иܖ т.п.ܖ различныхܖ подразделений |
9. | Другие | - |
Практикаܖ показывает,ܖ чтоܖ сегодняܖ основнымиܖ причинамиܖ коллективныхܖ трудовыхܖ конфликтовܖ являются:ܖ
-ܖ задержкаܖ выплатыܖ заработнойܖ платы;ܖ
-ܖ отсутствиеܖ индексацииܖ заработнойܖ платыܖ вܖ связиܖ сܖ нарастающейܖ инфляцией;ܖ
-ܖ неудовлетворенностьܖ размеромܖ оплатыܖ труда;ܖ
-ܖ взаимныеܖ неплатежиܖ междуܖ предприятиями-производителямиܖ иܖ потребителями;ܖ
-ܖ нарушения,ܖ связанныеܖ сܖ реализациейܖ трудовогоܖ законодательства;ܖ
-ܖ систематическиеܖ задержкиܖ бюджетныхܖ ассигнований;ܖ
-ܖ ухудшениеܖ охраныܖ трудаܖ иܖ ростܖ производственногоܖ травматизма;ܖ
-ܖ недостаткиܖ информационнойܖ связиܖ междуܖ работникамиܖ иܖ руководителямиܖ отдельныхܖ структурныхܖ подразделений.
Вܖ процессеܖ развитияܖ каждогоܖ трудовогоܖ конфликтаܖ специалистыܖ иܖ ученые-конфликтологиܖ выделяютܖ егоܖ различныеܖ функции[18].ܖ
Так,ܖ например,ܖ А.А.ܖ Осеевܖ говоритܖ оܖ существованииܖ следующихܖ функцийܖ трудовыхܖ конфликтов[19].
1.ܖ Сигнальнаяܖ —ܖ возникновениеܖ трудовогоܖ конфликтаܖ свидетельствуетܖ оܖ возникновенииܖ разногласииܖ вܖ системеܖ социально-трудовыхܖ отношений,ܖ обܖ обостренииܖ противоречийܖ вܖ жизниܖ производственнойܖ организацииܖ иܖ оܖ том,ܖ чтоܖ стороныܖ вступилиܖ вܖ деловыеܖ контакты,ܖ чтобыܖ решитьܖ назревшиеܖ проблемы.
2.ܖ Интегратнвнаяܖ (дезинтегративная)ܖ —ܖ трудовойܖ конфликтܖ приводитܖ кܖ тому,ܖ чтоܖ единыйܖ доܖ тогоܖ коллективܖ разделяетсяܖ наܖ отдельныеܖ группы,ܖ членыܖ которыхܖ сплачиваютсяܖ междуܖ собой;ܖ стороныܖ объединяютܖ своиܖ усилияܖ дляܖ достиженияܖ поставленнойܖ цели.
3.ܖ Инновационная,ܖ социализирующаяܖ —ܖ вырабатываютсяܖ новыеܖ правилаܖ иܖ нормыܖ трудовогоܖ взаимодействия,ܖ сܖ помощьюܖ которыхܖ преодолеваютсяܖ препятствияܖ вܖ системеܖ социально-трудовыхܖ отношений,ܖ мешающиеܖ экономическомуܖ иܖ социальномуܖ развитиюܖ коллектива.
4.ܖ Позитивнаяܖ (негативная)ܖ —ܖ состоитܖ вܖ совершенствованииܖ системыܖ социально-трудовыхܖ отношений.ܖ Еслиܖ трудовойܖ конфликтܖ приводитܖ кܖ дезинтеграцииܖ производстваܖ иܖ сопровождаетсяܖ ощутимымиܖ потерямиܖ ресурсов,ܖ тоܖ налицоܖ негативнаяܖ функцияܖ конфликта.
5.ܖ Социально-психологическаяܖ функцияܖ трудовогоܖ конфликтаܖ состоитܖ вܖ измененииܖ социально-психологического,ܖ эмоциональногоܖ климатаܖ вܖ ܖ ܖ ܖ ܖ производственнойܖ организации.
Междуܖ тем,ܖ вܖ практическиܖ функционированияܖ различныхܖ предприятийܖ иܖ организацийܖ возникаетܖ необходимостьܖ регулировать,ܖ разрешатьܖ иܖ управлятьܖ трудовымиܖ конфликтами.ܖ Существуетܖ достаточноܖ многоܖ методовܖ управленияܖ конфликтами.ܖ Ихܖ можноܖ разделитьܖ наܖ несколькоܖ групп,ܖ каждаяܖ изܖ которыхܖ имеетܖ своюܖ областьܖ применения.ܖ Практикаܖ показала,ܖ чтоܖ сложилисьܖ четыреܖ направленияܖ (способа)ܖ управленияܖ конфликтами[20]:ܖ
-ܖ тактикаܖ уходаܖ (избежание)ܖ конфликтаܖ (методܖ избегания);
-ܖ тактикаܖ силовогоܖ подавления;
-ܖ методܖ одностороннихܖ уступок,ܖ илиܖ приспособления;
-ܖ тактикаܖ компромисса,ܖ взаимныхܖ уступок.
Каждоеܖ изܖ названныхܖ направленийܖ реализуетсяܖ приܖ помощиܖ специальныхܖ методов[21].
Болееܖ надежным,ܖ эффективнымܖ методомܖ регулированияܖ конфликтаܖ признаетсяܖ тактикаܖ компромисса,ܖ взаимныхܖ уступок,ܖ котораяܖ вܖ перспективеܖ можетܖ статьܖ наиболееܖ надежнойܖ основойܖ долговременногоܖ сотрудничества.ܖ ܖ Этаܖ тактикаܖ находитܖ всеܖ болееܖ широкоеܖ применениеܖ вܖ демократическихܖ странахܖ иܖ рассматриваетсяܖ вܖ конфликтологииܖ вܖ качествеܖ классического,ܖ тоܖ естьܖ образцового,ܖ способаܖ разрешенияܖ конфликтныхܖ ситуаций.
Подܖ компромиссомܖ понимаетсяܖ путьܖ взаимныхܖ уступок,ܖ взаимовыгоднойܖ сделки,ܖ созданиеܖ условийܖ дляܖ хотяܖ быܖ частичногоܖ удовлетворенияܖ интересовܖ противоборствующихܖ сторон.ܖ Компромисс,ܖ такимܖ образом,ܖ естьܖ видܖ соглашений,ܖ основанныхܖ наܖ взаимнойܖ корректировкеܖ позицийܖ обеихܖ сторонܖ поܖ обсуждаемымܖ проблемам,ܖ поискܖ взаимоприемлемойܖ позицииܖ поܖ спорнымܖ вопросам[22].
Именноܖ вܖ реализацииܖ этогоܖ методаܖ большуюܖ рольܖ играетܖ такойܖ универсальныйܖ механизмܖ регулированияܖ конфликта,ܖ какܖ переговоры.ܖ Переговорныйܖ процесс,ܖ проведениеܖ дискуссийܖ вܖ наибольшейܖ степениܖ позволяютܖ выявитьܖ точкиܖ соприкосновенияܖ интересовܖ противников,ܖ такܖ называемыеܖ «зоныܖ согласия».ܖ Дляܖ успешногоܖ иܖ эффективногоܖ переговорногоܖ процессаܖ необходимоܖ владетьܖ технологиейܖ медиацииܖ речьܖ оܖ которойܖ пойдетܖ вܖ следующемܖ параграфе.ܖ
Дата: 2019-03-05, просмотров: 200.