Социальная защита беженцев и вынужденных переселенцев
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

НПА:

1) Закон РФ «О беженцах» от 19.02.1993 года.

2) Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 19.02.1993 года.

 

Развал СССР, обострение межнациональных конфликтов в раз­личных регионах, ухудшение социально-экономического положения граждан приводят к резкому увеличению миграции в Россию из стран, входящих в состав СНГ. Значительны и внутренние миграци­онные потоки. В связи с этим проблемы социальной защиты бежен­цев и вынужденных переселенцев приобретают особую актуальность.

Беженцы - это лица, не являющиеся гражданами РФ, которые в силу вполне обоснованных опасений стать жертвами преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политиче­ских убеждений находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут или не желают пользоваться защитой этой стра­ны вследствие таких опасений (ст. 1 Федерального Закона о беженцах в ред. от 28 июня 1997 г.). Законодательство разграничивает системы социальной защиты беженцев и лиц, ходатайствующих о признании таковыми.

По прибытии на территорию РФ это лицо должно обратиться в региональный орган Федеральной миграционной службы, и в течение 5 дней должно быть принято решение о регистрации этого ходатайства. Признание в качестве беженца должно последовать не позднее чем через 3 месяца с момента регистрации ходатайства. Закон подробно регламентирует права и обязанности в социальной сфере бежен­цев и лиц, обратившихся с ходатайством о признании их в этом качестве. В частности, беженцы имеют право на медицинскую помощь, питание, содействие в обеспечении проезда и провоза багажа к новому месту жительства, временное размещение, содействие в получении профессионального образования и трудоустройстве, право на социальную защиту наравне с гражданами РФ и др. Они обязаны проходить медицинские осмотры, выезжать к новому месту жительства в течение срока, определенного миграционной службой и т.д. Финансирование мероприятий по приему и обустройству беженцев осуще­ствляется за счет средств федерального бюджета и Фонда помощи беженцам, созданного при Правительстве РФ за счет перечислений из бюджета, добровольных взносов и прочих источников.

Федеральная миграционная программа предлагает учитывать при оказании помощи беженцам цели миграции, причины выезда из других государств, различия в уровне социальной ориентации, культуры, наличие заболеваний, представляющих эпидемиологическую опасность. Предусматриваются два режима пребывания беженцев: кратковременное и долговременное. В первом случае имеется в виду право временного проживания на период определения его статуса, во втором - пребывание после признания беженцем. Обязательства государства перед беженцами с долгосрочным режимом пребывания должны прекращаться при достижении целей предоставления убежища, но не позднее чем в сроки, определенные законодательством РФ. В случае сохранения статуса беженца должны осуществляться специально разработанные проекты расселения и вовлечения беженцев в экономически активную жизнь на новых местах. Помощь беженцам может включать в себя содержание в центрах временного размещения, организацию расселения на новых местах путем предоставления жилья из специального фонда на условиях аренды, оказания им содействия при вступлении в ЖСК, в индивидуальном жилищном строительстве без предоставления им финансовой помощи из бюджетных источников.

Вынужденными переселенцами признаются граждане РФ, покинувшие место жительства вследствие совершенного в отношении них или членов их семей насилия или угрозы такового, из-за реальной опасности подвергнуться преследованиям по мотивам расовой или национальной принадлежности и т.д. Это могут быть граждане, покинувшие место жительства на территории иностранного государст­ва и прибывшие на территорию РФ или выехавшие из одного субъек­та РФ в другой. Порядок регистрации ходатайств о признании лица вынужденным переселенцем аналогичен вышеизложенному применительно к беженцам, но здесь в некоторых случаях сроки сокращены (регистрация ходатайства осуществляется в течение 3 дней). Права и обязанности вынужденного переселенца сформулированы в Законе. Лица, получившие свидетельства о регистрации ходатайств, имеют право на получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи, проживание в центре временного размещения переселенцев и т.д. После получения соответствующего статуса они имеют право на свободный выбор места жительства, содействие в организации проезда к новому месту жительства, предоставление жилья из специального фонда и т.д. Перечень гарантий социальной защиты в отношении вынужденных переселенцев более значительный (содействие в трудоустройстве, социальное обслуживание, социальная защита детей и т.д.). Кроме того, им предоставляется долговременная (на 10 лет) беспро­центная ссуда на строительство или приобретение жилья (пост. Правительства РФ от 28 января 1997 г.). Размер ссуды определяется дифференцированно исходя из средней стоимости жилья в регионе, по социальным нормам, с применением регионального коэффициента целесообразности расселения вынужденных переселенцев.

Федеральная миграционная программа предусматривает как индивидуальное, так и общинное (компактное) расселение вынужденных переселенцев. Причем приоритет явно отдается последнему: в этом случае предоставляются льготы при создании инженерной и социальной инфраструктуры, финансовая помощь при создании рабочих мест. Важная задача - отбор конкретных регионов, перспективных для коллективного расселения (оценка наличия свободных земель, необходимость сохранения сложившейся этнической структуры населения, нецелесообразность расселения в некоторых зонах, где повышенный уровень радиации, невозможно расширение производства, сложная социальная ситуация и т.д.).

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 169.