НПА:
1) Закон РФ «О беженцах» от 19.02.1993 года.
2) Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 19.02.1993 года.
Развал СССР, обострение межнациональных конфликтов в различных регионах, ухудшение социально-экономического положения граждан приводят к резкому увеличению миграции в Россию из стран, входящих в состав СНГ. Значительны и внутренние миграционные потоки. В связи с этим проблемы социальной защиты беженцев и вынужденных переселенцев приобретают особую актуальность.
Беженцы - это лица, не являющиеся гражданами РФ, которые в силу вполне обоснованных опасений стать жертвами преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут или не желают пользоваться защитой этой страны вследствие таких опасений (ст. 1 Федерального Закона о беженцах в ред. от 28 июня 1997 г.). Законодательство разграничивает системы социальной защиты беженцев и лиц, ходатайствующих о признании таковыми.
По прибытии на территорию РФ это лицо должно обратиться в региональный орган Федеральной миграционной службы, и в течение 5 дней должно быть принято решение о регистрации этого ходатайства. Признание в качестве беженца должно последовать не позднее чем через 3 месяца с момента регистрации ходатайства. Закон подробно регламентирует права и обязанности в социальной сфере беженцев и лиц, обратившихся с ходатайством о признании их в этом качестве. В частности, беженцы имеют право на медицинскую помощь, питание, содействие в обеспечении проезда и провоза багажа к новому месту жительства, временное размещение, содействие в получении профессионального образования и трудоустройстве, право на социальную защиту наравне с гражданами РФ и др. Они обязаны проходить медицинские осмотры, выезжать к новому месту жительства в течение срока, определенного миграционной службой и т.д. Финансирование мероприятий по приему и обустройству беженцев осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда помощи беженцам, созданного при Правительстве РФ за счет перечислений из бюджета, добровольных взносов и прочих источников.
Федеральная миграционная программа предлагает учитывать при оказании помощи беженцам цели миграции, причины выезда из других государств, различия в уровне социальной ориентации, культуры, наличие заболеваний, представляющих эпидемиологическую опасность. Предусматриваются два режима пребывания беженцев: кратковременное и долговременное. В первом случае имеется в виду право временного проживания на период определения его статуса, во втором - пребывание после признания беженцем. Обязательства государства перед беженцами с долгосрочным режимом пребывания должны прекращаться при достижении целей предоставления убежища, но не позднее чем в сроки, определенные законодательством РФ. В случае сохранения статуса беженца должны осуществляться специально разработанные проекты расселения и вовлечения беженцев в экономически активную жизнь на новых местах. Помощь беженцам может включать в себя содержание в центрах временного размещения, организацию расселения на новых местах путем предоставления жилья из специального фонда на условиях аренды, оказания им содействия при вступлении в ЖСК, в индивидуальном жилищном строительстве без предоставления им финансовой помощи из бюджетных источников.
Вынужденными переселенцами признаются граждане РФ, покинувшие место жительства вследствие совершенного в отношении них или членов их семей насилия или угрозы такового, из-за реальной опасности подвергнуться преследованиям по мотивам расовой или национальной принадлежности и т.д. Это могут быть граждане, покинувшие место жительства на территории иностранного государства и прибывшие на территорию РФ или выехавшие из одного субъекта РФ в другой. Порядок регистрации ходатайств о признании лица вынужденным переселенцем аналогичен вышеизложенному применительно к беженцам, но здесь в некоторых случаях сроки сокращены (регистрация ходатайства осуществляется в течение 3 дней). Права и обязанности вынужденного переселенца сформулированы в Законе. Лица, получившие свидетельства о регистрации ходатайств, имеют право на получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи, проживание в центре временного размещения переселенцев и т.д. После получения соответствующего статуса они имеют право на свободный выбор места жительства, содействие в организации проезда к новому месту жительства, предоставление жилья из специального фонда и т.д. Перечень гарантий социальной защиты в отношении вынужденных переселенцев более значительный (содействие в трудоустройстве, социальное обслуживание, социальная защита детей и т.д.). Кроме того, им предоставляется долговременная (на 10 лет) беспроцентная ссуда на строительство или приобретение жилья (пост. Правительства РФ от 28 января 1997 г.). Размер ссуды определяется дифференцированно исходя из средней стоимости жилья в регионе, по социальным нормам, с применением регионального коэффициента целесообразности расселения вынужденных переселенцев.
Федеральная миграционная программа предусматривает как индивидуальное, так и общинное (компактное) расселение вынужденных переселенцев. Причем приоритет явно отдается последнему: в этом случае предоставляются льготы при создании инженерной и социальной инфраструктуры, финансовая помощь при создании рабочих мест. Важная задача - отбор конкретных регионов, перспективных для коллективного расселения (оценка наличия свободных земель, необходимость сохранения сложившейся этнической структуры населения, нецелесообразность расселения в некоторых зонах, где повышенный уровень радиации, невозможно расширение производства, сложная социальная ситуация и т.д.).
Дата: 2019-03-05, просмотров: 204.