НПА:
1) Закон РФ «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 года.
Гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, пенсия по старости, назначается с уменьшением общего пенсионного возраста. Возраст выхода на пенсию не может быть ниже 50 лет для мужчин и 45 для женщин, т.е. максимальная величина фактического уменьшения возраста - 10 лет. Граждане, относящиеся одновременно к двум и более категориям, имеют право на суммирование льгот по уменьшению пенсионного возраста. При этом, если общая сумма уменьшения возраста превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к специальному трудовому стажу (ст. 12 и 14 Закона о государственных пенсиях) для увеличения размера пенсии в порядке, указанном в ч.2 ст. 16 Закона о государственных пенсиях.
Гражданам, перенесшим или получившим лучевую болезнь, либо ставшим инвалидами (п.1 и 2 ст. 13), назначается пенсия по инвалидности как от трудового увечья или профессионального заболевания. Военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, гражданам, призванным на военные сборы, и их семьям гарантируется назначение пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца в порядке, установленном законодательством для инвалидов вследствие военной травмы. Им предоставляется право на получение 2-х пенсий одновременно: по инвалидности и по старости (за выслугу лет) на равных основаниях с гражданами, ставшими инвалидами вследствие военной травмы. Лицам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, получающим пенсию за выслугу лет по Закону о пенсионном обеспечении военнослужащих, размер пенсии увеличивается на минимальный размер пенсии по инвалидности. Но в этом случае выплата сумм возмещения вреда не производится. Положение, лишающее военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, права на возмещение вреда, признано противоречащим Конституции на основании пост. Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1997 г. Но соответствующие изменения в закон до сих пор не внесены.
Назначение пенсии по случаю потери кормильца (кроме пенсий по Закону о государственных пенсиях) из числа военнослужащих проводится по тем же нормам, как если бы кормилец умер или погиб от военной травмы. Круг лиц, имеющих право на пенсию:
нетрудоспособные родители независимо от нахождения на иждивении;
учащиеся дети до окончания высшего или среднего учебного заведения, но не более чем до достижения 25 лет; супруг (жена, муж), если он занят уходом за детьми умершего до 14 лет, независимо от того, работает или нет; супруг (жена, муж), независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня гибели (смерти) кормильца, по достижении женой 50 лет, а мужем - 55 лет или до наступления инвалидности.
В таком же порядке назначаются пенсии семьям граждан, работавших на ЧАЭС с 26 апреля 1986 г. по 30 июня 1986 г., погибших или умерших от заболеваний, связанных с аварией, и умерших инвалидов из числа этих граждан.
Пенсионное обеспечение участников ликвидации последствий аварии в 1986-1987 гг. осуществляется следующим образом. Пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения при наличии у них общего стажа 20 (15) лет - соответственно для мужчин и женщин. Устанавливается надбавка к пенсии в размере 30% минимальной пенсии по старости независимо от размера назначенной им пенсии. Если гражданин получает две пенсии, надбавка назначается только к одной.
Лицам, участвовавшим в ликвидации последствий аварии в 1988 -1990 гг., предоставляются следующие пенсионные льготы: снижается пенсионный возраст на 5 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения при общем стаже 25 (20) лет, устанавливается надбавка в размере 25 % минимальной пенсии по старости.
Гражданам, в том числе временно направленным и командированным, занятым на эксплуатации ЧАЭС, пенсии назначаются по п. "а" ст. 12 Закона о государственных пенсиях. При этом время указанной работы включается в общий трудовой стаж в полуторном размере и в специальный трудовой стаж (Список № 1).
Граждане, эвакуированные из зоны отчуждения, имеют право на снижение пенсионного возраста на 10 лет независимо от времени пребывания в этой зоне. Граждане, постоянно проживающие в зоне отселения до их переселения в другие районы, а также переселенные (переселяемые) из зоны отселения, имеют право на снижение пенсионного возраста на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности. Граждане, занятые на работах в зоне отселения, но не проживающие там постоянно, имеют право на снижение пенсионного возраста по таким же нормам, но пропорционально фактически отработанному в этих районах времени.
Переселенным в обязательном порядке пенсионерам сохраняются все виды денежных выплат, надбавок и пособий, получаемых до переселения, в течение года.
Граждане, постоянно проживающие на территории проживания с правом на отселение, имеют право на снижение пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы в указанных зонах, но не более чем на 5 лет в общей сложности. По таким же нормам происходит пенсионное обеспечение граждан, выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из этих зон.
Гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по возрасту назначается с уменьшением пенсионного возраста на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания в этих зонах, но не более чем на 3 года в общей сложности. Граждане, занятые на работе в зоне отселения, но не проживающие там постоянно, имеют право на снижение пенсионного возраста по тем же нормам, но пропорционально фактически отработанному в этих районах времени.
По желанию гражданина, средний заработок может исчисляться за любой период из 12 месяцев работы в зонах радиоактивного загрязнения. Если он составил менее месяца, то пенсия исчисляется из условного заработка.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 208.