Адм. Право- конфискационный, репрессивный характер. полномочия военных комендантов: -следили за порядком -надзор за выполнением приказов
Укажите особенности развития уголовного права в период ВОВ
Общая часть
Расширенное применение аналогии. Этот институт был заложен ещё в УК 1922 и 1926 годов. Пример – похищение имущества граждан во время эвакуации по аналогии квалифицировалось как кража во время стихийного бедствия.
Институт вины. В годы войны за многие преступления форма вины не уточнялась; она была неважна. Например, ужесточается наказание за разглашение государственной тайны. Наказание – до 5 лет лишения свободы, а при отягчающих обстоятельствах до 10 лет без выяснения формы вины. Здесь объективное вменение. Ещё один пример – необеспечение эвакуации карается при любой форме вины.
Проблема наказаний. Вводятся новые виды наказаний, такие как повешение, каторжные работы. Отдельная проблема связана с судимостью: некоторые судимые граждане не призывались на фронт, т.к. были поражены в правах. Но нужно сделать все, чтобы как можно больше граждан попало на фронт. Поэтому при незначительных сроках лишения свободы – в частности, до трех лет, наказнаие может быть заменено отправкой на фронт. Кроме того, возможно досрочно снять судимость. Это касается проштрафившихся военнослужащих, с которых снималась судимость, и их просто отправляли на фронт. Ещё одна тенденция – досрочное снятие поражения в правах с тем, чтобы можно было отправить на фронт лицо, уже отбывшее на казание. Был ещё один вариант – лицо, уже находящееся в колонии, могло просить вместо окончания отбытия наказания перевода на фронт. И такие просьбы удовлетворялись при незначительном преступлении и маленьком сроке наказания.
На фронт не отправляли ни контрреволюционеров, ни расхитителей по указу 7/8, ни спекулянтов, ни осужденных за насильственные преступления (грабеж и т.п.).
Отдельные виды преступлений
Появляются новые формы действия и бездействия. В 1941 году вышел указ о сдаче призматических биноклей и радиоприемников. За несдачу (форма бездействия) назначалась уголовная ответственность.
Особое отношение было к воинским преступлениям. Добровольное попадание в плен могло расцениваться как измена родине. Если красноармеец освобождался, то он получал судимость с отправлением в места лишения свободы, а командир подлежал расстрелу. Репрессии в таком случае ждали и семью. Семью красноармейца лишали пайка, а жены и дети командиров арестовывались.
Наказание за разглашение гостайны увеличилось до 10 лет лишения свободы, если разглашение повлекло тяжкие последствия.
Что касается Указа 7/8, в годы войны впервые уточняются пределы применения этого указа. В Указе говорится о крупных хищениях без уточнений. Пленум Верховного суда СССР дал разъяснение: например, на сумму более 10 000 рублей; хищение более 10 кг масла; хищение снегозащитных сооружений и т.п.
26 декабря 1941 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольный уход с предприятий», в котором такое правонарушение квалифицировалось как дезертирство и наказывалось лишением свободы от 5 до 8 лет. В 1942 г. действие данного Указа было распространено сначала на работников угольной промышленности, а затем на всех работников Наркомата путей сообщения СССР.
8 января 1942 г. Президиум Верховного Совета СССР принял постановление, в котором предлагалось судебным органам рассматривать кражи имущества граждан, как кражи с отягчающими обстоятельствами, приравнивая их к бандитизму.
Усилились меры ответственности также за распространение ложных слухов, распространители которых наказывались лишением свободы на срок от 2 до 5 лет. Ужесточились также наказания за разглашение государственной тайны или утрату содержавших ее документов. Так, должностные лица, совершившие такое преступление, наказывались лишением свободы на срок до 10 лет, а частные лица — до 3 лет. Усиливалась также уголовная ответственность за нарушение трудовой дисциплины.
В то же время в судах достаточно широко применялась отсрочка исполнения приговоров при условии направления осужденных на фронт. Проявившие героизм в сражениях освобождались от наказания, а их судимость погашалась.
Значительно ужесточались меры ответственности в отношении дезертиров и членов их семей. Так, 16 августа 1941 г. Ставка Верховного главнокомандования издала приказ, согласно которому злостными дезертирами считались командиры и политработники, срывавшие с себя знаки различия и направлявшиеся в тыл или сдававшиеся в плен. Их близкие родственники подлежали аресту, а сами дезертиры расстреливались на месте. А с 4 октября 1941 г. в соответствии с приказом наркома обороны к суровой уголовной ответственности стали привлекать семьи солдат и офицеров, попавших в плен. 24 июля 1942 г. было принято постановление ГКО «О членах семей изменников Родины». В нем указывалось, что совершеннолетние члены семьи лиц, приговоренных к расстрелу за шпионаж, переход на сторону врага, за службу в карательных или административных оккупационных немецких органах, а также за попытку измены Родине, подлежали аресту и ссылке сроком на 5 лет.
В 1943 году была установлена уголовная ответственность военачальников за незаконное награждение, а также были введены такие виды наказаний, как смертная казнь через повешение и ссылка на каторжные работы на срок до 20 лет за преступления, совершенные гитлеровскими оккупантами и их пособниками.
В годы Великой Отечественной войны возникла такая форма коллективного наказания, как депортация народов, означавшая насильственное переселение народов за пределы определенного региона за совершение отдельными группами лиц преступлений против государства или за потенциально возможное участие в подготовке таких преступлений. Депортация коснулась поляков, немцев, крымских татар, чеченцев и ряда других народов Северного Кавказа. Несовместимость данной политики с принципами правового государства, а также ее необоснованность привели к тому, что правительству СССР, а затем и России пришлось в течение многих десятилетий решать проблему «репрессированных народов».
Таким образом СССР победил в Великой Отечественной войне благодаря беспримерному героизму и стойкости советского народа, а также способности системы органов государственной власти максимально использовать свои мобилизационные возможности в зависимости от военно-политической ситуации, складывавшейся в стране и мире. Немаловажную роль в решении этих задач сыграли такие чрезвычайные органы, как ГКО и Ставка Верховного главнокомандования.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 876.