Военная реформа и военная юстиция в период ВОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Военная реформа

В первый день войны была объявлена мобилизация мужчин в возрасте от 19 до 55 лет.

Высшее военное руководство возлагалось на Ставку Верховного Главнокомандования. Ее состав включал членов Политбюро ЦК ВКП(б) и Наркомата обороны. Органами Ставки были Генеральный штаб Красной Армии, управления наркоматов обороны и флота, командование фронтами. В пределах фронтов создавались соединения, оперативные объединения и корпуса.

17 сентября 1941 г. ГКО принял постановление «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР». Согласно этому нормативному акту обязательное военное обучение вводилось для граждан СССР мужского пола в возрасте от 16 до 50 лет. Организацией обучения занимались Наркомат обороны и его органы.

С июля 1941 г. по октябрь 1942 г. в армии действовал институт военных комиссаров и политруков. Осенью 1942 г. его сменил институт заместителей командиров по политчасти, на которых возлагалось осуществление идеологического контроля и воспитания.

Структура вооруженных сил включала фронты, армии, корпуса, дивизии, бригады, полки, батальоны, роты, взводы, отделения.

В январе 1943 г. были введены новые знаки различия — погоны. В июле 1943 г. введено деление военнослужащих Красной Армии на рядовой, сержантский, офицерский составы и генералитет.

ИЛИ

 

Война потребовала существенной реорганизации Вооруженных Сил Советского государства. Во-первых, значительно возросла их численность -с 4,2 млн человек в 1941 г. до 11,365 млн человек в 1945 г. В этих целях 22 июня 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР была объяв­лена всеобщая мобилизация населения - в возрасте от 18 до 55 лет. Моби­лизация в годы войны распространялась на территорию всей страны. При этом был внесен ряд изменений в систему комплектования Красной Ар­мии и Военно-Морского Флота. В частности, помимо расширения призывно­го возраста были изменены и понижены требования к состоянию здоровья призывников, отменены отсрочки по призыву до окончания образования.

В годы войны широкое распространение получило формирование частей народного ополчения из добровольцев - лиц призывного возраста. способных владеть оружием, но не состоящих на военном учете. В Москве, например, формирование дивизий народного ополчения регулировалось указаниями, выработанными 1-2 июля 1941 г. на совещании представите­лей ЦК ВКП(б) и СНК СССР с руководящими партийными и советскими работниками Москвы. После того как 4 июля 1941 г. ГКО принял Поста­новление «О добровольной мобилизации трудящихся Москвы и Москов­ской области в дивизии народного ополчения», за 4 дня о приеме в них поступили 308 тыс. заявлений. К 6 июля 1941 г. в Москве были сформи­рованы 12 дивизий народного ополчения. Командный состав дивизий на­родного ополчения состоял из кадровых офицеров или офицеров запаса. Политработниками назначались работники райкомов партии, районных Советов трудящихся, руководящие работники предприятий. Помимо Москвы и Ленинграда, части народного ополчения создавались на Ук­раине, в Сталинграде, Ярославле, Туле, Горьком, Ростове-на-Дону.

24 июня 1941 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление «О мероприятиях по борьбе с парашютными десантами и диверсантами противника в прифронтовой полосе», согласно которому местными пар­тийными и советскими органами создавались истребительные батальоны, служившие важным резервом для фронта. Их личный состав нес патруль­ную и охранную службу, привлекался для уничтожения парашютных десан­тов врага. В окрестностях Ленинграда, Москвы, Сталинграда и Донбасса истребительные батальоны принимали непосредственное участие в боевых действиях.

Создавались органы полевого управления Вооруженными Силами. 23 июня 1941 г. для стратегического руководства Вооруженными Силами по решению ЦК ВКП(б) и СНК СССР была*создана Ставка Главного Командования Вооруженных Сил СССР. 10 июля 194Г г. по решению ГКО она была переименована в Ставку Верховного Командования. Членами Ставки были назначены В. М. Молотов, С. К. Тимошенко, Г. К. Жуков, К. Е. Ворошилов, С. М. Буденный, Н. Г. Кузнецов, В. М. Шапошников, председателем - И. В. Сталин. 8 августа 1941 г. Ставка преобразуется в Ставку Верховного Главнокомандования, а И. В. Сталин назначается Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. Накануне, 19 июля, он был назначен наркомом обороны.

10 июля 1941 г. решением ГКО на важнейших направлениях воен­ных действий были сформированы три Главных командования: Северо-Западное, с подчинением ему Северного и Северо-Западного фронтов, Се­верного и Балтийского флотов; Западное, с подчинением ему Западного фронта и Пинской военной флотилии; Юго-Западное с подчинением ему Юго-Западного, Южного фронтов и Черноморского флота. Главнокоман­дующим названных направлений ГКО было поручено оперативное руко­водство войсками действующей армии,

поддержание их высокого боевого духа. Однако в связи с отсутствием у Главнокомандующих необходимых полномочий и резервов Ставка продолжала осуществлять практически в полном объеме руководство фронтами и армиями. После того как управле­ние войсками было улучшено, его промежуточное звено в лице Главно­командующих направлениями и их штабов было упразднено.

Оперативным органом Ставки являлся Генеральный штаб, объем ра­боты которого и функции в годы войны значительно расширились. Ген­штаб был реорганизован в конце июля 1941 г. и превратился в центр по подготовке и использованию Вооруженных Сил страны. Согласно утвер­жденному 10 августа 1941 г. Верховным Главнокомандующим Положению Генеральный штаб Наркомата обороны был переименован в Генеральный штаб Вооруженных Сил и подчинен исключительно Верховному Главно­командующему. К его компетенции были отнесены разработка директив и приказов Верховного Главнокомандования, контроль исполнения указаний ГКО и Ставки, объединение деятельности главных штабов видов Воору­женных Сил и штабов родов войск. Последние в период Великой Отечест­венной войны включали Сухопутные войска, Военно-Воздушные Силы, Военно-Морской Флот и войска ПВО страны.

С началом войны было введено всеобщее обязательное обучение во­енному делу. 18 сентября 1941 г. ГКО вынес постановление «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР». Каждый гражда­нин Союза ССР, способный носить оружие, должен быть обучен военному делу, с тем чтобы быть подготовленным с оружием в руках защищать свою Родину. С 1 октября 1941 г. было введено обязательное военное обучение граждан мужского пола в возрасте от 16 до 50 лет. Оно осуществлялось вневойсковым путем, т. е. без отрыва от производства на предприятиях, в учреждениях, колхозах и совхозах.

В системе всеобуча формировались специальные комсомольско-молодежные подразделения, в которых за время войны было подготовлено свыше 1,3 млн истребителей танков, пулеметчиков, снайперов, миномет­чиков, парашютистов и пр. В средних школах была введена начальная и допризывная подготовка учащихся 5-10-х классов.

Всеобщее военное обучение явилось одним из важных источников резервов для фронта. Из лиц, прошедших всеобуч, формировались дивизии народного ополчения и истребительные батальоны. Благодаря всеобучу Красная Армия непрерывно пополнялась сотнями тысяч хорошо подготов­ленных воинов.

Важнейшим мероприятием по совершенствованию организации и деятельности советских Вооруженных Сил в годы Великой Отечественной войны явились реорганизация политических органов армии и флота, пере­стройка их структуры и порядка деятельности, а также введение института военных комиссаров. 16 июля 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О реорганизации органов политической пропаганды и введе­нии института военных комиссаров в Рабоче-Крестьянекой Красной Ар­мии». 20 июля 1941 г. действие названного Указа было распространено и на Военно-Морской флот. В полках, дивизиях, штабах, военно-учебных заведениях и учреждениях вводились должности военных комиссаров, а в ротах, батареях и эскадронах - политических руководителей (политру­ков). 12 августа 1941 г. должности военных комиссаров были введены в танковых батальонах и ротах, артиллерийских батареях и дивизионах. Наряду с командирами на комиссаров возлагалась полная ответствен­ность за выполнение войсковой частью боевых задач, за ее стойкость в бою и готовность драться с врагом до последней капли крови. Военные комиссары обязаны были оказывать командирам всемерную помощь в выполнении боевых задач, укреплять авторитет командиров и вместе с ними проводить в жизнь все приказы высшего командования. Ставка Верховного главнокомандования переименовала Главное управление по­литической пропаганды РККА в Главное политическое управление РККА, управления политической пропаганды фронтов и округов - в по­литические управления; отделы политической пропаганды армий, диви­зий, учебных заведений и учреждений - в соответствующие политические отделы.

После того как основания для существования института военных ко­миссаров отпали, 9 октября 1942 г. Президиумом Верховного Совета СССР был издан Указ «Об установлении полного единоначалия и упразднении института военных комиссаров в Красной Армии». 13 октября 1942 г. он был распространен и на Военно-Морской Флот. При этом на командиров была возложена ответственность за все стороны не только боевой, но и политической работы в частях, соединениях и учреждениях Красной Армии. Согласно названному Указу комиссары были освобождены от занимаемых должностей и назначены заместителями командиров по политической части.

Важные задачи возлагались в годы Великой Отечественной войны на созданные по решению ЦК ВКП(б) Военные советы фронтов, армий, фло­тов и флотилий, являвшиеся коллегиальными органами военного и военно-политического руководства. Как правило, Военные советы включали ко­мандующего (председатель), члена Военного совета и начальника штаба. В ноябре 1942 г. была учреждена должность второго члена Военного сове­та по тылу фронта (армии). На Военные советы возлагалась ответствен­ность за боевую подготовку, политико-моральное состояние и материаль­но-техническое обеспечение войск. Согласно Указу Президиума Верхов­ного Совета СССР «О военном положении» от 22 июня 1941 г. Военные советы наделялись всей полнотой военной и административной власти в пределах действия фронтов и армий, а также базирования флотов. На завершающем этапе войны было признано, что дальнейшему ук­реплению оборонной мощи СССР может послужить организация в респуб­ликах самостоятельных государственных войсковых формирований. В ян­варе 1944 г. на 10-й сессии Верховного Совета СССР был принят Закон о праве союзных республик иметь войсковые формирования. Последние создавались как республиканские, а не чисто национальные, т. е. они со­стояли из граждан всех национальностей, проживающих на территории данной республики. Например, в рядах Красной Армии на фронтах Вели­кой Отечественной войны стойко сражалась литовская стрелковая дивизия, дважды заслужившая благодарность Верховного Главнокомандующего. Более 3300 ее бойцов, сержантов и офицеров были награждены орденами и медалями Союза ССР.

Войсковые формирования союзных республик явились составными частями единой Красной Армии, подчинялись единому командованию, ус­тавам и мобилизационным планам. Единство и строжайшая централизация Красной Армии обеспечивались тем, что руководящие основы организа­ции войсковых формирований по-прежнему устанавливались органами Союза ССР.

10-я сессия Верховного Совета ССР постановила также преобразо­вать Народный комиссариат обороны СССР из общесоюзного в союзно-республиканский, а также предоставить право союзной власти устанавли­вать руководящие основы организации войсковых формирований союзных республик. Соответствующие изменения были внесены в Конституцию СССР и конституции союзных республик.

В результате названных преобразований суверенитет союзных рес­публик получил дополнительные гарантии, получив свое выражение еще и в том, что они обрели право создавать свои республиканские войсковые формирования.

Война вызвала к жизни ряд новых государственных органов, не яв­лявшихся чрезвычайными по своим полномочиям, но генетически связан­ными с состоянием войны. Указами Президиума Верховного Совета СССР в целях беспрерывного снабжения армии танками и минометами в сентяб­ре 1941 г. был создан Наркомат танковой промышленности с включением в его состав всех танковых, дизельных и броневых заводов. В ноябре 1941 г. Наркомат общего машиностроения был преобразован в Наркомат минометного вооружения.

Учитывая потребности оказания всемерной помощи советским Воо­руженным Силам в проведении боевых операций, ограждения советских войск от шпионов, диверсантов и террористов, усиления охраны тыла страны от подрывных действий врага, а также организации разведывательно-диверсионной и контрразведывательной работы в тылу гитлеровцев, согласно постановлениям ГКО от 17 июля 1941 г. и 10 января 1942 г. органы военной контрразведки были выделены из Наркомата обороны и Нар­комата ВМФ и преобразованы в Особые отделы с подчинением их НКВД СССР. В интересах объединения усилий органов госбезопасности и внутренних дел Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июля 1941 г. Наркоматы госбезопасности и внутренних дел СССР были объединены в Наркомат внутренних дел СССР.

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны вызвал новую реорганизацию НКВД СССР. Учитывая усложнение и увеличение работы в области государственной безопасности, а также необходимость выявления и уничтожения шпионов, диверсантов и иных пособников врага, 14 апреля 1943 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР НКВД СССР был разделен на Наркомат внутренних дел СССР и Наркомат государственной безопасности (НКГБ СССР). В апреле 1943 г. были обра­зованы Главное управление контрразведки Наркомата обороны «Смерш» и Управление контрразведки Военно-Морского Флота «Смерш».

Военная юстиция

Особая система военной юстиции регламентировалась Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и районах военных действий». Согласно этому Указу трибуналы образовались при армиях, корпусах, дивизиях, гарнизонах, бригадах на железных дорогах и в речных (морских) бассейнах. Они рассматривали все преступления, совершенные военнослужащими, а также дела о преступлениях против обороны, общественного порядка, государственной безопасности и некоторые другие.

Устанавливался следующий процессуальный порядок рассмотрения дел. До 1943 г. трибуналы действовали в составе трех постоянных членов, затем в них стали участвовать заседатели. Сроки рассмотрения дел были предельно сжаты. Дела слушались в закрытом процессе. Приговоры вступали в законную силу с момента их провозглашения и приводились в исполнение немедленно. Исполнение смертных приговоров могло быть приостановлено командующими армиями и округами, а также военными советами. Приговоры пересматривались только в порядке надзора. Надзорными инстанциями были Военная, Военно-железнодорожная, Военная воднотранспортная коллегии Верховного суда СССР и Пленум Верховного суда СССР.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 1834.