- были восстановлены с 1 июля 1945 г. очередные и дополнительные отпуска рабочих и служащих,
- отменялись обязательные сверхурочные работы и трудовые мобилизации,
- восстанавливался 8-часовой рабочий день;
- восстанавливались практика организованного набора рабочей силы на основе договоров с колхозами и колхозниками, а также система коллективных договоров между администрацией и профкомами;
- Указом Президиума ВС СССР от 25 апреля 1956 г. отменена судебная ответственность за неоднократные или длительные прогулы без уважительных причин, вводилась административная ответственность;
- в июле 1956 г. был принят Закон СССР о государственных пенсиях.
Прокомментируйте развитие семейного права в первые послевоенные годы (1945- н. 1950-х гг.).
В 1948 г. советским гражданам были запрещены браки с иностранцами, что было антидемократическим шагом в развитии сталинской политики изоляционизма.
Прокомментируйте развитие колхозного права в первые послевоенные годы (1945- н. 1950-х гг.).
Колхозное право было направлено на укрепление колхозного строя и подъем производства:
- 19 сентября 1946 г. было принято Постановление СМ СССР и ЦК ВКП (б) «О мерах по ликвидации нарушений устава сельскохозяйственной артели», которое обязывало: привлекать к уголовной ответственности лиц, виновных в расхищении колхозного имущества, вернуть взятое ими в колхоз, произвести пересмотр приусадебных участков;
- в апреле 1948 г. было восстановлено положение устава сельхозартели о производственной бригаде как основной форме организации труда в колхозах;
- в августе 1953 г. была уменьшена в 2,5 раза по сравнению с 1952 г. общая сумма налога с хозяйств колхозников, изменена система налогообложения личного хозяйства колхозников
-с 1 января 1958 г. все хозяйства колхозников, рабочих и служащих, проживающих в сельской местности, освобождались от обязательных поставок государству продуктов, вводилась государственная закупка.
Прокомментируйте развитие уголовного права в первые послевоенные годы (1945- н. 1950-х гг.).
В уголовном праве в послевоенные годы проявляются гуманистические тенденции. 07.07.45 г. выходит Указ Президиума Верховного Совета СССР об амнистии, в связи с победой над гитлеровской Германией. От отбытия наказания освобождались осужденные, срок наказания которых не составлял 3 года, остальным осужденным срок сокращался на половину.
Амнистия не распространялась на лиц, осужденных за контрреволюционные и за особо опасные государственные преступления.
Указ от 27 мая 1947 года отменил смертную казнь, заменив ее пожизненным заключением на 25 лет. Смертная казнь применялась лишь к шпионам, изменникам Родины, диверсантам.
Указ от 4 апреля 1947 года установил повышенную уголовную ответственность за хищение государственного и общественного имущества: кража, присвоение, растрата, иное хищение каралось заключением на срок от 7 до 10 лет с конфискацией имущества или без таковой. По указу также устанавливалась ответственность за недонесение о готовящемся преступлении.
Или
7 июля 1945 года выходит Указ Президиума ВС СССР "Об амнистии в связи с Победой над гитлеровской Германией", на основании которого от отбытия наказания были освобождены осужденные, срок наказания которых составлял менее 3 года, остальным осужденным срок сокращался на половину. С большого числа осужденных (на срок до 1 года) снималась судимость; со всех лиц, к которым в военное время были применены административные взыскания и штрафы, снималась административная ответственность. Этим же Указом со всех военнослужащих, осужденных военными трибуналами с применением отсрочки исполнения приговора, была снята судимость. Амнистия не распространялась на лиц, осужденных за контрреволюционные и за особо опасные государственные преступления.
Указ Президиума ВС СССР от 26 мая 1947 года отменил смертную казнь, заменив ее заключением в исправительно-трудовые лагеря сроком на 25 лет.
В условиях засухи и возникшего в отдельных районах СССР голода, а также не ликвидированной послевоенной разрухи законодатель предпринимал ужесточение мер ответственности за имущественные преступления.
Так, 27 июля и 25 октября 1946 года Совет Министров СССР и ЦК ВКП (б) приняли два постановления по усилению охраны хлеба. Судебным органам был отдан приказ рассматривать все дела по кражам в десятидневный срок и со всей строгостью применять закон от 7 августа 1932 года.
Указ Президиума ВС СССР от 4 июня 1947 года "Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества" установил повышенную уголовную ответственность за кражу, присвоение, растрату и иное хищение государственного и общественного имущества. Данные преступления карались заключением в ИТЛ на срок от 5 до 25 лет с конфискацией имущества или без таковой. По данному Указу за недонесение о достоверно известном или готовящемся хищении государственного или общественного имущества (повторном, организованной группой или в крупных размерах) предусматривалось наказание в виде лишения свободы на срок от 2 до 4 лет или ссылкой на срок от 5 до 7 лет. В этот же день был издан Указ Президиума ВС СССР "Об усилении охраны личной собственности граждан".
В 1948 году были также приняты законы об уголовной ответственности за изготовление и продажу самогона и об усилении уголовной ответственности за изнасилование.
По инициативе первого секретаря ЦК компартии Украины Хрущева Н.С. Президиум ВС СССР 21 февраля 1948 года принял Указ об изгнании из колхозов Украинской ССР и отправке в ссылку всех "паразитов и тунеядцев", лиц, злостно уклонявшихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве и ведущих антиобщественный, паразитический образ жизни. Летом того же года эту меру распространили на всю страну. Предполагалось, что колхозники на собраниях сами выгонят своих "нахлебников", как это делала дореволюционная крестьянская община. По решениям колхозных собраний все же сразу после выхода Указа более 27 тысяч "бездельников" сослали в среднем на 8 лет. В дальнейшем данный закон применялся ограниченно, и потому к 1953 году таких сосланных набралось 35 тысяч человек.
Вместе с тем, предпринимались и внушительные меры, направленные на гуманизацию уголовного законодательства.
Так, 27 октября 1947 года на заседании Секретариата ЦК ВКП (б) было предложено к подросткам до 16-летнего возраста, привлеченным к судебной ответственности за кражу впервые, применять положения Указа "Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества" только в исключительных случаях. При рассмотрении подобных дел рекомендовалось пользоваться в судебной практике статьей 51 УК РСФСР, предоставлявшей право судам определять меру наказания ниже минимального срока. Подростков, совершивших кражи впервые, при наличии смягчающих обстоятельств следовало направлять в трудовые воспитательные колонии МВД СССР или применять к ним условное наказание с передачей на попечение родителей. В отношении несовершеннолетних предлагалось использовать больше мер воспитательного характера, привлекая для этого родителей, близких родственников и товарищей провинившегося, представителей школьных, пионерских, комсомольских организаций и отделов народного образования.
Одновременно предпринимались меры и по "разгрузке" мест лишения свободы за счет досрочного освобождения из заключения лиц, не представлявших опасности для государства и общества. Так, были приняты Указы Президиума ВС СССР от 22 апреля 1949 года, в соответствии с которыми были освобождены 55 тыс.402 женщины, беременные либо имевшие малолетних детей.
В пример также можно привести постановление Совета Министров СССР от 5 мая 1950 года, на основании которого из ИТЛ и колоний МВД СССР в 1950 году были освобождены и направлены для работы на строительстве № 6 МПС СССР 8000 заключенных, положительно проявивших себя в быту и на производстве и имеющих остаток срока наказания не менее 2 лет (в их число не попадали осужденные за бандитизм, разбой, умышленное убийство, воры-рецидивисты и лица, осужденные к каторжным работам, иностранные граждане (подданные), лице без гражданства, а также осужденные "власовцы", спецвыселенцы и отбывающие наказание за контрреволюционные преступления, подлежащих содержанию в особых лагерях МВД). Указанные лица освобождались из-под стражи и работали в качестве "вольнонаемных" до истечения срока наказания наказания.
На основании Указа Президиума ВС СССР от 10 января 1955 года были снижены уголовные наказания за мелкие хищения (за некоторые из них устанавливались исправительно-трудовые работы), которые были выведены из-под действия июньского указа 1947 г.
26 апреля 1956 года был издан указ Президиума ВС СССР, отменявший уголовную ответственность за самовольный уход с предприятия, неоднократные прогулы или прогул без уважительной причины. Этим же Указом с граждан, ранее осужденных по данной норме, судимость была снята.
Важным внешнеполитическим фактором, оказавшим влияние на развитие советского права в послевоенные годы явилось объявление Советскому Союзу У. Черчиллем в ходе состоявшегося 6 марта 1946 года выступления в г. Фултоне "холодной войны".
В данных условиях, допуская возможность возникновения нового мирового военного конфликта, советские органы власти предпринимали необходимые превентивные меры защиты. Коснулось это и уголовного права.
Так, 9 июня 1947 года издан Указ Президиума ВС СССР "Об ответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну". Данные преступления, если они не квалифицировалось как измена Родине или шпионаж, карались заключением в ИТЛ на срок от 5 до 15 лет.
С точки зрения организации борьбы с возможными скрытыми проводниками западного влияния также был принят ряд мер.21 февраля 1948 года было подписано постановление Совета Министров СССР "Об организации лагерей и тюрем со строгим режимом для содержания особо опасных государственных преступников и о направлении их по отбытии наказания на поселение в отдаленные районы СССР". Эти места заключения предназначались для содержания осужденных к лишению свободы "шпионов, диверсантов, террористов, троцкистов, правых, меньшевиков, эсеров, анархистов, националистов, белоэмигрантов и участников других антисоветских организаций и групп и лиц, представляющих опасность по своим антисоветским связям и враждебной деятельности". К концу 1952 года имелось 12 таких лагерей, содержавших 221 тыс.435 особо опасных заключенных
Кроме того, по постановлениям Совета Министров СССР от 6 октября 1948 года, 29 января 1949 года и 29 декабря 1949 года производилось выселение из западных регионов в Сибирь и на Дальний Восток бывших кулаков, помещиков, крупных торговцев, активных пособников немецких оккупантов, участников профашистских партий и нелегальных сект, бандитов и националистов вместе с членами семей. В интересах обеспечения эффективности проведенных мероприятий 26 ноября 1948 года Президиум ВС СССР принял Указ, которым за побеги из мест обязательного и постоянного поселения, предусматривалась уголовная ответственность с мерой наказания в виде 20 лет каторжных работ. Лица, виновные в укрывательстве беглецов или способствовавшие их побегу, а также оказавшие им помощь в устройстве в местах прежнего жительства, подлежали привлечению к уголовной ответственности и наказывались лишением свободы на срок 5 лет.
Кроме того, 12 января 1950 года издан Указ Президиума ВС СССР, согласно которому в отношении изменников Родины, шпионов, подрывников-диверсантов вновь в качестве высшей меры наказания допускалось применение смертной казни (Указом от 30 апреля 1954 года эта норма была также распространена на лиц, совершивших умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах).
На фоне усугубляющегося противостояния в "холодной войне" в подтверждение приверженности миролюбивой политике в качестве важнейшей части государственной идеологии Советским Союзом была объявлена борьба за мир. Это нашло отражение и в праве. В 1951 г. был принят Закон "О защите мира", по которому пропаганда войны объявлялась тягчайшим преступлением, а виновные должны были предаваться суду и судиться как опасные уголовные преступники (в дальнейшем, в 1965 г. он был дополнен Указом "О наказании лиц, виновных в преступлениях против мира и человечности и военных преступлениях, независимо от времени совершения преступления").
Вместе с тем, принятым в дальнейшем Указом Президиума ВС СССР от 17 сентября 1955 года была применена амнистия в отношении тех советских граждан, которые в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. по малодушию или несознательности оказались вовлеченными в сотрудничество с оккупантами.
В частности, были освобождены из мест заключения и от других мер наказания лица, осужденные на срок до 10 лет лишения свободы за совершенные в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. пособничество врагу и другие преступления, предусмотренные статьями 58-1, 58-3, 58-4, 58-6, 58-10, 58-12 УК РСФСР и соответствующими статьями УК союзных республик. Осужденным по данным статьям к лишению свободы на срок более 10 лет наполовину сокращены сроки наказания.
По данным преступлениям, совершенным в течение 1941 - 1945 г. г., были прекращены производством все следственные дела и дела, не рассмотренные судами. Из мест заключения, ссылки и высылки независимо от срока наказания освобождены лица, осужденные за службу в немецкой армии, полиции и специальных немецких формированиях. Судимость и поражение в правах с граждан, освобожденных от наказания на основании данного Указа, а также ранее судимых и отбывших наказание, подпадающих под акт амнистии, были сняты. Имело место и значительное смягчение санкций в отношении аналогичных категорий советских граждан, проживающих за границей, что позволило многим вернуться на Родину.
Так, например, согласно данного Указа были амнистированы осужденные и проживавшие на спецпоселениях казаки из числа бывших жителей Казачьего стана в г. Лиенце (Австрия). Ранее, согласно договорённости, достигнутой на Ялтинской конференции между Сталиным и Черчиллем, они были выданы СССР британской стороной в качестве перемещённых лиц, бывших гражданами СССР на 1939 год, и осуждены в Советской Союзе как пособники оккупантов (проходили службу в составе 15 казачьего корпуса СС).
Однако, амнистия не коснулась карателей, осужденных за убийства и истязания советских граждан.
Уголовно-процессуальное право: Были отменены чрезвычайные процедуры, действовавшие в годы войны. В декабре 1958 г. были приняты Основы уголовного судопроизводства Союза ССР. В них были закреплены следующие принципы:
- осуществление правосудия только судами на началах равенства граждан перед законом и судом;
- коллегиальность рассмотрения дел в суде;
- независимость судей и их подчинение только закону;
- гласность судебного разбирательства;
- обеспечение подсудимому права на защиту и др.
Следствие по уголовным делам осуществлялось следователем прокуратуры, по особо опасным государственным преступлениям – следователем органов КГБ. Следователи прокуратуры получили право давать обязательные указания органам дознания. Защита получила право принимать участие в процессе с момента объявления обвиняемому об окончании предварительного следствия, а по делам несовершеннолетних – с момента предъявления обвинения.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 891.