Укажите особенности развития трудового права в период ВОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Великая Отечественная война, оказавшая влияние на все стороны хозяйственно-политической жизни Советского государства, повлекла необходимость внесения серьезных изменений в правовое регулирование труда. Как отмечается в литературе, принятие в этот период чрезвычайных мер в сфере регулирования труда было вынужденным и обусловливалось главным образом необходимостью выполнения задач по защите Отечества и обеспечению функционирования народного хозяйства. Выполнение этих задач потребовало, с одной стороны, существенного увеличения армии, в связи с чем из общественного производства была выведена значительная часть трудоспособного населения, а с другой стороны, широкого развертывания военного производства, для обеспечения которого требовались дополнительные кадры.

С началом военных действий общая численность рабочих и служащих в народном хозяйстве страны существенно сократилась - с 31,8 млн. человек в первом полугодии 1941 г. до 22,8 млн. человек во втором полугодии. К началу 1942 г. она составила уже немногим более 18 млн. человек. Для обеспечения производства в военное время необходимо было решить две основные задачи: изыскать дополнительные трудовые ресурсы, способные заменить ушедших на фронт рабочих, и не снижать производительность труда

Обеспечение народного хозяйства трудовыми ресурсами явилось довольно сложной проблемой. Действовавший в то время Кодекс законов о труде РСФСР 1922 г. предусматривал в качестве общего правила добровольное вступление в трудовые отношения. Трудовая повинность как способ привлечения к труду применялась лишь в исключительных случаях (борьба со стихийными бедствиями, недостаток в рабочей силе для выполнения важнейших государственных заданий) и на основании специальных постановлений Совета Народных Комиссаров (СНК) или органов, уполномоченных на то СНК. Однако условия войны обусловили необходимость расширения перечня таких случаев.

В связи с этим уже в первые месяцы войны был издан ряд законодательных и подзаконных актов, которые предоставляли военным и гражданским властям дополнительные права в области регулирования труда. Так, Указом Президиума Верховного Совета (ВС) СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» в местностях, объявленных на военном положении, военным властям предоставлялось право: в соответствии с действующими законами и постановлениями Правительства привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения оборонных работ, охраны путей сообщения, сооружений, средств связи, электростанций, электросетей и других важнейших объектов, для участия в борьбе с пожарами, эпидемиями и стихийными бедствиями; объявлять трудовую и автогужевую повинность для военных надобностей.

На основании названного Указа издано Постановление СНК СССР от 10 августа 1942 г. «О порядке привлечения граждан к трудовой повинности в военное время», которым расширена возможность привлечения граждан к трудовой повинности. Она объявлялась для выполнения оборонных работ и других военных надобностей, для заготовок топлива, выполнения специальных строительных работ и других государственных заданий, борьбы с пожарами, эпидемиями и стихийными бедствиями, охраны объектов. Лица, привлекаемые к трудовой повинности, могли использоваться как по месту их постоянного жительства, так и вне его. К трудовой повинности привлекались мужчины в возрасте от 16 до 55 лет и женщины - от 16 до 45 лет. В Постановлении помимо перечня работ, выполняемых в порядке трудовой повинности, определения круга лиц, привлекаемых к трудовой повинности, был установлен срок привлечения к труду и режим рабочего времени, а также перечислены категории лиц, освобожденных от трудовой повинности. Названный Указ регламентировал условия труда и закреплял за привлеченными к трудовой повинности определенные гарантии, в частности сохранение жилой площади.

Для обеспечения народного хозяйства трудовыми ресурсами наряду с трудовой повинностью применялась трудовая мобилизация.

В Директиве СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 г. была намечена программа мобилизации сил страны на борьбу с агрессором, определены направление, характер и масштабы практических мероприятий по созданию в короткие сроки быстрорастущего военного хозяйства. С конца 1941 г. осуществлялась поэтапная мобилизация гражданского населения. Первыми были мобилизованы рабочие и служащие предприятий военной промышленности. В соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 26 декабря1941 г. «Об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольный уход с предприятий» всех рабочих и служащих мужского и женского пола предприятий военной промышленности (авиационной, танковой, вооружения, боеприпасов, военного судостроения, военной химии), в том числе эвакуированных предприятий, а также предприятий других отраслей, обслуживающих военную промышленность по принципу кооперации, предписано считать на период войны мобилизованными и закрепить для постоянной работы за теми предприятиями, на которых они работают.

В феврале 1942 г. мобилизации для работы на производстве и строительстве было подвергнуто трудоспособное городское население: мужчины в возрасте от 16 до 55 лет и женщины - от 16 до 45 лет из числа не работающих в государственных учреждениях и предприятиях.

В апреле 1942 г. круг мобилизованных лиц был значительно расширен. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 апреля 1942 г. «О порядке мобилизации на сельскохозяйственные работы в колхозы, совхозы и МТС трудоспособного населения городов и сельских местностей» разрешено привлекать в порядке мобилизации для работы на селе трудоспособное население городов и сельских местностей, не работающее на предприятиях промышленности и транспорта. Увеличены возрастные границы лиц, подлежащих мобилизации: мужчины - от 14 до 55 лет, женщины - от 14 до 50 лет. Для работы в колхозах, совхозах и МТС в соответствии с названным Постановлением привлекались ученики 6 - 10 классов неполных средних и средних городских школ, студенты техникумов и вузов.

Указом Президиума ВС СССР от 29 сентября 1942 г. «О переводе на положение мобилизованных рабочих, служащих и инженерно-технических работников в близких к фронту районах» все рабочие, служащие и инженерно-технические работники мужского и женского пола, работавшие на государственных предприятиях и учреждениях в районах, близких к фронту, переводились на положение мобилизованных и закреплялись за теми предприятиями и учреждениями, в которых они работали.

Подростки начиная с 14-летнего возраста, проживающие на селе, в обязательном порядке стали привлекаться к выполнению сельхозработ в совхозах .

Законодательные акты периода Великой Отечественной войны предусматривали и срочную мобилизацию местного населения и специалистов для выполнения определенного вида работ, в частности для восстановления железных дорог. В районы, освобожденные от немецко-фашистской оккупации, направлялись мобилизованные специалисты-зоотехники, рабочие и специалисты для работы на складах топлива на железных дорогах, в сельском хозяйстве, угольной и металлургической промышленности, на стройках Главного строительного управления Наркомата станкостроения, Главного управления электрификации сельского хозяйства Наркомзема СССР и др.

В целях обеспечения производства необходимыми кадрами, а также правильного и полного их использования правительство приняло ряд мер, направленных на вовлечение в производство ограниченно трудоспособных граждан. Для таких граждан предусматривались определенные льготы. Так, народные комиссары социального обеспечения были обязаны в трехмесячный срок направить неработающих инвалидов III группы (мужчин в возрасте до 55 лет и женщин до 45 лет) на работу по месту жительства на предприятия и в учреждения с учетом соответствующих заключений ВТЭК. Инвалидам, отказавшимся от работы, прекращалась выплата пенсии.

Постановлением СНК СССР от 6 мая 1942 г. «О трудовом устройстве инвалидов Отечественной войны» на народных комиссаров социального обеспечения союзных республик возлагалась персональная ответственность за трудовое устройство и организацию обучения новым профессиям инвалидов Отечественной войны, а также за устройство нуждающихся в этом в дома инвалидов. Для работающих инвалидов Отечественной войны устанавливались льготы. В частности, пособия по временной нетрудоспособности выплачивались им в размере 100% заработка независимо от стажа непрерывной работы, за ними в полном объеме сохранялась пенсия независимо от размера заработной платы, а за работающими в колхозах - независимо от размера дохода.

Для привлечения на работу пенсионеров за работающими пенсионерами сохранялась полная пенсия независимо от размеров заработка.

Таким образом, в трудовом законодательстве, несмотря на условия военного времени, сохранялись определенные льготы и гарантии для лиц, имеющих ограничение трудоспособности, т.е. и в этих условиях государство проявляло заботу о таких гражданах.

Для более эффективного использования трудовых ресурсов и увеличения производительности труда потребовалось изменение норм, регулирующих меру труда (установление продолжительности рабочего времени и времени отдыха, обязательных норм выработки) и его оплату.

В целях обеспечения выполнения производственных заданий, связанных с нуждами военного времени, Указом Президиума ВС СССР от 26 июня 1941 г.«О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время» директорам предприятий промышленности, транспорта, сельского хозяйства и торговли предоставлялось право устанавливать с разрешения Совнаркома СССР как для всех рабочих и служащих предприятий, так и для отдельных цехов, участков и групп рабочих и служащих обязательные сверхурочные работы продолжительностью от одного до трех часов в день. Лица, не достигшие 16 лет, могли быть привлечены к обязательным сверхурочным работам продолжительностью не более двух часов в день. Очередные и дополнительные отпуска отменялись и заменялись денежной компенсацией за неиспользованный отпуск.

Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 апреля 1942 г. «О порядке мобилизации на сельскохозяйственные работы в колхозы, совхозы и МТС трудоспособного населения городов и сельских местностей» ученикам 6 - 10 классов неполных средних и средних городских школ, студентам техникумов и вузов, привлеченным для работы в колхозах, совхозах и МТС, была установлена продолжительность рабочего дня от шести до восьми часов в зависимости от их возраста и характера работы.

Увеличение обязательной меры труда работников сельского хозяйства было предусмотрено Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 апреля 1942 г. «О повышении для колхозников обязательного минимума трудодней». На время войны для каждого трудоспособного колхозника и колхозницы повышался обязательный минимум трудодней в году до 150 трудодней в хлопковых районах, до 120 трудодней для всех остальных районов СССР и до 100 трудодней в перечисленных в Постановлении районах. Совнаркомам союзных и автономных республик, крайисполкомам и облисполкомам предоставлялось право в пределах 20% повышать или понижать для отдельных районов (в зависимости от местных условий) количество трудодней, подлежащих выработке по периодам сельскохозяйственных работ. Для подростков - членов семей колхозников в возрасте от 12 до 16 лет был установлен обязательный минимум трудодней - не менее 50 дней в году. Им стали выдаваться трудовые книжки, в которых отмечались выработанные трудодни.

Для учеников индивидуального и бригадного обучения в возрасте от 14 до 16 лет рабочий день как в период обучения, так и для последующей работы на предприятиях устанавливался продолжительностью шесть часов.

Согласно Постановлению СНК СССР от 10 августа 1942 г. «О порядке привлечения граждан к трудовой повинности в военное время» граждане привлекались к трудовой повинности на срок до двух месяцев с продолжительностью рабочего времени в размере восьми часов в день и трех часов обязательных сверхурочных.

Анализируя правовые акты военного времени, устанавливающие удлинение рабочего времени и увеличение норм выработки, следует отметить, что это было вынужденной мерой, необходимой в сложившихся условиях. Вместе с тем законодательство об охране труда даже в такой сложной ситуации не допускало произвольного превышения администрацией предприятий установленной продолжительности рабочего времени, так как именно соблюдение правил охраны труда являлось предпосылкой высокопроизводительной работы. Учитывая это, главным техническим инспекторам центральных комитетов профсоюзов было предоставлено право подвергать виновных в нарушении правил охраны труда и техники безопасности денежному штрафу, взимаемому в бесспорном порядке из заработной платы, в размере до 500 руб.

Наряду с вышеуказанными мерами государство установило и более жесткие меры, направленные на укрепление трудовой дисциплины.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений» запрещался самовольный уход рабочих и служащих из государственных, кооперативных и общественных предприятий и учреждений, а также самовольный переход с одного предприятия на другое или из одного учреждения в другое. За прогул без уважительной причины и за самовольный уход с предприятия, из учреждения предусматривалась уголовная ответственность.

Названный Указ послужил основанием для деления нарушений трудовой дисциплины на трудовые проступки и трудовые преступления, что в дальнейшем нашло отражение в нормативных актах периода Великой Отечественной войны. Так, Указом Президиума ВС СССР от 26 декабря 1941 г. «Об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольный уход с предприятий» самовольный уход рабочих и служащих с предприятий военной промышленности, в том числе эвакуированных предприятий, а также предприятий других отраслей, обслуживающих военную промышленность, рассматривался как преступление - дезертирство, влекущее более высокую ответственность по сравнению с ответственностью, предусмотренной названным Указом от 26 июня 1940 г. Лица, виновные в самовольном уходе (дезертирстве), карались тюремным заключением на срок от пяти до восьми лет.

Особое внимание в условиях войны было уделено соблюдению дисциплины труда рабочими и служащими транспорта. В целях наведения строгого порядка на железнодорожном транспорте и обуздания недисциплинированных работников Указом Президиума ВС СССР от 15 апреля 1943 г. «О введении военного положения на всех железных дорогах» предусмотрена ответственность работников железнодорожного транспорта за преступления по службе наравне с военнослужащими Красной Армии. Рабочих и служащих железнодорожного транспорта за преступления по службе по решению военного трибунала увольняли с работы и направляли на фронт в штрафные роты, если те не подлежали более суровому наказанию. Народный комиссар путей сообщения и начальники железных дорог обязаны были обеспечить неуклонное применение Устава о дисциплине рабочих и служащих железнодорожного транспорта, в частности в необходимых случаях налагать административный арест на нарушителей дисциплины сроком до 20 суток.

Подводя итог обзору законодательства о труде в период Великой Отечественной войны, необходимо отметить, что принятые государством в годы войны меры, направленные на привлечение к труду в обязательном порядке всех не участвовавших в боевых действиях трудоспособных граждан, перераспределение кадров, усиление централизации управления профессиональным обучением, повышение обязательной меры труда, изменение оплаты труда и укрепление трудовой дисциплины, сыграли огромную роль в усилении военно-хозяйственной мощи СССР. Они способствовали организации прочного тыла в годы Великой Отечественной войны и оказали неоценимую помощь в деле разгрома врага.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 707.