Прокомментируйте развитие гражданского права в первые послевоенные годы (1945- н. 1950-х гг.)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В послевоенный период в СССР, зная историю, мы можем утверждать, что источником гражданского права были лишь Конституция и иные нормативно-правовые акты. Ведь в те годы Сталин В.Г. всеми силами пытался до войны установить, а после войны восстановить «железный занавес».

Рассмотрим Конституцию.

В августе 1945г. правительство дало поручение Госплану (Н. Вознесенский) подготовить проект четвертого пятилетнего плана. При его обсуждении были высказаны предложения о некотором смягчении волюнтаристского нажима в управлении экономикой, реорганизации колхозов.

«Демократическая альтернатива» проявилась и в ходе закрытого обсуждения подготовленного в 1946 г. проекта новой Конституции СССР.

После войны были предприняты шаги по модернизации системы управления страны. 14 марта 1946г. по предложению Политбюро Пленум ЦК партии избрал редакционную комиссию по внесению некоторых изменений в Конституцию СССР и определил вопросы, которые предстояло решить на заседаниях Верховного Совета СССР. На заседании Пленума 18 марта определялся также персональный состав Правительства СССР и Президиума ВС СССР. Соответствующие законы были приняты ВС СССР на следующий день – 19 марта.

В текст Конституции СССР были внесены изменения и дополнения, связанные с преобразованием Совнаркома СССР в Совет Министров СССР и Совнаркомов союзных и автономных республик в Советы Министров союзных и автономных республик, с присвоением Прокурору СССР наименования "Генеральный прокурор СССР", изменением административно-территориального устройства союзных республик11.

В проекте Конституции (позже и в Гражданский кодекс), в частности, наряду с признанием авторитета государственной собственности, допускалось существование мелких частных хозяйств крестьян и кустарей, основанных на личном труде и исключающих эксплуатацию чужого труда. В ходе обсуждения этого проекта номенклатурными работниками в центре и на местах звучали идеи необходимости децентрализации экономической жизни, предоставления больших прав регионам и наркоматам. "Снизу" все чаще раздавались призывы к ликвидации колхозов в силу их неэффективности. В оправдание этих позиций приводились, как правило, два аргумента: во-первых, относительное ослабление государственного давления над производителем в годы войны, что дало положительный результат; во-вторых, проводилась прямая аналогия с восстановительным периодом после гражданской войны, когда возрождение экономики началось с оживления частного сектора, децентрализации управления и приоритетного развития легкой и пищевой промышленности12.

Однако в этих дискуссиях победила точка зрения Сталина, заявившего в начале 1946г. о продолжении взятого перед войной курса на завершение строительства социализма и построение коммунизма. Это означало и возврат довоенной модели сверхцентрализации в планировании и управлении экономикой, а одновременно и к тем противоречиям и диспропорциям между отраслями экономики, которые сложились в 30-е гг.

Также были высказаны в ходе обсуждения проекта весьма характерные предложения, направленные на относительную демократизацию режима: о ликвидации специальных судов военного времени, освобождении партии от функции хозяйственного управления, ограничение срока пребывания на руководящей советской и партийной работе, об альтернативных выборах и т. д.

В феврале 1947г. создаются комиссии законодательных предположений обеих палат Верховного Совета. В послевоенные годы этот орган принял ряд законов:

- о сельхозналоге,

- о государственных пенсиях,

-о расширении прав республик,

- о перестройке управления промышленностью,

- о реорганизации МТС и др.

 В конце 50-х гг. были утверждены положения о местных (сельских и районных) Советах.

Каких-либо серьезных изменений Гражданское право в данный период не претерпело. Поэтому, рассмотрим гражданские права с точки зрения их соблюдения.

В этот период продолжал действовать Гражданский кодекс РСФСР, принятый четвертой сессией ВЦИК девятого созыва 31 октября 1922 г. Он состоял из четырех разделов: общая часть, вещное право, обязательственное право и наследственное право13. Разделы делились на главы, а главы, в свою очередь, – на статьи. Всего ГК РСФСР 1922 г. содержал 435 статей.

В Общей части (ст. 1) ГК закреплялось положение о том, что гражданские права охраняются законом, за исключением случаев, когда они осуществляются в противоречии с их социально-хозяйственным назначением.

В сфере гражданского кодекса Постановлением Совета министров СССР от 29 апреля 1949 года договор признан единственно правильной формой отношений между хозяйственными органами, делаются попытки сочетать жесткое планирование с более гибким хозрасчетом.

В апреле 1949г. Совет Министров СССР принял постановление "О заключении хозяйственных договоров", в котором закреплялась двойная система договоров: генеральные заключались между хозяйственными системами и отраслями; локальные – между предприятиями. Договоры должны были содержать ряд обязательных положений: количество, ассортимент, качество, цену, порядок, сроки исполнения и формы ответственности сторон.

Планомерно решалась жилищная проблема. Так 26 августа 1948 года вышел Указ Президиума Верховного Совета "О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилищных домов". Граждане получили право строить или приобретать на праве личной собственности дома как в городе, так и вне его количеством от 1 до 5 комнат, общей площадью 60 кв. м.14

Тем самым в гражданском кодексе закрепляется частная собственность. Но лишь для решения жилищных проблем. В отношении других объектов собственности (фабрика, магазин и т.д.) все остается по прежнему: все национализировалось.

Но сам термин "гражданское право" не был еще закреплен в Советское время. Использование термина "гражданское право" в советской науке вместо "частного права" было обусловлено в первую очередь позицией марксистско-ленинской науки, отрицавшей всё "частное" в сфере хозяйства. Частная собственность была заменена категорией "личной собственности", предполагавшей присвоение гражданами исключительно предметов потребления и использование даже их для строго потребительских, а не производственных или иных нужд.

Советская концепция прав человека сильно отличалась от концепции превалирующей на Западе, где частная собственность является основой экономики. Согласно «западной правовой теории», «права человека, которые могут оказаться заявленными наперекор правительству, идут во благо именно человеку как частному лицу», советский же закон, по всеобщему мнению, декларировал прямо противоположное. Советское государство рассматривалось как источник прав человека. Поэтому советский закон отклонил западные понятия «верховенства права», как вера в то, что закон должен быть больше, чем просто инструментом политики. Политические и гражданские права считались бессмысленными без основных «экономических прав», которые на государственном уровне обеспечивают первичную медико-санитарную помощь, адекватное питание, право на образование вместо либерального правасобственности. Наконец, каждый был обязан пожертвовать своими личными правами и желаниями в пользуколлективныхпотребностей15.

Раз гражданский кодекс регулирует товарно-денежные отношения, перед политическими деятелями СССР встал вопрос: восстановить экономику (промышленность, сельское хозяйство и т.д.)

Восстановление промышленности проходило в очень тяжелых условиях. В первые послевоенные годы труд советских людей мало чем отличался от военной чрезвычайщины. Постоянная нехватка продуктов (карточная система была отменена лишь в 1947г.), тяжелейшие условия труда и быта, высокий уровень заболеваемости и смертности объясняли населению тем, что долгожданный мир только наступил и жизнь вот-вот наладится. Однако этого не происходило.

Тем не менее, некоторые ограничения военного времени были сняты: вновь введены 8-часовой рабочий день и ежегодные отпуска, отменены принудительные сверхурочные работы.

«Демократический импульс» войны проявился и в возникновении целого ряда антисталинских молодежных групп в Москве, Воронеже, Свердловске, Челябинске. Недовольство выражали и те офицеры и генералы, которые, почувствовав относительную независимость в принятии решений в годы войны, оказались после ее окончания все теми же «винтиками» в сталинской системе.

Власть была обеспокоена подобными настроениями. Однако абсолютное большинство населения страны воспринимало победу в войне как победу Сталина и возглавляемой им системы. Поэтому в стремлении подавить возникшее социальное напряжение режим пошел по двум направлениям: с одной стороны, по пути декоративной, видимой демократизации, а с другой – усиления борьбы с «вольнодумством» и укрепления тоталитарного режима. Это послужило увеличению репрессий.

Система ГУЛАГа достигла своего апогея именно в послевоенные годы, так как к сидевшим там с середины 30-х гг. "врагам народа" добавились миллионы новых. Один из первых ударов пришелся по военнопленным, большинство из которых (около 2 млн.) после освобождения из фашистской неволи были направлены в сибирские и ухтинские лагеря.

В 1948г. были созданы лагеря "специального режима" для осужденных за "антисоветскую деятельность" и "контрреволюционные акты", в которых использовались особо изощренные методы воздействия на заключенных.

Как видим, пытаясь "возродиться, ожить" после войны, Правительство СССР во главе со Сталиным В.Г. нарушало гражданские права своего народа, в частности, не было свободы слова, которое воспринималось как «вольнодумство».

Официально, граждане обладали широким спектром прав, в частности Конституция СССР 1936 года(позже иКонституция СССР 1977 года) всем гражданам предоставляли равные права:

– всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании;

– право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и болезни,

– свобода совести, слова, печати, собраний и митингов16.

Провозглашались неприкосновенность личности и тайна переписки.

Как мы уже знаем, многие из этих деклараций не соблюдались. Например, цензура в СССР носила тотальный и идеологический характер, а переписка подвергалась массовой перлюстрации. В СССР сложилось тоталитарное государство. Основные права, в том числе и гражданские, и интересы граждан провозглашались лишь формально. Было фактически сведено на нет действие законов.

ЕЩЕ

В первые послевоенные годы в развитии права проявились как специфические тенденции конкретного периода, так и общие закономерности.

Существовавшее к началу 50-х гг. гражданское законодательство в значительной мере устарело. Некоторые нормы, принятые более 30 лет назад, на практике уже не применялись. Кроме того, гражданское законодательство было кодифицировано в рамках союзных республик в виде гражданских кодексов, в масштабе же Советского Союза такая систематизация проведена не была. Между тем природа союзного государства делала необходимым выработку и закрепление норм, которые бы определили единые для страны принципы регулирования гражданско-правовых отношений. Поэтому 8 декабря 1961 г. Верховный Совет СССР утвердил Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик.

В Основах были сформулированы положения, в целом отражавшие сложившуюся в стране систему имущественных отношений. Закон закреплял государственную, кооперативно-колхозную собственность, а также собственность профсоюзных и иных общественных организаций.

В разделе, посвященном праву собственности, подчеркивалось, что Советское государство является собственником всего государственного имущества. За конкретными государственными предприятиями закреплялась только часть этого имущества, поступавшего в их оперативное управление.

Впервые в истории советского законодательства давались классификация оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, а также классификация форм защиты гражданских прав.

Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. регулировали имущественные отношения в обществе, где отсутствовала частная собственность на средства производства и наличествовала социалистическая система ведения хозяйства.

В 1964 г. на базе Основ гражданского законодательства были приняты гражданские кодексы союзных республик.

В 1956 г. была отменена судебная ответственность за самовольный уход с предприятий, а также за прогул.

Было проведено изменение пенсионного обеспечения. В соответствии с Законом о государственных пенсиях от 14 июля 1956 г. право на пенсию имели граждане, если они стали инвалидами в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей, а также по старости или в случае потери кормильца

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 748.