Проанализируйте государственное устройство в период политической «оттепели» (сер. 1950-х – сер. 1960 гг.)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Общая характеристика периода

«Оттепелью» называют период 1953-1964 гг., последовавший за смертью И. В. Сталина и завершившийся смещением с государственных и партийных постов Н. С. Хрущева. Сам термин происходит от названия одноименной повести И. Эренбурга «Оттепель». Суть периода – в десталинизации, в смягчении (ограниченной либерализации) политического режима, в ослаблении (реформировании, но не ликвидации) командно-административной системы. Проявления «оттепели» в государственно-правовой сфере состояли в следующем:

1) изменения в правящей элите, борьба с культом личности Сталина;

2) демократизация в партии;

3) реформы системы государственного управления;

4) реформы правоохранительных органов, реабилитация;

5) либерализация права.

Изменения в правящей элите, борьба с культом личности И. В. Сталина

3 марта 1953 года умер И.В. Сталин. Вместе с окончанием жизни вождя закончилась целая эпоха для государства и общества (рисунок 107). Управление на основе режима личной власти становилось невозможным. Поскольку Сталин не оставил официального преемника, среди соратников покойного вождя развернулась борьба за власть. Наиболее сильны были позиции троих членов Политбюро.

Л. П. Берия, возглавлявший МГБ-МВД, имел поначалу довольно прочные позиции и свое видение ситуации. Он выступал за мирное сосуществование во внешних делах, за усиление темпов развития легкой промышленности и введение элементов хозрасчета, одним из первых объявил о критике культа личности. Однако страх перед Берия объединил его противников. Он был арестован, обвинен в сотрудничестве с иностранными разведками и расстрелян в декабре 1953 г.

Г. М. Маленков был одним из самых образованных членов Политбюро. В 1953-1955 гг. он занимал пост Председателя Совета министров. Придерживался взвешенной экономической стратегии, предлагая увеличить темпы развития легкой промышленности и сельского хозяйства. Однако он был лично замешан в репрессиях (причастен к организации ленинградского дела), был сторонником сохранения прежнего политического курса, что и предопределило его поражение в борьбе за власть.

Н. С. Хрущев, возглавлявший в момент смерти Сталина Московскую партийную организацию, получил пост Первого секретаря ЦК КПСС. Несмотря на то, что он не имел взвешенной экономической стратегии, его политическая позиция оказалась самой выигрышной. Не будучи лично замешан в репрессиях, он выступил за самый радикальный в тот момент вариант десталинизации, который привел к ограниченным демократическим преобразованиям во всех сферах жизни. После того, как в 1957 г. были сняты с руководящих постов Г. Маленков, В. Молотов, Н. Булганин, Л. Каганович, К. Ворошилов, позиции Хрущева окрепли. В 1958 г. он в дополнение к партийному получает еще и пост Председателя Совета министров (рисунок 108).

В феврале 1956 г. состоялся знаменитый доклад Н. С. Хрущева на закрытом заседании ХХ съезда КПСС «О культе личности и его последствиях»(рисунок 109).В нем дана негативная оценка роли личности И. В. Сталина во многих событиях отечественной истории, признаны нарушения законности, осуждены массовые репрессии, сделан акцент на необходимости демократизации партии и общества. Однако в докладе не был затронут вопрос о вине всей партии, не была поставлена под сомнение модель строительства социализма через форсированную индустриализацию и сплошную коллективизацию. В связи с этим реабилитация жертв репрессий оказалась неполной. Она не коснулась участников внутрипартийных дискуссий 20-30х гг., которые были осуждены как государственные преступники. Были реабилитированы народы, депортированные в годы Великой отечественной войны. Начался массовый возврат заключенных из лагерей, был ликвидирован ГУЛАГ.

Хрущев Никита Сергеевич (1894-1971).Родился в с. Калиновка Курской губернии. С 1908 г. работал слесарем на заводах и шахтах Донбасса. Член партии с 1918 г., участник Гражданской войны. Окончил рабфак, с 1921 г. – на хозяйственной и партийной работе в Донбассе, Харькове, Киеве. В 1929 г. направлен на учебу в Промышленную академию. В 1931-1938 гг. – на партийной работе в Москве, поднялся вверх от секретаря райкома, до Первого секретаря МК и МГК партии. В 1938-1949 гг. – Первый секретарь ЦК КП(б) Украины, Киевского обкома и горкома партии; в 1944-1947 гг. – Председатель СНК Украины. Во время Великой Отечественной войны – член военных советов ряда фронтов, генерал-лейтенант; с 1949 г. – секретарь ЦК партии. С 1953 г. – Первый секретарь ЦК КПСС, одновременно с 1958 г. – Председатель Совета Министров СССР. В октябре 1964 г. отправлен на пенсию. Герой Социалистического Труда (1954, 1957, 1961); Умер в 1971 г., похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (рисунок 110).

Изменения в партии

Изменения внутри партии, которые начались после смерти вождя,были в первую очередь связаны с провозглашением принципа коллективного руководства. Стали регулярными заседания Президиума ЦК, созыв пленумов ЦК. Вносятся изменения в Устав партии, которые ввели порядок ротации кадров (обновление выборных органов на 1/3 при каждых выборах). Велась активная критика культа личности, которая имела широкий резонанс в стране и за рубежом. Однако постановление ЦК «О преодолении культа личности и его последствий», опубликованное после ХХ съезда, носило весьма умеренный характер.

Новая трактовка государственно-правовых процессов прошлого вызвала неоднозначную реакцию в стране и за рубежом. В 1956 г. произошли антисталинские и антисоветские события в Польше и Венгрии, неспокойно было в Прибалтике, Грузии. Члены Президиума ЦК Н. А. Булганин, В. М. Молотов, К. Е. Ворошилов, Г. М. Маленков, Л. М. Каганович выступили против слишком резкой переоценки прошлого, т.к. сами были причастны к репрессиям. В 1957 г. воспользовавшись отъездом Н. С. Хрущева за рубеж, они потребовали его отставки. Однако срочно созванный Пленум ЦК, армия и КГБ поддержали Хрущева. Его противники были названы «антипартийной группой», сняты с высоких постов, но, в отличие от прежних времен, оставлены на свободе.

С этого времени принцип «коллективного руководства» был заменен неограниченной властью Н.С. Хрущева, который, сохранив пост лидера партии, получил должность Председателя Совета Министров СССР. Номенклатура в особенности была недовольна порядком ротации кадров и ограничением в три срока пребывания на выборной должности.

Одной из последних партийных реформ стало разделение партийных организаций по производственному принципу в 1962 г. Аппараты ЦК союзных республик, обкомы и райкомы разделялись на промышленные и сельскохозяйственные. Реформа вводила в структуру партии опасный дуализм и вызвала большое недовольство.

Важнейшим событием в жизни партии и государства стало принятие ХХII съездом партии новой, третьей по счету программы – строительства коммунизма. Программа носила утопический характер, но многие ее положения, особенно достижение за 10-20 лет изобилия материальных и культурных благ, превосходства над ведущими капиталистическими странами в производстве продукции на душу населения, казались тогда реально выполнимыми. Нацеленность программы на повышение уровня жизни, демократизацию общества, перерастание государственного управления в общественное самоуправление встретили поддержку населения.

В государственном управлении изменения были столь же противоречивыми, как и вся эпоха Хрущева. В этой сфере происходили реорганизации, которые были направлены на демократизацию и оптимизацию, но были не всегда продуманными.

• Позитивным было повышение роли Советов. В 1959 г. принят закон о порядке отзыва депутата. Расширяются права местных советов в экономической и социальной сферах. Активизируется работа постоянных комиссий, многое делается для привлечения населения к деятельности советов. Однако разделение местных советов на сельскохозяйственные и промышленные имело такие же негативные последствия, как и разделение партийных организаций.

• Были существенно расширены права союзных республик в области хозяйственного управления, бюджета, руководства судоустройством и работой органов юстиции, законотворчества, административно-территориального деления.

- Республики получили право самостоятельно утверждать планы производства и распределения продукции, формировать бюджет. Им передано более 15 тыс. предприятий союзного значения.

- К ведению союзных республик было отнесено принятие законодательства о судоустройстве, принятие гражданского, уголовного и процессуального кодексов (этим восстанавливались положения Договора об образовании СССР 1922 г.).

- Вопросы областного, краевого, административно-территориального деления переходили из союзного ведения в республиканское.

• Произошли изменения в федеративном устройстве. Карело-Финская ССР преобразована в Карельскую АССР (в составе РСФСР). Созданы или восстановлены Кабардино-Балкарская, Чечено-Ингушская, Калмыцкая АССР в составе РСФСР. Крымская область передана УССР.

Совершенствование хозяйственного механизма шло по линии децентрализации управления. В 1954 г. было проведено разукрупнение министерств, сокращена численность аппарата. В 1957 г. начался переход от отраслевого к территориальному управлению промышленностью. Отменяется отраслевая система управления через министерства. Создается 105 совнархозов по числу экономических районов. Они подчинялись Советам Министров союзных республик. В 1962-1963 гг. число совнархозов сокращено, образован Высший Совет народного хозяйства. Реформа имела определенный экономический эффект, но вместо прежней ведомственности породила местничество, нарушила единую внутриотраслевую и межотраслевую техническую и технологическую политику.

• В сельском хозяйстве было проведено очередное укрупнение колхозов и ликвидация МТС (техника продана колхозам, которые не имели ни производственной базы, ни кадров для ее обслуживания). Были в несколько раз повышены закупочные цены на сельскохозпродукцию, и покончено с многолетней практикой использования деревни как источника средств для промышленности.

Реорганизация правоохранительных органов и вооруженных сил

• Первым шагом в этом направлении стало образование Комитета государственной безопасности (КГБ) при Совете Министров СССР в 1954 г. В его ведении оказались также пограничные войска.

Министерство внутренних дел сохранило управление милицией, исправительно-трудовыми учреждениями, внутренними войсками, внутренней и конвойной охраной. Позднее союзное министерство ликвидировали, сохранив республиканские, которые в 1962 г. назвали министерствами охраны общественного порядка(МООП). В 1960 г. созданы добровольные народные дружины по охране общественного порядка (ДНД). Кадры и финансирование милиции сократили под влиянием тогдашних оптимистичных представлений о снижении преступности и возможности бороться с ней с помощью общественных организаций.

• Большое внимание уделялось восстановлению законности в деятельности исправительно-трудовых учреждений и созданию гарантий прав заключенных. Было восстановлено досрочное и условно-досрочное освобождение. Исправительно-трудовые лагеря ликвидировали и заменили исправительно-трудовыми колониями. Восстановили общественный контроль за деятельностью исправительно-трудовых учреждений через наблюдательные комиссии при местных Советах. Создан новый вид мест лишения свободы – колонии-поселения.

• Были ликвидированы органы внесудебной репрессии и внесудебный порядок рассмотрения дел. В 1957-1958 гг. началась судебная реформа. Она повысила права республиканских судов, увеличила срок полномочий судей с 3 до 5 лет, ликвидировала участковую систему народных судов, заменив ее единым районным или городским судом. Была ограничена подсудность военных трибуналов.

• В военном строительстве упор был сделан на оснащение армии современными видами вооружения, укреплению единоначалия и сокращение армии на 1 млн. 200 тыс. чел.

ИТОГ:

1. Критика культа личности Сталина: доклад Н. С. Хрущева на XX съезде партии в 1956 г.

2. Реабилитационный процесс: амнистия для большого числа лиц, осужденных за политические преступления; реабилитация «осужденных народностей» (восстановлена Чечено-Ингушская АССР).

3.Расширение прав союзных и автономных республик в экономической сфере: увеличиваются бюджетные права и полномочия в области планирования народного хозяйства; передается часть предприятий под управление республик.

4. Децентрализация управления экономикой: отраслевой принцип управления промышленностью был заменен территориальным, были созданы экономические административные районы, управленческими органами в которых стали советы народного хозяйства.

5. Реорганизация МТС и передача сельхозтехники в собственность колхозов.

6. Реформа силовых структур: образован Комитет государственной безопасности (КГБ); упразднены особые трибуналы «тройки»; система ГУЛАГ передана Министерству юстиции; усилилась контролирующая роль прокуратуры.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 941.