Современный урок математики по своему содержанию и структуре представляет весьма сложную организационную форму педагогического процесса. Сложность его обусловлена большим разнообразием тех задач и целей, которые решаются на каждом уроке в отдельности и на совокупности уроков по данной теме.
Через все уроки проходит забота о воспитании у детей наблюдательности и привычки внимательно изучать не только учебник, но и окружающую действительность, находить в ней материал для установления количественных отношений между фактами и явлениями этой действительности. На каждом уроке учитель работает над воспитанием у детей самостоятельности и творческой инициативы, прилежания и трудолюбия, чувства коллективизма и других ценных черт и качеств личности, присущих современному человеку.
Сложность урока математики объясняется также особенностями математики как учебного предмета. Обучение математики, как известно, связано с формированием у детей целого ряда абстрактных понятий - числа, операций над числами, величины, фигуры и др.
Построение урока математики обусловлено также и особенностями начального курса математики. Этот курс синтетический. В нем различаются три основные линии: арифметическая (в качестве ведущей), алгебраическая и геометрическая. Эти линии тесно связаны между собой.
На этом пути различается ряд этапов:
первоначальное знакомство с новым материалом, когда он осмысливаются, выделяется его существенные признаки, делаются первые обобщения;
усвоение знаний путем применения их в различных условиях, в разных ситуациях;
повторение и закрепление изученного, когда знания и навыки обрабатываются окончательно и становятся прочным достоянием ученика.
В соответствии с таким пониманием процесса усвоения знаний и формирования навыков строится система уроков, получившая отражение в новых учебниках.
Сущность этой системы состоит в том, что новый материал вводится в уроки не сразу в полном объеме на коротком отрезке времени, а дается по частям для постепенного его усвоения на уроках.
Отсюда и вытекает разнообразие дидактических целей, преследуемых каждым уроком, совершенно естественная при этом разноплановость в построении урока, играющая положительная роль.
В различном сочетании и различном объеме в структуру современного урока входят следующие его составные части:
1. проверка домашнего задания с устным опросом учащихся.
2. специальные устные упражнения.
3. Постановка перед учащимися цели предстоящего занятия.
4. Подготовка детей к восприятию нового учебного материала.
5. Объяснение как начало формирования нового понятия или как продолжение работы по его формированию, а также первичное закрепление новых знаний
6. Усвоение новых знаний путем применения их при выполнении различного рода учебных и практических заданий в различной форме: а) в форме занятий под непосредственным руководством учителя и б) в форме самостоятельной работы учащихся
7. Повторение и закрепление ранее пройденного с его систематизацией и обобщениями.
8. Подведение итогов урока и задание на дом.
4. Урок математики как основная форма организации учебной деятельности младших школьников. Требования к уроку математики в начальной школе.
Урок математике - основная форма организации учебной деятельности младших школьников. На уроке реализуется образовательная, воспитательная и развивающая цель обучения математики.
Образовательная цель состоит в усвоении учащимися математических понятий и формировании у них специфических для математики умений и навыков. В начальной школе учащиеся усваивают элементы математических понятий о числе и действии, задаче, величине и измерениях, о геометрических фигурах. Кроме математических, формируются также общетрудовые знания, умения и навыки.
Воспитательная цель. В процессе обучения математике воспитывают волевые качества: настойчивость в достижении цели, аккуратность, самостоятельность, сообразительность, инициативу.
Развивающая цель состоит в том, чтобы добиваться развития у учащихся познавательных способностей (восприятия, памяти, представлений, речи), мотивов и потребностей обучения, творческих способностей, эмоциональной сферы.
В педагогике определены такие требования к уроку: четкая целенаправленность, теоретическая и практическая полноценность содержания; правильное усвоение и соединение различных форм организации познавательной деятельности учащихся (классной, групповой, индивидуальной); выразительное формирование основных выводов; достаточное закрепление и повторение нового материала; оперативное овладения знаниями.
Для эффективного урока характерны такие особенности: широкое использование фронтальных форм проверки знаний, придача опросу учебного направления, объединение функций контроля и закрепления; включение в урок самостоятельной работы, направленность на овладение новым материалом; усиление роли первичного закрепления, увеличение содержания практических работ и тренировочных упражнений.
По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков:
- урок усвоения новых знаний;
- урок усвоения навыков и умений;
- урок применения знаний, умений, навыков;
- урок обобщения и систематизации знаний;
- урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений навыков;
- комбинированный урок.
В начальной школе нет уроков, полностью посвященных изучению нового материала. Новый материал небольшими частями рассматривается на каждом уроке. Поэтому больше всего в начальной школе комбинированных уроков.
Комбинированный урок включает такие компоненты:
1. Контроль, коррекция и закрепление знаний учащихся (проверка домашнего задания, опрос учащихся и устные вычисления).
2. Основная часть – подача нового материала (подготовка к изучению нового материала, изучение его и первичное закрепление).
3. Закрепление и обобщение знаний учащихся (закрепление и повторение материала, задание на дом, итог урока). Эту часть можно назвать «развитие математических знаний учащихся».
Дата: 2019-03-05, просмотров: 332.