курсовой работы для слушателей института
повышения квалификации
и переподготовки кадров специальности
Управление организациями и подразделениями АПК
Горки
БГСХА
2018
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ
Учреждение образования
«БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРДЕНОВ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра агробизнеса
МЕНЕДЖМЕНТ
В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ
КОМПЛЕКСЕ
Методические указания по выполнению
курсовой работы для слушателей института повышения
квалификации и переподготовки кадров специальности
1-74 01 72 – Управление организациями и подразделениями АПК
Горки
БГСХА
2018
УДК 631.145(072)
ББК 65.290-2.я73
Ф86
Рекомендовано советом по проблемам переподготовки
и повышения квалификации руководящих работников и специалистов 14 . 03 .20 18 (протокол № 7).
Авторы:
кандидат экономических наук, профессор М. З. Фрейдин;
кандидат экономических наук, доцент С. А. Каган;
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент,
профессор кафедры агробизнеса Л. П. Лазарев;
старший преподаватель А. А. Метрик;
кандидат экономических наук, доцент,
заведующий кафедрой агробизнеса В. В. Васильев
Рецензент:
кандидат экономических наук, доцент
заведующий кафедрой маркетинга УО БГСХА В. Н. Редько
Ф86 | Менеджмент в агропромышленном комплексе: методические указания по выполнению курсовой работы / М. З. Фрейдин [и др.]. – Горки: БГСХА, 2018. – 68 с. Изложена общая методика выполнения курсовой работы, приведены тематика курсовых работ, требования к оформлению, а также рекомендуемая литература. Для переподготовки кадров по специальности 1-74 01 72 – Управление организациями и подразделениями АПК |
УДК 631.145(072)
ББК 65.290-2.я73
|
сельскохозяйственная академия», 2018
ВВЕДЕНИЕ
Цель курсовой работы – закрепить, углубить и систематизировать полученные теоретические знания, научить применять их в решении практических задач деятельности предприятий АПК, выработать умение отбирать нужную информацию, обрабатывать и анализировать ее, делать правильные выводы, обосновывать рекомендации и оптимальные варианты управленческих решений. Особое внимание следует уделить недостаткам в работе организации, поиску путей их устранения, выявлению неиспользованных резервов, повышению эффективности работы коммерческого аппарата, а также внедрению передовых методов работы.
Курсовая работа выполняется на материалах конкретного предприятия АПК. Объектом исследований могут быть агрофирмы, птицефабрики, свиноводческие комплексы, торговые базы, базы по хранению продукции и другие предприятия АПК, занимающиеся производством, переработкой, хранением и торговлей продукцией. Должны быть использованы данные не менее чем за три последних года.
Общие требования к курсовой работе: логическая последовательность изложения материала, аргументированность, краткость и точность определений, структурная четкость и конкретность изложения результатов работы, доказательность выводов и обоснованность предложений.
Курсовая работа является одной из форм научно-исследователь-ской деятельности слушателя и должна включать обзор литературы и нормативных документов по изучаемой проблеме, элементы самостоятельных исследований, экономический анализ, конкретные расчеты прогноза с использованием различных методов прогнозирования.
В ходе выполнения курсовой работы кафедрой организуются индивидуальные консультации. При этом за каждым слушателем закрепляется преподаватель-консультант (научный руководитель), который вместе со слушателем составляет задание на выполнение курсовой работы (Приложение А). Слушатели ИПК и ПК из числа студентов, выполняют курсовую работу по фактическим материалам агропромышленных организаций, в рамках производственных практик по основной (очной) форме обучения. Слушатели ИПК и ПК из числа специалистов выполняют курсовую работу по фактическим материалам агропромышленных организаций, на которых работают или на которых проходят стажировку.
Для выполнения курсовой работы выбирается тема из числа рекомендуемых в разделе 2, но наиболее актуальная для конкретной организации. Можно предложить для изучения тему, не предусмотренную кафедрой, если она является актуальной.
По выбранной теме нужно составить план курсовой работы. Он утверждается преподавателем-консультантом. Примерные планы курсовых работ представлены в разделе 3.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Анализ и совершенствование структуры управления сельскохозяйственных предприятий в системе АПК: метод. указания / сост. Н. П. Иваницкий, Т. Н. Иваницкая. – Горки: БГСХА, 2009. – 52 с.
2. Артеменко, А. М. Управление предприятиями в АПК: лекция / А. М. Артеменко. – Горки: БГСХА, 2008. – 36 с.
3. Аттестация кадров управления: метод. рекомендации и задания / сост. В. В. Быков. – Горки: БГСХА, 2007. – 76 с.
4. Брасс, А. А. Менеджмент: наука и практика конструктивного руководства: учеб. пособие / А. А. Брасс. – Минск: Соврем, шк., 2006. –192 с.
5. Буць, В. И. Экономическое соревнование как метод управления: лекция / В. И. Буць. – Горки: БГСХА, 2009. – 28 с.
6. Валевич, Р. П. Управление качеством товаров и услуг: учеб. пособие / Р. П. Валевич, О. Б. Пароля. – Минск: БГЭУ, 2008. – 301 с.
7. Воробьев, И. П. Экономика и управление организацией (предприятием) / И. П. Воробьв, Е. И. Сидорова. – Минск: «Издатель Квилория В. Т.», 2014. – 372 с.
8. Воробьев, Л. А. Менеджмент предприятия / Л. А. Воробьев. – Минск: ИАЭНАН Беларуси, 2003. – 444 с
9. Гончаров, В. И. Основы менеджмента: учеб. пособие / В. И. Гончаров. – Минск: ООО «Современная школа», 2006. – 281 с.
10.Гусаков, В. Г. Аграрная экономика: термины и понятия: энцикл. справ. / В. Г. Гусаков, Е. И. Дереза. – Минск: Белорус. наука, 2008. – 576 с.
11.Гусаков, В. Г. Экономика и организация сельского хозяйства в условиях становления рынка: научный поиск, проблемы, решения / В. Г. Гусаков. – Минск: Белорус. наука, 2008. – 431 с.
12.Ефимчик, Е. Е. Теоретические основы менеджмента: курс лекций / Е. Е. Ефимчик. – Минск: Информпресс, 2005. – 176 с.
13.Иваницкий, Н. П. Административные методы управления (менеджмента): лекция / Н. П. Иваницкий, Т. Н. Иваницкая. – Горки: БГСХА, 2009. – 32 с.
14.Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: учеб. пособие / Н. И. Кабушкин. – 10-е изд. – М.: Новое знание, 2007.
15. Карпов, А. В. Психология менеджмента: учеб. пособие / А. В. Карпов. – М.: Гардарики, 2004. – 584 с.
16.Ламоткин, С. А. Управление качеством товарной продукции: учеб. пособие / С. А. Ламоткин, И. М. Несмелов. – Минск: БГЭУ, 2006. – 141 с.
17.Леонтьев, В. Е. Финансовый менеджмент: учебник / В. Е. Леонтьев, В. В. Бочаров. – М.: «Элит», 2005. – 560 с.
18. Мазур, И. И. Управление качеством : учеб. пособие / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. – 3-е изд. – М.: ОМЕГА-Л, 2006. – 399 с.
19. Менеджмент в АПК: учебник / Ю. Б. Королев, Б. Д. Коротнев. – М.: КолосС, 2007.– 424 с.
20. Менеджмент. Анализ использования рабочего времени работников аппарата управления: метод. указания / В. Н. Редько [и др.]. – Горки: БГСХА, 2013. – 36 с.
21. Менеджмент. Принятие управленческих решений в условиях нестабильности внешней среды: метод. указания / сост. В. Н. Редько, Е. В. Велейшикова. – Горки: БГСХА, 2011. – 16 с.
22.Методические рекомендации по стимулированию руководителей и специалистов (менеджеров) в зависимости от конечных финансовых результатов сельскохозяйственных организаций в новых условиях / М. Н. Антоненко [и др.]. – Минск: Ин-т сист. исслед. в АПК НАН Беларуси, 2013. – 79 с.
23.Микулич, А. В. Механизм мотивации труда в сельском хозяйстве в новых условиях: теория, методология, практика / А. В. Микулич. – Минск: Ин-т сист. исслед. в АПК НАН Беларуси, 2011. – 274 с.
24.Микулич, А. В. Мотивационный механизм в АПК: монография / А. В. Микулич. – Минск: БГЭУ, 2001. – 206 с.
25. Нормирование управленческого труда и определение штатной численности работников управления в сельскохозяйственных организациях: метод. указания / сост. В. В. Быков, А. Е. Чухманова. – Горки: БГСХА, 2009. – 48 с.
26. Оперативное управление и диспетчеризация в предприятиях агропромышленного комплекса Республики Беларусь: рекомендации / сост. Н. П. Иваницкий, Т. Н. Иваницкая. – Горки: БГСХА, 2010. – 52 с.
27. Организационное поведение. Менеджмент. Ролевая структура управленческой команды и анализ коммуникативно-лидерских способностей, организаторских и личных качеств руководителя: задания и метод. указания / сост. В. В. Быков. – Горки: БГСХА, 2012. – 32 с.
28. Организационное поведение. Менеджмент. Типология личности: задания и метод. указания / сост. В. В. Быков. – Горки: БГСХА, 2010. – 32 с.
29. Основы менеджмента: учеб. пособие / Э. М. Гайнутдинов [и др.]; под ред. Э. М. Гайнутдинова. – Минск: Университетское, 2001. – 152 с.
30. Психология управления сельскохозяйственным коллективом / В. А. Попков, М. З. Фрейдин. – Минск: Ураджай, 1993. – 184 с.
31. Справочное пособие руководителя сельскохозяйственной организации. В 2 ч. / под ред. проф. А. П. Курдеко. – Минск: ИВЦ Минфина, 2012. – 480 с.
32. Тележников, В. И. Менеджмент: учеб. пособие / В. И. Тележников; под ред. Н. П. Беляцкого. – Минск: БГЭУ, 2016. – 509 с.
33. Титович, А. А. Менеджмент качества: учеб. пособие / А. А. Титович. – Минск: Выш. шк., 2008. – 254 с.
34. Феденя, А. К. Менеджмент: учеб. пособие / А. К. Феденя. – Минск: ТетраСистемс, 2008.
35. Фрейдин, М. З. Менеджмент в агропромышленном комплексе: учебно-методи-ческое пособие / М. З. Фрейдин [и др.]. – Горки: БГСХА, 2013. – 293 с.
36. Экономика организаций и отраслей агропромышленного комплекса. В 2 кн. / В. Г. Гусаков [и др.], под общ. ред. акад. В. Г. Гусакова. – Минск: Белорус. наука, 2007. – Кн. 1. – 891 с. – Кн.2. – 702 с.
37. Янчевский, В. Г. Основы менеджмента: учеб. пособие / В.Г. Янчевский. – Минск: ТетраСистемс, 2004.
Дополнительная
1.Борисенко, А. О. Методические рекомендации по совершенствованию контрактной системы оплаты труда работников, усилению зависимости оплаты труда от результатов хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций / А. О. Борисенко, М. Д. Шкут. – Минск: Ин-т систем. исслед. в АПК НАН Беларуси, 2015. – 31 с.
2.Бусел, И. П. Экономика сельского хозяйства: учеб. пособие / И. П. Бусел, П. И. Малихтарович. – Минск: РИПО, 2014. – 447 с.
3.Васильев, В. В. Коммерческая деятельность в АПК : учеб. пособие / В. В. Ва-сильев. – Минск: ИВЦ Минфина, 2016. – 528 с.
4.Зиновьев, Ф. В. Организация труда менеджера (практикум) / Ф. В. Зиновьев. – Симферополь: ООО «Антиква», 2017. – 160 с.
5.Зиновьев, Ф. В. Управление персоналом (практикум) / Ф. В. Зиновьев, А. А. Якушев. – Симферополь: ООО «Антиква», 2011. – 86 с.
6.Кремень, М. А. Практическая психология управления: пособие / М. А. Кремень. – Минск: ТетраСистемс, 2011. – 400 с.
7.Пашкевич, О. А. Эффективное трудоустройство на местном уровне: инструменты и механизмы реализации / О. А. Пашкевич, М. С. Бойко, Т. Ч. Титуленко. – Минск: Бестпринт, 2014. – 178 с.
8.Петрович, Э. А. Агробизнес: учебно-методическое пособие / Э. А. Петрович, Л. П. Лазарев, Е. Л. Демитриченко. – Горки : БГСХА, 2013. – 234 с.
9.Сорокина, М. В. Менеджмент в торговле: учебник / М. В. Сорокина. – СпБ: Питер, 2017. – 752 с.
10. Яковчик, Н. С. Организация сельскохозяйственного производства: учеб. пособие / Н. С. Яковчик, Н. Н. Котковец, П. И. Малихтарович. – Минск: ИВЦ Минфина, 2016. – 598 с.
1. ВЫПОЛНЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Выполнение курсовой работы связано со сбором и обработкой различного рода информации. Организация сбора информации предполагает определение показателей, подлежащих сбору, разработку методики и получение отдельных производных показателей, а также правильное документальное оформление данных исследования.
По утвержденной теме подбирается конкретный эмпирический материал. Вначале определяются источники информации: данные государственной статистики, материалы научно-исследовательских организаций, бюджетных исследований, а также материалы статистической и бухгалтерской отчетности организации, социологические исследования. Обработка и анализ материалов производятся с помощью статистических и экономико-математических методов. В процессе обработки материала составляются таблицы, графики, диаграммы, рассчитываются относительные и средние величины, выявляется степень влияния различных факторов на конечный результат и т.д. Затем материал группируется. При этом следует учитывать, что экономические данные должны быть сопоставимы. Прежде чем формулировать краткие выводы, следует проверить завершенность и аргументированность каждой отдельной части и всей работы в целом. После этого делаются выводы по проблеме и практическому применению полученных результатов.
Выводы должны быть сформулированы в целом по существу изучаемой проблемы, по вопросам практического значения и целевого использования полученных результатов. Рекомендации по практическому применению оправдывают себя только в том случае, если они реальны и перспективны. Поэтому важно учитывать не только сложившиеся условия, но и те изменения, которые могут произойти в ближайшее время. Выводы и предложения формулируются четко, кратко, аргументировано, не перегружаются цифровыми данными и частными подробностями. Они должны базироваться на проведенном в работе анализе и экономическом обосновании эффективных вариантов коммерческих решений.
Формулируя предложения и рекомендации, нужно определить их эффективность, значимость.
Курсовая работа состоит из: титульного листа (приложение Б), оглавления (содержания), которое состоит из приведенных ниже разделов.
Введение (1–2 страницы).
1. Теоретические основы (10–12 страниц).
2. Организационно-экономическая характеристика объекта исследования (10–12 страниц).
3. Аналитическая часть (12–15 страниц).
4. Проектная часть (10–12 страниц).
Заключение (выводы и предложения) (1–2 страницы).
Список использованных источников.
Приложения.
Во введении необходимо обосновать выбор темы, ее актуальность, сформулировать цель курсовой работы, задачи ее достижения. Указывается объект исследования, использованные методы и приемы исследования. Излагаются методологические основы написания проекта, литературные и другие источники, личные наблюдения.
Теоретические основы – 1-й раздел, в котором излагаются теоретические аспекты темы выполняемого проекта; изученность проблемы в научной и учебно-методической литературе, критический анализ, личная позиция по решению рассматриваемых вопросов в курсовой работе.
Во 2-м разделе «Организационно-экономическая характеристика организации» необходимо описать жизненный цикл организации, по материалам которой выполняется курсовая работа, дать краткую характеристику ее природных условий, привести организационную структуру и структуру управления, обеспеченность предприятия основными ресурсами. В этом разделе надо привести результативность использования ресурсного потенциала, который отражается в основных показателях отраслей и в целом по хозяйству, показатели финансового состояния. Данный раздел может быть разбит на подразделы. В этом разделе желательно привести для сравнения показатели экономико-финансовые деятельности организаций по району, области, республике.
Анализ производственных показателей сопровождается табличными данными в динамике не менее чем за три последних года. Таблицы для сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий приведены в приложениях В, Г соответственно.
Этот раздел является общим для всех рассматриваемых тем курсовых работ.
Названия третьего и четвертого разделов определяются в соответствии с темой курсовой работы.
В 3-м разделе «Аналитическая часть» Требуется привести результаты подробного анализа состояния рассматриваемого вопроса по выбранной теме. Для этого необходимо использовать данные годовых отчетов, первичной документации по теме, материалы органов управления, ревизионных проверок, фотографий рабочего времени руководителей и специалистов организации, данные анкетного и устного опросов, литературные источники.
Анализ необходимо делать на конкретных материалах с экономическим обоснованием.
По результатам проведенного анализа требуется сформулировать недостатки и выявить резервы и задачи проектирования в соответствии с темой курсовой работы, которые необходимо решить в следующем разделе.
В 4-м основном разделе (проектной части) необходимо дать обоснование и предложить мероприятия по улучшению функционирования рассматриваемой системы (части системы) менеджмента в соответствии с выбранной тематикой с учетом полученных знаний на основе достижений науки и передовой практики.
Заключение содержит обобщающий анализ по всем вопросам. Оно включает выводы и предложения. Выводы содержат обобщение всего проведенного исследования. В предложениях отражаются результаты расчетов по сокращению потерь и использованию резервов, выявленных в ходе проведенной работы, они должны носить конкретный характер.
Список использованных источников оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа.
Курсовая работа должна быть подписана ее автором.
Выполненная курсовая работа свидетельствует об уровне подготовки автора, глубине изучения материала и умения пользоваться приобретенными знаниями для решения конкретных профессиональных задач.
ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ
1. Совершенствование организационной структуры и структуры управления сельскохозяйственной организации.
2. Организация работы планово- экономической службы в сельскохозяйственной организации.
3 Управление качеством труда и продукции в растениеводстве сельскохозяйственной организации.
4. Управление качеством труда и продукции в отрасли животноводства сельскохозяйственной организации.
5. Экономические методы управления и пути их совершенствования в условиях рыночных отношений.
6 Социально-психологические основы управления первичными трудовыми коллективами в организациях АПК.
7. Организация управления в акционерном обществе.
8. Организация труда руководителей и специалистов агропромышленных организаций.
9. Управление в государственной унитарной организации.
10. Управленческие решения и контроль за их выполнением в организациях АПК.
11. Оценка эффективности управления в сельскохозяйственной организации.
12. Управление социально-психологическим климатом в первичных трудовых коллективах.
13. Административные методы менеджмента в сельскохозяйственной организации.
14. Организация работы диспетчерской службы в сельскохозяйственной организации.
15. Организация подготовки и проведения заседаний, совещаний, собраний в организации АПК.
16. Управление отраслью растениеводства в сельскохозяйственной организации.
17. Управление отраслью животноводства в сельскохозяйственной организации.
18. Организация делопроизводства и документооборота в сельскохозяйственной организации.
19. Разработка системы информации в управлении сельскохозяйственной организацией.
20. Управление инновационной деятельностью в сельскохозяйственной организации.
21. Мотивация управленческого труда работников сельскохозяйственных организаций.
22. Разработка и применение распорядка рабочего дня и рабочей недели работниками управления организации АПК.
23. Функциональные обязанности руководителя сельскохозяйственной организации в современных условиях хозяйствования.
24. Управление подразделениями основного производства в сельскохозяйственной организация.
25. Организация экономического соревнования в сельскохозяйственной организации.
26. Прибыль как метод управления в сельскохозяйственной организации.
27. Оперативное управление производством в сельскохозяйственной организации.
28. Совершенствование стиля управления коллективом в условиях рыночных отношений.
29. Формирование аппарата управления сельскохозяйственной организации и расходы на его содержание.
30. Организации рабочего места руководителей и специалистов организации, режим труда и отдыха.
31. Кадры управления организации и пути совершенствования методов их работы в условиях рыночных отношений.
32. Управление конфликтами.
33. Аттестация кадров управления.
34. Управление коммерческой деятельностью организаций АПК.
35. Управление деловой карьерой.
3. ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ КУРСОВЫХ РАБОТ.
УКАЗАНИЯ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ
Дата: 2019-03-05, просмотров: 195.