Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Представительными и законодательными органами власти республик в составе Российской Федерации являются их парламенты, которые именуются по разному: Народное собрание, Государственное собрание, Верховный Совет, Законодательное собрание, Государственный Совет, Парламент и т.д.

Парламент республики выступает единственным представительным органом всего народа соответствующей республики. Исключением является Верховный хурал (парламент) Республики Тыва, который действует наряду с другим представительным органом республики – Великим хуралом (съездом народа республики).

Парламенты республик в составе Российской Федерации избираются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4-5 лет. Их численный состав колеблется от 27 (Ингушетия и Калмыкия) до 250 (Татарстан). Порядок формирования и численный состав парламентов республик в составе Российской Федерации определяется их конституциями и законами о выборах парламентов.

Большинство парламентов республик являются однопалатными. Исключение составляет Государственное собрание Башкортостана, Законодательное собрание Карелии, Парламент Кабардино-Балкарии, а также Государственное собрание Республики Саха (Якутия), состоящие из двух палат. Компетенция и порядок деятельности парламентов республик в составе Российской Федерации определяются конституциями республик, а также законами республик об их парламентах.

Парламенты республик в составе Российской Федерации работают в сессионном порядке. Сессии созываются не реже двух раз в год.

Актами парламентов республик являются законы, постановления и иные решения, принимаемые парламентами в пределах их компетенции.

Принятые парламентом акты подписывает его председатель (председатель палаты). Законы, принятые парламентом, направляются для подписания и опубликования Президенту республики или иному лицу, на которое возложена эта процедура.

Представительными (законодательными) органами власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов являются думы, собрания и т.д. этих субъектов федерации (например, Московская городская Дума, Законодательное собрание Ульяновской области, Псковское областное собрание и т.д.). Они избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на два года. Их численный состав не может превышать 50 депутатов (представителей). Часть депутатов (не более двух пятых) может работать на постоянной профессиональной основе. Порядок работы представительных (законодательных) органов власти, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов определяется их регламентами.

Таким образом, представительные (законодательные) органы власти субъектов Российской Федерации – это избираемые на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании коллегиальные органы, представляющие население соответствующих субъектов.

Органы исполнительной власти в субъектах Российской Федерации

 

Система органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации включает их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Ее возглавляет Президент (глава) республики, либо Правительство и его глава.

Правовой статус Президента республики в составе Российской Федерации определяется конституциями республик, а также законами этих республик о Президенте. В большинстве республик Президент является главой государства, высшим должностным лицом и главой исполнительной власти.

Наряду с единоличным главой государства может создаваться и коллегиальный глава государства. Таким органом является Государственный Совет Дагестана, возглавляющий в республике исполнительную власть. В его состав входят Председатель Государственного Совета, Председатель Правительства республики и другие лица, избранные Конституционным собранием Республики Дагестан.

Сегодня актуальным предметом для полемики стало распространение влияния Президента России на осуществление исполнительной власти в субъектах Российской Федерации.

15 декабря 2004 г. вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон» «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» № 159-ФЗ, устанавливающий новый порядок наделения властью и порядок досрочного прекращения полномочий руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Согласно новой редакции закона, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации наделяется полномочиями законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ по представлению Президента РФ. Предложение о кандидатуре главы субъекта РФ вносится Президентом в законодательный орган субъекта РФ не позднее чем за 35 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта РФ. Перед внесением предложения о кандидатуре главы субъекта РФ Президент проводит соответствующие консультации с законодательным органом субъекта РФ. Законодательный орган субъекта РФ рассматривает представленную кандидатуру в течение 14 дней, решение законодательного органа субъекта РФ о наделении гражданина полномочиями главы субъекта РФ считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов. В случае двухпалатного органа – более половины депутатов каждой из палат. В случае двукратного отклонения кандидатуры Президент назначает временно исполняющего обязанности главы субъекта РФ не более чем на 6 месяцев, с рядом ограничений в полномочиях (распускать законодательный орган субъекта РФ и права вносить предложения об изменении конституции (устава) субъекта РФ). Президент проводит консультации с парламентом субъекта по кандидатуре главы, но, тем не менее, вправе уже после повторного отклонения кандидатуры распустить законодательный орган субъекта или предложить новую кандидатуру для утверждения, после третьего отклонения кандидатуры – также вправе распустить законодательный орган.

Законом установлены основания досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта: отрешение высшего должностного лица субъекта РФ от должности Президентом в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации; отрешение высшего должностного лица субъекта РФ от должности Президентом в связи с утратой доверия за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

Согласно закону гражданин РФ может быть наделен полномочиями главы субъекта РФ на срок не более пяти лет, но не установлено ограничение на количество сроков.

Высшие должностные лица субъектов РФ, избранные до вступления в силу поправок к Закону, осуществляют свои полномочия до истечения срока полномочий, установленного конституцией (уставом) субъекта РФ.

Однако указанные выше должностные лица могут поставить перед Президентом вопрос о доверии и досрочном сложении своих полномочий. В таком случае Президент в течение семи дней принимает решение о доверии главе субъекта РФ и внесении его кандидатуры в законодательный орган субъекта РФ для наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ в соответствии с новой редакцией закона.

В случае наделения кандидатуры полномочиями главы субъекта РФ в установленном порядке срок полномочий данного должностного лица начинает течь заново.

Таким образом, выборность высших должностных лиц субъектов Федерации заменена собственно назначением их Президентом. Представляется, что эта решительная президентская политика России носит временный характер и не нанесет серьезного удара по формирующейся российской демократии, а явится утверждением конституционности в стране ее гарантом.

Важная роль в системе исполнительной власти республик в составе Российской Федерации принадлежит правительствам этих республик, являющимся исполнительными и распорядительными органами государственной власти.

Законодательство республик предусматривает различный порядок формирования правительств. Так, в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан Кабинет министров республики формируется Президентом республики. Премьер-министр республики назначается Президентом республики с согласия Государственного собрания (парламента) республики. Заместители премьер-министра, министры, председатели государственных комитетов и руководители ведомств республики назначаются и освобождаются от должности Президентом республики по представлению премьер-министра республики.

Система органов исполнительной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа включает администрацию (правительство), возглавляемую главой администрации (правительства), а также отраслевые и территориальные органы управления и иные органы, создаваемые главой администрации (правительства).

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 211.