Конституционное право как отрасль российского права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Правовое государство

В соответствии со ст. 1 Конституции Российская Федерация является правовым государством.

Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, сложились еще в Древней Греции и Риме. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для самого государства. В средние века Н. Макиавелли и Ж. Боден обосновали задачу государства, которая состоит в обеспечении и охране прав и свобод граждан. В эпоху начавшихся демократических революций (ХVII-ХVIII вв.) эти идеи развивали Г. Гроций и Б. Спиноза в Голландии, Г. Гоббс и Д. Локк в Англии, П. Гольбах, Ш. Монтескье и Д. Дидро во Франции, Т. Джефферсон и Т. Пейн в США. В XIX в. в трудах немецких философов Э. Канта, Г. Гегеля, юристов Р. фон Моля, К. Велькера и других сформировалась целостная теория правового государства, которая легла в основу новой государственности. В России теоретическую завершенность концепция правового государства получила в трудах видных правоведов и философов предоктябрьского периода Б.Н. Чичерина, Б.А. Кистяковского, П.И. Новгородцева, Н.М. Коркунова, С.А. Муромцева, С.А. Котляревского, Г.Ф. Шершеневича, В.М. Гессена, Н.А. Бердяева и др.

Понятие правового государства многомерно. Оно включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократического государства, которое в своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека и гражданина в экономической и духовной сферах. Однако можно выделить основные признаки, характерные для правового государства.

1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Это означает, что сам закон должен быть правовым, т.е. выражать права и свободы человека и гражданина, объективно складывающиеся общественные отношения, тенденции их развития и самообновления. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. Подзаконные акты, тем более ведомственные, могут лишь конкретизировать и детализировать некоторые положения законов, но не совершенствовать, не подправлять, не изменять закон (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).

2. Абсолютный приоритет конституции. Основной закон правового государства – конституция. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить конституции. Приоритет конституции – неотъемлемая черта правового государства. Поэтому правовое государство – это конституционное государство.

Верховенство закона, и прежде всего приоритет Конституции, зафиксированный в ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации, создает правовую основу для установления в России режима законности и правопорядка. Российская Федерация как полноправный член мирового сообщества признает составной частью своего внутригосударственного права общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Поэтому, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

3. Реальность прав и свобод человека и гражданина, обеспечение его свободного развития. Правовое государство признает за личностью определенную сферу свободы, за пределы которой вмешательство государства недопустимо. Обязанность невмешательства государственной власти соответствует праву личности требовать соблюдения этого. В случае нарушения данного права оно обеспечивается судебной защитой. В этих условиях свобода человека выступает как его право – право свободы. Реальное его проявление выражено формулой: «Все, что не запрещено личности, ей дозволено», – и наоборот: «Все, что не дозволено власти, ей запрещено».

Реальность прав личности обеспечивается, прежде всего, признанием высшего приоритета прав и свобод человека и гражданина, опирающимся на их закрепление в Конституции и законах, а также обязанностью государства соблюдать и охранять их (ст. 2 Конституции РФ).

В Российской Федерации объективные права и свободы, закрепленные в главе 2 Конституции, воплощаются в субъективных правах личности, разнообразных по своему конкретному содержанию. Главное же в них – это право личности на положительные действия государства в его интересах: право на жизнь и здоровье, право на личную неприкосновенность и безопасность, право на образование, социальное обеспечение, судебную защиту, свободное передвижение в пределах государственной территории и т.д. В результате правовое государство совмещает в себе субъективные права человека и гражданина и объективный порядок государственной деятельности.

Важнейшей гарантией реальности прав личности служит право на судебную защиту личности от нарушения ее прав в отношениях с государственной властью и между индивидами. В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В правовом государстве должна быть обеспечена реальная независимость суда от любых властных, общественных и криминальных структур. Только независимый суд способен эффективно защитить человека и гражданина от произвола исполнительной власти с ее силовыми структурами.

Принцип независимости суда закреплен в ст. 120 Конституции Российской Федерации. Он обеспечивается положениями ст. 121, 122, 124 и др., в которых установлены положения о несменяемости и неприкосновенности судей, демократические принципы
судопроизводства.

Правовым может быть лишь такое государство, в котором обеспечивается и гарантируется равенство всех граждан перед законом. Грубым нарушением равноправия граждан является установление ничем не оправданных привилегий для определенных групп и категорий государственных служащих и должностных лиц, отдельных граждан. Поэтому ст. 19 Конституции устанавливает, что в Российской Федерации все равны перед законом и судом.

Необходимым условием реализации прав личности является знание гражданами законов, выражающих права и свободы человека и гражданина, определяющих их гарантии, устанавливающих границы дозволенного и запрещенного поведения. В ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации указывается, что закон подлежит официальному опубликованию. «Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

4. Взаимная ответственность государства и личности. Отношения между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее формирования и осуществления должны строиться на началах равенства и справедливости. Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих же пределах ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписаний и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. На это прямо указывается в ч. 2 ст. 15, а также в ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации.

В правовом государстве обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой мер ее ответственности, к которым относятся:

· ответственность депутатов перед избирателями (действующим конституционным правом Российской Федерации институт отзыва депутатов, не оправдавших доверие своих избирателей, не предусмотрен);

· ответственность правительства перед представительными органами (в соответствии со ст. 83, 111 и 117 Конституции Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации, а на основании ч. 3 и 4 ст. 117 Государственная Дума может выразить ему недоверие);

· дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными субъектами права в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В любом государстве, в том числе и правовом, нельзя избежать правонарушений. Ответственность личности перед государством также должна строиться на началах законности и справедливости. Применение принуждения в правовом государстве должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

В отношениях ответственности государства и личности соблюдение правовых требований – юридическая обязанность всех, и прежде всего государства.    Этим    обеспечивается  неотчуждаемость естественных прав человека в правовом государстве.

5. Организация и осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей.

Указанные признаки правового государства являются основными. Практика правовой государственности включает и другие аспекты. Однако все они должны опираться на конкретные законы, только право может лежать в основе любых государственных решений, и особенно – связанных с применением принуждения.


Суверенное государство

Понятие «суверенитет» происходит от латинского слова supranietas (supraсвыше) и означает «высшую» власть, т.е. власть, не имеющую над собой какой-либо другой власти.

В соответствии с общей теорией права суверенитет государства – это свойство государственной власти, которое выражается в ее верховенстве и независимости по отношению к любым другим властям внутри страны, а также в отношениях с другими государствами.

Верховенство государственной власти проявляется, прежде всего, в ее неограниченности ничем, кроме конституции, естественного права и законов, установлении ею общего правопорядка в стране, законодательном закреплении правоспособности, прав и обязанностей государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан. Оно выражается также в исключении возможности существования другой, аль-
тернативной политической власти, в верховенстве на всей территории государства конституции и других законов, издаваемых высшими органами государственной власти.

Независимость государственной власти означает самостоятельность государства в принятии нормативных актов, обеспечении конституционного правопорядка, невмешательство в исключительное право каждого государственного органа действовать в пределах своей конституционной компетенции.

Суверенитет государства – это обязательное условие его международной правосубъектности. Поэтому самостоятельность государственной власти – это отсутствие политической, финансовой и др. зависимости государственных органов от кого бы то ни было не только внутри страны, но и в отношениях с другими государствами.

Суверенитет государства исходит из суверенности народа, закрепленного в ч. 1 ст. 3 Конституции Российской Федерации. Положение о государственном суверенитете следует сразу за этой статьей, чем подчеркивается непосредственная связь суверенитета народа и государства и исходное значение суверенитета народа. В ст. 4 Конституции устанавливается, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, а Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Государственная целостность как одна из основ конституционного строя Российской Федерации, закрепленная в ст. 4 (ч. 3), 5 (ч. 3), 8, 65, 67 (ч. 1), 71 (п. «б»), прямо указывает на невозможность отделения какой-либо части территории от Российской Федерации и конституционную законность пресечения попыток такого отделения. Это особенно важно с учетом специфики российского федерализма, в силу которой в составе Российской Федерации имеются такие субъекты, как республики (государства).

В соответствии со ст. 73 Конституции субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, т.е. имеют остаточный суверенитет. Следовательно, факты утверждения своего полного суверенитета субъектами Федерации, даже обладающими статусом государства, противоречат как Конституции Российской Федерации, так и самому смыслу понятия «суверенитет».

Неприкосновенность территории Российской Федерации как один из важнейших факторов ее суверенитета указывает на то, что нарушение или притязание на
территорию любого региона является нарушением суверенитета России и влечет соответствующие меры с ее стороны. В Основах пограничной политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 1996 г., отмечается, что пограничная политика страны направлена на обеспечение суверенности, неприкосновенности, целостности территории России в ее пограничном пространстве.

В целях защиты государственного суверенитета, обеспечения неприкосновенности и территориальной целостности Российской Федерации Конституция обязывает Президента и Правительство России использовать все необходимые меры, в том числе военного характера (ст. 80 (ч. 2), 82 (ч.1), 87 (ч. 2), 114 (ч.1 п. «д») Конституции РФ).



Экономическая основа

Нормы Конституции Российской Федерации не содержат термина «рыночная экономика». Вместе с тем из ст. 8 следует, что в качестве экономической основы конституционного строя Российской Федерации выступает социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляется на основе рыночных отношений.

В ст. 8 Конституции указывается: «В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности».

Таким образом, экономические основы конституционного строя Российской
Федерации состоят в следующем:

· единство экономического пространства;

· свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

· поддержка конкуренции;

· свобода экономической деятельности.

Единство экономического пространства означает, что территория России представляет собой своеобразный общий рынок с едиными правилами. При этом Конституция указывает, что установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики и др. находятся в ведении Российской Федерации (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ).

Конституционной гарантией единого экономического пространства является положение о свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, которое согласно ч. 1 ст. 74 Конституции означает, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для их движения. Речь идет о свободной в пределах всей территории России торговле и банковской деятельности. На основании Указа Президента РФ от 23 декабря 1991 г. любые акты органов власти и решения должностных лиц, ограничивающие движение товаров, работ и услуг на внутреннем рынке страны, признаются недействительными.

Конкуренция является главной движущей силой рынка и требует государственной поддержки, которая выражается прежде всего в подавлении монополизма и монополистических тенденций в борьбе за получение прибыли. В ч. 2 ст. 34 Конституции
подчеркивается, что экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, не допускается.

Антимонопольная политика государства включает разгосударствление, приватизацию и акционирование предприятий, специальные антимонопольные меры, стимулирование инвестиционной активности. Организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монопольной деятельности и недобросовестной конкуренции устанавливает Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г., направленный на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Необходимым условием становления, развития и эффективного функционирования социального рыночного хозяйства является свобода экономической деятельности. Она означает возможность беспрепятственного создания и преобразования предприятий, распоряжения продуктами своей деятельности с целью извлечения прибыли. Свобода экономической деятельности, закрепленная в ч. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации, предполагает также свободу торговли, банковской и биржевой деятельности, создание хозяйственных объединений.

Материальную основу социальной рыночной экономики составляет собственность. Конституция Российской Федерации исходит из того, что «в Российской Федерации признаются и защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ). При этом особо подчеркивается, что право частной собственности охраняется законом (ч. 1 ст. 35 Конституции РФ).

Конституция Российской Федерации в ч. 3 ст. 35 устанавливает право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Согласно Конституции никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в случае необходимости производится лишь при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ).

Конституционные основы рыночной экономики не только не исключают, но и предполагают государственное регулирование экономических отношений, наличие государственных предприятий и учреждений, в том числе и субъектов Федерации, а также возможность административного вмешательства в экономическую жизнь.



Социальное государство

 

Основные социальные устои государства выражаются в его социальной политике. Социальная политика представляет собой часть общей политики государства, которая регулирует отношения по поводу благосостояния граждан, удовлетворения их материальных и духовных потребностей, обеспечения каждому достойных человека условий существования. Социальная политика тесно взаимодействует с экономической политикой, для которой достижение благосостояния человека и общества представляет конкретную цель. Поэтому в рамках социальной политики можно говорить о социально-политических, социально-экономических и иных подобных явлениях и процессах.

В Конституции Российской Федерации социальное государство характеризуется как государство, главной задачей социальной политики которого является создание
условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ). Эта задача обусловливает основные направления социальной политики Российской Федерации, реализация которых обеспечит создание главных элементов социальной государственности (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ). В их число входят:

· охрана труда и здоровья людей;

· установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

· обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

· развитие системы социальных служб;

· установление государственных пенсий, пособий;

· иные гарантии социальной защиты.

Охрана труда выражается в конституционном праве каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, запрещении принудительного труда (ч. 1 и 2 ст. 37 Конституции РФ). Охрана труда состоит также в праве каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ).

Наряду с охраной труда, важной составной частью социальной политики государства является охрана здоровья граждан и бесплатная медицинская помощь (ч.1 ст.41 Конституции РФ). Часть 2 ст. 41 Конституции устанавливает: «В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию».

К числу основных признаков социального государства относится ответственность за предоставление каждому гражданину достойного человека прожиточного минимума. Конституция Российской Федерации гарантирует право каждого на вознаграждение за свой труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ). Однако этот размер зависит от экономических возможностей государства и на сегодняшний день не соответствует той цели, для достижения которой он установлен.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства (ч. 1 ст. 38 Конституции РФ). В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 38) и действующим семейным законодательством брак, основанный на добровольном согласии и равноправии супругов, обусловливает их равное право и обязанность заботиться о своих детях, содержать и воспитывать их до совершеннолетия. Вместе с тем, законодательство обязывает трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о своих нетрудоспособных и нуждающихся родителях. Государство возлагает на себя содержание, воспитание и образование детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, поощряет благотворительную деятельность по отношению к детям.

Обязанностью государства является также забота об инвалидах и пожилых гражданах. Эта задача реализуется путем развития системы специальных предприятий и цехов для работы инвалидов, что позволяет улучшить материальное положение инвалидов, обеспечения инвалидов специальными средствами передвижения, протезами и т.п.
Государство устанавливает систему льгот для участников Великой Отечественной войны, содержит сеть домов-интернатов для престарелых и инвалидов.

Важным направлением социальной политики государства является развитие системы социальных служб, под которыми понимаются учреждения, предоставляющие гражданам социальные услуги. В широком смысле в их сферу входят вопросы оплаты и условий труда, занятости, обеспечения потребности в товарах и услугах, жилищных условий, охраны здоровья населения, образования, культуры, бесперебойного функционирования транспорта и связи и т.д. В узком смысле к социальным службам относят специальные службы социального обеспечения и социальной защиты.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации малоимущим гражданам, нуждающимся в жилище, государство предоставляет его бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ). Оно принимает меры по развитию государственной и муниципальной систем здравоохранения, в учреждениях которых гражданам оказывается бесплатно медицинская помощь за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч.1 и 2 ст. 41 Конституции РФ). В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Государство обеспечивает возможность бесплатно на конкурсной основе получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении, поддерживает различные формы образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ). Проведение социальной политики государства в сфере поддержки инвалидов, пожилых людей и др. осуществляют специальные учреждения социального обеспечения и социальной защиты.

Установление государственных пенсий и пособий служит социальной гарантией конституционного права граждан России на материальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях. Государство законодательно устанавливает государственные пенсии и социальные пособия, поощряет добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность (ст. 39 Конституции РФ).

Установив социальные основы конституционного строя, Российская Федерация испытывает значительные трудности в их реализации. Причиной является отсутствие реальной социальной ориентации экономической реформы, а следствием – нарушения неотъемлемых прав граждан, систематическое снижение эффективности социальной функции государства.

 



Светское государство

 

Светское государство как одна из основ конституционного строя России означает, что государство и религиозные объединения отделены друг от друга и взаимно не вмешиваются в дела друг друга. Согласно ст. 14 Конституции Российской Федерации, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Светская государственность установилась в большинстве развитых стран и характеризуется, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и отделением школы от церкви (США, Франция, Польша и др.). В некоторых государствах установлена официальная церковь, которую называют государственной, господствующей или национальной. Например, в Великобритании признаются государственными англиканская церковь (Англия) и пресвитерианская (Шотландия). Существуют такие государства, в которых формально провозглашено равенство всех религий, но одна из наиболее традиционных религий фактически пользуется определенными привилегиями, оказывает определенное влияние на жизнь государства (ФРГ, Италия, Япония и др.).

Особое положение в современном мире занимает Ватикан, который в противоположность светским государствам является теократическим. В нем государственная власть принадлежит церковной иерархии.

В мировом сообществе имеется ряд клерикальных государств, в которых государство с церковью не слито, но через институты, установленные законом, церковь влияет на государственную политику, а в школах в обязательном порядке изучаются религиозные догматы (например, Иран).

Российская Федерация как светское государство в ст. 28 Конституции закрепляет свободу совести. При этом государство обязано гарантировать эту свободу. Закон Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях» устанавливает, что все религии и религиозные объединения равны перед законом. Ни одна религия или религиозное объединение не пользуется в государстве никакими преимуществами и не может быть подвергнута никаким ограничениям по сравнению с другими.

Отделение религиозных объединений от государства предполагает, с одной стороны, невмешательство государства, его органов и должностных лиц в отношения гражданина и религии, в законную деятельность религиозных объединений. С другой стороны, религиозные объединения не могут вмешиваться в дела государства, участвовать в выборах государственной власти и деятельности политических партий и движений. Однако отдельные священнослужители могут избираться в органы государственной власти или местного самоуправления, но не от религиозных объединений и не в качестве представителей соответствующей церкви, а как граждане России.

Конституция Российской Федерации в ст. 14 не содержит положения об отделении государственной школы от религии. Такая норма содержится в Законе о свободе совести и религиозных объединениях. В то же время Закон разрешает преподавание вероучений в негосударственных учебных заведениях, частным образом на дому или при религиозном объединении, а также факультативно по желанию граждан во всех учебных заведениях.

Светский характер государства требует от многонационального состава государственного аппарата соблюдения строгого нейтралитета по отношению к конфессиям. Официальные лица государства как граждане России имеют право исповедовать любую религию, но не должны допускать влияния той или иной конфессии на принятие государственных решений. Федеральный закон об основах государственной службы Российской Федерации от 31 июля 1995г. в п. 12 ст.11 прямо устанавливает, что государственные служащие не имеют права использовать свое служебное положение в интересах религиозных объединений для пропаганды отношения к ним.

 

Избирательный процесс

 

Избирательный процесс – это деятельность по подготовке и проведению выборов, которая включает в себя регистрацию избирателей, образование избирательных участков, выдвижение и регистрацию кандидатов (списков кандидатов), предвыборную агитацию, голосование, определение результатов выборов.

1. Регистрация избирателей – это включение лица в список избирателей, на основании которого оно может быть допущено к голосованию. Все граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, включаются в списки избирателей.

Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, предоставляемых по установленной форме главой местной администрации. Уточнение списков зарегистрированных избирателей осуществляется главой местной администрации по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Эти сведения направляются в соответствующие избирательные комиссии сразу после назначения выборов. Основанием для включения гражданина России в список избирателей на конкретном избирательном участке является его проживание на территории этого избирательного участка. Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее чем за 20 дней до дня выборов.

2. В Российской Федерации используется территориальный принцип организации выборов по избирательным округам.

Избирательные округа – это территориальные единицы, от которых избираются депутаты и другие выбираемые лица. В зависимости от числа избираемых лиц избирательные округа делятся на одномандатные и многомандатные.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки – территориальные единицы, создаваемые для проведения голосования и подсчета голосов. Они образуются главой местной администрации по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке и не позднее чем за 50 дней до выборов. Списки    избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы соответствующей избирательной комиссией в местной печати не позднее чем за 45 дней до дня выборов.

Органами, обеспечивающими практическую подготовку и проведение выборов, являются избирательные комиссии. В Российской Федерации подготовку и проведение выборов осуществляют: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действует на постоянной основе. Она осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами в соответствии с федеральными законами, а также по проведению референдумов Российской Федерации. Срок полномочий Центральной избирательной комиссии – 4 года. Она состоит из 15 членов. Пять из них назначаются Государственной Думой, пять – Советом Федерации, а остальные пять членов назначаются Президентом Российской Федерации.

Порядок формирования избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, а также по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации определяется соответственно федеральными законами, законами и иными нормативными актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Кандидаты могут быть выдвинуты непосредственно, а также в составе списка кандидатов. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, а также путем выдвижения политической партией, избирательным блоком.

Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политическими партиями и избирательными блоками, имеющими в соответствии с действующим законодательством право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов.

Политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан России в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Избирательным блоком является создаваемый для совместного участия в выборах добровольный союз двух или трех политических партий, а также добровольный союз одной или двух политических партий с соответственно не более чем двумя или одним общественным объединением, которое создано в форме общественной организации или общественного движения и устав которого предусматривает участие в выборах.

Выдвижение кандидатов (списка кандидатов) от политической партии или избирательного блока проводится на съезде (конференции) соответственно партии или партий и общественных объединений, входящих в избирательный блок.

В поддержку кандидатов (списка кандидатов) собираются подписи избирателей.

Кандидаты (списки кандидатов) регистрируются соответствующей избирательной комиссией при наличии заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу и иных предусмотренных законом документов. Одновременно в соответствующую избирательную комиссию представляется не менее установленного количества подписей избирателей в поддержку кандидата (списка кандидатов).

Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности.

В том случае, если в установленные сроки в избирательном округе не будет зарегистрирован ни один кандидат, либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов или равным ему, то выборы в этом избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются для дополнительного выдвижения кандидатов.

4. Предвыборная агитация представляет собой деятельность граждан и общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющую целью побудить избирателей к участию в голосовании за или против тех или иных кандидатов (списков кандидатов). Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до выборов.

5. Голосование – это главная стадия избирательного процесса. Оно проходит в один или два тура и осуществляется лично путем подачи избирательного бюллетеня. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее, чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой
информации.

Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов будет отсутствовать по месту жительства и не сможет в день выборов принять участие в голосовании, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной или участковой избирательной комиссии.

В день выборов на избирательном участке вправе присутствовать наблюдатели.

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участия в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования.

Голосование проводится в специально оборудованных кабинах (комнатах), в которых не допускается присутствие других лиц. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом участковой избирательной комиссии или наблюдателем. Избирательный бюллетень должен содержать печать участковой избирательной комиссии или подписи не менее двух ее членов.

Заполненные избирательные бюллетени опускаются в избирательные ящики, которые должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

6. Порядок определения результатов выборов зависит от принятого вида избирательной системы.

Мажоритарная избирательная система – это система выборов, при которой выбранными считаются кандидаты, получившие установленное большинство голосов. Она подразделяется на мажоритарные системы относительного и абсолютного большинства.

Мажоритарная система относительного большинства – это система выборов, при которой избранным считается кандидат, который получил больше голосов по сравнению с другими кандидатами.

Мажоритарная система абсолютного большинства – это система выборов, при которой избранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов, т.е. более половины общего их числа. При этом устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании (как правило, половина зарегистрированных избирателей).

Пропорциональная избирательная система – это порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими своих кандидатов в представительный орган, производится пропорционально полученному ими количеству голосов.

При пропорциональной системе вначале определяется избирательная квота (избирательное частное) как наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата. Она устанавливается путем деления количества голосов, поданных по округу, на количество распределяемых в округе мандатов. Затем решается вопрос о распределении мандатов между списками. Число мест в выбираемом органе, полученных списком, определяется делением количества голосов, поданных за список, на избирательную квоту. После первого распределения голосов на основе избирательной квоты, как правило, остается некоторое количество нераспределенных мест. В этом случае применяется метод наибольшего остатка, в соответствии с которым перераспределенные места передаются партиям, имеющим наибольшие остатки голосов.

Смешанные избирательные системы – это избирательные системы, основанные на сочетании двух систем представительства – мажоритарной и пропорциональной.

Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. После подсчета голосов избирателей участковая избирательная комиссия заполняет протокол об итогах голосования.

На основании протоколов участковых, территориальных избирательных комиссий окружная избирательная комиссия устанавливает результаты выборов по избирательному округу. Об этом составляется протокол.

Окружная избирательная комиссия признает выборы недействительными, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей.

Понятие органа государственной власти.
Система федеральных органов государственной власти

Российская Федерация осуществляет функции государства через органы государственной власти.

Орган государственной власти – это гражданин или коллектив граждан, наделенный государственно-властными полномочиями, уполномоченный государством на осуществление его задач и функций и действующий в установленном государством порядке.

Органы государственной власти характеризуются следующими признаками:

1. Они образуются в точном соответствии с законом. Их состав устанавливается Конституцией Российской Федерации и принятыми на ее основе нормативно-правовыми актами. Порядок образования органов государственной власти регламентируется федеральными законами.

2. Орган государственной власти уполномочен российским государством осуществлять строго определенные задачи и функции. В этих целях государство наделяет свои органы государственно-властными полномочиями, т.е. правом принимать общеобязательные решения. Властные полномочия органов государственной власти выражаются в компетенции конкретного органа, закрепленной соответствующим нормативно- правовым актом.

3. Каждый орган государственной власти имеет четко определенную законом структуру, осуществляет свою деятельность в присущих ему организационно-правовых формах. Законодательством регламентируется также процедура деятельности органов государственной власти.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны (ст. 10 Конституции РФ).

Систему федеральных органов государственной власти образуют Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, Суды Российской Федерации, а также находящиеся вне рамок разделения властей Президент Российской Федерации и Прокуратура Российской Федерации (ст. 11 и 129 Конституции РФ).

В субъектах Российской Федерации государственную власть осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ст. 11 Конституции РФ).

Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Федерации составляют единую систему органов государственной власти Российской Федерации. Такое единство обусловлено федеративным устройством России, ее государственной целостностью и производно от полновластия многонационального народа Российской Федерации, его права формировать государственные органы.

Под системой органов государственной власти Российской Федерации будем понимать совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих федеральных и региональных (субъектов Федерации) органов законодательной, исполнительной и судебной власти, осуществляющих в присущих им организационно-правовых формах функции единой государственной власти. Таким образом, система органов государственной власти Российской Федерации состоит из следующих основных видов: органов законодательной власти (представительных органов государственной власти), органов исполнительной власти и органов судебной власти.

Президент Российской Федерации: правовой статус,
порядок выборов и отрешения от должности, компетенция

Президент Российской Федерации является главой государства. Он выступает гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях (ст. 80 Конституции РФ).

Президент Российской Федерации избирается на четыре года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее десяти лет (ст. 81 Конституции РФ).

Законодательство о выборах Президента Российской Федерации составляют Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации», иные федеральные законы.

Законодательство о выборах закрепляет альтернативность таких выборов в качестве обязательного требования. Кандидаты на должность Президента Российской Федерации могут быть выдвинуты политическими партиями, имеющими право в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов, избирательными блоками, а также в порядке самовыдвижения, при условии поддержки самовыдвижения гражданина группой избирателей (п.1 ст. 6 Закона о выборах Президента РФ). Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку, а политическая партия, избирательный блок – в поддержку, выдвижения кандидата, соответственно политической партией, избирательным блоком не менее двух миллионов подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительство которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории России, общее количество этих подписей не может быть более 50 тысяч.

Политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов, а также избирательный блок, состоящий из тех же политических партий и иных общероссийских общественных объединений, что и избирательный блок, федеральный список кандидатов которого допущен к распределению депутатских мандатов, не собирают подписи избирателей в поддержку выдвинутых ими кандидатов. Под федеральным списком кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, понимается федеральный список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов на основании официально опубликованных результатов ближайших предшествующих выборам Президента России выборов депутатов Государственной Думы при условии, что официальное опубликование состоялось раньше представления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации документов (п. 2 ст. 36 Закона о выборах Президента РФ).

Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд (ст. 81 Конституции РФ).

Выборы признаются не состоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей, внесенных в списки для голосования. Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. При повторном голосовании избранным считается кандидат, получивший большее число голосов избирателей, при условии, что это число больше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

После избрания Президента Российской Федерации осуществляется процедура вступления в должность, которая происходит по истечении четырех лет со дня вступления в должность Президента России, избранного на предыдущих выборах, либо на 30-й день после проведения повторных выборов Президента Российской Федерации и заключается в принесении Президентом присяги в торжественной обстановке.

В соответствии со ст. 91 Конституции Российской Федерации Президент обладает неприкосновенностью. Это означает, что Президент Российской Федерации не может быть арестован, подвергнут задержанию, привлечен к судебной ответственности, пока он находится на посту.

Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения присяги и прекращает их исполнение по истечении срока    его  пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом. Президент прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

Во всех случаях, когда Президент России не в состоянии выполнять обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации в ст. 93 предусматривает отрешение Президента России от должности. Отрешение от должности Президента Российской Федерации – это особая процедура реализации конституционной ответственности Президента в случае совершения им государственной измены или иного тяжкого преступления. Для инициации процедуры отрешения требуется поддержка не менее одной трети депутатов Государственной Думы. Государственная Дума образует специальную комиссию, которая в своем заключении формулирует обвинение против Президента. В самой процедуре отрешения участвуют обе палаты Федерального Собрания, Верховный Суд и Конституционный Суд Российской Федерации. На основании заключения специальной комиссии, которое должно быть подтверждено заключением Верховного Суда, Государственная Дума выдвигает обвинение в отношении Президента России. Конституционный Суд дает свое заключение о соблюдении установленной процедуры выдвижения обвинения. Совет Федерации отрешает Президента Российской Федерации от должности. Эти вопросы решаются двумя третями и более голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента.

Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией России наделен широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства и обеспечивающих возможность выполнять закрепленные за ним функции.

Президент Российской Федерации назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации, обладает полномочиями по кадровым вопросам в отношении Правительства России, Центрального банка Российской Федерации, федеральных судов, Генерального прокурора Российской Федерации (ст. 83 Конституции РФ). Президент Российской Федерации формирует и возглавляет Совет Безопасности, утверждает военную доктрину Российской Федерации, формирует администрацию Президента, назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил России, дипломатических представителей после консультации с соответствующими комитетами и комиссиями Федерального Собрания (ст. 83 Конституции РФ), назначает выборы Государственной Думы, распускает Государственную Думу в предусмотренных Конституцией России случаях, назначает референдум, вносит законопроекты в Государственную Думу, подписывает и обнародует федеральные законы, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства (ст. 84 Конституции РФ). Президент Российской Федерации является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами России (ст. 87 Конституции РФ), вводит в Российской Федерации или на части ее территории чрезвычайное положение (ст. 88 Конституции РФ), решает вопросы гражданства, награждает наградами  Российской Федерации, присваивает почетные и высшие воинские звания, осуществляет помилование (ст. 89 Конституции РФ), издает не противоречащие Конституции и федеральным законам указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации (ст. 90 Конституции РФ).

Полномочия Президента в отношениях с субъектами РФ как главы федеративного государства прописаны в Конституции РФ лишь в самом общем виде. Они скорее вытекают из его основных функций как гаранта Конституции. Из конкретных конституционных полномочий важное значение имеют назначение и освобождение полномочных представителей Президента, которые с изданием Указа от 13 мая 2000 г. образуют институт полномочных представителей в федеральных округах. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. №849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» необходимо рассматривать в контексте ранее принятых актов, которыми учреждался и регламентировался институт полномочных представителей Президента Российской Федерации. К ним, в частности, относятся: Распоряжение Президента Российской Федерации от 02.09.1991 г. №34-рп, «Об утверждении Временного положения о представительствах Президента РСФСР в республиках в составе РСФСР», Указ Президента Российской Федерации от 05.02.1993 г. №186 «О представителе Президента Российской Федерации в крае, области, автономной области, автономном округе, городах Москве и Санкт-Петербурге», Указ Президента Российской Федерации от 10.06.1994 г. №1186 «О полномочных представителях Президента Российской Федерации в субъектах Российской Федерации» Указ Президента России «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в регионе Российской Федерации».

Представляется, что изменение территории, в рамках которой осуществляет свою деятельность полномочный представитель, не является существенным в правовом отношении фактором, влияющим на конституционность рассматриваемого института.

Действительно, федеральные округа являются специальными территориальными единицами Российской Федерации, однако они созданы Президентом Российской Федерации для обеспечения исполнения своих полномочий в качестве территорий, в рамках которых осуществляют свою деятельность должностные лица Администрации Президента и функционируют ее структурные подразделения. Учреждение федеральных округов не выходит за рамки конституционных полномочий Президента. Территория федеральных округов состоит из территорий субъектов Российской Федерации, однако, округа нельзя рассматривать как политико-правовое объединение  субъектов Российской Федерации.

В рамках федеральных округов не создаются органы исполнительной власти общей компетенции, а также представительные органы государственной власти.

В этом смысле федеральные округа по своему правовому положению аналогичны военным округам, пограничным округам, а также единицам экономического районирования Российской Федерации, в рамках которых также создаются самые разнообразные исполнительные органы государственного управления.

Предполагаемое увязывание структуры территориальных органов федеральных органов исполнительной власти с делением территории Российской Федерации на федеральные округа не столь однозначно в правовом отношении, с учетом того, что Президент Российской Федерации не является главой исполнительной власти.

Однако, поскольку Президент Российской Федерации наделен правом определять основные направления внутренней политики государства, а также структуру федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, рассматриваемая мера представляется законной. Деление территории государства на федеральные округа, осуществленное в том числе и в целях оптимизации системы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, является весьма действенной мерой и может быть расценено как определение основных направлений внутренней политики Российской Федерации.

Таким образом, Президент РФ, разделив территорию Российской Федерации на федеральные округа, действовал в рамках своих конституционных полномочий. Более того, в соответствии с п. 2,4 и 10 Положения о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2000 г. №849, полномочные представители Президента Российской Федерации, их заместители и их аппарат находятся в структуре Администрации Президента Российской Федерации. Данный факт представляется определяющим при определении их правового положения. Статьей 83 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что Президент Российской Федерации для обеспечения исполнения своих полномочий формирует Администрацию Президента Российской Федерации. При этом он вправе самостоятельно определять структуру данного органа, задачи должностных лиц и структурных подразделений. С учетом изложенного, конституционность института полномочных представителей Президента Российской Федерации не вызывает сомнений.

Кроме того, у полномочных представителей Президента Российской Федерации отсутствуют какие-либо властные полномочия, в основном их функции носят организационный и информационный характер.

Полномочные представители обладают правом властного веления в отношении органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц исключительно в отношении получения необходимых материалов по запросу (п. 7 Положения). Однако поскольку это делается в интересах обеспечения конституционных полномочий Президента Российской Федерации, данная мера представляется оправданной и законной.

 




Федеральное Собрание Российской Федерации: структура,

Акты палат Федерального Собрания

Помимо законов, Совет Федерации и Государственная Дума принимают постановления по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией Российской Федерации.

Постановлениями Совета Федерации также оформляются: принятие регламента Совета Федерации, изменения и дополнения к нему; результаты голосования об избрании Председателя Совета Федерации и его заместителей; решение Совета Федерации об освобождении от занимаемой должности Председателя Совета Федерации и его заместителей; результаты тайного голосования; решения по другим вопросам организации внутренней деятельности Совета Федерации.

Государственная Дума принимает постановления по следующим вопросам: о даче согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства России; о доверии Правительству Российской Федерации; о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; о назначении на должность и освобождении от должности Уполномоченного по правам человека; об объявлении амнистии; о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности; о запросе в Конституционный Суд Российской Федерации; о внесении предложений о поправке и пересмотре положений Конституции Российской Федерации; по другим вопросам своей компетенции.

На территории Российской Федерации применяются только те акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.

 

 

Правительство Российской Федерации: структура,
порядок формирования и отставки, компетенция

 

Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации – это высший орган федеральной исполнительной власти, который возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, обеспечивает осуществление полномочий федеральной исполнительной власти на всей территории России, направляет работу министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

В состав Правительства Российской Федерации входят Председатель Правительства, заместители Председателя Правительства и федеральные министры (ст. 110 Конституции РФ).

Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы (ст. 111 Конституции РФ). Заместителей Председателя Правительства и федеральных министров назначает Президент Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации (ст. 112 Конституции РФ).

Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу (ст. 113 Конституции РФ).

По предложению Председателя Правительства может быть образован Президиум Правительства Российской Федерации, состав которого утверждается Президентом Российской Федерации. Так, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября 1998г. № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», был сформирован Президиум Правительства Российской Федерации, в состав которого входили: Председатель Правительства Российской Федерации, его первые заместители и заместители; федеральные министры: внутренних дел, обороны, иностранных дел, экономики, финансов, госимущества.

На основании положений указа полноправное участие в деятельности Президиума принимали руководитель Центрального банка Российской Федерации, президент Российской академии наук, а также восемь глав регионов – руководителей межрегиональных ассоциаций.

Заседания Президиума Правительства Российской Федерации проводятся по мере необходимости. Правительство вправе отменить любое решение Президиума Правительства.

Правительство Российской Федерации прекращает свои полномочия при вступлении в должность вновь избранного Президента России, а также при принятии Президентом решения об отставке Правительства Российской Федерации.

Отставка Правительства Российской Федерации – это прекращение его полномочий Президентом России по инициативе самого Правительства Российской Федерации, по инициативе Президента Российской Федерации, а также в случаях выражения Государственной Думой недоверия или отказе в доверии Правительству Российской Федерации (ст. 117 Конституции РФ).

Исходя из своей компетенции, Правительство Российской Федерации: разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает проведение единой в Российской Федерации финансовой, кредитной и денежной политики; обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществляет управление федеральной собственностью; осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью и осуществляет иные полномочия (ст. 114 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 115 Конституции Российской Федерации Правительство России издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации.

Деятельность Правительства Российской Федерации обеспечивает его аппарат.


Конституционное право как отрасль российского права

Конституционное право как отрасль российского права характеризуется соответствующими предметом и методом правового регулирования.

Предметом конституционного права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием: основ конституционного строя РФ, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, социального и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конституции в государстве, взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории России, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации, федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов, исключительной компетенции федерации и предмета совместного ведения федерации и субъектов, верховенства федеральных законов над правовыми актами субъектов, организации и функционирования системы высших органов Российской Федерации, Президента, Федерального Собрания, Правительства, органов судебной власти, а также местного самоуправления.

Основным способом воздействия государства на общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, является наделение одной из сторон государственно-властными полномочиями. Такой метод  регулирования в юридической науке получил название метода властеотношений. Соответственно на другую сторону этих отношений возлагается обязанность подчиняться велениям стороны, наделенной такими полномочиями.

Метод конституционного права использует классические способы воздействия на участников общественных отношений. К ним относятся дозволение, запрет, возложение обязанностей, установление равенства сторон в отношениях.

Таким образом, конституционное право - это базовая ведущая отрасль российского права, представляющая собой совокупность установленных (санкционированных) государством правовых норм, в которых закреплены основы конституционного строя Российской Федерации, взаимоотношений между государством и личностью, федеративного устройства России, организации и деятельности системы органов государственной власти и местного самоуправления.

Результатом воздействия конституционно-правовых норм на соответствующие общественные отношения является возникновение конституционно-правовых отношений.

Конституционно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права. Их содержанием является юридическая связь между субъектами правоотношения, которая выражается в том, что один субъект обладает определенными правами, а второй – корреспондирующими обязанностями, или оба наделены взаимными правами и обязанностями, предусмотренными данными нормами.

Конституционно-правовые отношения имеют свои особенности. Во-первых, они возникают в особой сфере общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. Во-вторых, их отличает особый субъектный состав, так как он включает таких субъектов, которые не могут быть субъектами других видов правоотношений. В-третьих, они характеризуются значительным разнообразием видов правовых отношений.

Классическим видом таких правоотношений являются конкретные конституционно-правовые отношения, которые возникают в результате реализации норм-правил поведения. В этом виде правоотношений четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.

Другим видом конституционно-правовых отношений выступают правоотношения общего характера, такие как реализация норм-принципов, норм-целей, норм-деклараций и т.п. В них конкретно не определены субъекты отношений, не установлены их конкретные права и обязанности.

Особым видом конституционно-правовых отношений являются правовые состояния. Их характеризует, с одной стороны, четкая определенность субъектов правоотношения, а с другой – неопределенность взаимных прав и обязанностей, которые выводятся из множества действующих конституционно-правовых норм. Например, состояние в гражданстве, состояние в качестве субъекта Российской Федерации.

Конституционно-правовые отношения также классифицируются:

· по сроку действия – на постоянные (срок действия не является определенным) и временные;

· по назначению в механизме правового регулирования – на материальные и процессуальные;

· по целевому назначению — на правоустановительные и правоохранительные.

Необходимой предпосылкой конкретных конституционно-правовых отношений являются юридические факты. Юридические факты – это события или действия, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Они формулируются в гипотезах правовых норм. События происходят независимо от воли субъекта (например, рождение гражданина, достижение совершеннолетия и т.п.). Действия – это такие юридические факты, наступление которых зависит от воли и сознания субъекта. Все действия подразделяются на правомерные и неправомерные. В свою очередь правомерные действия делятся на юридические акты и юридические поступки. Юридические акты представляют собой правомерные действия, совершаемые специально с целью возникновения, изменения или прекращения определенных правоотношений. Юридические поступки специально не направлены на возникновение, изменение или прекращение правоотношений, но влекут за собой такие последствия. Развитие конституционно-правового отношения, как правило, обусловлено целой системой, цепью юридических фактов.

Субъектами конституционно-правовых отношений могут быть все, кто в соответствии с правовыми нормами данной отрасли являются носителями определенных прав и обязанностей, т.е. являются субъектами конституционного права. Понятие «субъект права» относится к неопределенному кругу субъектов, обозначаемых видовым понятием (например, гражданин, субъект Федерации и т.п.). Понятие «субъект правоотношения» относится к конкретному субъекту – участнику конкретного правоотношения (например, гражданин Иванов Владимир Петрович, г. Москва и т.п.).

Субъектами конституционно-правовых отношений выступают Российская Федерация, республики и другие субъекты Федерации, муниципальные образования, органы государства, органы местного самоуправления, политические партии и другие общественные объединения граждан, отдельные граждане, а также такие специфические субъекты, как народ, депутаты, избирательные комиссии, собрания избирателей, собрания граждан и др.

В определенных случаях субъектами конституционно-правовых отношений могут быть иностранные граждане и лица без гражданства (например, при подаче заявления о приобретении российского гражданства).

Источниками российского конституционного права являются законодательные и иные правовые акты, которые содержат нормы конституционного (государственного) права: Конституция РФ, Конституции республик, федеральные конституционные законы и федеральные законы, указы Президента РФ, акты палат Федерального собрания, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные акты законодательных и исполнительных органов субъектов федерации, принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, акты, издаваемые чрезвычайными органами в условиях военного или чрезвычайного положения.

Главным источником конституционного права выступает Конституция РФ. Ее нормы регулируют наиболее важные, коренные общественные отношения. Нормы Конституции обладают высшей юридической силой и лежат в основе всей текущей нормотворческой деятельности.

Конституция РФ устанавливает целостную систему принципов конституционного строя. При конституционном строе, прежде всего, должно обеспечиваться подчинение государства, общества и личности праву. Поэтому важнейшим принципом конституционного строя РФ как правового государства является принцип верховенства права

Конституция Российской Федерации имеет свою логику построения, основанную на органической связи: человек - гражданское общество - государство. Первый раздел Конституции включает главы:

1. Основы конституционного строя.

2. Права и свободы человека и гражданина.

3. Федеративное устройство.

4. Президент Российской Федерации.

5. Федеральное Собрание.

6. Правительство Российской Федерации.

7. Судебная власть и прокуратура.

8. Местное самоуправление.

9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Второй раздел содержит заключительные и переходные положения.

Все действующие конституции по способу изменения, внесения поправок и дополнений делятся на: гибкие, жесткие и особо жесткие.

Гибкие конституции изменяются и дополняются в том же порядке, что и обычные парламентские законы.

Жесткие конституции могут быть изменены или дополнены путем более сложной процедуры, требующей квалифицированного большинства при голосовании членов Парламента.

Особо жесткие конституции, помимо усложненной процедуры принятия поправок, включают особую стадию их ратификации, которая осуществляется путем двойного вотума в Парламенте, либо референдума, либо одобрения поправок членами федерации.

Конституция Российской Федерации относится к особо жестким.

Предложения о поправках и пересмотре Конституции могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или Государственной Думы.

В случае, когда обязанности Президента РФ временно исполняет Председатель правительства, он не имеет права вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

Порядок внесения поправок в Конституцию РФ и ее пересмотра определяет глава 9 Конституции РФ (ст.134-137).

Поправки в Конституцию могут быть внесены только в главы 3-8 в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, т.е. они должны быть одобрены большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятые поправки вступают в силу только после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ (ст. 136 Конституции РФ). 

Положения глав 1,2 и 9 выражают концептуальную сущность Конституции РФ и не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Предложение о пересмотре статей эти глав требует поддержки тремя пятыми голосов от общего числа, как членов Совета Федерации, так и депутатов Государственной Думы. В этом случае созывается Конституционное Собрание.

Конституционное Собрание простым большинством голосов (общее число 300 человек) от общего числа его членов либо подтверждает неизменность Конституции РФ, било принимает решение о необходимости внесения соответствующих изменений и разрабатывает проект новой Конституции. Этот проект принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов. В противном случае он выносит на всенародное голосование. Конституция считается принятой, если наберет более половины голосов избирателей, при условии, что в голосовании приняло участие более половины избирателей. Таким образом, внесений изменений в главы 1,2,9 фактически означает принятие новой Конституции.

Конституция РФ предусматривает возможность внесения в нее изменений, которые относятся только к нормам ст. 65, характеризующей состав субъектов РФ, с их полными официальными наименованиями. Изменения в ст. 65. Вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта, либо, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.

Если, изменяется наименование субъекта Российской Федерации, что относится к собственной компетенции субъектов, то его новое наименование включается в ст. 65 Конституции без особых процедур. ( ст.137 Конституции РФ)

Дата: 2019-03-05, просмотров: 224.