Особенности федеративного устройства России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Российская Советская Республика, которая возникла в результате Октябрьской революции, являлась унитарным государством. Однако, провозглашенное советской властью право наций на самоопределение активизировало процесс усложнения формы государственного устройства Российской Советской Республики и превращения в федеративное государство. В январе 1918 года, принятая 3 Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатский и крестьянских депутатов Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа провозглашала Россию Федерацией. Федеративный принцип государственного устройства был закреплен в Конституции РСФСР 1918 года.

В первой половине 1918 года основной формой автономии была автономная республика (Советская Латвия, Украинская Республика, Туркменская Советская Республика и т.д.), однако, уже во второй половине 1918 года создается Трудовая коммуна немцев Поволжья, а с 1920 года появляется еще одна форма автономии - автономная область. С 1923 года возникает новая форма автономии - национальный округ, многие российские автономии переходят к более высокой форме национальной государственности.

Конституция РСФСР 1925 года в качестве основных форм автономии определила автономную республику и автономную область.

Принятая 21 января 1937 года новая Конституция РСФСР, закрепила наличие в составе федерации 16 автономных республик и 5 автономных областей. В Конституции говорилось также о наличии в республике национальных округов.

В соответствии с Конституцией РСФСР 1978 года в состав Российской Федерации входили 16 автономных республик, 5 автономных областей и 10 автономных округов, образованных из бывших национальных округов.

В конце 80-х в начале 90-х годов 20 века во всех союзных республиках бывшего СССР совершенно определенно проявилась тенденция к независимости, которая привела к распаду СССР и превращению союзных республик в суверенные государства (12 июня 1990 года 1 съездом народных депутатов РСФСР была принята «Декларация о государственной независимости РСФСР»).

Аналогичные процессы охватили национально-государственные образования, находящиеся в составе РФ. Одни из них поставили вопрос о предоставлении им статуса суверенных государств, другие - о повышение формы их государственности. 4 Съезд народных депутатов РФ повысил статус всех автономных республик, исключив из названия слово «автономные». При этом правовой статус республик в составе РФ получили все бывшие автономные области, за исключением Еврейской автономной области.

31 марта 1992 года был подписан федеральный договор, который с 10 апреля 1992 года стал составной частью Конституции. Договором субъектами РФ признаны республики в составе Российской Федерации, края, области, автономная область и автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург. 6 съезд народных депутатов РСФСР изменил официальное название страны, вместо Российская Советская Федеративная социалистическая республика она стала называться Российская Федерация - Россия. Принятая 12 декабря 1993 года новая Конституция РФ закрепила федеративное устройство России в составе 89 субъектов. (сегодня их 85: 22 Республики, 46 областей, 9 Краев, 1 Автономная область, 4 Автономных округа, а также 3 города Федерального значения.)

Содержание ч.3 ст. 5 Конституции указывает на принципы федеративного устройства России. К ним относится:

1. Государственная целостность России. Она обусловлена волей субъектов РФ к единству для достижения общих целей, и обеспечивается целостностью и неприкосновенностью ее территории, единством экономического пространства, верховенством Конституции РФ и федеральных законов на всей территории России, единым гражданство РФ, отсутствием у субъектов РФ права выхода из состава Федерации, а также, изменения своего конституционно-правового статуса без согласия РФ.

2. Единство государственной власти. В Российской Федерации государственная власть осуществляется системой, в которую входят федеральные органы государственной власти (Президент, законодательные, исполнительные, судебные и прокуратура), а также органы государственной власти субъектов федерации. Сущность единства системы государственной власти состоит в том, что их совокупная компетенция охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Оно основано на разделении функций государственной власти между законодательной, исполнительной и судебной властями, а также добровольном конституционном признании субъектами федерации приоритета целей и задач федерации, т.е. самоограничение субъектов в их правах.

4.  Равноправие и самоопределение народов РФ. Оно означает равенство прав народов России во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры и других областях, а также в избрании формы своей государственности.

5. Равноправие субъектов РФ в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, которое означает, что в этом смысле все субъекты, находящиеся в составе РФ, обладают одинаковыми правами. Однако это равноправие не предполагает, что республика имеет одинаковые права, например, с автономной областью. Вместе с тем, безусловно, равноправными являются все республики, все области и края, города федерального значения, автономная область, все автономные округа.

Государственное устройство России основывается на принципах федерализма. Это означает, что Российская Федерация как единое, сложное государство состоит из нескольких равноправных субъектов, связанных с Федерацией и между собой федеративными государственно-правовыми отношениями, устанавливающими исключительную, а также совместную с ее субъектами компетенцию Российской Федерации. Российский федерализм исторически получил свое выражение в создании различных форм государственности народов Российской Федерации - республик, автономной области, автономных округов, а также в преобразовании одних форм национальной государственности в другие.

Конституция России в ст.1 закрепляет федерацию не только в качестве формы государственного устройства, но и как одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

Согласно Конституции России, субъектами Российской Федерации являются республики (государства), края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа (ч.1 ст. 5 Конституции РФ).

Республики как государства имеют свою конституцию и законодательство, а края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, которые государствами не являются, имеют свои уставы и законодательство (ч.2 ст. 5 Конституции РФ).

В ч.3 ст.5 Конституции указывается: «Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российское Федерации». Из этого следует, что федерализм в России – это не только способ разрешения национального вопроса в многонациональной стране, но и форма демократизации управления государством путем его децентрализации. Децентрализация государственной власти обусловила субъектный состав Российской Федерации, который включает как национально-государственные, так и государственно-территориальные образования.

Суверенитет государства исходит из суверенитета народа, закрепленного в ч.1 ст.3 Конституции Российской Федерации. В ст.4 Конституции устанавливается, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, а Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Государственная целостность как одна из основ конституционного строя Российской Федерации, закрепленная в ст.4 (ч.3), 5 (ч.3), 8, 65, 67 (ч.1), 71 (п.«б»), прямо указывает на невозможность отделения какой-либо части территории от Российской Федерации и конституционную законность пресечения попыток такого отделения.

Неприкосновенность территории Российской Федерации как один из важнейших факторов ее суверенитета указывает на то, что нарушение или притязание на территорию любого региона является нарушением суверенитета России и влечет соответствующие меры с ее стороны. В целях защиты государственного суверенитета, обеспечения неприкосновенности и территориальной целостности Российской Федерации Конституция обязывает Президента и Правительство России использовать необходимые меры, в том числе военного характера (ст.80 (ч.2), 82 (ч.1), 87 (ч.2), 114 (п.«д») Конституции РФ).

В РФ имеются также закрытые административно-территориальные образования.

Согласно закону РФ от 14 июля 1992 года «О закрытых административно-территориальных образованиях» закрытым административно-территориальным образованием признается, имеющее органы местного самоуправления, территориальное образование, в пределах которого, расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлении, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых необходим особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. Являясь административно-территориальной единицей, закрытое административно-территориальное образование находится в ведении федеральных органов государственной власти и управления по вопросам их образования, подчиненности органам государственной власти и управления субъектов федерации и безопасного функционирования субъектов предприятий или объектов.

Решение о создании закрытого административно-территориального образования принимается Президентом РФ по представлению Правительства России в случаях, когда иные меры не могут обеспечить безопасное функционирование предприятий и объектов.

Суверенное государство

Понятие «суверенитет» происходит от латинского слова supranietas (supraсвыше) и означает «высшую» власть, т.е. власть, не имеющую над собой какой-либо другой власти.

В соответствии с общей теорией права суверенитет государства – это свойство государственной власти, которое выражается в ее верховенстве и независимости по отношению к любым другим властям внутри страны, а также в отношениях с другими государствами.

Верховенство государственной власти проявляется, прежде всего, в ее неограниченности ничем, кроме конституции, естественного права и законов, установлении ею общего правопорядка в стране, законодательном закреплении правоспособности, прав и обязанностей государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан. Оно выражается также в исключении возможности существования другой, аль-
тернативной политической власти, в верховенстве на всей территории государства конституции и других законов, издаваемых высшими органами государственной власти.

Независимость государственной власти означает самостоятельность государства в принятии нормативных актов, обеспечении конституционного правопорядка, невмешательство в исключительное право каждого государственного органа действовать в пределах своей конституционной компетенции.

Суверенитет государства – это обязательное условие его международной правосубъектности. Поэтому самостоятельность государственной власти – это отсутствие политической, финансовой и др. зависимости государственных органов от кого бы то ни было не только внутри страны, но и в отношениях с другими государствами.

Суверенитет государства исходит из суверенности народа, закрепленного в ч. 1 ст. 3 Конституции Российской Федерации. Положение о государственном суверенитете следует сразу за этой статьей, чем подчеркивается непосредственная связь суверенитета народа и государства и исходное значение суверенитета народа. В ст. 4 Конституции устанавливается, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, а Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Государственная целостность как одна из основ конституционного строя Российской Федерации, закрепленная в ст. 4 (ч. 3), 5 (ч. 3), 8, 65, 67 (ч. 1), 71 (п. «б»), прямо указывает на невозможность отделения какой-либо части территории от Российской Федерации и конституционную законность пресечения попыток такого отделения. Это особенно важно с учетом специфики российского федерализма, в силу которой в составе Российской Федерации имеются такие субъекты, как республики (государства).

В соответствии со ст. 73 Конституции субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, т.е. имеют остаточный суверенитет. Следовательно, факты утверждения своего полного суверенитета субъектами Федерации, даже обладающими статусом государства, противоречат как Конституции Российской Федерации, так и самому смыслу понятия «суверенитет».

Неприкосновенность территории Российской Федерации как один из важнейших факторов ее суверенитета указывает на то, что нарушение или притязание на
территорию любого региона является нарушением суверенитета России и влечет соответствующие меры с ее стороны. В Основах пограничной политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 1996 г., отмечается, что пограничная политика страны направлена на обеспечение суверенности, неприкосновенности, целостности территории России в ее пограничном пространстве.

В целях защиты государственного суверенитета, обеспечения неприкосновенности и территориальной целостности Российской Федерации Конституция обязывает Президента и Правительство России использовать все необходимые меры, в том числе военного характера (ст. 80 (ч. 2), 82 (ч.1), 87 (ч. 2), 114 (ч.1 п. «д») Конституции РФ).



Экономическая основа

Нормы Конституции Российской Федерации не содержат термина «рыночная экономика». Вместе с тем из ст. 8 следует, что в качестве экономической основы конституционного строя Российской Федерации выступает социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляется на основе рыночных отношений.

В ст. 8 Конституции указывается: «В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности».

Таким образом, экономические основы конституционного строя Российской
Федерации состоят в следующем:

· единство экономического пространства;

· свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

· поддержка конкуренции;

· свобода экономической деятельности.

Единство экономического пространства означает, что территория России представляет собой своеобразный общий рынок с едиными правилами. При этом Конституция указывает, что установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики и др. находятся в ведении Российской Федерации (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ).

Конституционной гарантией единого экономического пространства является положение о свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, которое согласно ч. 1 ст. 74 Конституции означает, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для их движения. Речь идет о свободной в пределах всей территории России торговле и банковской деятельности. На основании Указа Президента РФ от 23 декабря 1991 г. любые акты органов власти и решения должностных лиц, ограничивающие движение товаров, работ и услуг на внутреннем рынке страны, признаются недействительными.

Конкуренция является главной движущей силой рынка и требует государственной поддержки, которая выражается прежде всего в подавлении монополизма и монополистических тенденций в борьбе за получение прибыли. В ч. 2 ст. 34 Конституции
подчеркивается, что экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, не допускается.

Антимонопольная политика государства включает разгосударствление, приватизацию и акционирование предприятий, специальные антимонопольные меры, стимулирование инвестиционной активности. Организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монопольной деятельности и недобросовестной конкуренции устанавливает Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г., направленный на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Необходимым условием становления, развития и эффективного функционирования социального рыночного хозяйства является свобода экономической деятельности. Она означает возможность беспрепятственного создания и преобразования предприятий, распоряжения продуктами своей деятельности с целью извлечения прибыли. Свобода экономической деятельности, закрепленная в ч. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации, предполагает также свободу торговли, банковской и биржевой деятельности, создание хозяйственных объединений.

Материальную основу социальной рыночной экономики составляет собственность. Конституция Российской Федерации исходит из того, что «в Российской Федерации признаются и защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ). При этом особо подчеркивается, что право частной собственности охраняется законом (ч. 1 ст. 35 Конституции РФ).

Конституция Российской Федерации в ч. 3 ст. 35 устанавливает право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Согласно Конституции никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в случае необходимости производится лишь при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ).

Конституционные основы рыночной экономики не только не исключают, но и предполагают государственное регулирование экономических отношений, наличие государственных предприятий и учреждений, в том числе и субъектов Федерации, а также возможность административного вмешательства в экономическую жизнь.



Социальное государство

 

Основные социальные устои государства выражаются в его социальной политике. Социальная политика представляет собой часть общей политики государства, которая регулирует отношения по поводу благосостояния граждан, удовлетворения их материальных и духовных потребностей, обеспечения каждому достойных человека условий существования. Социальная политика тесно взаимодействует с экономической политикой, для которой достижение благосостояния человека и общества представляет конкретную цель. Поэтому в рамках социальной политики можно говорить о социально-политических, социально-экономических и иных подобных явлениях и процессах.

В Конституции Российской Федерации социальное государство характеризуется как государство, главной задачей социальной политики которого является создание
условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ). Эта задача обусловливает основные направления социальной политики Российской Федерации, реализация которых обеспечит создание главных элементов социальной государственности (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ). В их число входят:

· охрана труда и здоровья людей;

· установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

· обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

· развитие системы социальных служб;

· установление государственных пенсий, пособий;

· иные гарантии социальной защиты.

Охрана труда выражается в конституционном праве каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, запрещении принудительного труда (ч. 1 и 2 ст. 37 Конституции РФ). Охрана труда состоит также в праве каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ).

Наряду с охраной труда, важной составной частью социальной политики государства является охрана здоровья граждан и бесплатная медицинская помощь (ч.1 ст.41 Конституции РФ). Часть 2 ст. 41 Конституции устанавливает: «В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию».

К числу основных признаков социального государства относится ответственность за предоставление каждому гражданину достойного человека прожиточного минимума. Конституция Российской Федерации гарантирует право каждого на вознаграждение за свой труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ). Однако этот размер зависит от экономических возможностей государства и на сегодняшний день не соответствует той цели, для достижения которой он установлен.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства (ч. 1 ст. 38 Конституции РФ). В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 38) и действующим семейным законодательством брак, основанный на добровольном согласии и равноправии супругов, обусловливает их равное право и обязанность заботиться о своих детях, содержать и воспитывать их до совершеннолетия. Вместе с тем, законодательство обязывает трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о своих нетрудоспособных и нуждающихся родителях. Государство возлагает на себя содержание, воспитание и образование детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, поощряет благотворительную деятельность по отношению к детям.

Обязанностью государства является также забота об инвалидах и пожилых гражданах. Эта задача реализуется путем развития системы специальных предприятий и цехов для работы инвалидов, что позволяет улучшить материальное положение инвалидов, обеспечения инвалидов специальными средствами передвижения, протезами и т.п.
Государство устанавливает систему льгот для участников Великой Отечественной войны, содержит сеть домов-интернатов для престарелых и инвалидов.

Важным направлением социальной политики государства является развитие системы социальных служб, под которыми понимаются учреждения, предоставляющие гражданам социальные услуги. В широком смысле в их сферу входят вопросы оплаты и условий труда, занятости, обеспечения потребности в товарах и услугах, жилищных условий, охраны здоровья населения, образования, культуры, бесперебойного функционирования транспорта и связи и т.д. В узком смысле к социальным службам относят специальные службы социального обеспечения и социальной защиты.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации малоимущим гражданам, нуждающимся в жилище, государство предоставляет его бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ). Оно принимает меры по развитию государственной и муниципальной систем здравоохранения, в учреждениях которых гражданам оказывается бесплатно медицинская помощь за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч.1 и 2 ст. 41 Конституции РФ). В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Государство обеспечивает возможность бесплатно на конкурсной основе получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении, поддерживает различные формы образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ). Проведение социальной политики государства в сфере поддержки инвалидов, пожилых людей и др. осуществляют специальные учреждения социального обеспечения и социальной защиты.

Установление государственных пенсий и пособий служит социальной гарантией конституционного права граждан России на материальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях. Государство законодательно устанавливает государственные пенсии и социальные пособия, поощряет добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность (ст. 39 Конституции РФ).

Установив социальные основы конституционного строя, Российская Федерация испытывает значительные трудности в их реализации. Причиной является отсутствие реальной социальной ориентации экономической реформы, а следствием – нарушения неотъемлемых прав граждан, систематическое снижение эффективности социальной функции государства.

 



Светское государство

 

Светское государство как одна из основ конституционного строя России означает, что государство и религиозные объединения отделены друг от друга и взаимно не вмешиваются в дела друг друга. Согласно ст. 14 Конституции Российской Федерации, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Светская государственность установилась в большинстве развитых стран и характеризуется, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и отделением школы от церкви (США, Франция, Польша и др.). В некоторых государствах установлена официальная церковь, которую называют государственной, господствующей или национальной. Например, в Великобритании признаются государственными англиканская церковь (Англия) и пресвитерианская (Шотландия). Существуют такие государства, в которых формально провозглашено равенство всех религий, но одна из наиболее традиционных религий фактически пользуется определенными привилегиями, оказывает определенное влияние на жизнь государства (ФРГ, Италия, Япония и др.).

Особое положение в современном мире занимает Ватикан, который в противоположность светским государствам является теократическим. В нем государственная власть принадлежит церковной иерархии.

В мировом сообществе имеется ряд клерикальных государств, в которых государство с церковью не слито, но через институты, установленные законом, церковь влияет на государственную политику, а в школах в обязательном порядке изучаются религиозные догматы (например, Иран).

Российская Федерация как светское государство в ст. 28 Конституции закрепляет свободу совести. При этом государство обязано гарантировать эту свободу. Закон Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях» устанавливает, что все религии и религиозные объединения равны перед законом. Ни одна религия или религиозное объединение не пользуется в государстве никакими преимуществами и не может быть подвергнута никаким ограничениям по сравнению с другими.

Отделение религиозных объединений от государства предполагает, с одной стороны, невмешательство государства, его органов и должностных лиц в отношения гражданина и религии, в законную деятельность религиозных объединений. С другой стороны, религиозные объединения не могут вмешиваться в дела государства, участвовать в выборах государственной власти и деятельности политических партий и движений. Однако отдельные священнослужители могут избираться в органы государственной власти или местного самоуправления, но не от религиозных объединений и не в качестве представителей соответствующей церкви, а как граждане России.

Конституция Российской Федерации в ст. 14 не содержит положения об отделении государственной школы от религии. Такая норма содержится в Законе о свободе совести и религиозных объединениях. В то же время Закон разрешает преподавание вероучений в негосударственных учебных заведениях, частным образом на дому или при религиозном объединении, а также факультативно по желанию граждан во всех учебных заведениях.

Светский характер государства требует от многонационального состава государственного аппарата соблюдения строгого нейтралитета по отношению к конфессиям. Официальные лица государства как граждане России имеют право исповедовать любую религию, но не должны допускать влияния той или иной конфессии на принятие государственных решений. Федеральный закон об основах государственной службы Российской Федерации от 31 июля 1995г. в п. 12 ст.11 прямо устанавливает, что государственные служащие не имеют права использовать свое служебное положение в интересах религиозных объединений для пропаганды отношения к ним.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 174.