Правовой статус личности определяется всей совокупностью прав человека и гражданина, закрепленных в нормах всех отраслей российского права. Однако, основы правового статуса личности, охватывающие относительно небольшую часть всех прав и свобод, закрепляются конституционно. Конституционное закрепление этих прав и свобод человека и гражданина обусловлено значимостью данных прав и свобод для человека общества. Конституция закрепляет те права и свободы, которые жизненно важны и в наибольшей мере значимы как для каждого отдельного человека, так и для общества в целом. Основные права и свободы выступают необходимым условием существования демократического правового государства, поэтому они не только признаются, но и гарантируются и защищаются.
В системе основных прав и свобод следует различать права человека и права гражданина.
Права человека – это совокупность естественных и неотчуждаемых прав и свобод, которыми человек обладает в силу рождения, и которые не зависят от его принадлежности к государству (например, право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, и т.д.).
Права человека даны от природы, конституции их только выражают (подтверждают) и гарантируют.
Права гражданина - это права и свободы, закрепляемые за лицом только в силу его принадлежности к государству, они исходят от государства, закрепляются (декларируются) в конституциях и гарантируются государством.
Таким образом, конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина - это неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения или в силу гражданства, гарантируемые и защищаемые государством, составляющие основу правового статуса личности.
Основы международного сотрудничества государств в области прав и свобод заложены в Уставе ООН.
Основополагающим документом, провозгласившим общепризнанные принципы и нормы международного права в этой области, является Всеобщая декларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. В этом документе содержится перечень основных прав и свобод, всеобщее понимание признание которых должно способствовать решению главной задачи - обеспечить их уважение и соблюдение среди народов государств-членов ООН.
В ст. 2 Конституции РФ сказано, что «человек» его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Правам и свободам человека и гражданина посвящена самая большая в Конституции глава 2. В ней зафиксированы и конституционные обязанности гражданина РФ.
Совокупность прав и свобод образует определенную систему, отражающую специфику отдельных групп прав и свобод человека, тех сфер жизнедеятельности, которых они касаются, а также приоритеты, закрепленные в их последовательном расположении. Исходя из этого, конституционные права и свободы человека и гражданина классифицируются на три группы: личные, политические, социально-экономические и культурные.
Место личных прав в системе прав и свобод человека определяется тем, что они связаны с личностью, индивидуальной частной жизнью, по своей сути являются правами человека, неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, т.е. не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства и не вытекают из него.
В группу личных прав и свобод входят:
Право на жизнь как основное естественное, неотъемлемое личное право каждого человека. Оно означает, что никто не может быть произвольно лишен жизни. В соответствии с Конституцией отменена смертная казнь и заменена пожизненным лишением свободы; право на охрану государством достоинства личности; неприкосновенность личности (личная неприкосновенность): неприкосновенность жилища; неприкосновенность частной жизни, право на личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, а также право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия, право лица на ознакомление с зарегистрированными данными о нем; свобода передвижения и переселения; свобода слова и свобода вероисповедения; право определять и указывать национальную принадлежность; свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, производить, распространять информацию любым законным способом.
Конституционные политические права составляют право, на свободу мысли и слова, на объединение, на собрания, митинги и демонстрации, на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Политические права и свободы представляют собой группу конституционных прав и свобод, которые принадлежат только гражданам государства и дают им возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. Они, как и личные права, имеют естественный характер, который вытекает из того, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Эта важнейшая основа конституционного строя реализуется через политические права и свободы каждого гражданина России.
В конституции РФ зафиксированы и гарантированы экономические, социальные и культурные права граждан.
Экономические права и свободы - это совокупность конституционных прав, определяющих юридические возможности человека в экономической сфере и включающие в себя: право на использование своих способностей для предпринимательской деятельности, право иметь имущество в собственности, право частной собственности на землю.
Социальные права – это совокупность конституционных прав, дающих человеку возможность претендовать на получение от государства определенных материальных благ.
К социальным правам относятся право на свободное распоряжение своими способностями к труду, на охрану материнства и детства, на социальное обеспечение по возрасту, на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на благоприятную окружающую среду, на образование.
Культурные права - это комплекс прав и свобод, представляющий собой гарантированные Конституцией возможности личности в сфере культурной или научной жизни.
Культурными правами являются право на образование и свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры.
Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления составляют избирательные права граждан РФ.
Обязанности неотделимы от прав, поскольку лишь в совокупности они составляют основу правового статуса гражданина. Основные обязанности человека и гражданина – это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, предъявляемые к поведению любых лиц, находящихся на территории государства, либо только к поведению собственных граждан, независимо от места их нахождения. В Конституции РФ зафиксированы следующие обязанности гражданина России: соблюдать Конституцию РФ и законы, заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, платить законно установленные налоги и сборы, охранять природу и окружающую среду, защищать Отечество и нести военную службу.
Права человека | Права гражданина |
Даны от природы, конституции их только выражают (подтверждают) и гарантируют | Исходят от государства, закрепляются (декларируются) в конституциях и гарантируются государством |
Всеобщая декларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. | гл.2 Конституции Российской Федерации (гражданские права, экономические права, социальные права, культурные права) |
Гарантии основных прав и свобод - это те условия и средства, которые обеспечивают их реализацию. Они включают в себя общие гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также специфические юридические гарантии их защиты.
Конституция РФ относит регулирование прав и свобод человека и гражданина к исключительному ведению РФ. Это гарантирует единый правовой статус человека и гражданина для всех лиц, проживающих на территории России.
Важнейшей государственной гарантией прав и свобод человека и гражданина является признание их непосредственно действующими, определяющими деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. Гарантом прав и свобод человека и гражданина является Президент РФ. При Президенте России существует Комиссия по правам человека. В России учреждена должность Уполномоченного по правам человека в РФ, который осуществляет свою деятельность в соответствии с ФКЗ от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (сегодня Элла Памфилова).
Под защитой прав и свобод понимается недопустимость правовыми или организационными методами и средствами нарушений прав и свобод человека и гражданина или восстановление уже нарушенных. Конституция РФ гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина, право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Гарантии судебной и иной защиты закреплены в ст. 33, 46, 48, 50, 52 и 53 Конституции РФ, а также в отраслевых законодательствах (гражданском, административном и уголовном).
Права и свободы человека не могут рассматриваться как абсолютные, т.к. человек живет в обществе и реализует свои права и свободы лишь в системе общественных взаимоотношений. Поэтому Конституцией РФ установлена возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина, которые необходимы в любом демократическом обществе. Однако, ограничение прав и свобод возможно лишь федеральными законами и в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55, 56 Конституции РФ).
На территории России кроме российских граждан проживают временно или постоянно иностранные граждане, лица без гражданства. Правовой статус этих лиц установлен ст. 62 Конституции РФ, закрепившей их равенство с гражданами Росси, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ. Такой статус иностранцев называется национальным режимом. Взаимоотношения иностранцев с Россией помимо Конституции регулируются также Федеральным законом от 31.05.2002 N 62-ФЗ « О гражданстве Российской Федерации» и Федеральным законом от 25.07.2002 N 115- ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» .
Статус беженцев и вынужденных переселенцев определяется
Закон РФ от 19.02.1993 N 4530-1 «О вынужденных переселенцах» и Федеральным законом «О беженцах» от 19.02.1993г.
Правовое государство
В соответствии со ст. 1 Конституции Российская Федерация является правовым государством.
Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, сложились еще в Древней Греции и Риме. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для самого государства. В средние века Н. Макиавелли и Ж. Боден обосновали задачу государства, которая состоит в обеспечении и охране прав и свобод граждан. В эпоху начавшихся демократических революций (ХVII-ХVIII вв.) эти идеи развивали Г. Гроций и Б. Спиноза в Голландии, Г. Гоббс и Д. Локк в Англии, П. Гольбах, Ш. Монтескье и Д. Дидро во Франции, Т. Джефферсон и Т. Пейн в США. В XIX в. в трудах немецких философов Э. Канта, Г. Гегеля, юристов Р. фон Моля, К. Велькера и других сформировалась целостная теория правового государства, которая легла в основу новой государственности. В России теоретическую завершенность концепция правового государства получила в трудах видных правоведов и философов предоктябрьского периода Б.Н. Чичерина, Б.А. Кистяковского, П.И. Новгородцева, Н.М. Коркунова, С.А. Муромцева, С.А. Котляревского, Г.Ф. Шершеневича, В.М. Гессена, Н.А. Бердяева и др.
Понятие правового государства многомерно. Оно включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократического государства, которое в своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека и гражданина в экономической и духовной сферах. Однако можно выделить основные признаки, характерные для правового государства.
1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Это означает, что сам закон должен быть правовым, т.е. выражать права и свободы человека и гражданина, объективно складывающиеся общественные отношения, тенденции их развития и самообновления. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. Подзаконные акты, тем более ведомственные, могут лишь конкретизировать и детализировать некоторые положения законов, но не совершенствовать, не подправлять, не изменять закон (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).
2. Абсолютный приоритет конституции. Основной закон правового государства – конституция. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить конституции. Приоритет конституции – неотъемлемая черта правового государства. Поэтому правовое государство – это конституционное государство.
Верховенство закона, и прежде всего приоритет Конституции, зафиксированный в ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации, создает правовую основу для установления в России режима законности и правопорядка. Российская Федерация как полноправный член мирового сообщества признает составной частью своего внутригосударственного права общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Поэтому, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
3. Реальность прав и свобод человека и гражданина, обеспечение его свободного развития. Правовое государство признает за личностью определенную сферу свободы, за пределы которой вмешательство государства недопустимо. Обязанность невмешательства государственной власти соответствует праву личности требовать соблюдения этого. В случае нарушения данного права оно обеспечивается судебной защитой. В этих условиях свобода человека выступает как его право – право свободы. Реальное его проявление выражено формулой: «Все, что не запрещено личности, ей дозволено», – и наоборот: «Все, что не дозволено власти, ей запрещено».
Реальность прав личности обеспечивается, прежде всего, признанием высшего приоритета прав и свобод человека и гражданина, опирающимся на их закрепление в Конституции и законах, а также обязанностью государства соблюдать и охранять их (ст. 2 Конституции РФ).
В Российской Федерации объективные права и свободы, закрепленные в главе 2 Конституции, воплощаются в субъективных правах личности, разнообразных по своему конкретному содержанию. Главное же в них – это право личности на положительные действия государства в его интересах: право на жизнь и здоровье, право на личную неприкосновенность и безопасность, право на образование, социальное обеспечение, судебную защиту, свободное передвижение в пределах государственной территории и т.д. В результате правовое государство совмещает в себе субъективные права человека и гражданина и объективный порядок государственной деятельности.
Важнейшей гарантией реальности прав личности служит право на судебную защиту личности от нарушения ее прав в отношениях с государственной властью и между индивидами. В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В правовом государстве должна быть обеспечена реальная независимость суда от любых властных, общественных и криминальных структур. Только независимый суд способен эффективно защитить человека и гражданина от произвола исполнительной власти с ее силовыми структурами.
Принцип независимости суда закреплен в ст. 120 Конституции Российской Федерации. Он обеспечивается положениями ст. 121, 122, 124 и др., в которых установлены положения о несменяемости и неприкосновенности судей, демократические принципы
судопроизводства.
Правовым может быть лишь такое государство, в котором обеспечивается и гарантируется равенство всех граждан перед законом. Грубым нарушением равноправия граждан является установление ничем не оправданных привилегий для определенных групп и категорий государственных служащих и должностных лиц, отдельных граждан. Поэтому ст. 19 Конституции устанавливает, что в Российской Федерации все равны перед законом и судом.
Необходимым условием реализации прав личности является знание гражданами законов, выражающих права и свободы человека и гражданина, определяющих их гарантии, устанавливающих границы дозволенного и запрещенного поведения. В ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации указывается, что закон подлежит официальному опубликованию. «Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».
4. Взаимная ответственность государства и личности. Отношения между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее формирования и осуществления должны строиться на началах равенства и справедливости. Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих же пределах ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписаний и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. На это прямо указывается в ч. 2 ст. 15, а также в ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации.
В правовом государстве обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой мер ее ответственности, к которым относятся:
· ответственность депутатов перед избирателями (действующим конституционным правом Российской Федерации институт отзыва депутатов, не оправдавших доверие своих избирателей, не предусмотрен);
· ответственность правительства перед представительными органами (в соответствии со ст. 83, 111 и 117 Конституции Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации, а на основании ч. 3 и 4 ст. 117 Государственная Дума может выразить ему недоверие);
· дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными субъектами права в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В любом государстве, в том числе и правовом, нельзя избежать правонарушений. Ответственность личности перед государством также должна строиться на началах законности и справедливости. Применение принуждения в правовом государстве должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.
В отношениях ответственности государства и личности соблюдение правовых требований – юридическая обязанность всех, и прежде всего государства. Этим обеспечивается неотчуждаемость естественных прав человека в правовом государстве.
5. Организация и осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей.
Указанные признаки правового государства являются основными. Практика правовой государственности включает и другие аспекты. Однако все они должны опираться на конкретные законы, только право может лежать в основе любых государственных решений, и особенно – связанных с применением принуждения.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 201.