Принципы избирательного права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Принципы избирательного права в субъективном смысле как принципы участия граждан Российской Федерации в выборах – это условия его признания и реализации. Такими условиями являются всеобщность, равенство, добровольность, непосредственность, тайное голосование.

1. Всеобщее избирательное право означает предоставление активного избирательного права всем совершеннолетним гражданам государства (за исключением лиц, признанных судом недееспособными, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы по приговору суда), а также пассивного избирательного права всем гражданам, удовлетворяющим дополнительным требованиям (избирательным цензам).

Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Избирательные цензы – это установленные Конституцией или избирательными законами условия для получения или осуществления избирательного права. К ним относятся: возрастной ценз, ценз оседлости, образовательный ценз, служебный ценз.

Возрастной ценз выражается в требовании закона, согласно которому право участвовать в выборах предоставляется лишь по достижении определенного возраста.

Устанавливаемый минимальный возраст кандидатов не может превышать 21 года при выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, 30 лет при выборах главы исполнительного органа государственной власти (Президента) субъекта Российской Федерации и 21 года при выборах главы местного самоуправления.

Ценз оседлости – установленное Конституцией или законом требование, согласно которому получение гражданином избирательного права обусловлено определенным сроком проживания в стране к моменту проведения выборов. Ценз оседлости в Российской Федерации не может превышать одного года.

Образовательный ценз представляет собой требование избирательного закона, в соответствии с которым избирательное право (в основном пассивное) предоставляется только тем гражданам, которые имеют определенный, зафиксированный соответствующим документом уровень образования.

Служебный ценз – положения избирательного закона, ограничивающие избирательные права граждан по принципу занимаемой должности, профессиональной деятельности или духовного сана. Так, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены ограничения, связанные со статусом депутата, в том числе с невозможностью находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью.

2. Равное избирательное право как принцип избирательного права предполагает, во-первых, равное число голосов у каждого избирателя (как правило, один), во-вторых, единую норму представительства, в соответствии с которой образуются равные по количеству населения избирательные округа (каждый депутат представляет одинаковое число избирателей).

3. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным. Это означает запрет оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также воздействовать на его свободное волеизъявление.

4. Выборы в Российской Федерации являются прямыми. Прямое избирательное право означает непосредственную подачу избирателем своего голоса за конкретного кандидата или список кандидатов. Оно отличается от непрямого избирательного права, которое может быть косвенным или многостепенным. Косвенное избирательное право заключается в выборе избирателями лишь членов коллегии (выборщиков), которые в свою очередь, избирают представителей или каких-либо иных лиц. Многостепенное избирательное право состоит в выборах представителей в вышестоящие представительные органы нижестоящими.

Прямые выборы создают возможность постоянной тесной связи представительных органов с избирателями, постоянного контроля избирателей за их работой.

5. Голосование на выборах в Российской Федерации является тайным. Тайное голосование – это принцип избирательного права, означающий исключение внешнего наблюдения за волеизъявлением избирателя.

 

Избирательный процесс

 

Избирательный процесс – это деятельность по подготовке и проведению выборов, которая включает в себя регистрацию избирателей, образование избирательных участков, выдвижение и регистрацию кандидатов (списков кандидатов), предвыборную агитацию, голосование, определение результатов выборов.

1. Регистрация избирателей – это включение лица в список избирателей, на основании которого оно может быть допущено к голосованию. Все граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, включаются в списки избирателей.

Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, предоставляемых по установленной форме главой местной администрации. Уточнение списков зарегистрированных избирателей осуществляется главой местной администрации по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Эти сведения направляются в соответствующие избирательные комиссии сразу после назначения выборов. Основанием для включения гражданина России в список избирателей на конкретном избирательном участке является его проживание на территории этого избирательного участка. Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее чем за 20 дней до дня выборов.

2. В Российской Федерации используется территориальный принцип организации выборов по избирательным округам.

Избирательные округа – это территориальные единицы, от которых избираются депутаты и другие выбираемые лица. В зависимости от числа избираемых лиц избирательные округа делятся на одномандатные и многомандатные.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки – территориальные единицы, создаваемые для проведения голосования и подсчета голосов. Они образуются главой местной администрации по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке и не позднее чем за 50 дней до выборов. Списки    избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы соответствующей избирательной комиссией в местной печати не позднее чем за 45 дней до дня выборов.

Органами, обеспечивающими практическую подготовку и проведение выборов, являются избирательные комиссии. В Российской Федерации подготовку и проведение выборов осуществляют: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действует на постоянной основе. Она осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами в соответствии с федеральными законами, а также по проведению референдумов Российской Федерации. Срок полномочий Центральной избирательной комиссии – 4 года. Она состоит из 15 членов. Пять из них назначаются Государственной Думой, пять – Советом Федерации, а остальные пять членов назначаются Президентом Российской Федерации.

Порядок формирования избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, а также по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации определяется соответственно федеральными законами, законами и иными нормативными актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Кандидаты могут быть выдвинуты непосредственно, а также в составе списка кандидатов. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, а также путем выдвижения политической партией, избирательным блоком.

Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политическими партиями и избирательными блоками, имеющими в соответствии с действующим законодательством право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов.

Политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан России в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Избирательным блоком является создаваемый для совместного участия в выборах добровольный союз двух или трех политических партий, а также добровольный союз одной или двух политических партий с соответственно не более чем двумя или одним общественным объединением, которое создано в форме общественной организации или общественного движения и устав которого предусматривает участие в выборах.

Выдвижение кандидатов (списка кандидатов) от политической партии или избирательного блока проводится на съезде (конференции) соответственно партии или партий и общественных объединений, входящих в избирательный блок.

В поддержку кандидатов (списка кандидатов) собираются подписи избирателей.

Кандидаты (списки кандидатов) регистрируются соответствующей избирательной комиссией при наличии заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу и иных предусмотренных законом документов. Одновременно в соответствующую избирательную комиссию представляется не менее установленного количества подписей избирателей в поддержку кандидата (списка кандидатов).

Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности.

В том случае, если в установленные сроки в избирательном округе не будет зарегистрирован ни один кандидат, либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов или равным ему, то выборы в этом избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются для дополнительного выдвижения кандидатов.

4. Предвыборная агитация представляет собой деятельность граждан и общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющую целью побудить избирателей к участию в голосовании за или против тех или иных кандидатов (списков кандидатов). Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до выборов.

5. Голосование – это главная стадия избирательного процесса. Оно проходит в один или два тура и осуществляется лично путем подачи избирательного бюллетеня. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее, чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой
информации.

Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов будет отсутствовать по месту жительства и не сможет в день выборов принять участие в голосовании, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной или участковой избирательной комиссии.

В день выборов на избирательном участке вправе присутствовать наблюдатели.

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участия в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования.

Голосование проводится в специально оборудованных кабинах (комнатах), в которых не допускается присутствие других лиц. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом участковой избирательной комиссии или наблюдателем. Избирательный бюллетень должен содержать печать участковой избирательной комиссии или подписи не менее двух ее членов.

Заполненные избирательные бюллетени опускаются в избирательные ящики, которые должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

6. Порядок определения результатов выборов зависит от принятого вида избирательной системы.

Мажоритарная избирательная система – это система выборов, при которой выбранными считаются кандидаты, получившие установленное большинство голосов. Она подразделяется на мажоритарные системы относительного и абсолютного большинства.

Мажоритарная система относительного большинства – это система выборов, при которой избранным считается кандидат, который получил больше голосов по сравнению с другими кандидатами.

Мажоритарная система абсолютного большинства – это система выборов, при которой избранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов, т.е. более половины общего их числа. При этом устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании (как правило, половина зарегистрированных избирателей).

Пропорциональная избирательная система – это порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими своих кандидатов в представительный орган, производится пропорционально полученному ими количеству голосов.

При пропорциональной системе вначале определяется избирательная квота (избирательное частное) как наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата. Она устанавливается путем деления количества голосов, поданных по округу, на количество распределяемых в округе мандатов. Затем решается вопрос о распределении мандатов между списками. Число мест в выбираемом органе, полученных списком, определяется делением количества голосов, поданных за список, на избирательную квоту. После первого распределения голосов на основе избирательной квоты, как правило, остается некоторое количество нераспределенных мест. В этом случае применяется метод наибольшего остатка, в соответствии с которым перераспределенные места передаются партиям, имеющим наибольшие остатки голосов.

Смешанные избирательные системы – это избирательные системы, основанные на сочетании двух систем представительства – мажоритарной и пропорциональной.

Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. После подсчета голосов избирателей участковая избирательная комиссия заполняет протокол об итогах голосования.

На основании протоколов участковых, территориальных избирательных комиссий окружная избирательная комиссия устанавливает результаты выборов по избирательному округу. Об этом составляется протокол.

Окружная избирательная комиссия признает выборы недействительными, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей.

Понятие органа государственной власти.
Система федеральных органов государственной власти

Российская Федерация осуществляет функции государства через органы государственной власти.

Орган государственной власти – это гражданин или коллектив граждан, наделенный государственно-властными полномочиями, уполномоченный государством на осуществление его задач и функций и действующий в установленном государством порядке.

Органы государственной власти характеризуются следующими признаками:

1. Они образуются в точном соответствии с законом. Их состав устанавливается Конституцией Российской Федерации и принятыми на ее основе нормативно-правовыми актами. Порядок образования органов государственной власти регламентируется федеральными законами.

2. Орган государственной власти уполномочен российским государством осуществлять строго определенные задачи и функции. В этих целях государство наделяет свои органы государственно-властными полномочиями, т.е. правом принимать общеобязательные решения. Властные полномочия органов государственной власти выражаются в компетенции конкретного органа, закрепленной соответствующим нормативно- правовым актом.

3. Каждый орган государственной власти имеет четко определенную законом структуру, осуществляет свою деятельность в присущих ему организационно-правовых формах. Законодательством регламентируется также процедура деятельности органов государственной власти.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны (ст. 10 Конституции РФ).

Систему федеральных органов государственной власти образуют Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, Суды Российской Федерации, а также находящиеся вне рамок разделения властей Президент Российской Федерации и Прокуратура Российской Федерации (ст. 11 и 129 Конституции РФ).

В субъектах Российской Федерации государственную власть осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ст. 11 Конституции РФ).

Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Федерации составляют единую систему органов государственной власти Российской Федерации. Такое единство обусловлено федеративным устройством России, ее государственной целостностью и производно от полновластия многонационального народа Российской Федерации, его права формировать государственные органы.

Под системой органов государственной власти Российской Федерации будем понимать совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих федеральных и региональных (субъектов Федерации) органов законодательной, исполнительной и судебной власти, осуществляющих в присущих им организационно-правовых формах функции единой государственной власти. Таким образом, система органов государственной власти Российской Федерации состоит из следующих основных видов: органов законодательной власти (представительных органов государственной власти), органов исполнительной власти и органов судебной власти.

Президент Российской Федерации: правовой статус,
порядок выборов и отрешения от должности, компетенция

Президент Российской Федерации является главой государства. Он выступает гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях (ст. 80 Конституции РФ).

Президент Российской Федерации избирается на четыре года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее десяти лет (ст. 81 Конституции РФ).

Законодательство о выборах Президента Российской Федерации составляют Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации», иные федеральные законы.

Законодательство о выборах закрепляет альтернативность таких выборов в качестве обязательного требования. Кандидаты на должность Президента Российской Федерации могут быть выдвинуты политическими партиями, имеющими право в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов, избирательными блоками, а также в порядке самовыдвижения, при условии поддержки самовыдвижения гражданина группой избирателей (п.1 ст. 6 Закона о выборах Президента РФ). Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку, а политическая партия, избирательный блок – в поддержку, выдвижения кандидата, соответственно политической партией, избирательным блоком не менее двух миллионов подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительство которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории России, общее количество этих подписей не может быть более 50 тысяч.

Политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов, а также избирательный блок, состоящий из тех же политических партий и иных общероссийских общественных объединений, что и избирательный блок, федеральный список кандидатов которого допущен к распределению депутатских мандатов, не собирают подписи избирателей в поддержку выдвинутых ими кандидатов. Под федеральным списком кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, понимается федеральный список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов на основании официально опубликованных результатов ближайших предшествующих выборам Президента России выборов депутатов Государственной Думы при условии, что официальное опубликование состоялось раньше представления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации документов (п. 2 ст. 36 Закона о выборах Президента РФ).

Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд (ст. 81 Конституции РФ).

Выборы признаются не состоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей, внесенных в списки для голосования. Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. При повторном голосовании избранным считается кандидат, получивший большее число голосов избирателей, при условии, что это число больше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

После избрания Президента Российской Федерации осуществляется процедура вступления в должность, которая происходит по истечении четырех лет со дня вступления в должность Президента России, избранного на предыдущих выборах, либо на 30-й день после проведения повторных выборов Президента Российской Федерации и заключается в принесении Президентом присяги в торжественной обстановке.

В соответствии со ст. 91 Конституции Российской Федерации Президент обладает неприкосновенностью. Это означает, что Президент Российской Федерации не может быть арестован, подвергнут задержанию, привлечен к судебной ответственности, пока он находится на посту.

Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения присяги и прекращает их исполнение по истечении срока    его  пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом. Президент прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

Во всех случаях, когда Президент России не в состоянии выполнять обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации в ст. 93 предусматривает отрешение Президента России от должности. Отрешение от должности Президента Российской Федерации – это особая процедура реализации конституционной ответственности Президента в случае совершения им государственной измены или иного тяжкого преступления. Для инициации процедуры отрешения требуется поддержка не менее одной трети депутатов Государственной Думы. Государственная Дума образует специальную комиссию, которая в своем заключении формулирует обвинение против Президента. В самой процедуре отрешения участвуют обе палаты Федерального Собрания, Верховный Суд и Конституционный Суд Российской Федерации. На основании заключения специальной комиссии, которое должно быть подтверждено заключением Верховного Суда, Государственная Дума выдвигает обвинение в отношении Президента России. Конституционный Суд дает свое заключение о соблюдении установленной процедуры выдвижения обвинения. Совет Федерации отрешает Президента Российской Федерации от должности. Эти вопросы решаются двумя третями и более голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента.

Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией России наделен широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства и обеспечивающих возможность выполнять закрепленные за ним функции.

Президент Российской Федерации назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации, обладает полномочиями по кадровым вопросам в отношении Правительства России, Центрального банка Российской Федерации, федеральных судов, Генерального прокурора Российской Федерации (ст. 83 Конституции РФ). Президент Российской Федерации формирует и возглавляет Совет Безопасности, утверждает военную доктрину Российской Федерации, формирует администрацию Президента, назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил России, дипломатических представителей после консультации с соответствующими комитетами и комиссиями Федерального Собрания (ст. 83 Конституции РФ), назначает выборы Государственной Думы, распускает Государственную Думу в предусмотренных Конституцией России случаях, назначает референдум, вносит законопроекты в Государственную Думу, подписывает и обнародует федеральные законы, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства (ст. 84 Конституции РФ). Президент Российской Федерации является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами России (ст. 87 Конституции РФ), вводит в Российской Федерации или на части ее территории чрезвычайное положение (ст. 88 Конституции РФ), решает вопросы гражданства, награждает наградами  Российской Федерации, присваивает почетные и высшие воинские звания, осуществляет помилование (ст. 89 Конституции РФ), издает не противоречащие Конституции и федеральным законам указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации (ст. 90 Конституции РФ).

Полномочия Президента в отношениях с субъектами РФ как главы федеративного государства прописаны в Конституции РФ лишь в самом общем виде. Они скорее вытекают из его основных функций как гаранта Конституции. Из конкретных конституционных полномочий важное значение имеют назначение и освобождение полномочных представителей Президента, которые с изданием Указа от 13 мая 2000 г. образуют институт полномочных представителей в федеральных округах. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. №849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» необходимо рассматривать в контексте ранее принятых актов, которыми учреждался и регламентировался институт полномочных представителей Президента Российской Федерации. К ним, в частности, относятся: Распоряжение Президента Российской Федерации от 02.09.1991 г. №34-рп, «Об утверждении Временного положения о представительствах Президента РСФСР в республиках в составе РСФСР», Указ Президента Российской Федерации от 05.02.1993 г. №186 «О представителе Президента Российской Федерации в крае, области, автономной области, автономном округе, городах Москве и Санкт-Петербурге», Указ Президента Российской Федерации от 10.06.1994 г. №1186 «О полномочных представителях Президента Российской Федерации в субъектах Российской Федерации» Указ Президента России «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в регионе Российской Федерации».

Представляется, что изменение территории, в рамках которой осуществляет свою деятельность полномочный представитель, не является существенным в правовом отношении фактором, влияющим на конституционность рассматриваемого института.

Действительно, федеральные округа являются специальными территориальными единицами Российской Федерации, однако они созданы Президентом Российской Федерации для обеспечения исполнения своих полномочий в качестве территорий, в рамках которых осуществляют свою деятельность должностные лица Администрации Президента и функционируют ее структурные подразделения. Учреждение федеральных округов не выходит за рамки конституционных полномочий Президента. Территория федеральных округов состоит из территорий субъектов Российской Федерации, однако, округа нельзя рассматривать как политико-правовое объединение  субъектов Российской Федерации.

В рамках федеральных округов не создаются органы исполнительной власти общей компетенции, а также представительные органы государственной власти.

В этом смысле федеральные округа по своему правовому положению аналогичны военным округам, пограничным округам, а также единицам экономического районирования Российской Федерации, в рамках которых также создаются самые разнообразные исполнительные органы государственного управления.

Предполагаемое увязывание структуры территориальных органов федеральных органов исполнительной власти с делением территории Российской Федерации на федеральные округа не столь однозначно в правовом отношении, с учетом того, что Президент Российской Федерации не является главой исполнительной власти.

Однако, поскольку Президент Российской Федерации наделен правом определять основные направления внутренней политики государства, а также структуру федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, рассматриваемая мера представляется законной. Деление территории государства на федеральные округа, осуществленное в том числе и в целях оптимизации системы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, является весьма действенной мерой и может быть расценено как определение основных направлений внутренней политики Российской Федерации.

Таким образом, Президент РФ, разделив территорию Российской Федерации на федеральные округа, действовал в рамках своих конституционных полномочий. Более того, в соответствии с п. 2,4 и 10 Положения о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2000 г. №849, полномочные представители Президента Российской Федерации, их заместители и их аппарат находятся в структуре Администрации Президента Российской Федерации. Данный факт представляется определяющим при определении их правового положения. Статьей 83 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что Президент Российской Федерации для обеспечения исполнения своих полномочий формирует Администрацию Президента Российской Федерации. При этом он вправе самостоятельно определять структуру данного органа, задачи должностных лиц и структурных подразделений. С учетом изложенного, конституционность института полномочных представителей Президента Российской Федерации не вызывает сомнений.

Кроме того, у полномочных представителей Президента Российской Федерации отсутствуют какие-либо властные полномочия, в основном их функции носят организационный и информационный характер.

Полномочные представители обладают правом властного веления в отношении органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц исключительно в отношении получения необходимых материалов по запросу (п. 7 Положения). Однако поскольку это делается в интересах обеспечения конституционных полномочий Президента Российской Федерации, данная мера представляется оправданной и законной.

 




Федеральное Собрание Российской Федерации: структура,

Дата: 2019-03-05, просмотров: 174.