Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации, состоящим из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы, различающихся по своему статусу, кругу полномочий и способу формирования.
Государственная Дума представляет интересы всего населения Российской Федерации. Совет Федерации призван выражать региональные интересы. Вместе с тем решения Совета Федерации как государственного органа Российской Федерации адресуются государству в целом.
В Федеральном Собрании палаты в соответствии с Конституцией Российской Федерации самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению. Палаты могут собираться совместно лишь для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации и выступлений руководителей иностранных государств (ст. 100 Конституции РФ).
Согласно ст. 95 Конституции Российской Федерации в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации. Порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральным законом (ст. 96 Конституции РФ).
В соответствии с федеральным законом о порядке формирования Совета Федерации от 5 декабря 1995 г. в него входили глава представительного и глава исполнительного органов государственной власти по должности. По действующему федеральному закону в Совет Федерации входят по одному представителю от представительного и исполнительного органов государственной власти субъектов Федерации по назначению.
Порядок деятельности Совета Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, регламентом Совета Федерации, принятым Советом Федерации 2 февраля 1994 г., и постановлениями Совета Федерации.
Основной формой работы Совета Федерации являются заседания, которые проводятся, как правило, открыто. В случаях, предусмотренным регламентом Совета Федерации, палата вправе проводить закрытые заседания.
Совет Федерации избирает из своего состава тайным голосованием Председателя Совета Федерации и трех его заместителей. Председатель Совета Федерации и его заместители не могут быть представителями одного субъекта Российской Федерации.
Совет Федерации собирается на свое первое заседание на тридцатый день после его формирования. Первое заседание Совета Федерации открывает Президент Российской Федерации, а затем заседание ведет старейший по возрасту член Совета Федерации до тех пор, пока не будет избран и не приступит к исполнению своих обязанностей Председатель Совета Федерации.
Заседания Совета Федерации проводятся в период с 1 октября по 31 июля не реже одного раза в любые три следующие друг за другом недели. Заседание Совета Федерации считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов палаты. Члены Совета Федерации обязаны присутствовать на заседаниях Совета Федерации. Решения Совета Федерации принимаются на его заседаниях тайным или открытым голосованием.
Деятельность Совета Федерации обеспечивается его вспомогательным аппаратом.
Согласно ст. 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; утверждение указов Президента Российской Федерации о введении военного и чрезвычайного положения; решение вопросов о возможности использования Вооруженных Сил России за пределами территории Российской Федерации; отрешение Президента Российской Федерации от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом. Счетная палата – вспомогательный орган Федерального Собрания, осуществляющий контроль за исполнением федерального бюджета. Совет Федерации назначает на должность и освобождает от нее заместителя председателя Счетной палаты и половину ее состава аудиторов.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом.
В соответствии с Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», принятым Государственной Думой 22 апреля 2005 г. и одобренным Советом Федерации 11 мая 2005 г., депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы. Федеральный избирательный округ, по которому избираются депутаты Государственной Думы, включает в себя всю территорию Российской Федерации.
Кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов.
Выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется политическими партиями, имеющими в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 г. № 95-Ф3 «О политических партиях» право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов.
Политическая партия вправе выдвинуть в составе федерального списка кандидатов граждан Российской Федерации, не являющихся членами данной политической партии. Указанные лица могут составлять не более 50 процентов от числа кандидатов, включенных в федеральный список кандидатов.
К распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 60 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В этом случае иные списки кандидатов к распределению депутатских мандатов не допускаются.
Государственная Дума осуществляет свою деятельность в форме открытых заседаний, хотя палата вправе проводить и закрытые заседания. Решения Государственной Думы принимаются на ее заседаниях открытым или тайным голосованием.
Государственная Дума собирается на первое заседание на 30 день после своего избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы раньше этого срока.
Государственная Дума избирает из своего состава председателя Государственной Думы, первого заместителя и заместителей председателя.
Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, депутаты Государственной Думы образуют депутатские объединения – фракции и депутатские группы.
Государственной Думой создается Совет Государственной Думы – коллегиальный орган по предварительной подготовке организационных решений, касающихся распорядка деятельности палаты. В его состав входят председатель Государственной Думы, руководители фракций и депутатских групп. В работе Совета участвуют с правом совещательного голоса заместители председателя Государственной Думы, председатели комитетов Государственной Думы. На заседаниях Совета вправе присутствовать депутаты Государственной Думы.
Государственная Дума собирается на сессии, как правило, на весеннюю и осеннюю. Во время сессии проводятся заседания палаты, заседания Совета Государственной Думы, заседания комитетов и комиссий, парламентские слушания, проводится работа депутатов Государственной Думы в комитетах и комиссиях, фракциях и депутатских группах, а также с избирателями.
Обеспечение деятельности Государственной Думы осуществляет аппарат Государственной Думы.
Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случае трехкратного отклонения Государственной Думой кандидатур Председателя Правительства (ст. 111 Конституции РФ), в случае повторного в течение трех месяцев выражения недоверия Правительству, а также в случае отказа Государственной Думой в доверии Правительству (ст. 117 Конституции РФ).
В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов таким образом, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента ее роспуска.
Согласно ст. 103 Конституции Российской Федерации к ведению Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
В соответствии со ст. 105 Конституции Российской Федерации Государственная Дума принимает федеральные законы.
Статус депутата Государственной Думы
и члена Совета Федерации
Депутатом Государственной Думы является избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Государственной Думе и иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством.
Одно и то же лицо не может одновременно являться депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Полномочия депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», другими федеральными законами.
Депутат Государственной Думы осуществляет свои полномочия на профессиональной постоянной основе. Он не может находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Совет Федерации состоит не из депутатов, а членов, входящих в палату по назначению. Исключением был Совет Федерации первого созыва, сформированный путем всеобщих прямых выборов и состоявший из депутатов.
Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации как члены коллегиальных органов участвуют в заседаниях соответствующей палаты, а также в совместных заседаниях палат. Они участвуют также в работе комитетов и комиссий палат, в выполнении поручений палат и их органов, в парламентских слушаниях, обращаются с депутатскими запросами. Депутатский запрос – это обращение депутата (члена) или группы депутатов (членов) палаты Федерального Собрания к органам исполнительной власти Федерации и ее субъектов, к высшим должностным лицам и руководителям органов местного самоуправления с требованием (в письменной форме) о предоставлении информации по вопросам, входящим в компетенцию этих органов.
Депутаты Государственной Думы участвуют в работе депутатских объединений – фракций и депутатских групп, обращающихся с вопросами к членам Правительства Российской Федерации на заседаниях палаты.
Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации поддерживают постоянную связь с избирателями.
Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации обязаны соблюдать правила депутатской этики. Депутатская этика – это совокупность моральных и нравственных норм внутрипарламентского общения депутатов, необходимость соблюдения которых является не только моральной, но и юридической обязанностью депутата, что устанавливается регламентом палаты.
Гарантии депутатской деятельности установлены Законом РФ «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и другими законами.
Важнейшей гарантией депутатской деятельности является депутатская неприкосновенность, которая означает, что депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску или допросу без согласия соответствующей палаты, кроме случаев задержания их на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
Законодательный процесс
В соответствии со ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные и федеральные законы, которые не могут противоречить федеральным конституционным законам.
Законы Российской Федерации принимаются в особом порядке, который реализуется в законодательном процессе. Под законодательным процессом понимается совокупность действий Федерального Собрания Российской Федерации, в результате которых приобретает юридическую силу и вступает в действие закон.
Порядок деятельности по созданию законов закреплен в Конституции Российской Федерации и регламентах палат. Весь законодательный процесс состоит из нескольких стадий.
Первая стадия законодательного процесса – законодательная инициатива, т.е. осуществление закрепленного Конституцией за определенными лицами права на предложение об издании закона или на внесение законопроекта в законодательный орган. При этом законодательный орган юридически обязан рассмотреть законодательное предложение и законопроект. В соответствии с Конституцией Российской Федерации право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Это право принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения (ст. 104 Конституции РФ).
Вторая стадия – предварительное рассмотрение законопроектов, которое представляет собой решение Совета Государственной Думы о необходимости издания закона, включение соответствующего предложения в план законопроектных работ, выработку официального законопроекта. Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной Думой, направляется Советом Государственной Думы в соответствующий комитет или несколько комитетов палаты, один из которых назначается ответственным по законо-проекту. Законопроекты по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов направляются субъектам Российской Федерации для дачи предложений и
замечаний.
Третья стадия законодательного процесса включает в себя рассмотрение законопроектов в Государственной Думе в трех чтениях, если применительно к конкретному законопроекту не будет принято иное решение о количестве чтений. «Чтение закона» означает обсуждение и поэтапное принятие его: «первое чтение» – принятие проекта в принципе, как основы будущего закона; «второе чтение» – принятие проекта как закона; может быть и «третье чтение», т.е. принятие закона после внесения дополнительных поправок, редакционной обработки.
Четвертая стадия – это принятие закона (обычно в результате «третьего чтения»,
а иногда и «второго чтения»). Федеральный закон принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый Государственной Думой закон в течение пяти дней подается на рассмотрение Совета Федерации (ст. 105 Конституции РФ).
Пятая стадия – рассмотрение и одобрение федеральных законов Советом Федерации. Постановление Совета Федерации об одобрении федерального закона принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, а постановление об одобрении федерального конституционного закона – большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов палаты. Федеральный закон считается принятым и в том случае, если он в течение 14 дней не был рассмотрен Советом Федерации (ст. 105 Конституции РФ). Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат законы по вопросам федерального бюджета, налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации международных договоров, статуса и защиты государственной границы, войны и мира (ст. 106 Конституции РФ).
В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию, после чего согласованный проект федерального закона подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. При несогласии Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за его принятие в прежней редакции проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы (ст. 105 Конституции РФ).
Завершающей стадией законодательного процесса является подписание и обнародование закона Президентом Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Президент России в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его. В течение этого срока Президент Российской Федерации может также отклонить федеральный закон. Закон в редакции, предложенной Президентом, вновь рассматривается Государственной Думой и Советом Федерации. Однако, если в повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию (ст. 107 Конституции РФ).
На федеральные конституционные законы право отклонения федеральных законов Президентом Российской Федерации не распространяется. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию (ст. 108 Конституции РФ).
Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов установлен федеральным законом от 25 мая 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».
Акты палат Федерального Собрания
Помимо законов, Совет Федерации и Государственная Дума принимают постановления по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией Российской Федерации.
Постановлениями Совета Федерации также оформляются: принятие регламента Совета Федерации, изменения и дополнения к нему; результаты голосования об избрании Председателя Совета Федерации и его заместителей; решение Совета Федерации об освобождении от занимаемой должности Председателя Совета Федерации и его заместителей; результаты тайного голосования; решения по другим вопросам организации внутренней деятельности Совета Федерации.
Государственная Дума принимает постановления по следующим вопросам: о даче согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства России; о доверии Правительству Российской Федерации; о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; о назначении на должность и освобождении от должности Уполномоченного по правам человека; об объявлении амнистии; о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности; о запросе в Конституционный Суд Российской Федерации; о внесении предложений о поправке и пересмотре положений Конституции Российской Федерации; по другим вопросам своей компетенции.
На территории Российской Федерации применяются только те акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.
Правительство Российской Федерации: структура,
порядок формирования и отставки, компетенция
Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации – это высший орган федеральной исполнительной власти, который возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, обеспечивает осуществление полномочий федеральной исполнительной власти на всей территории России, направляет работу министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
В состав Правительства Российской Федерации входят Председатель Правительства, заместители Председателя Правительства и федеральные министры (ст. 110 Конституции РФ).
Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы (ст. 111 Конституции РФ). Заместителей Председателя Правительства и федеральных министров назначает Президент Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации (ст. 112 Конституции РФ).
Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу (ст. 113 Конституции РФ).
По предложению Председателя Правительства может быть образован Президиум Правительства Российской Федерации, состав которого утверждается Президентом Российской Федерации. Так, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября 1998г. № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», был сформирован Президиум Правительства Российской Федерации, в состав которого входили: Председатель Правительства Российской Федерации, его первые заместители и заместители; федеральные министры: внутренних дел, обороны, иностранных дел, экономики, финансов, госимущества.
На основании положений указа полноправное участие в деятельности Президиума принимали руководитель Центрального банка Российской Федерации, президент Российской академии наук, а также восемь глав регионов – руководителей межрегиональных ассоциаций.
Заседания Президиума Правительства Российской Федерации проводятся по мере необходимости. Правительство вправе отменить любое решение Президиума Правительства.
Правительство Российской Федерации прекращает свои полномочия при вступлении в должность вновь избранного Президента России, а также при принятии Президентом решения об отставке Правительства Российской Федерации.
Отставка Правительства Российской Федерации – это прекращение его полномочий Президентом России по инициативе самого Правительства Российской Федерации, по инициативе Президента Российской Федерации, а также в случаях выражения Государственной Думой недоверия или отказе в доверии Правительству Российской Федерации (ст. 117 Конституции РФ).
Исходя из своей компетенции, Правительство Российской Федерации: разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает проведение единой в Российской Федерации финансовой, кредитной и денежной политики; обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществляет управление федеральной собственностью; осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью и осуществляет иные полномочия (ст. 114 Конституции РФ).
В соответствии со ст. 115 Конституции Российской Федерации Правительство России издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации.
Деятельность Правительства Российской Федерации обеспечивает его аппарат.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 198.