Чтобы усовершенствовать план производства, используем для его разработки коэффи циент вклада на покрытие.
Возможность улучшения плана существует, в частности, потому, что выпуск препарата реополиглюкин - продукта, имеющего высокий коэффициент вклада на покрытие (0,532) -запланирован ниже уровня безубыточности, с убытком более 500 млн. руб. за квартал.
План выпуска реополиглюкина не согласован с возможностью продажи; по оценкам отдела маркетинга АО «Фармацея» при сложившемся уровне цен предприятие сможет продавать 380 тыс. флаконов препарата в квартал, что на 27 % выше плана выпуска.
Аналогично, объем продаж изотонического раствора, имеющего также высокий коэффициент вклада на покрытие (0,537), может превысить плановые показатели в 1,6 раза (до 80 тыс. флаконов).
Ограничения, диктуемые спросом, в данном примере задаются в простейшей форме: по данным специалистов отдела маркетинга и региональных дилеров АО «Фармацея» известны максимально возможные объемы продаж по заданным (плановым) ценам, указанным в таблице на стр. 172.
Подчеркнем, что при изменении удельного соотношения отдельных видов выпускаемой продукции в общем объеме производства показатель рентабельности меняется, а значение коэффициента вклада на покрытие остается постоянным. В этом заключается одно из существенных преимуществ коэффициента вклада на покрытие.
Конечно, при изменении ассортимента выпускаемой продукции меняются все показатели, связанные с безубыточностью: точка безубыточности, запас финансовой прочности, уровень эффекта операционного рычага, поэтому в некоторых случаях предельно допустимые значения этих показателей могут служить в качестве ограничений.
Наилучшее решение: продукты, имеющие наибольший коэффициент вклада на покрытие, производятся в максимальных объемах, опреде ляемых спросом
Оптимальные плановые показатели для цеха солевых растворов | |||||||
Наименование продукции | Объем выпуска, тыс. флак. | Цена, тыс.руб. | Переменные затраты, тыс.руб. | Постоянные затраты, тыс.руб. | Балансовая прибыль, тыс.руб. | Рентабельность, % | Коэф. вклада на покрытие |
Гемодез (400 мл) | 290 | 10500 | 1773674 | 936304 | 335022 | 12.36 | 0.418 |
Гемодез (200 мл) | 100 | 7100 | 378295 | 148989 | 182715 | 34.65 | 0.467 |
Дисоль | 100 | 7000 | 322704 | 232994 | 144302 | 25.97 | 0.539 |
Изотонический р-р, 9% | 80 | 7000 | " 259126 | 116350 | 184524 | 49.14 | 0.537 |
Реополиглюкин | 380 | 21000 | 3731094 | 3890952 | 357955 | 4.70 | 0.532 |
Итого: | 950 | 6 464 892 | 5 325 589 | 1 204 518 | 10.22 | 0.503 |
• Этот вариант предполагает выпуск всех видов продукции выше уровня безубыточности.
• В обоих из рассмотренных случаях общий объем производства, выраженный в натуральных показателях, сохраняется на прежнем уровне.
Сравнивая данные, приведенные в настоящей таблице, с данными планового варианта, отметим, что постоянные затраты незначительно уменьшились (всего на 0,5 %), а общая сумма переменных затрат увеличилась на 2,9 %.
Подчеркнем, что решение даже такой элементарной задачи оптимизации структуры выпускаемой продукции требует ведения на предприятии учета издержек, в частности, необходимо деление затрат на постоянные и переменные.
Сопоставление рентабельности и доли в общей сумме прибыли для оптимального варианта плана
|
|
|
|
|
|
· Наименее рентабельный продукт - реополиглюкин - при таком ассортименте дает около 30 % всей суммы прибыли.
· Выпуск этого препарата имеет наибольший уровень операционного рычага: рост объема реализации реополиглюкина на 1 % сверх оптимального уровня увеличивает приносимую им прибыль на 12 %.
В новом варианте плана выпуск медицинских препаратов дисолъ и гемодез (200 мл) оставлен на прежнем уровне, а выпуск препаратов изотонический раствор и реополиглюкин увеличен до пределов, которые диктует оценка рыночного спроса. Вследствие этого выпуск препарата гемодез (400мл), имеющего наименьший коэффициент вклада на покрытие, должен быть запланирован в меньшем объеме.
Такое перераспределение удельного веса каждого продукта в общем объеме выпуска противоречит традиционному взгляду специалистов предприятий, ориентированных на показатели рентабельности. Оптимальное решение получено за счет увеличения производства прежде убыточного продукта (реополиглюкина), а производство продукта с рентабельностью 24,2 % предлагается снижать. Приведенное соображение говорит о том, что показателя рентабельности недостаточно для выбора оптимального ассортимента. Надежную информацию для этого дает коэффициент вклада на покрытие.
Заметим также, что в данном оптимальном варианте наибольший вклад в сумму общей прибыли дает наименее рентабельный продукт: реополиглюкин (4,7%).
Сравнение исходной плановой и оптимальной программ производства
· За счет оптимального ассортимента продукции операционная прибыль увеличилась почти в 2 раза.
· Уровень предпринимательского риска снизился до значения 5,4, против 9,6 в первом случае.
· Выпуск продукции, выраженный в натуральных показателях не изменился и составил 950 тыс. флаконов.
· В стоимостном выражении объем товарной продукции для оптимального варианта получился лишь на 6 % выше планового; при этом суммарные затраты увеличились менее, чем на 2 %.
· Запас финансовой прочности заметно увеличился и составил 18,5 %.
Необходимо отметить, что представленная методика определения оптимального объема выпускаемой продукции применима не во всех практических случаях.
Иногда, кроме коэффициента вклада на покрытие, необходимо привлечь показатели, связанные с оборачиваемостью текущих активов.
Ясно, что чем короче период оборота продукции, тем привлекательней выпуск этой продукции с финансовой точки зрения.
В настоящем примере не проводилось сравнение показателей оборачиваемости по отдельным продуктам, поскольку из-за отсутствия данных считалось, что оборачиваемость всех продуктов одинакова.
Укажем, что плановый выпуск реополиглюкина имеет наибольшее (среди других продуктов) значение уровня операционного рычага (11,9), которое следует признать критическим с точки зрения предпринимательского риска. В целом уровень операционного рычага для оптимальной программы, представленной выше, равен 5,4, что в 2,2 раза ниже, чем указанное значение для реополиглюкина.
Одна из рекомендаций консультантов, предложивших оптимальную программу для цеха солевых растворов, состояла в снижении цен на реополиглюкин, во-первых, для того, чтобы снизить уровень предпринимательского риска, во-вторых, чтобы повысить вероятность реализации плановых объемов произведенной продукции из-за вероятной эластичности спроса.
Чтобы выбрать наилучшую структуру продукции следует:
· Учесть ограничения, связанные с производственными мощностями, имеющимися оборотными средствами, а также потребностью рынка в каждом товаре, и произвести коррекцию ранее запланированных объемов производства.
· Оценить, какие последствия для рынка может иметь увеличение объемов выпуска одних продуктов и снижение других.
- Сделать прогноз, как могут реагировать конкретные потребители на изменения в ассортименте выпускаемой вами продукции.
- Оценить возможность снижения цен на отдельные виды продукции для того, чтобы, понизив цены, увеличить объемы продаж этих видов продукции.
· Для продуктов, имеющих наибольший коэффициент вклада на покрытие, запланировать максимально возможные объемы производства, учитывая указанные ограничения.
· Здесь представлен алгоритм решения задач, подобных рассмотренной выше. Следует подчеркнуть, что на первом месте стоит тезис о том, что объем производства должен быть ориентирован в первую очередь на рыночный спрос.
Не менее важный вопрос, ответ на который должен найти каждый принимающий решение об изменении ассортимента (увеличения выпуска продукции одного вида и уменьшения другого), состоит в следующем: к какой реакции потребителей и конкурентов может привести это решение.
ВЫВОДЫ
Разделение затрат на прямые и косвенные показывает связь конкретных видов издержек с отдельными видами продукции или структурными подразделениями. Распределение накладных расходов по видам продукции и по месту возникновения дает объективную информацию о рентабельности отдельных продуктов и структурных подразделений и потому необходимо для углубленного анализа и путей поиска снижения издержек.
Классификация затрат на постоянные и переменные дает возможность проводить анализ безубыточности как для отдельных продуктов, так и для всего ассортимента, выпускаемого предприятием.
Дополнительные аналитические возможности для оценки влияния объема продаж, цены и структуры затрат на прибыль предоставляет использование понятия вклада на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли.
Для сравнительной оценки отдельных продуктов используется коэффициент вклада на покрытие. Главное для предприятия - стремиться к достижению наибольших объемов продаж продуктов с относительно высокими значениями коэффициента вклада на покрытие.
Для более точной оценки выручки от реализации следует учитывать наиболее вероятные отклонения от плана. А для сравнения "выгодности" с точки зрения получения прибыли от отдельных продуктов необходимо, по возможности, учитывать ограничивающие факто ры.
Наиболее "выгодными" являются продукты, имеющие максимальные значения коэффи циента вклада на покрытие на единицу ограничивающего фактора.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 310.