Принятие решений: производить или покупать?
Факторы, влияющие на принятие решений:
• наличие необходимых ресурсов (в т.ч. обученного персонала);
• наличие нескольких поставщиков;
• возможность использования в производстве материалов-заменителей;
• заинтересованность работающих в стабильности предприятия и влияние принятого
решения на эту стабильность;
• заинтересованность в развитии НИОКР;
• необходимость охраны секретов фирмы;
• возможность финансирования разработки новых продуктов;
• необходимость контроля времени выполнения заказа на поставку сырья и материалов;
• воздействие на степень гибкости производства;
• необходимость контроля качества и надежности продукта;
• гудвилл и его влияние на покупателей.
Решения, касающиеся выбора между собственным производством полуфабрикатов или их покупкой на стороне, зависят как от экономических, так и неэкономических факторов. С экономической точки зрения предприятию выгодно выпускать полуфабрикаты собственного производства, если оно имеет достаточные производственные мощности для выпуска этих полуфабрикатов и если рыночная стоимость выпускаемых полуфабрикатов выше переменных затрат на их выпуск, а появляющиеся в связи с их выпуском постоянные затраты невелики. При небольших объемах использования полуфабрикатов предприятию выгоднее покупать их, т.к. постоянные затраты, связанные с их покупкой, невелики или вообще отсутствуют.
Пример: АО "Электроинструмент"
Й шаг
Определим наиболее вероятный объем продаж на ближайший период времени (в данном случае - месяц). Для этого используем данные, полученные на основе прошлых продаж: и экспертных оценок.
Объем продаж | Вероятность | Предполагаемый объем продаж |
10,000 | 0.10 | 1,000 |
20,000 | 0.20 | 4,000 |
30.000 | 0.35 | 10,500 |
40,000 | 0.20 | 8.Q00 |
50,000 | 0.10 | 5,000 |
60,000 | 0.05 | 3,000 |
31,500 |
Наиболее вероятным для предприятия будет объем продаж в 31,500 штук. Для этой величины объема продаж переменные затраты составят 2,942,100,000 руб. (на единицу продукции - 93,400 руб.), постоянные - 837,900,000 руб.
Для расчета наиболее вероятного объема продаж использовалось допущение о нормальном распределении.
Й шаг
Распределим затраты на постоянные и переменные. Вычислим общую величину переменных затрат для полученной предполагаемой величины объема продаж (величина переменных затрат на единицу продукции - 93,400 руб.), постоянные затраты - 837,900,000 руб.
Определим, какие затраты связаны с производством продукции, а какие останутся независимо от того, будет производиться эта продукция (в данном случае - двигатели) или нет.
Определим, по какой себестоимости данный продукт идет в производство. Т.е. из полной себестоимости вычтем постоянные общехозяйственные расходы, т.к. они останутся независимо от того, будут производиться двигатели или нет. И уже эта «неполная» себестоимость будет базой для сравнения с ценой покупных двигателей. В итоге для данных расчетов величина постоянных расходов будет равна 448,875,000 руб.
Примечание. Для более точного сравнения на предприятии будет необходимо учесть тот факт, что при принятии решения о покупке двигателей часть постоянных расходов, которая относилась на двигатели, будет или перераспределяться на другие виды продукции, что уменьшит их рентабельность; или полностью относиться на общехозяйственные расходы (это в случае, если двигатели производились в отдельном цехе), тем самым увеличивая величину постоянных расходов.
Затраты на единицу | Постоянные затраты | Переменные затраты | |
Материалы | 50,000 | 50,000 | |
Зарплата | 18,000 | 18,000 | |
Электроэнергия | 20,000 | 20,000 | |
Общепроизводственные расходы *: | 19,000 | 14,250 | 4,750 |
Общехозяйственные расходы | 13,000 | 12350 | 650 |
Полная себестоимость | 120,000 | 26,600 | 93,400 |
Цена покупного двигателя = 110,000 руб.
Что выгоднее для предприятия? Произвести двигатель или его купить?
Й шаг
Определим, по какой себестоимости данный продукт идет в производство. Т.е. из полной себестоимости продукта вычтем постоянные общехозяйственные расходы, т.к. они останутся независимо от того, будут производиться двигатели или нет ( = 107,650 руб.)
Й шаг
Рассчитаем ожидаемые общие затраты при производстве и при покупке двигателей:
Ожидаемые затраты при производстве составят: 448,875,000 + 93,400 х 31,500 = 3,390,975,000.
Ожидаемые затраты при покупке составят: 110,000 х 31,500 = 3,465,000,000.
5-й шаг -
Рассчитаем значение объема продаж, при котором ожидаемые общие затраты при производстве и при покупке двигателей будут равны. Уравняем ожидаемые общие затраты при производстве и при покупке двигателей.
Затраты при производстве = Затраты при покупке Пост, затраты + Перем. затраты на един, х Предполагаемый объем продаж =
= Цена покупного двигателя х Предполагаемый объем продаж
Предполагаемый объем продаж = Пост, затраты / (Цена - Перем. затраты на един.) Объем продаж будет равен 27,041 штукам.
При объеме продаж ниже 27,041 штук и данном уровне затрат с экономической точки зрения предприятию будет выгоднее покупать двигатели, чем их производить.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 286.