Пример АО «Фармацея»
Задача состоит в том, чтобы увеличить общую производственную рентабельность цеха, исключив выпуск нерентабельного препарата, но сохраняя общий объем производства (в натуральных показателях - 950 тыс. флаконов). Последнее ограничение связано с нехваткой оборотных средств у АО «Фармацея». Использование кредитов не рассматривается, потому что рентабельность производства относительно невысока. Также необходимо снизить уро вень предпринимательского риска за счет увеличения запаса финансовой прочности.
Одна из важнейших задач, решаемых в этом примере, состоит в следующем: как с наибольшей выгодой (максимальной прибылью) использовать имеющиеся ресурсы.
Подчеркнем, что одной из целей этого примера является стремление к тому, чтобы при быль предприятия была ассоциирована с потоком денежных средств от основной деятельности, то есть объемы выпуска отдельных видов товаров должны быть согласованы с рыночным спросом.
Основными ограничивающими факторами в этой задаче являются:
• недостаток оборотных средств, который выражен в ограничении на число флаконов, которое может изготовить цех за квартал;
• спрос на солевые растворы, который будет указан ниже;
• существующий уровень затрат для отдельных продуктов, выражающийся в значениях коэффициентов вклада на покрытие.
Дополнительно в качестве ограничений могут быть заданы: желаемый запас финансовой прочности и предельно допустимый уровень операционного рычага (предпринима тельского риска).
Плановые показатели цеха солевых растворов на квартал
Наименование продукции | Объем выпуска, тыс. флак. | Цена, тыс. руб. | Переменные затраты, тыс.руб. | Постоянные затраты, тыс.руб. | Операционная прибыль, тыс.руб. | Рентабель- ность, % | Коэффициент вклада на покрытие |
Гемодез (400 мл) | 400 | 10500 | 2446446 | 936304 | 817250 | 24,2 | 0,418 |
Гемодез (200 мл) | 100 | 7100 | 378295 | 148989 | 182715 | 34,7 | 0,467 |
Дисоль | 100 | 7000 | 322704 | 232994 | 144302 | 26,0 | 0,539 |
Изотонический р-р | 50 | 7000 | 161954 | 116350 | 71697 | 25,8 | 0,537 |
Реполиглюкин | 300 | 21000 | 2945600 | 3890952 | 536552 | -7,8 | 0,532 |
ИТОГО | 950 | 6281674 | 5352858 | 625468 | 5,4 | 0,488 |
· Точка безубыточности для этого варианта на 10% ниже планового объема производства, то есть запас финансовой прочности составляет всего 10 %.
· Уровень операционного рычага равен 9,6. Это означает, что снижение объемов реализации на 1 % приведет к уменьшению балансовой прибыли на 9,6 %. И наоборот, повышение объема продаж повлечет рост прибыли в той нее пропорции. Это достаточно высокий уровень производственного риска. (Определение используемых здесь понятий дано в разделе «Управление издержками предприятия».)
При формировании данного плана предполагалось следующее: все, что производится, будет продано.
Плановый объем реализации для цеха солевых растворов может быть подсчитан как произведение объема выпуска продукции в натуральном измерении {тыс. флак.) и цены (тыс. руб./тыс флак.).
Постоянные затраты включают в себя общецеховые и общезаводские накладные расходы, которые распределялись на отдельные виды продукции согласно заработной плате основных производственных рабочих. Можно считать, что принятие такой базы достаточно корректно, так как доля зарплаты в себестоимости составляет примерно 10 %, а накладные расходы не превышают 25 %.
Переменные затраты включают затраты на сырье и материалы, заработную плату основных производственных рабочих (плюс отчисления во внебюджетные фонды), энергозатраты, из общей суммы которых выделена постоянная часть, транспортно-заготовительные, а также переменную часть коммерческих расходов.
Операционная прибыль равна разности планового объема реализации и суммы постоянных и переменных затрат.
Рентабельность {производственная рентабельность) есть отношение операционной прибыли к себестоимости, взятое в процентах.
Сопоставление операционной прибыли и коэффициента вклада на покрытие для варианта плана
|
|
|
|
|
|
|
Коэффициент вклада на покрытие
Рассматриваемый план производства не является оптимальным с точки зрения получения максимальной прибыли, поскольку продукт, имеющий наименьший коэффициент вклада на покрытие {гежодез, расфасованный в 400 мл. флаконы), дает наибольшую долю в прибыли, а продукт, выпускаемый тоже в значительных объемах и имеющий высокое значение коэффициента вклада на покрытие {реополиглюкин), дает убыток, сопоставимый с суммой общей прибыли.
Очень важно также отметить, что запланированные объемы производства не увязаны со спросом.
Для получения максимальной прибыли производство продуктов, имеющих наибольший вклад на покрытие, должно быть запланировано в максимально возможных объемах производства, если это подразумевает полную реализацию. Поэтому мы рассмотрим возможность увеличения продаж препаратов дисоль (коэффициент вклада 0,539), изотонический раствор (0,537) и реополиглюкин (0,532). При увеличении выпуска одних препаратов нужно будет запланировать снижение выпуска других, так как общий объем производства в натуральных показателях должен остаться неизменным.
Поскольку по данным отдела реализации у АО «Фармацея» нет возможности увеличить объемы продаж дисоли, займемся анализом возможности увеличения реализации остальных препаратов.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 321.