Р38. Роль расчетных операций в деятельности коммерческих банков
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Расчетные операции – это акты движения денег. Коммерческие банки обслуживают как наличный денежный оборот, так и безналичные расчеты. К основным принципам организации безналичных расчетов можно отнести следующие: - эта сфера хозяйственных операций субъектов хозяйствования обязательно является регулируемой

- Участники расчетов открывают по своему выбору и с согласия банка расчетные счета.

- Средства со счетов клиента могут быть списаны, только по его поручению, выраженному в письменной форме на специальных бланках; при условии наличия договоренности между банком и клиентом поручение может быть также оформлено в электронном виде.

- Состояние банковских счетов клиента, а также содержание операций, проводимых по этим счетам является банковской тайной.

- Приостановление операций по счету, а также изъятие средств со счета клиента возможно только по решению компетентных органов и решению суда.

- Банки несут ответственность перед клиентами за несвоевременность перечисления денежных средств. - Банки обязательно ведут учет состояния счетов клиентов и предоставляют им выписки о состоянии их счетов, согласно действующим нормативным актам.

- Безналичные расчетные операции проводятся с использованием платежных инструментов, которые обязательно должны содержать информацию: об их эмитенте, платежную систему в которой они используются, правовое основание совершения операции, держателя платежного инструмента и получателя средств по нему.

Основные правила проведения безналичных расчетов устанавливает Центральный банк РФ

- основная часть расчетных операций должна осуществляться безналично. Государство устанавливает ограничения на наличные расчеты;

- обязательность хранения денежных средств всеми предприятиями и учреждениями на банковских счетах, для чего каждому предприятию открывается расчетный счет в конкретном банке;

- наличные деньги предприятие может хранить в кассе в пределах установленного лимита;

- списание денежных средств со счета осуществляется только по распоряжению владельца счета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

- безакцептное списание средств предусмотрено по решению суда, а также в других случаях, установленных законодательством или договором;

- банк принимает все платежные документы клиента, независимо от наличия средств на счете клиента. При недостатке средств на счете документы помещаются в картотеку и списание средств осуществляется по мере их поступления в очередности, установленной законодательством.

Очередность списания средств со счета клиента при недостаточности средств:

1. Исполнительные документы для удовлетворения требований по возмещению вреда причиненного жизни и здоровью человека, а также алименты.

2. Исполнительные документы, предусматривающие выдачу средств для расчетов по выплате выходных пособий, оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору.

3. Расчеты по оплате труда, отчисления в Пенсионный фонд РФ, в Фонд социального страхования РФ, в Фонд медицинского страхования.

4. Другие платежи в бюджеты внебюджетных фондов, которые не предусмотрены третьей очередностью.

5. Исполнительные документы, удовлетворяющие другие денежные требования.

6. Все прочие платежи в порядке календарной очередности поступления документа.

Открытие расчетного счета в банке сопровождается заключением между предприятием и банком договора банковского счета, который фиксирует взаимные обязательства сторон, их ответственность за проведение операций по счету. Коммерческий банк в обязательном порядке извещает об открытии расчетного счета налоговые органы. После открытия счета предприятие предоставляет расчет на установление предприятию лимита остатка кассы. Если предприятие имеет расчетный счет в другом банке и лимит там установлен, то требуется предоставление копии лимита из другого банка.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 266.