Прежде чем, приступить к написанию городского пейзажа масляными красками, необходимо познакомиться с материалами работы, изучить технологию живописи. Кроме того, необходимы практические умения и знания. (как делается подрамник, как составлять грунт, как грунтуется холст и картон). Необходимы и другие специальные знания, которые приобретаются в процессе работы над будущей картиной.
Техника - это совокупность специальных навыков, способов и приёмов, посредством которых выполняется художественное произведение. Понятие техники охватывает также вопросы наиболее рационального и планомерного использования художественных возможностей материалов в передаче естественности предметов,и моделировке формы, пространственных отношений. Таким образом, техника является одним из важнейших элементов системы выразительных средств живописи. Знание техники и материалов живописи, их специфических особенностей помогает художникам наиболее полно реализовывать свой творческий замысел, создавать произведения на высоком художественно-эстетическом уровне.
Материалы, применяемые в живописи, прошли сложный путь развития и совершенствования. История их утверждения в живописи - это история проб и ошибок, где главными арбитрами были не только художник-творец, но и время, которое оставляло или навсегда отметало многие из них.
Большой вклад в изучение живописных материалов внесли ученые: Луи Пастер, сделавший первыешаги в изучении живописи с помощью химии; Шеврель, занимавшимся изучением свойств масляных красок.
Выделяют основные три цвета - красный, жёлтый и синий - никакими смешениями составлены быть не могут, и на палитре они должны присутствовать в готовом виде. Остальные же цвета и их многочисленные оттенки получаются смешением этих трех основных, вплоть до черного. В масляной живописи краски высветляются примесью к ним белил (цинковых или свинцовых).
Наиболее ранним материалом для основы в станковой живописи было дерево твердых пород, таких как самшит, кипарис, кедр и особенно лиственница, а так же породы, отличающиеся высокой прочностью и не растрескивающиеся со временем. Позднее основой для станковой живописи стала ткань. Во многом это было связано с переходом от темперной живописи к масляной, но не только:
холст был более удобным основанием для хранения и транспортировки картин. Изначально ткань в живописи играла только вспомогательную роль, ее наклеива на доску и покрывали грунтом из мела. В древнерусской живописи эта наклеенная ткань называлась «поволокой». Такой способ подготовки снования, распространенный в иконописи, увеличивал сохранность доски. Тканью для наклеивания служил льняной холст, а позднее холст, вытканный из пеньки.
Следует отмстить, что древнерусские мастера пользовались не только веками с наклеенной поволокой, но иногда и просто склеенным холстом, покрытым с двух сторон «левкасным» грунтом (на основе смолы). Сейчас существуют современные кроющие материалы на основе клея ПВА и акрила [см.Приложение ].
Время, когда появились первые картины, написанные на свободно натянутом холсте, точно не установлено но, есть упоминания их использовали в XV веке, прежде всего, для живописи «темперой». Широкое применение свободно натянутого холста как основы для живописи в Северной Европе относится лишь к XIV веку.
В истории масляной живописи известно исполнение работ на металлических листах, пергаменте и бумаге. Бумагой, как основой для масляной живописи пользовался предварительно наклеивал на доску. Перед гем, как писать, бумагу проклеивали желатиновым клеем, но иногда промасливали, отчего она впоследствии становилась ломкой. Но самое широкое распространение получила масляная живопись, выполненная на холсте. Холст как живописное основание имеет свои достоинства и недостатки. К первым относятся его легкость, портативность, дешевизна, ко вторым - небольшая прочность, легкая разрываемость, способность быстро разрушаться под действием атмосферных влиянии и влаги [13].
Для стабилизации холста строго в плоскости, придания ему определенной жесткости и сохранения его эластичности растянутый холст крепился на раму. В течение длительного времени подрамник был неподвижным и по существу представлял собой просто раму. Только в XVIII веке появляются сдвижные подрамники с клиньями, которыми можно было при необходимости регулировать степень натяжения холста.
Подрамник должен быть сделан из хорошо просушенной и выдержанной
сосновой или лиственной древесины, не имеющей сучков, червоточин, раковин и других пороков. Правильно сконструированный подрамник должен иметь при позднее и цинковые или баритовые белила.
В конце XIX века стали изготовлять фабричные масляные грунты. Художественные масляные краски состоят из пигментов и масляного связующего. Каждому пигменту присуща своя маелоемкость, показывающая, скаким количеством масла (в процентном отношении к сухому пигменту) нужно растереть пигмент, чтобы получить краску нормальной консистенции.
Пигменты - красящие вещества - могут быть минерального или органического происхождения или приготовлены химическим путем из природных материалов, главным образом глин, содержащих окислы или соли металлов. Органические красители делятся на два вида: органические красители естественного происхождения и искусственные органические красители.
Искусственные красители получаются из каменноугольной смолы. К ним относятся: анилиновые красители (фуксин, метилвиолет и др.), антраценовые например, ализарин), нафталиновые и другие. Ввиду того, что органические «гасители растворимы, не светостойки, непрочны в смесях друг с другом и с неорганическими пигментами, они в живописи не применяются, исключение делается только для нескольких наиболее прочных и нерастворимых в воде и для растворителей пигментных красителей, употребляемых главным образом в производстве акварельных и гуашевых красок».
Пигменты не растворяются в воде, в связующем и органическом растворителях.
Органические пигменты - это окрашенные вещества в организме, участвующие в его жизнедеятельности и придающие цвет волосам, коже, чешуе, цветкам, листьям. К естественным пигментам (т.е. пигментам природного происхождения) относятся земляные пигменты: сиена натуральная, умбра натуральная, феодосийская коричневая, серпуховская красная, шахназарская красная, агаракская красная, гутанкарская фиолетовая, звенигородская черная, подольская черная, Болконской-, охры (свеглые, золотистые и темные), марсы коричневые (темные и светлые), а также малахит, азурит, аурипигмент, лазурит ляпис-лазурь).
Наиболее распространены титановые белила (из титановых руд) и свинцово-цинковые белила. По мнению античных и средневековых авторов, самой древней краской были свинцовые белила, которые получали искусственным путем, окисляя уксусом свинцовые стружки. В XVIII веке появились цинковые белила, но в живописи их стали использовать лишь в 80-е годы XIX столетия. Применение цинковых белил было важным этапом в технике живописи, так как они дали художникам не только насыщенную белую краску, но и возможность получать чистые разбелы других красок, не темнеющих впоследствии.
В XVIII и XIX веках было создано несколько зеленых и желтых пигментов, в том числе неаполитанская желтая, в основу, которой вошли свинцовые белила. В античной живописи и в средние века в палитре живописцев появилась ярь-медянка, цвет которой мог иметь оттенки от зеленого и зелено-синего до сине-зеленого и голубого. Эта краска широко применялась художниками XV-XVII веков. Изучение красочного слоя картин XV-XIX веков дало возможность установить, что за этот период применялось в общей сложности до трехсот различных пигментов, что свидетельствует о поисках художниками наиболее подходящих для живописи красок. Из различных растений и простейших животных организмов (моллюсков, червей) прокаливанием получают черные пигменты: кость жженую, персиковую и виноградную черные.
В масляной живописи применяются только искусственные органические пигменты: краплак, голубая и зеленая ФЦ, тиоиндиго розовая и черная. Значительным событием в красочной промышленности стало получение в 1868 году из антрацита ализарина и многих других красителей, искусственный краплак. Во второй половине XIX века появились кобальт.
По сравнению с водорастворимыми красками, маслянные краски имели многие преимуществ. Этот факт оценили и живописцеы. Значительно позднее масляная живопирь теряет свои роокий характер и обнаруживает силу и полную самостоятельность.
Масляная живопись за много веков своего существования неоднократно изменяла состав связующего вещества своих красок. Первые попытки их изготовления велись с маслами, лишенными всякой обработки, выжатыми из различных семян, и только спустя долгое время после начала применения масел
для целей живописи их начали варить, сгущать на солнце и выбеливать. Значительно позднее стали вводиться в масла различные добавки: смолы, эфирные масла и сушки. Когда живописец, наконец, получил возможность придавать своим краскам нужную ему консистенцию и когда у красок появилось
свойство быстро высыхать и давать после высыхания высокий глянец, масляная
живопись стала приобретать наибольшую популярность среди других способов
живописи, а техника ее достигла высокого развития. Увлечение в живописи красками, дающими при высыхании глянцевую поверхность, прозрачность и глубину тона, наблюдающуюся у художников станковой и стенной живописи античного времени и эпохи Возрождения, мало-помалу начинает сменяться интересом к краскам, дающим полумаховую матовую поверхность, а также к корпусной пастозной живописи.
Художник позднейшего времени стремится передать в своей живописи только цвет и форму, но воздух и материальность изображаемого, что не Достигается глянцевыми красками, наносимыми прозрачными тонкими слоями, а настигается лишь корпусными пастозно наносимыми красками. Начало этому было положено величайшим художником XVII столетия Рембрандтом.
В XVIII веке с упадком искусства наблюдается и упадок техники живописи. Лучшие приёмы масляной живописи утрачиваются и постепенно отходят в забвение, но масло твердо остается на своем месте и не только не утрачивает своего значения, а проникает всюду, даже в область монументальной стенной живописи, где очень скоро терпит полное поражение. К началу XIX столетия вся техника живописи вообще сводится почти к одной масляной живописи, в связующем веществе которых появился пчелиный воск, придающий им пастозность.
Современные методы ведения работы масляными красками сводятся к двум способам. В первом способе работа ведется по тонированному грунту плотными пастозными цветами, по совершенно высохшим краскам. Обращается внимание на исполнение всех деталей, характер колорита, исправление недоделанного, на полноту всего изображения. В настоящее время в составлении масляных красок наблюдаются различные подходы. Одни для этой цели пользуются сырыми маслами, в которые они вводят воск; другие же. придерживаясь практики старых мастеров, вводят в масла смолы. Большой популярностью пользуются в настоящее время у
художников краски на масле и воске, дающие в живописи то, что нравится современному живописцу, а именно - краску с приятной пастой, для достижения корпусной воздушной живописи с умеренным блеском.
Фундаментальное изучение живописных материалов ведет свое начало со
второй половины XIX века, когда в науке был разработан химический анализ, изобретен микроскоп, когда химия и физика наметили методику раскрытия и изучения различных сторон материалов. В начале XX века изучение средств живописи и самих картин постепенно переходит на научную основу. Тесно соприкасается истории искусств.
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕРЕКОМЕНДАЦИИВ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ
Задачи направлены на эстетическое развитие учащихся, повышение интереса к предмету искусству в целом, развитие воображения и наблюдательности, реализацию творческих способностей у учащихся, направлены на изучение традиционной русской культуры. Живопись пейзажа является целостным курсом, включает в себя все основные жанры. Творческая профессиональная практика современного искусства заставляет нас постоянно расширять знания в области жанров пейзажа.
Занятия по изобразительной деятельности проводятся с 1-9 класс. Основные задача уроков – научить рисовать с натуры, на темы, выполнять иллюстрации и декоративные рисунки, выработать графические и живописные умения и навыки. Рассмотрим основные виды уроков:
Тематическое рисование – изображение явлений окружающего мира и иллюстрирование литературных произведений, играют большую роль в развитии творческого воображения. Большинство рисунков на тему сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. Развивает образное мышление, воображение, самостоятельность в работе, усидчивость.
Беседа об искусстве – на этих уроках дети знакомятся с жизнью и творчеством выдающихся мастеров, развивают эстетическое восприятие, художественный вкус, получают начальные знания по зарубежному и русскому искусству
Рисование с натуры – основной вид деятельности по ИЗО.Рисование с натурыразвивает умственное и абстрактное мышление, является методом наглядного обучения, приучает мыслить, целенаправленно вести наблюдения, пробуждает интерес к анализу натуры, тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной работе.
2.1 Особенности преподавания изобразительного искусства в 5-6 классах общеобразовательнойшколы
Обучении изображения пейзажа на уроках изобразительного искусства основан на принципе научности, который предусматривает изучение законов линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения, композиции и истории искусства. Принцип систематичности и последовательности обучения изобразительному искусству обусловлен прежде всего логикой изучаемого материала, его содержанием. Программа по изобразительному искусству включаетследующие виды занятий: рисование с натуры, рисование иа темы, декоративное рисование, беседы об изобразительном искусстве.
Ведущим видом занятий по изобразительному искусству в течение всего курса обучения является рисование с натуры. Этот вид учебной работы служит важным средством изучения натуры, окружающей действительности, и прежде всего такие его сторон и явлений, как форма, пропорции, объем, цвет, материал, освещённость, положение в пространстве, перспективное сокращение предмета.
В 5-6 классах у учащихся развивается и совершенствуется умение видеть ипередавать в рисунке с натуры пропорции, конструктивное построение, пространственное положение, перспективное сокращение форм, распределение светотени, цвет. Этап художественного развития учащихся 5-6 классов в целом можно назвать аналитическим. Без знании невозможно целостное восприятие произведения искусства в единстве его содержания и формы. Реальный вид изображаемых объектов приобретает для подростков особое значение. Они стремятся как можно точнее передать объем предметов, их детали, изменение цвета по поверхности. В этом возрасти дети начинают замечать не только видимое изменение формы предметов, но и чувствовать зависимость этих изменений от точки зрения рисующего (когда предметы находятся выше уровня, на уровне и ниже уровня зрения). Стоит заметить что, в 5-6 классах на уроках изобразительного искусства учащиеся продолжают изучатьпростейшие закономерностиперспективы, конструктивногопостроения предметов, светотени, цветоведения. Они приобретают навыку изображения объёмных предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе.
Начинается постепенный переход к пространственному объёмному изображению. Выделяют два основных методических подхода преподавания изображения пейзажа. На занятиях рисованием с натуры «созерцательно-эмоциональные» задачи связываются с аналитическими, связь эта должна быть органичной на занятиях рисованием по памяти и представлению.Педагог может раскрыть тему в неожиданных и интересных для ученика аспектах, чтобы разнообразить творческий процесс в целом.
2.2 Методические рекомендации к урокам. Проведение тематического урока по теме:Городской пейзаж со стаффажем «Ритмы нашего города»
Прежде чем проводить урок, следует подготовится к началу каждого занятия.Необходимо заранее подготовить соответствующие методические таблицы, репродукции, подробно изложить правила работы с материалом (красками). Нужно показать детям весь ход построения рисунка и работы красками, композиционное размещение рисунка на листе бумаги. Желательно, чтобы на этих занятиях сам преподаватель выполнил в присутствии учащихся основной процесс работы. Законченные работы полезно просмотреть коллективно, с тем, чтобы учащиеся отметили достоинства и недостатки своих рисунков.В конце просмотра надо суммировать их высказывания и дать указания к исправлению рисунков. Лучшие работы, выполненные учащимися на занятиях, нужно отобрать для хранения в папке у преподавателя. Одновременно с учебной работой педагог ведёт и большую воспитательную работу. Учитывая возраст учащихся, уровень художественного и эстетического развития каждого, а также местные, региональные особенности, педагог выбирает и рекомендует темы, их последовательность и время выполнения.
Задачи изображения пространства в пейзаже должны решаться в последовательности, предусматривающей нарастание сложности решения. Работа ведётся от простого к сложному. Ниже будет представлены планы конспектов по ведению урока.
Данное занятие сложно провести в рамках одного урока, то было принято решение опроведении цикла уроков с общей темой: «Городской пейзаж со стаффажем “Ритмы нашего города”».
Поурочные планы. Разработка двух уроков по теме:
Дата: 2019-03-05, просмотров: 342.