Мироненко Спартак Вячеславович
Городской пейзаж в образовательном процессе в обучении школьников (на примере реального мотива)
Выпускная квалификационная работа
(бакалаврская работа)
Вид образования: | Профессиональное образование |
Уровень образования: | Высшее образование (бакалавриат) |
Квалификация выпускника: | бакалавр |
Направление подготовки: | 44.03.01 Педагогическое образование |
Направленность (профиль) образовательной программы: | Образование в области изобразительного и декоративно-прикладного искусств |
Научный руководитель: | Доцент кафедры ИЗО, к.п.н. Голосай А.В |
Допущена к защите «____»___________201__ г. Зав. кафедрой ИЗО ___________________ | Дата защиты «___»__________201__ г. Отметка ___________________________ ___________________________ (Председатель ГЭК) |
Нижневартовск 2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ В ТЕХНИКЕ МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ..........................................................................................................5
1.1 Основная идея и создание городского пейзажа............................................5
1.2 Поэтапное выполнение городского пейзажа (композиционное решение и цветовые поиски).....................................................................................................6
1.3 Технология работы масленными красками при написании городского пейзажа«Ритмы нашего города».........................................................................16
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ ВХУДОЖЕСТВЕННОЙШКОЛЕ...................................................................23
2.1 Особенности преподавания изобразительного искусства в 5-6 классах художественнойшколы........................................................................................24
2.2 Методические рекомендации к урокам, разработка планов-конспектов по теме«Ритмы нашего города»...............................................................................25
2.3 Методы оценивания детских работ по предмету живопись на тему «Ритмы нашего города»......................................................................................................38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................42
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Для создание образа в пейзажной живописи требует особого мастерства от художника. Добиться этого можно приложив много усилия, как умственных так и практических. Под практикой понимается выезды на природу, для последующего выполнения зарисовок и набросков. Умение оценивать и делать пейзажные зарисовки повышает общее эстетическое восприятие мира ребёнком, способствует развитию его личности. Что касается методики изображения пейзажа на уроках в художественной школе, можно отметить тот факт, когда учащиеся занимаются изобразительной деятельностью (изображение пейзажа), у детей развивается воображение, им проще передать впечатления, и эмоциональный окрас.
Актуальность темы: Пейзаж обогащает внутренний мир человека, заставляет порой задумается о вечном. Многие известные педагоги Европы считали пейзажи высшим воспитательным средством. Эту идейную мысль продолжали Советские, и позже Русские живописцы. Пейзаж передает красоту природы вместе с тем выражая эмоциональное отношение к ней художника, пейзаж является и важным средством воспитания любви к Родине.
Городской пейзаж способен делиться на изображения исторической части города и зоны массовой застройки, или же пейзаж мегаполисов и малых городов. В таких случаях надо ориентироваться по преобладающему мотиву композиции.Огромное разнообразие пейзажных мотивов позволяет каждому человеку найти объект для любования, понять красоту пространственных отношений, созвучных его душе.
Цель дипломной работы: написать живописный городской пейзаж в художественном образе «Ритмы нашего города». Создать поурочный планы на основе исследования методик преподавания пейзажа в 5-6 классах на уроках изобразительного искусства в художественной школе.
Задач дипломной работы:
1. раскрыть роль уроков пейзажной живописи в процессе художественно эстетического развития школьников;
2. определить цели и задачи обучения изображения пейзажа в 5-6 классах;
3. разработать планы-конспекты уроков по пейзажу и наглядные пособия.
4. Уделить внимание критериям оценок. Методологии ФОС.
Обзор основных исследований по данной теме:При написании выпускной квалификационной работы была использована следующаяметодическая литература: Бесчаснова Н.П , Дроздова С.Б, Максимова В.Д, НеменскогоБ. М., Неменской Л. А Раушербаха Б.В, Ростовцева Н.Н, Русакова Т. Г, СокольниковойН.М. Использовались интернет ресурсы (электронные книги).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основная часть изложена в 2-х главах (теоретическая и практическая). В теоретической главе описаны методология проведения уроков по изобразительному искусству. Практическая часть выполнена в виде урока на тему «Ритмы нашего города». Завершением дипломной работы служит заключение и список литературы. Объём дипломной работы составляет 43страницы.Все наглядные материалы представлены в приложении.
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕРЕКОМЕНДАЦИИВ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ
Задачи направлены на эстетическое развитие учащихся, повышение интереса к предмету искусству в целом, развитие воображения и наблюдательности, реализацию творческих способностей у учащихся, направлены на изучение традиционной русской культуры. Живопись пейзажа является целостным курсом, включает в себя все основные жанры. Творческая профессиональная практика современного искусства заставляет нас постоянно расширять знания в области жанров пейзажа.
Занятия по изобразительной деятельности проводятся с 1-9 класс. Основные задача уроков – научить рисовать с натуры, на темы, выполнять иллюстрации и декоративные рисунки, выработать графические и живописные умения и навыки. Рассмотрим основные виды уроков:
Тематическое рисование – изображение явлений окружающего мира и иллюстрирование литературных произведений, играют большую роль в развитии творческого воображения. Большинство рисунков на тему сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. Развивает образное мышление, воображение, самостоятельность в работе, усидчивость.
Беседа об искусстве – на этих уроках дети знакомятся с жизнью и творчеством выдающихся мастеров, развивают эстетическое восприятие, художественный вкус, получают начальные знания по зарубежному и русскому искусству
Рисование с натуры – основной вид деятельности по ИЗО.Рисование с натурыразвивает умственное и абстрактное мышление, является методом наглядного обучения, приучает мыслить, целенаправленно вести наблюдения, пробуждает интерес к анализу натуры, тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной работе.
2.1 Особенности преподавания изобразительного искусства в 5-6 классах общеобразовательнойшколы
Обучении изображения пейзажа на уроках изобразительного искусства основан на принципе научности, который предусматривает изучение законов линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения, композиции и истории искусства. Принцип систематичности и последовательности обучения изобразительному искусству обусловлен прежде всего логикой изучаемого материала, его содержанием. Программа по изобразительному искусству включаетследующие виды занятий: рисование с натуры, рисование иа темы, декоративное рисование, беседы об изобразительном искусстве.
Ведущим видом занятий по изобразительному искусству в течение всего курса обучения является рисование с натуры. Этот вид учебной работы служит важным средством изучения натуры, окружающей действительности, и прежде всего такие его сторон и явлений, как форма, пропорции, объем, цвет, материал, освещённость, положение в пространстве, перспективное сокращение предмета.
В 5-6 классах у учащихся развивается и совершенствуется умение видеть ипередавать в рисунке с натуры пропорции, конструктивное построение, пространственное положение, перспективное сокращение форм, распределение светотени, цвет. Этап художественного развития учащихся 5-6 классов в целом можно назвать аналитическим. Без знании невозможно целостное восприятие произведения искусства в единстве его содержания и формы. Реальный вид изображаемых объектов приобретает для подростков особое значение. Они стремятся как можно точнее передать объем предметов, их детали, изменение цвета по поверхности. В этом возрасти дети начинают замечать не только видимое изменение формы предметов, но и чувствовать зависимость этих изменений от точки зрения рисующего (когда предметы находятся выше уровня, на уровне и ниже уровня зрения). Стоит заметить что, в 5-6 классах на уроках изобразительного искусства учащиеся продолжают изучатьпростейшие закономерностиперспективы, конструктивногопостроения предметов, светотени, цветоведения. Они приобретают навыку изображения объёмных предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе.
Начинается постепенный переход к пространственному объёмному изображению. Выделяют два основных методических подхода преподавания изображения пейзажа. На занятиях рисованием с натуры «созерцательно-эмоциональные» задачи связываются с аналитическими, связь эта должна быть органичной на занятиях рисованием по памяти и представлению.Педагог может раскрыть тему в неожиданных и интересных для ученика аспектах, чтобы разнообразить творческий процесс в целом.
2.2 Методические рекомендации к урокам. Проведение тематического урока по теме:Городской пейзаж со стаффажем «Ритмы нашего города»
Прежде чем проводить урок, следует подготовится к началу каждого занятия.Необходимо заранее подготовить соответствующие методические таблицы, репродукции, подробно изложить правила работы с материалом (красками). Нужно показать детям весь ход построения рисунка и работы красками, композиционное размещение рисунка на листе бумаги. Желательно, чтобы на этих занятиях сам преподаватель выполнил в присутствии учащихся основной процесс работы. Законченные работы полезно просмотреть коллективно, с тем, чтобы учащиеся отметили достоинства и недостатки своих рисунков.В конце просмотра надо суммировать их высказывания и дать указания к исправлению рисунков. Лучшие работы, выполненные учащимися на занятиях, нужно отобрать для хранения в папке у преподавателя. Одновременно с учебной работой педагог ведёт и большую воспитательную работу. Учитывая возраст учащихся, уровень художественного и эстетического развития каждого, а также местные, региональные особенности, педагог выбирает и рекомендует темы, их последовательность и время выполнения.
Задачи изображения пространства в пейзаже должны решаться в последовательности, предусматривающей нарастание сложности решения. Работа ведётся от простого к сложному. Ниже будет представлены планы конспектов по ведению урока.
Данное занятие сложно провести в рамках одного урока, то было принято решение опроведении цикла уроков с общей темой: «Городской пейзаж со стаффажем “Ритмы нашего города”».
Поурочные планы. Разработка двух уроков по теме:
План – конспект урока № 1
Для 5 класса
Вид занятий | Тематическое рисование |
Тема урока | Городской пейзаж со стаффажем «Ритмы нашего города» |
Тип урока | Комбинированный. |
Цель урока | Рассмотреть виды пейзажа, как жанр живописи - городской, сельский (деревенский), ландшафтный, индустриальный, морской (марина), декоративный, исторический, архитектурный (ведута). |
Задачи: | 1. Выполнить практическую работу - поисковые эскизы по теме «Ритмы нашего города». 2. Утвердить окончательный фор-эскиз. |
а) обучающие. | Усвоение правил и законов перспективы в составлении городского пейзажа. Дать понятия - центр композиции, стаффаж. |
б) развивающие. | Развитие творческих способностей у учащихся. Развить пространственное мышление. |
в) воспитательные. | Воспитание любви к природе, к родному краю, городу. Приобщение к эстетической культуре. |
Оборудование урока: а) для учителя. б) для учащихся. Оформление классной доски. |
1. План-конспект урока
2. Интерактивная доска (проектор) для демонстрации презентации «Виды пейзажа»
3. Наглядные пособия на классной доске «Поэтапное выполнение городского пейзажа» (включает три этапа).
Бумага формата А-4, граф., карандаш, ластик.
1. Дата. 2. Тема урока. 3. Схемы композиции 4. Фор-эскиз городского пейзажа 5. Определение и новые понятия (стаффаж)
| |||
План урока
1. Организационная часть - 2-3мин.
2. Закрепление пройденного материала. Сообщение новых знаний - 10 мин.
3. Практическая, самостоятельная работа - 25 – 27 мин.
4. Подведение итогов - 2-3 мин.
5. Завершение урока, задание на дом - 2-3 мин.
Ход урока
Перспектива улиц в архитектурном пейзаже
Сообщение новых знаний
(10 минут)
Исаак Левитан «Осенний день в Сокольниках»
Иван Шишкин
«Утро в сосновом лесу»
План – конспект урока № 2
Для 5 класса
Вид занятий | Урок практическое занятие (тематическое рисование) | |||
Тема урока | Городской пейзаж со стаффажем «Ритмы города» | |||
Тип урока | Комбинированный | |||
Цель урока | Закрепить понятия городской пейзаж со стаффажем. Завершить композицию по теме в красках (гуашь) | |||
Задачи: | 1. Определить цветовой настрой композиции (используя смешивание цветов гуаши на палитре) 2. Передать цветам настроения композиции(тёплый, холодный, тепло-холодный колориты) | |||
а) обучающие. | Усвоить правил цветоведения, технология работы с гуашью (смешивание цветов на палитре «разбеливание», «затемнение») | |||
б) развивающие. | Развитие цветового восприятия, чувства колорита, пространственного мышления. | |||
в) воспитательные. | Воспитать аккуратность при работе с красками, самостоятельность. | |||
Оборудование урока: а) для учителя. б) для учащихся. | Пособие на доске «Поэтапное рисование пейзажа со стаффажем» (включает три этапа). Бумага А-4 карандаш, ластик, гуашь, полира, кисть, тряпочка баночка. | |||
Оформление классной доски. |
1. Дата. 2. Тема урока. 3. Фор-эскиз. 4. Начало работы в цвете. 5. Завершающий этап работы над композицией. 6. Схемы (силуэты) изображения фигуры людей.
| |||
План урока
1.Организационная часть - 2-3мин.
2. Закрепление пройденного материала - 5 мин.
3.Практическая, самостоятельная работа - 25 – 27 мин.
4.Подведение итогов - 10 мин.
5.Завершение урока - 2-3 мин.
Ход урока
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Содержание программы по обучению учащихся живописи пейзажа направлена на формирование практических и теоретические знания по предмету, и служат теоретической подготовкой к практическим занятиям, более профессиональному и осмысленному выполнению учебных задач. Раскрываются основные закономерности восприятия цвета, построение живописного изображения на плоскости, уделяет внимание колориту, вносятся исторические аспекты в области пейзажной живописи. Для воспитания художественного восприятий у учащихся на занятиях пейзажной живописью существенное значение имеет использование различных приемов и техник. Учит сравнению при рассматривании картин и побуждение их к оценке этих произведений, выражение собственного отношения к достоинствам и недостаткам. Постановка простейших вопросов, направленных на выяснение того, что детям нравится в том или ином произведении, какая картина лучше, обостряет их восприятие и побуждает к оценочным суждениям. Рассмотренные в дипломной работе методики нацелены на формирование духовных и нравственных качеств личности посредством познания искусства, в частности, пейзажа. Развитие наблюдательности и зрительной памяти недостаточно в рисовании пейзажа, необходим также выход на пленэр чтобы тонко подмечать и отображать живую действительность природы. Ни один школьный предмет не может заменить великую силу искусства, которая формирует духовные и нравственные качества личности, как изобразительное искусство.
Учитывая вес вышесказанное, можно сделать вывод, что сегодня современная школьная программа по искусству должна быть ориентирована на становление духовного мира обучающиеся. Умение наблюдать - это великий дар! Каждому, кто научится внимательно всматриваться, природа подарит несметные сокровища и радость открытия красоты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Н.П Бесчаснов Изобразительное искусство Живопись М: 2010
2. Дементьева Е.Е. Диагностика профессиональной деятельности учителей изобразительного искусства и мировой художественной культуры /Под ред. Браже Т.Г. - Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 1998.
3. Достижения учащихся по изобразительному искусству как результат образовательной деятельности / Составитель Н.В. Карпова. - Оренбург: Изд-во ООИУУ, 1998.
4. Дроздова С.Б Изобразительное искусство 5 класс: Поурочные планы по программе В.С Кузина./Волгоград: Учитель - АСТ 2005.-128 с.
5. Дроздова С.Б Изобразительное искусство 6 класс: Поурочные планы по программе В.С Кузина./Волгоград: Учитель 2008.-186 с.
6. Кузьменкова О.В. «Диагностика и развитие личности учителя: Методическое пособие». - Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 1999.
7. Личностные достижения учащихся как результат деятельности учителя изобразительного искусства: Сборник текстов /Сост. И.Л. Морозкина, В.М. Дрофа.- Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2000.
8. КолякинаВ.И. «Методические рекомендации по организации элементами коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства»/МГПИ; Сост. - Магнитогорск, 1996.
9. Максимова В.Д. «Развитие творческой активности учащихся сельской школы /Методические рекомендации для организаторов воспитательного процесса». - Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2000.
10. Неменская Л. А «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс.» Учебник. ФГОС» Просвещение, 2016 г.
11. Сокольникова Н.М «Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе» М.:1999. -368 с.
12. Раушербах Б.В. Пространственные построения в живописи. М., 1980
13. Русакова Т. Г. Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом /Учебно-методический комплекс. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004.
14. Ростовцев Н.Н. «Методика преподавания изобразительного искусства в школе.» Агар М.: 2000 251.с
15. Традиции развития художественных росписей в современном декоративном искусстве России: Материалы городской научно-практической конференции /Г ред. Т.В. Саляевой. - Магнитогорск: МаГУ.2001.
16. Чадина Т.А. Как говорит искусство. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005.
17. Чадина Т. А. Чем и как работают художники. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005.
18. ШпикаловаТ.Я.«Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 5 класс» 128.стр
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Репродукции картин современных художников пейзажистов
2. Поисковые эскизы в карандаше
3. Поисковые эскизы в цвете
4. Утверждаенный фор-эскиз
5. Фор-экиз в цветовом и колористическом отношении
6. Подготовительный рисунок композиции на холсте
7. Выполнение «подмолевка» (расклад цвето-тональных отношений)
8. Прокладка свето-тени (обьем, пространства, воздушная перспектива)
9. Обобщение и детализация на переднем плане
10. Роботы обучающихся на тему «Ритмы нашего города»
Рисунок 1 Шалаев Алексей Евгеньевич «Рисунки - Старая Москва - Живопись» холст.масло |
Рисунок 2 Вахрушева Любовь Павловна «Морозный день» 2016 холст.масло 60х80 |
Рисунок 3 «Поисковые эскизы в карандаше» |
Рисунок 4 «Поисковые эскизы в цвете» |
| ||||
Рисунок 5 «Фор-экиз в цветовом и колористическом отношении» |
Рисунок 6 «Подготовительный рисунок композиции на холсте» |
Рисунок 7 Выполнение «подмолевка» |
Рисунок 8 «Выполнение «подмолевка» (расклад цвето-тональных отношений)» |
Рисунок 9 «Выполнение «подмолевка» (расклад цвето-тональных отношений)» |
Рисунок 10 «Прокладка свето-тени (обьем, пространства, воздушная перспектива)» |
Рисунок 11 «Прокладка свето-тени» |
Рисунок 12 «Обобщение и детализация на переднем плане» |
Рисунок 13 «Обобщение и детализация на переднем плане» |
Рисунок 14 «» |
Рисунок15 «» |
Рисунок 16 работы учащихся | ||
Рисунок 17 «масляные краски холодных тонов» | Рисунок 18 «масляные краски тёплых тонов» |
Рисунок 19 «клей ПВА и грунт акриловый» |
[1]Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительногоискусства в школе. 3-е изд., доп. и перераб. - М.: А1 АР, 2000
[2]Большая советская энциклопедия / главный редактор А.М.Прохоров. - М.: Советская энциклопедия, 1973. - С. 593
[3]Шорохов Е.В. Основы композиции: учеб. пособие для студентовпединститутов по спец. № 2109 «Черчение рисование и труд». - М.:Просвещение, 1979.
[4]Алексеев А. Компоновка пейзажа. М.: Юный художник, 2000, №3.
[5]Шорохов Е.В. Основы композиции. - М.:Просвещение, 1979.
[6]Шорохов Е.В. Основы композиции. - М.:Просвещение, 1979.
[7]Визер В.В. Живописная грамота. - СПб.: Питер, 2006.
[8]Беда Г.В. Живопись - М.: Просвещение, 1986.
[9]Паранюшкин P.B., ХандеваГ.Н. Колористика. Ростов-на-Дону, Книга, 2007.
[10]Визер В.В. Живописная грамота. - СПб.: Питер, 2006.
[11]Алексеев А. Компоновка пейзажа. М.: Юный художник, 2000, №3.
[12]Яшухин А.П. Живопись. М.: Просвещение. 1985г.
[13]Куписевич Ч. Основы общей дидактики. С.19.
Мироненко Спартак Вячеславович
Городской пейзаж в образовательном процессе в обучении школьников (на примере реального мотива)
Дата: 2019-03-05, просмотров: 760.