Передача перспективы представляет собой одну из существенныхзадач живописной техники. Изучение законов перспективы даетобъективное основание для способов изображения на картинной плоскоститрехмерных предметов, размещенных в пространстве. Различаютлинейную перспективу, воздушную и световую. Рассмотрим основныеправила воздушной и световой перспективы[8].
Воздушная перспектива заключается в том, что по мере удаленияпредмета и погружения его в воздушную среду изменяются его внешниечерты. Так, очертания предметов под влиянием воздушной среды теряютчеткость, ясность, приобретают мягкий, расплывчатый характер. По мереуплотнения воздушной среды и повышения насыщенности ее парами,пылью или дымом происходит более быстрое помутнение воздуха и болеезаметное изменение очертаний. В туманный день уже на небольшомрасстоянии трудно различать отдельные предметы. В пыльном илизадымленном воздухе исчезают ясные границы фигур. Чем прозрачнее (чище) воздух, тем меньше изменяются очертания;высокогорный воздух, например, поражает обманчивостью резкихочертании далеких гор, из-за чего в горах часто бывает трудно зрительноопределять расстояние[9].
Цвет предметов по мере погружения в воздушную среду изменяетсяочень своеобразно. Все цвета на расстоянии меркнут, приобретаютголубой оттенок. Цветовое различие смягчается, все цвета обобщаются водин голубовато-синий тон далеких планов. Раньше всех теряются из видусиние, зеленые краски, позже исчезают желтые, оранжевые и, наконец,красные.Черные предметы на расстоянии кажутся синими: рассеянные ввоздухе голубые лучи дневного света застилают темный предмет, так каксвет, отражаемый его поверхностью, очень слаб. Светлые предметы,особенно белые, заметны издалека. Их отраженный свет проникает сквозьвоздушный слой на большое расстояние. Светлые предметы на далекихперспективных планах теряют в некоторой степени светлоту и в силурассеивания света приобретают теплый оттенок[10]. Светотеневые контрасты, резкие на переднем плане, постепенносмягчаются и на большом расстоянии сливаются в один общий тон. Чемконтрастнее светотень в изображении, тем более предмет выходит напередний план; чем мягче контраст, тем изображение больше уходитвдаль. Благодаря тому, что светотень предметов стирается, светотеневойконтраст растворяется в воздухе, предметы на расстоянии теряютобъемность, рельефность, приобретают силуэтные, плоскостные черты.
Фактура и мелкие детали поглощаются, скрадываются воздушнымслоем. Предмет на расстоянии приобретает более обобщенный характер.Фактура материала, осязательная предметность формы, ее видимаямассивность по законам воздушной перспективы уступают местообобщенному призрачному и плоскому силуэту.
Световая перспектива характернее расстояние предметов отисточника света. Она возникает в условиях неравномерного освещения,природе можно наблюдать примеры, когда холодные цвета выступают напередний план, а теплые цвета уходят вглубь. В природе все предметы и объекты всегда гармоничны благодаряединству и объединенности красок общим освещением, взаимнымирефлексами и контрастным взаимодействием цветов.
Свет и цвет в картине- это не только средство изображения объемных форм, материала,пространства, состояния освещенности, но и элемент композиционногопостроения. С помощью цвета и света художник организует восприятиезрителя, акцентирует его внимание на главное, тем самым показывает содержаниевсей композиции.
На свету я использовал следующие красящие пигменты (масляной краски) и их смешивание: белила цинковые, серая, жёлтая светлая, охра золотистая, оранжевая, умбра жжёная, пурпурная, жёлто-зелёная, голубая.
В теневой части использовались следующие красящие пигменты (масляной краски) и их смешивание: серая, зелёная, голубая, фиолетовая светлая, фиолетовая тёмная, ультрамарин, сажа газовая.
Композиционный центр: Выделение композиционного центра при помощи тона и цветаосновано на свойстве зрения, воспринимать в первую очередь те предметы,которые контрастны по отношению к фону. Чем интенсивнее и ярче цвет,тем он сильнее действует на глаз, привлекая внимание. Интенсивноокрашенный предмет воспринимается в первую очередь. Это используетсяв композиции для правильного размещения цветовых пятен в пейзаже[11].
Одна из целей дипломной работы воплотилась в художественномобразе городской пейзаж «Ритмы нашего города». Сюжет городского пейзажа выполнен в техникемасляная живопись. Эта техника позволяет выразительно воплотить в жизньлюбые творческие задумки, реалистично передать изображение городской среды.
Научно-исследовательскую работу можно условно разделить на несколько этапов: поиск сюжета (городской пейзаж), подбор колорита будущей работы, выбор формата (композиции), перенос на холст и работа в материале (масленная живопись).
1. композиционные поиски этюда:
- выбор мотива, темы и сюжета,
- поиск оптимальной точки зрения,
- определение формата изображения,
2. подготовительный рисунок:
- определениепространственных планов,
- проработка тепло-холодности в работе,
- обобщенная зарисовка основных форм,
- детализация главного в будущем этюде;
3. живописное изображение:
- определение общего тона и цвета пейзажного мотива,
- передача общих больших тоновых и цветовых отношений,
- обобщенная моделировка формы,живописная проработка с учетом воздушной перспективы, выделениекомпозиционного центра.
4. завершающий этап работы над итоговой композицией «Ритмы нашего города»:
- окончательное выявление главного и второстепенного вцветотонового решения,
- проработка переднего плана (подчинение всех частей изображения целому, усиление илиослабление деталей по цветовому оттенку, светлоте и насыщенности)
Живописная картина городской пейзаж предполагает определеннуюподготовительную работу.Прежде чем выбрать сюжет будущей картины (городской пейзаж), необходимо посмотреть репродукции картин уже известных художников[см.Приложение ].После чего вдохновившись, идти в реальное место и делать много зарисовок (отдельных строений, домов.) Уделить время и стаффажу (деревья, машины, люди, и.т.д)[см.Приложение ].
Очень важно выбрать колорит будущей работы. Соблюсти цвето-колористический настрой. Для этого необходимо разобрать будущую картину по плоскостям, как правило это небо и земля (определится что из этого будет светлей). Выбрать направление света и его тепло-холодность. Утверждженную композицию необходимо проработать в материале (акварель или гуашь) [см.Приложение ].
Перенос готовой композиции осуществляется на ранее загрунтованный холст. В качестве грунта можно использовать (грунтовку на основе клея ПВА+ желатин, или готовый грунт акриловый художественный белый «Сонет» Невская палитра) [см.Приложение ].Основа для живописи должна быть правильно подготовлена:изготовлен подрамник, натянут, проклеен и загрунтован холст.Перед нанесением фунта лицевую поверхность холста нужнопроклеить. Проклейка образовывает тонкую эластичную пленку,закрывающую поры ткани, обеспечивает связь основы с фунтом. Дляпроклейки используется желатиновый клей. Затем прокладываетсяготовый акриловый фунт.
Рисунок окончательного этюда начинается скомпоновки и наброска основных форм на холсте легкими штрихами,намечаемых прямо кистью жидко разведенной коричневой краской[см.Приложение ].Ноуже и при этом учитываются расположение и пропорции основныхцветовых пятен натуры.
Подмалёвок представляет первый собственно живописный слой, в котором намечаются основные принципы пластического и колористического решения картины. Он исполняется тонко и бегло, но достаточно определенно. Его основной задачей является передать эффект света и тени изображения. В законченном виде подмалевок позволяет уже судить и об общем колорите картины. Очень важно закрыть весь холст иопределить тональные и цветовые отношения, на которых и держится всязадумка, определить основные отношения неба и предметов - деревьев иземли, дома и небо [см.Приложение ].
На следующем этапе работы маслом, когда найдены основныетоновые и цветовые отношения, можно приступать к подмалевку, а такжек более детальной проработке отдельных частей, подчиняя их общему[см.Приложение ].Разделение композиции на планы создает глубину, горизонтальный жеритм как бы уходит в бесконечность.
В работе используется пространственный принцип построения композиции, основанный назаконах живописи, благодаря чему создается ощущение воздушной среды,в которой растворяются дали. Так как каждому мотиву свойственен свойособый цветовой строй, цветовые решения некоторых частей композициипрорабатываются особенно тщательно, стараясь выделить главное иприглушить второстепенное[см.Приложение ].Сначала работа пишется широкой кистью, большими отношениями,в дальнейшем широко используется мастихин, заключительныепроработки выполняются маленькимикистями.Слишком слабые тени усиливаются, связываются полутонами, места, требующие блеска и силы, прокладываются красками густо, полной кистью. Основное внимание акцентируется на подборе тонов, изображении света и тени [12].
Для того чтобы избежать этюдности и придать работе более завершенныйхудожественный образ в учебной работе в технологическом плане былиопробованы все известные приемы: корпусное письмо, создание фактурымастихином, кистью и рукой; лессировки и в творческую работу былиперенесены самые удачные из них.
Писать маслом можно только по сырому или только по сухому слою краски. Если писать по непросохшей краске, живопись потеряет цвет, пожухнет. Форма, направление и характер мазка в живописи зависят от формы предмета, характера его поверхности и материала.
Важное место при представлении работы зрителям занимает оформление работы, поэтому выбору багета было уделено пристальное вниманиеи предпочтение было отдано багету, подчеркнувшему художественныйобраз городского пейзажа.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 364.