(композиционное решение и цветовые поиски)
Композиция - в качестве терминологии употребляться в эпоху Возрождения.Композиция (с латинского) означает «сочинение, составление, соединение,связь»[1].Построение художественного произведения, обусловленноеего содержанием и назначением, расположением и взаимосвязью его частей(линий, пятен света и цвета), направлено на то, чтобы в конечномитоге произведение обладало прекрасным качеством целостности, каждаядеталь была бы на своем месте. Композиция строится на сопоставлениивсех деталей с главным сюжетно-тематическим центром.В Большой советской энциклопедии композиция рассматриваетсякак «построение художественного произведения, обусловленное егосодержанием, характером и назначением и во многом определяющее еговосприятие.
Композиция является важнейшим компонентомхудожественного образа, придающий произведению единство и цельность,соподчиняющий его элементы друг другу и целому»[2]. Краткий словарьтерминов изобразительного искусства так определяет композицию:«структура, взаимосвязь важнейших элементов художественногопроизведения, от которой зависит весь его смысл и строй»[3].Говоря о композиции, следует, прежде всего, выделить основные,общие законы композиции.
Анализ научно-теоретических исследованийведущих ученых, художников-педагогов, искусствоведов, в области теориикомпозиции позволяет выделить следующие закономерности:
ü законцелостности;
ü закон типизации (жизненности);
ü закон контрастов;
Композиционные законы подчиняются правилам композиции:ритмическая организация картины, наличие сюжетно-композиционногоцентра, наличие равновесия в композиции. Они, в свою очередь,опираются на приемы композиции: группировку, изоляцию, наложение,членение, композиционные оси. И завершают формирование композициисредства художественной выразительности: линия, штрих, пятно,форма, фактура, цвет, светотень,пропорции, перспектива, формат,точка зрения [4].
Закон целостностиобъединяющее элементыв единоецелое, проявляется в природе и выступает какдиалектический закон. Благодаря соблюдению первого закона композиции- закона целостности - произведение искусства воспринимается какединое и неделимое целое. Главная черта закона целостностинеделимость композиции и означает невозможность воспринимать ее каксумму нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных частей.Неделимость закладывается в композиции через нахождение художникомтак называемой конструктивной идеи, которая способна объединить в одноцелое все компоненты будущего произведения. Она требуетнеповторимости элементов композиции, включая сюда формы, размеры,интервалы, характеры, типы, жесты [5].
Изображаемые предметы целесообразно размещать так, чтобы онилегко и ясно воспринимались человеком, даже в том случае, если оничастично закрыты другими предметами. Нельзя допускать, чтобысоприкасающиеся в композиции предметы совпадали своими силуэтамиили сливались, так как одни из них будут восприниматься какпродолжение других.
Закон типизации (жизненности) выступает не как частный закон, проявляющий свое действие в произведенияхизобразительного искусства, в которых ставится задача передачи движенияво времени. Он требует, чтобы в произведениях искусства, был передансмысл движения во времени и тем самым чувство жизненностиотображаемого.
В художественном образе черт типического через характерное,а также передача в произведении эстетических качеств(красивого, трагического, комического, лирического), создает в той илииной мере ощущение жизненности образа. Однако проблема передачидвижения не только механического, а движения в глубинном смысле,передачи ощущения движения во времени, чувства единстваразновременного во многом зависит именно от решения этого законакомпозиции.Закон контрастов - один из основных законов композиции.
Закон контрастов - Термин«контраст» обозначает резкую разницу, противоположность сторон.Живопись строится на контрасте тёплых и холодных цветов. Сила цветаувеличивается от сочетания его с контрастным (дополнительным) цветом.На этой основе возникают и действуют другие виды контрастов-контрасты линий, форм, размеров, характеров, состояний. Существеннуюроль в композиции играют контрасты больших и малых величин иконтрасты в построении сюжета (контрасты положений, психологическиеконтрасты)[6].Учитывая вышесказанное можно сделать вывод:
1) контрасты являются законом композиции, представляющимсобой специфическое проявление всеобщего закона диалектики - законаединства и борьбы противоположностей;
2) без контрастов нельзя создать не только произведения искусства,но даже простое изображение, в том числе линейный рисунок. Контраст является необходимым условием для того, чтобы зритель увидел изображение, таккак без них изображение сливается с фоном по тону или цвету;
3) контрасты создают выразительность произведения искусства ипоэтому выступают воздействующей силой композиции;
4) контрасты в композиции выступают как композиционная сила нетолько с точки зрения механики построения с учётом точки зрения творческого процесса создания художественных образов, поэтому основная работа над произведением связана с проблемой определения цветовых контрастов в будущей работе. характера цветовых контрастов в связи с созданием художественного образа [7].
Таким образом, роль контрастов в композиции универсальна. Они имеют отношение ко всем элементам композиции, начиная с характера конструктивной идеи и заканчивая цветовым построением сюжета. Композиция должна присутствовать всегда, но художник имеет право на любое преувеличение, отклонение, деформацию или обобщение, если это помогает эстетическому и художественному замыслу будущей картины
Дата: 2019-03-05, просмотров: 291.